Южные политики обычно объясняли необходимость раскола тем, что был нарушен предыдущий федеральный договор — Конституция 1787 года.
4 февраля 1861 года сорок три делегата из штатов Южная Каролина, Алабама, Миссиссипи, Джорджия, Флорида и Луизиана собрались в Монтгомери, штат Алабама, чтобы написать временную конституцию для Конфедеративных штатов Америки. Дело было сделано всего за четыре дня, что можно объяснить почти полным единодушием среди делегатов, и тем, что Конституция представляла собой некий гибрид Статей Конфедерации и Конституции США, заимствовав оттуда целые положения.
Подобно Статьям Конфедерации, Временная Конституция создавала однопалатный Конгресс, в котором каждый штат имел один голос. Подобно Конституции 1787 года, новое соглашение предоставило президенту право вето, а Конгрессу — все те полномочия, которые имеет американский парламент. Было также множество других мелких различий между временной Конституцией Конфедерации и Конституцией 1787 года. Из британской системы заимствовали разрешение членам кабинета быть конгрессменами.
В соответствии с Временной Конституцией, конвент в Монтгомери до тех пор, пока не будет принята постоянная конституция и избран постоянный конгресс, провозгласил себя временным Конгрессом Конфедеративных штатов Америки.
К началу марта число делегатов конвента возросло до 50. Из них — 42 были адвокатами, 33 записались как плантаторы (из них — 27 адвокатов), 48 — урождёнными южанами, и 49 — рабовладельцами. Двадцать один человек имел по 20 рабов, 1 рабовладелец — 473. Тридцать восемь окончили колледжи. Почти у всех был большой опыт в американской политике: 23 были конгрессменами, 16 — судьями, включая двух председателей судов штатов, двое занимали посты в национальном правительстве, треть всех делегатов служили Республике Техас.
Джефферсон Дэвис стал президентом государства и сформировал правительство согласно Временной Конституции, которая должна была действовать около года, но просуществовала всего 31 день.
9 февраля, на следующий день после подписания временной Конституции, члены временного Конфедеративного Конгресса создали конституционный комитет из двенадцати человек, который возглавил лидер сецессионистов Южной Каролины Роберт Ретт-старший. 28 февраля комитет представил Конгрессу проект постоянной Конституции. После десяти дней обсуждения проект был одобрен и отправлен в штаты на ратификацию.
Структурно Американская и Конфедеративная Конституции были почти идентичны. Они состояли из преамбулы и семи статей, обе определяли полномочия президента, двухпалатного законодательного органа и судебной системы. Единственное структурное различие было в том, что первые двенадцать поправок к Конституции США были почти слово в слово включены в основной текст Конфедеративной Конституции.
В преамбуле объявлялось о сохранении суверенитета и независимости каждого штата. Штат имел право предложить отправить в отставку любое судебное или другое федеральное должностное лицо, проживающее и действующее на территории этого штата. Отставка принималась двумя третями голосов обеих палат Конгресса. Это положение в истории Конфедерации не использовалось ни разу. Штат мог вводить собственные ввозные и вывозные пошлины, но лишался права чеканить свою монету.
Подобно Конституции США, Конфедеративный основной закон признавал примат национальных законов над законами штатов и обязывал местных чиновников присягать на верность национальному правительству. Конфедеративный президент был ограничен одним сроком, но этот срок был увеличен до шести лет. Так же президент имел право вето и право распускать свой кабинет, но не мог увольнять чиновников, не находящихся в его непосредственном подчинении.
Раздел 9-й статьи 1-й, предоставлял национальному правительству право приостанавливать действие «habeas corpus» (процедуры рассмотрения законности ареста), если того потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Через пять дней после избрания Дэвиса решением Конгресса действие «habeas corpus» было приостановлено.
В Конституции специально оговаривался запрет на введение протекционистских налогов, либо финансовую поддержку из национального бюджета какой-либо отрасли промышленности, за исключением строительства и обслуживания наземных и морских путей сообщения. Национальное правительство получало некоторое превосходство над Конгрессом. Для одобрения ассигнований, предложенных правительством, требовалось простое большинство Конгресса, а чтобы подтвердить выделение денег, предложенное членами Конгресса – большинство в две трети. Чтобы избежать коррупции среди чиновников, сумма ассигнований должна быть высчитана до цента.
Главные различия между Конституциями США и Конфедерации приходились на вопрос о статусе института африканского рабства, «краеугольного камня» южной системы, по словам вице-президента Александра Стивенса. Если в Конституции 1787 года в отношении негров, находящихся в рабстве, используется эвфемизм «люди» (persons), то в Конституции 1861 года никто слово «раб» (slave) не скрывает, и оно в тексте документа встречается десять раз.
Южнокаролинцы, имевшие самую большую численность рабского населения, хотели, чтобы при определении количества представителей штата в Конгрессе, она учитывалась в полном объёме. Но, конституционный комитет отчетливо понимал, что такое решение будет препятствием для присоединения к Конфедерации штатов с маленьким количеством подневольного населения. Поэтому было решено при исчислении количества конгрессменов учитывать 3/5 всех рабов.
Чтобы Европа более благосклонно смотрела на новое государственное образование, в Конституции была прямо запрещена работорговля. Но запрет относился только к ввозу новых рабов из Африки, и никак не сказывался на продаже негров, уже ввезенных на территорию Конфедерации, или ввозимых из северных штатов. Запрещалось принятие законов, препятствующих осуществлению права собственности на рабов-негров. Теперь граждане Конфедерации получили право перемещаться и проживать в любом штате данной Конфедерации, вместе со своими рабами и собственностью, и ничто не должно ущемлять их права на вышеупомянутых рабов. Закон о беглых рабах терял свою силу.
11 марта конвент в Монтгомери единодушно принял новую Конституцию. На следующий день Хоуэлл Кобб, президент конвента, отослал Конституцию в штаты для одобрения. Первым ратифицировали Конституцию в Алабаме 87 голосами против пяти. 16 марта 260 делегатов собрания граждан штата Джорджия единогласно одобрили соглашение. Далее были Луизиана (94 против 10) Техас (126 против 2) и Миссисипи (78 против 7). Конституция вступила в силу.
В Южной Каролине радикалы сначала потребовали специально запретить вступление в Конфедерацию нерабовладельческих штатов, но 3 апреля сдались, и Конституция получила еще 131 голос в свою поддержку (против голосовали 21). Южнокаролинская ратификация сопровождалась предложением следующих поправок: отмена положения о трех пятых, и принятие в расчет числа представителей всего подневольного населения, запрет нерабовладельческим штатам присоединяться к Конфедерации, аннулирование запрета на работорговлю, и запрет правительству брать кредиты, кроме как в случае войны. Ни одна поправка не нашла поддержки.
50 делегатов Флоридского собрания единогласно ратифицировали Конституцию 22 апреля. За ними последовали Северная Каролина, Арканзас и Виргиния. ратификация Конституции в Теннесси проходила народным голосованием и новое соглашение получило 85 тысяч 753 голоса. Правительства штатов Кентукки и Миссури также выносили текст Конституции на всенародное одобрение, но не получили его, и штаты остались в Союзе.