Статья посвящена первым попыткам правительства США установить контроль над Доминиканской республикой, объявившей свою независимость от Республики Гаити в 1844 году
В статье рассматривается освещение так называемого «алабамского спора» — претензий Соединённых Штатов Америки к Великобритании в связи с ущербом, нанесённым морской торговле США каперскими судами Конфедерации, построенными на верфях Великобритании — в официальных публикациях правительства США и свидетельствах современников
После окончания гражданской войны усилились экспансионистские устремления североамериканской буржуазии, прежде всего в Западном полушарии. Но в период, непосредственно последовавший за конфликтом — во второй половине 60-х — начале 80-х гг. XIX в. — эти устремления носили по преимуществу потенциальный характер и не могли быть реализованы, так как ресурсы страны были крайне необходимы для завершения внутреннего переустройства страны.
В условиях бурного экономического подъема после гражданской войны, когда промышленность США не могла полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка, англо-американская торговля достигла такого уровня, которого она не превосходила до начала первой мировой воины.
Фенианская организация возникла в конце 50-х гг. XIX в. почти одновременно в США и в Ирландии. Организационно оба центра оставались практически независимыми. Состоявшийся в 1863 г. конгресс американских фениев создал «демократическую легальную организацию братства, объявив ее открытии обществом, добивавшимся национального освобождения Ирландии». Организация, ставившая своей целью создание в Ирландии демократической республики путем вооруженного восстания, была, несомненно, крупнейшей и значительнейшей организацией американских ирландцев.
Деятельность фениев на территории США 1865-1871 гг., несомненно, оказывала влияние на отношения между США и Великобритании. Американские правящие круги использовали фениев в своих внешнеполитических интересах. Это не принесло реальных результатов самим фениям, и мало помогло американской дипломатии, лишь целый комплекс экономических и внутри- и внешнеполитических факторов, сложившихся в начале 70-х годов XIX в., заставил Великобританию пойти на урегулирование спорных вопросов c США.
После окончания мексиканской войны 1846-1848 гг. в Соединённых Штатах начало созревать желание привести своё влияние в системе международных отношений в соответствие с возросшими курсами и возможностями страны.
В ходе выработки внешнеполитического курса сформировались два основных пути решения этой проблемы. Апологетами первого, «радикального», пути выступали экспансионистские круги демократической партии. Для них существовали два основных инструмента усиления роли Соединённых Штатов на мировой сцене — дальнейшая территориальная экспансия и союз с европейскими революционерами, разрушавшими основанную на легитимизме систему международных отношений, в которой США отводилось лишь место державы «второго разряда».
Но в начале 1850-х гг. американские радикалы потерпели неудачу в своих внешнеполитических проектах, и верх взяли «консерваторы», представители партии вигов, сторонники традиционных подходов, не ставившие целью взлом старой системы международных отношений. Наибольший внешнеполитический успех консерваторов был связан с кризисом Венской системы в годы Крымской войны. Именно тогда американская дипломатия настояла на заключении договора с Россией о правах нейтральных держав, в те же годы добилась «открытия» Японии экспедиция американского коммодора Перри, был заключен первый договор США с Персией.
Речи, статьи и выступления Ч. Самнера позволяют не только дать представление о системе внешнеполитических взглядов одного из видных политических и государственных деятелей США, но и конкретизировать представление о важных идеологических постулатах американской внешней политики второй половины XIX века.
Во время Крымской войны многие политические деятели России особое внимание уделяли заявлениям тех американцев, которые искренне стремились к сближению с Россией. И то, что во время Крымской войны часть американцев настаивала на мирном посредничестве с желанием оказать услугу России, было вполне оценено в Петербурге.
В статье охарактеризованы основные направления внешнеполитического курса США в период президентской администрации Мартина Ван Бюрена и дискуссии в американской политической элите по вопросам внешней политики. Правительство США стремилось разрешить мирным способом пограничный вооруженный конфликт с Англией и урегулировать отношения с Мексикой и Техасом.
Соединенные Штаты уже в первые три десятилетия XIX в. уверенно заявили о себе как о государстве, претендующем на первенство в решении судеб Западного полушария. Воспользовавшись слабостью испанской монархии и противоречиями между великими державами Европы, они не только приобрели за счет Испании значительные территории, но и дали понять своим конкурентам, прежде всего Англии и Франции, что отныне ни одна европейская держава не сможет претендовать на сколько-нибудь значительное участие в делах Американского континента.
Замысел настоящей статьи заключается в том, чтобы показать, какое влияние события 1806-1808 гг. (внешнеполитические события, борьба в конгрессе) принятие эмбарго оказали на состояние республиканской партии, на эволюцию первоначальных взглядов и принципов республиканцев
Статья посвящена современным взглядам на происхождение доктрины Монро. Особое внимание обращено на вопрос о влиянии слухов о готовящейся интервенции держав Священного союза в Новый Свет на принятие политических решений накануне разработки доктрины Монро. Подчеркивая роль предложений Джорджа Каннинга как непосредственного повода для провозглашения доктрины Монро, автор отмечает, что доктрина положила начало почти столетнему англо-американскому
«соперничеству/сотрудничеству» (термин Джея Секстона) между Вашингтоном и Лондоном за испано-португальское наследие в Новом Свете.
Появлению доктрины Монро, определившей концепцию национальных интересов во внешней политике США на век вперед, предшествовали горячие дебаты в американском обществе. Один из важных аспектов этих дебатов — формирование отношения молодой республики к национально-освободительному движению, захлестнувшему Латинскую Америку после окончания наполеоновских войн.
В статье рассматриваются обстоятельства внешнеполитического и внутреннего характера, положенные в основу ответа политической элиты США на национально-освободительное движение в южной части Нового Света, приведшего к пониманию необходимости установления дипломатических отношений с пятью независимыми латиноамериканскими государствами и к провозглашению принципа общего американского политического пространства.
В первой половине ХIХ в. на пограничных территориях США и Британской Северной Америки сложилась довольно взрывоопасная ситуация, вызванная рядом экономических, политических и географических факторов. Главной причиной пограничных споров являлось отсутствие точно установленной линии границы между двумя державами. Конфликтная ситуация на восточном участке границы была разрешена в 1842 г. в целом мирными средствами. Для разрешения конфликтной ситуации стороны прибегли к ряду механизмов мирного разрешения международных споров: подписание конвенций и договоров, использование в качестве посредника монарха дружественной державы.
Статья посвящена феномену государств с ограниченным международно-правовым суверенитетом (примере трех попыток государственного строительства в Северной Америке в XIX в.). Борьба за независимость Мексики, революция в Техасе и Гражданская война в США рассматриваются с точки зрения места самопровозглашенных государств в системе международных отношений и путей их дальнейшей эволюции.
Автор, опираясь на солидную источниковую базу, опровергает сложившийся миф о войне 1812 г. как начале канадской истории и легенду «о канадском ополчении», героически изгнавшем американских захватчиков с родной земли.