9 декабря 1861 года, после нелепого поражения армии Союза в сражении при Боллс-Блафф, Конгресс США по инициативе мичиганского сенатора Захарии Чендлера решил создать комитет, который бы расследовал причины непрекращающихся военных неудач Союза. Этот комитет получил полномочия вести судебное расследование всех аспектов состояния военных дел Союза «в прошлом, настоящем и будущем».
В Конгрессе США во время войны заправляли республиканцы, поэтому им досталось абсолютное большинство голосов в комитете (пять из семи). Председателем комитета был избран республиканец из Огайо сенатор Бенджамин Уэйд.
За время своего существования (до момента роспуска в мае 1865 года), комитет старался вникнуть во многие вопросы. Среди прочего он изучал сообщения о варварствах мятежников после первого сражения при Булл-Ране, расследовал управление военными округами, пытался прекратить контрабандную торговлю с врагом, следил за правительственными контрактами на поставку льда и качеством артиллерии, собирал рассказы об обращении с военнопленными в Конфедеративных тюрьмах, и конечно, искал причины военных поражений Севера. «Разбор полётов» устраивался после каждого крупного провала.
Всю войну комитет был в натянутых отношениях с администрацией Линкольна и большинством высших офицеров северных армий, особенно – Потомакской армии.
Не обладая какими-либо знаниями в военных вопросах, члены комитет разработали упрощенные критерии оценки военной работы. Убежденные, что численное превосходство Севера обязательно должно вести за собой победы, комитетчики нападали на генералов, которые, по их мнению, были не способны на решительные, наступательные действия. Испытывая предубеждение в адрес профессиональных военных, они считали, что виной поражений является трусость офицеров и их сомнительная преданность Союзу.
Ведущую роль в оценке генерала для членов комитета играло его отношение к Республиканской партии и вопросу о рабстве. Нейтральная позиция по рабству, или принадлежность к демократам автоматически порождали сомнения в его профессиональной пригодности, и комитет активно начинал добиваться его смещения. Так было с генералом Джорджем Мак-Клелланом. Его демократические симпатии и стиль ведения боевых действий пришлись не по нраву членам комитета, они назвали их контрпродуктивными и стали добиваться увольнения «Мака» из армии. На смену ему предлагались кандидатуры Джона Фримонта, Эмброуза Бернсайда, Джона Поупа и Джозефа Хукера. Они придерживались «правильной» политической платформы и разделяли позицию членов комитета по вопросам конфискации имущества противника и освобождения рабов. Военные неудачи этих генералов Уэйд сотоварищи объясняли не их личной бездарностью, а противодействием прорабовладельческих элементов в офицерском корпусе.
После Геттисбергского сражения комитет начал настоящую охоту на генерала Джорджа Мида, которому не могли простить отказ от преследования армии Роберта Ли. Примечательно, что подсказал комитету новую жертву для расследования генерал Дэниел Сиклс, чьё собственное поведение во время сражения было далеко от примерного. Историки обоснованно считают, что таким образом он хотел отвести огонь от себя. По своему обыкновению, комитет предложил на смену Миду кандидатуру «идеологически выдержанного» генерала, военного коменданта Нового Орлеана Бенджамина Батлера, забыв про провальную осаду форта Фишер, проведённую им незадолго до того.
Объединенный комитет по ведению войны был создан для контроля со стороны законодательной власти за тем, как исполнительная власть ведёт войну. Но комитет хотел не только контролировать, но и направлять. Для влияния на президента Линкольна использовался самый мощный инструмент – периодическая печать. Хотя заседания комитета проводились в полной тайне и свидетельства, которые были даны перед комитетом, засекречивались, Джордж Джулиан (ответственный в комитете за «связи с общественностью») иногда организовывал утечки информации в газеты. Члены комитета в полной мере пользовались парламентской трибуной и правом публиковать отчёты о своей деятельности. Рассказывая «зверствах», которые конфедераты творили в отношении северных военнопленных и негров, и, выставляя южан отсталыми и деградирующими личностями, комитет постепенно склонял общественное мнение Севера к одобрению республиканской военной программы.
Линкольн достаточно успешно уходил из-под давления комитета, но в начале войны он несколько раз позволял себя уговорить и удовлетворял требования членов комитета. Так было в случаях с назначением Фримонта на пост командующего Горным округом и ареста по подозрению в нелояльности генерала Чарльза Помероя Стоуна после сражения при Боллс-Блафф.
В целом, деятельность Комитета по ведению войны не оказала на это самое «ведение войны» существенного влияния. Самыми большими его «достижениями» стали углубление фракционности в офицерском корпусе армии Союза и усиление противоречий в «военной коалиции» республиканцев и северных демократов.