Внешняя политика США в период президентской администрации М. Ван Бюрена (1837-1841)

В статье охарактеризованы основные направления внешнеполитического курса США в период президентской администрации Мартина Ван Бюрена и дискуссии в американской политической элите по вопросам внешней политики. Правительство США стремилось разрешить мирным способом пограничный вооруженный конфликт с Англией и урегулировать отношения с Мексикой и Техасом.

Дискуссии по вопросам внешней политики, территориальной экспансии США и отношений с Англией и Мексикой играли значительную роль в общественной жизни Америки в 1830— 1840-е гг. Выдающийся деятель Демократической партии Мартин Ван Бюрен (1782—1862), занимавший пост президента в 1837—1841 гг., оставил заметный след в этих спорах.

В программной инаугурационной речи 4 марта 1837 г. Ван Бюрен говорил о внешней политике в самых общих чертах. Внешнеполитический курс США, по его мнению, должен быть направлен на то, чтобы «поддерживать дружественные отношения со всеми нациями» на основе «взаимной открытости», развивать «торговые отношения на равных условиях»1. «Зная испытанную доблесть наших людей и состояние наших неисчерпаемых ресурсов, мы не ожидаем, но и не боимся никакой преднамеренной агрессии…» Президент заявлял о своей приверженности традиционной американской доктрине «невмешательства» в европейские дела или «изоляционизма»: США отклоняют «союзы, как фактор, нарушающий наше спокойствие», «не имеют особого расположения к какой-либо стране и отказываются вмешиваться в конфликты, как внутригосударственные, так и международные…»2. Заявление Ван Бюрена свидетельствовало о том, что он стремился проводить взвешенную и осторожную внешнюю политику, направленную на то, чтобы избежать втягивания в не отвечающую интересам Америки войну и сохранить ее нейтралитет в борьбе между великими державами Старого Света. Очевидна была его преемственность с курсом Джексона. Но перед ним неожиданно встала новая проблема — крайнее обострение американо-британских отношений, начавшееся после того, как в Верхней и Нижней Канаде в конце 1837 г. вспыхнуло восстание поселенцев.

Внешняя политика Ван Бюрена была направлена в основном на решение двух вопросов: урегулирование обострившихся отношений с Англией, вылившихся в вооруженный конфликт, и определение позиции правительства по техасской проблеме. За столетие, последовавшее после англо-американской войны 1812—1815 гг., отношения между США, с одной стороны, и Англией и Канадой — с другой, неоднократно обострялись из-за неурегулированности территориальных вопросов, что ставило обе стороны на грань войны, особенно в 1837—1839 гг., 1865—1871 гг. и 1901—1902 гг. В этой череде кризисов пограничный конфликт 1838—1839 гг. являлся самым крупным и грозил перерасти в широкомасштабные военные действия.

Угроза возникновения новой войны с Англией была связана с тем обстоятельством, что северо-восточная граница США, впервые определенная по договору 1783 г., оставалась, тем не менее, предметом острых разногласий3. По договору 1794 г. уполномоченные комиссары провели демаркацию американо-британской границы в районе р. Сент-Круа и ее верховий, но взаимные претензии на еще не заселенное «плоскогорье» (highlands) не были урегулированы. В 1831 г. договоренности по спорным территориям, достигнутые на конвенте в 1827 г., были отвергнуты обеими сторонами. Ухудшали отношения между США и Англией вопросы, связанные с пресечением незаконного ввоза рабов в южные штаты4. Английский парламент еще в 1807 г. принял решение о запрещении работорговли. Англичане не только преследовали работорговцев на море, но и проводили в своих колониях в Вест-Индии политику постепенной отмены рабства (например, в Тринидаде это произошло в 1837 г.).

Существенное обострение отношений между двумя странами началось после того, как в Канаде в конце 1837 г. вспыхнуло восстание во главе с членом колониальной ассамблеи Верхней Канады, журналистом У.Л. Маккензи. Канадские патриоты, объединившиеся в революционную организацию «Сыны свободы», выступавшую за ликвидацию королевской колониальной власти и создание независимой демократической республики, добились в ноябре—декабре лишь незначительных местных успехов. Отряды повстанцев, состоявшие в основном из мелких фермеров и представителей интеллигенции крупных городов, были быстро разбиты английскими регулярными войсками и канадской лоялистской милицией, оттеснившими их в лесные массивы на англо-американской границе5. В районе Буффало, где р. Ниагара отделяет Верхнюю Канаду от США, повстанцы перешли границу для проведения перегруппировки сил на американской стороне. Американское население пограничных штатов Нью-Йорк, Вермонт, Огайо и Мэн симпатизировало канадским повстанцам и пополнило их ряды сотнями добровольцев6.

Двадцать девятого декабря 1837 г. произошел так называемый «Каролайнский инцидент» — канадская милиция захватила небольшое американское судно, в результате чего были жертвы среди граждан США, о чем президент сообщил в послании Конгрессу7. В январе 1838 г. начались вооруженные столкновения на границе между американскими поселенцами и английскими войсками. Англия и США обменялись нотами протеста. Британская сторона указывала на «пиратские» действия со стороны населения пограничных штатов в отношении «дружественной страны», осуществлявшихся «при попустительстве американских властей»8.

Потопленное судно США использовалось для перевозки повстанцам оружия. Великобритания требовала пресечь подобные действия.

Занятый проблемами, связанными с урегулированием финансовоэкономического кризиса, Ван Бюрен первоначально переложил решение проблемы пограничных столкновений на власти штатов, но впоследствии вынужден был лично вмешаться. США переживали острый финансово-экономический кризис и не были готовы к войне. Основные силы их немногочисленной регулярной армии, значительно уступавшей в вооружении англичанам, были разбросаны по множеству фортов на протяжении нескольких тысяч километров западной границы от Луизианы до северного Мичигана для защиты белых поселенцев от индейцев. Местное ополчение, поддерживавшее канадцев и решительно настроенное на войну с Англией, насчитывало десятки тысяч бойцов. Но они были плохо подготовлены и вооружены, а также слабо дисциплинированы.

В письмах к губернаторам Вермонта и Нью-Йорка в начале декабря 1837 г. Ван Бюрен потребовал от них придерживаться «строгого нейтралитета». В январе и ноябре 1838 г. он опубликовал декларации о нейтралитете, в которых призвал население пограничных штатов воздерживаться от вмешательства в гражданскую войну в Канаде, не снабжать повстанцев оружием, продовольствием, не оказывать им помощь в любой иной форме9. Для наведения порядка на границе был послан генерал У Скотт, который арестовал Маккензи и начал разоружение и роспуск отрядов канадцев и американских добровольцев. Однако повстанцы создали новые отряды, провозгласили о формировании временных правительств Верхней и Нижней Канады и неоднократно организовывали вторжения в Канаду в течение 1838 г., используя территорию США как плацдарм.

Ван Бюрен попытался нормализовать англо-американские отношения и урегулировать вооруженный конфликт мирными средствами: он выразил официальный протест на действия Англии, нарушавшие американский суверенитет, и начал переговоры10. Президент послал летом 1838 г. с неофициальной дипломатической миссией в Лондон своего сына Джона Ван Бюрена, встретившегося с главой МИДа Пальмерстоном, премьер-министром лордом Мельбурном и лидером торийской оппозиции герцогом Веллингтоном11. Английское правительство вынуждено было реагировать на ноту протеста и неофициально обещало не допускать больше пограничных инцидентов, но, несмотря на это, вторжения с территории Канады возобновились осенью 1838 г. При этом центр противостояния переместился из района Ниагары на северо-восток — на границу между штатом Мэн и канадской провинцией Нью-Брансуик, где находились спорные территории, на которых американцы возвели укрепленные форты. Конфликт между Мэном и Нью-Брансуиком имел долгую историю, связанную с борьбой за пограничное поселение Мада- васка, в котором проживали как канадцы, так и американцы. Кроме того, американские власти стремились пресечь деятельность на своей территории лесорубов из Нью-Брансуика, предприняв против них силовые действия12.

Правительство Мэна выделило 0,8 млн долл. на военные приготовления и мобилизовало 4 тыс. милиционеров (ополченцев) для защиты штата. В конце 1838 — начале 1839 гг. на канадской границе в районе р. Арустук происходила локальная пограничная война («Aroostook War»). В связи с ней Конгресс в кратчайшие сроки принял законы, расширявшие полномочия президента, увеличивавшие сроки службы в милиции в случае необходимости с трех до шести месяцев, что давало возможность мобилизовать до пятидесяти тысяч человек. Выделялись 10 млн долл. на военные приготовления13. Только весной 1839 г. пограничный конфликт был урегулирован при посредничестве генерала Скотта. Ван Бюрен предпринял дипломатические усилия по освобождению пленных американцев.

В 1838—1840 гг. пограничный вопрос неоднократно обсуждался в Конгрессе. Позиция Ван Бюрена содержалась в ежегодных посланиях 1838 г. и 1839 г. и в специальном послании Конгрессу по пограничному спору 26 февраля 1839 г. Он настаивал на мирном урегулировании конфликта путем переговоров и соблюдении «строгого нейтралитета» в отношении событий в Канаде14. Ван Бюрен считал, что размежевание спорной территории на севере штата Мэн «начиная от Верхнего озера и вплоть до Лесного озера на Северо-Западе» должно осуществляться на основе «тесного сотрудничества» с Англией15. В ходе обсуждения в сенате и палате представителей в марте-апреле 1840 г. были приняты резолюции о поддержке штата Мэн и необходимости установления «справедливой границы»16.

Территориальный спор между Британией и США был урегулирован уже после отставки Ван Бюрена. По договору Уэбстера—Ашбертона 1842 г. устанавливалась северо-восточная граница США с Канадой; при этом США приобрели более 50% спорной территории, составлявшей свыше 12 тыс. кв. миль. Мэн получил под контроль район р. Арустук — одного из притоков Сент-Джона, а Нью-Брансуик — Мадаваску. Новая граница проходила в основном по линии разграничения, ранее предлагавшейся Ван Бюреном17.

Президент США поддерживал американскую экспансию на юго-западные и северо-западные земли Североамериканского континента. В период его администрации возникла еще одна внешнеполитическая проблема — орегонская. На обширные северо-западные области, колонизируемые американцами-северянами, претендовали Англия, США, Россия и Испания. Однако в 1818 г. и 1827 г. были заключены англо-американские договоры. Согласно этим соглашениям, Орегон формально объявлялся открытой для доступа подданных обеих держав территорией вне зависимости от притязаний иных государств на ту или иную ее часть18, а фактически переходил в совместное владение Англии и США. Этот статус он имел вплоть до 1846 г. Правительство Ван Бюрена послало в 1838 г. для исследования орегонского побережья экспедицию известного исследователя Чарльза Уилкса. В 30-е годы XIX в. в Орегон проникли американские миссионеры и первые поселенцы, число которых увеличилось в условиях экономической депрессии, охватившей в 1839 г. Средний Запад, и составило к 1841 г. 400 человек.

На рубеже 30-40-х гг. XIX в. в Конгрессе неоднократно выдвигались требования присоединить территорию Орегона к США, так как в противном случае ее могла захватить Англия. Беспокойство в США вызывала активность на Северо-Западе английской Компании Гудзонова залива, вытеснявшей Американскую пушную компанию. Толчком к обсуждению орегонской проблемы стало письмо Ван Бюрена 30 апреля 1838 г. в палату представителей, в котором был поставлен вопрос о «правах США на территорию за Скалистыми горами». Опасения президента вызывала угроза «занятия» Северо-Запада «какой-либо державой»19, в первую очередь Англией и, возможно, Россией.

В ходе дискуссии в нижней палате Конгресса в мае 1838 г. К. Кушинг заявил, что необходимо создать военный пост на р. Колумбия для предотвращения угрозы аннексии Орегона со стороны европейских держав. Присоединение земель Северо-Запада возможно «по праву первого открытия». «Открытие части острова вело к открытию всего острова… Открытие американцами реки (Колумбия) привело не только к открытию близлежащих земель, но и территории ее верховий»20. Однако лидер фракции вигов Дж.К. Адамс выступил против подобной логики в трактовке международного права21.

В апреле-июне 1840 г. в палате представителей и сенате обсуждались вопросы об американских правах на Орегон22, был создан специальный комитет по этой проблеме23, а также принято решение о распространении действия законов США на территорию Орегона24. Для администрации Ван Бюрена проблема Орегона все же носила второстепенный характер. Она вышла на первый план для правительства США только впервой половине 40-х гг. XIX в., когда численность американского населения на Северо-Западе после «Великого переселения» из района устья р. Миссури выросла до 5 тыс. человек25.

Результатом американской экспансии на Юг стало появление техасской проблемы, тесно связанной с рабством и на долгие годы превратившейся в один из главных предметов внутриполитических дискуссий в США. Еще в 1821 г. мексиканское правительство разрешило американским гражданам селиться в пограничной пустынной провинции Техас. При этом покупать землю в северо-восточных областях Мексики могли только исповедующие католицизм, но это условие договора постоянно нарушалось. Первую группу из трехсот американских пионеров возглавил «отец Техаса» Стивен Ф. Остин. К массовой колонизации Техаса призывали Т. Джефферсон, Г. Клей, Дж.Р. Пойнсетт, Т.Х. Бентон и другие выдающиеся политики — и демократы, и виги. Численность мексиканцев и степных индейцев апачей и команчей в Техасе была незначительной. Освоение провинции осуществлялось преимущественно американцами-южанами, многие из которых брали с собой рабов. Приток переселенцев из США («техасская лихорадка») привел вскоре к тому, что количество американцев сначала трехкратно, а потом и десятикратно превысило малочисленное мексиканское и индейское население. Янки-колонисты чувствовали себя полными хозяевами, а не гостями в Техасе. Белые англосаксы пренебрежительно относились к местным жителям, проводя в отношении их дискриминационную и даже сегрегационную политику, и стремились к объединению с США.

Американские экспансионисты давно мечтали о присоединении Техаса, несмотря на заключенный с Испанией в 1819 г. Трансконтинентальный договор, по которому эта территория признавалась частью Новой Испании (Мексики). В 1827 г. США предлагали мексиканскому правительству продать Техас за 1 млн долл. Выражалось также желание приобрести Верхнюю Калифорнию, но все просьбы были отвергнуты мексиканцами. В течение 5 лет (1830—1835 гг.) президент Э. Джексон, пользуясь слабостью Мексики, пытался дипломатическим путем захватить колонизируемый регион, но потерпел неудачу26. В ноябре 1835 г. американские колонисты подняли восстание («Техасская революция»). Первого марта 1836 г. техасцы провозгласили создание «независимого правительства» со своей армией и заявили о выходе из Мексиканской Конфедерации, где торжествует «деспотизм»27. Декларация независимости Техаса была составлена по примеру Декларации независимости США. Мексиканцы пробовали организовать резню американских поселенцев. Однако повстанцы нанесли тяжелые поражения превосходящим их по численности и мощи мексиканским войскам во главе с генералом А. Л. Санта-Анной, который попал в плен в сражении при Сан-Хасинто в апреле 1836 г. Фактический диктатор Мексики, находясь в плену, вынужден был отдать приказ о выводе войск из Техаса и подписать секретный договор о признании его независимости. Однако мексиканский Конгресс отказался утвердить данные соглашения.

В октябре 1836 г. была официально провозглашена Техасская республика во главе с С. Хьюстоном. Новое государство признали некоторые европейские государства. Республика Техас с рабовладельческим укладом хозяйства впоследствии заявила о своем намерении присоединиться к США. Территория, на которой она была создана, представляла собой пустынные колонизируемые области и составляла почти четверть общей площади Мексики28. Пример с суверенитетом Техаса не является уникальным. Американцы, поднимая восстания на пограничных территориях, провозглашали создание квазигосударств с тем, чтобы впоследствии объединиться с США. Подобные события уже имели место в Восточной Флориде и позднее в Калифорнии («Республика Медвежьего Флага»).

Южане представляли присоединение Техаса как дело общенационального значения. Техас обладал большими запасами полезных ископаемых и водными артериями, естественным образом связанными с судоходными реками восточных штатов29. Следовало учитывать также геополитическое и стратегическое значение Техаса, без аннексии которого невозможно было дальнейшее продвижение на Запад, выход к Тихому океану и захват Орегона. Обосновывая права США на Техас, аннексионисты заявляли, что его территория якобы является частью Луизианы, приобретенной у Франции в 1803 г., но затем «уступленной» по договору 1819 г. Испании и ее правопреемнице Мексике в обмен на Флориду. Во избежание пограничного конфликта с Мексикой необходимо было только четко установить западные и южные границы Техаса30. Официальная позиция партийного руководства демократов заключалась в том, что аболиционисты действовали неправильно, атакуя рабовладение на федеральном уровне, поскольку оно является «внутренним делом» штатов31. Отменить рабовладение мог только Конгресс, в котором неуклонно увеличивалось представительство и влияние свободных штатов.

Техасский вопрос дебатировался в сенате 13—27 февраля 1837 г. В ходе голосования 25 сенаторов против 21 высказались за резолюцию о независимости Техаса32. Несмотря на угрозу разрыва официальных связей с Мексикой, 3 марта 1837 г., в последний день своей администрации, Э. Джексон признал независимость Техаса и заявил об установлении США с ним дипломатических отношений. В течение 9 лет (1836—1845) у Республики Одинокой звезды имелись собственные президент, правительство, армия, парламент (конгресс) и местные органы государственной власти33. Столицей молодого государства был г. Остин (временно в 1837—1839 гг. — г. Хьюстон). Мексика отказалась признавать независимость Республики Техас, считая регион своей мятежной провинцией, начала экономическую блокаду и угрожала войной в случае ее включения в состав США.

Отделение Техаса являлось не единственной причиной ухудшения американо-мексиканских отношений в период администрации Ван Бюрена. Этому также способствовали и действия неустойчивых, быстро менявшихся правительств Мексики, которые часто арестовывали американские корабли и конфисковывали собственность, в результате чего граждане США потеряли несколько миллионов долларов. На эти противоправные действия мексиканцев, периодически осуществлявшиеся с 1817 г., указывал 2 декабря 1837 г. в своем докладе президенту государственный секретарь Дж. Форсайт34. Администрация США заверила мексиканское правительство в том, что будет проводить политику «строгого нейтралитета» в техасском вопросе и не вмешиваться в мексикано-техасские отношения. В действительности же США активно поддерживали сепаратистов, направили эскадру, которая курсировала в 1838—1840 гг. вдоль побережья Мексиканского залива35. Но из-за внутренних проблем американцы не хотели ввязываться в полномасштабную войну.

В присоединении Техаса были заинтересованы в первую очередь крупные земельные спекулянты из различных регионов страны и южные плантаторы. Они стремились захватить новые плодородные земли с целью их перепродажи фермерам или организации рабовладельческих хозяйств. Однако Конгресс и большинство американских политиков выступили против немедленной аннексии, которая отвергалась в течение всех четырех лет администрации Ван Бюрена. Президент учитывал подобные настроения. На встрече с техасским дипломатом М. Хантом в июле 1837 г. он отверг просьбу об аннексии. Впоследствии в августе 1837 г. Ван Бюрен отклонил официальное обращение Республики Техас о включении ее в состав США. В апреле 1838 г. в Вашингтоне был заключен договор между США и Техасом об установлении границы по р. Ред-Ривер. В августе 1839 г. американцы создали совместную с техасцами комиссию. Она приступила в октябре 1839 г. к демаркации границы между двумя республиками36. В ежегодном декабрьском послании 1840 г. Ван Бюрен сообщил конгрессменам, что к июню 1840 г. были завершены работы по установлению границы от Мексиканского залива вдоль западного берега р. Сабин до 32о с.ш. В ближайшее время предполагалось разметить остававшийся недемаркированным небольшой сухопутный участок границы до Ред-Ривер — естественной водной преграды между Техасом и США37.

В вопросе о присоединении Техаса столкнулись интересы свободных и рабовладельческих штатов. Традиционная трактовка в историографии причин экспансионизма плантаторов основывается на том, что особая агрессивность рабовладельческого региона была вызвана потребностями экстенсивного сельского хозяйства, которое разрушало почвы. Новые представления в исторической науке связаны с тем, что экспансию Юга на новые территории можно объяснить не столько экономическими (в южных штатах к началу Гражданской войны еще оставалось 2Д необработанных земель), сколько политическими соображениями — укрепить и усилить свое политическое влияние в Союзе. При этом Юг и Север были равно склонны к территориальной экспансии38.

Несомненно, что присоединение значительной по территории рабовладельческой республики существенно изменяло соотношение сил в пользу Юга и вызывало угрозу обострения межсекционных противоречий. Несмотря на то, что в 1836—1841 гг. межсекционный конфликт не достиг той остроты, которая обнаружится спустя десять лет, и стремление президента Ван Бюрена наладить отношения с Югом, его политический курс был направлен на достижение компромисса между интересами различных регионов. Ван Бюрен проводил взвешенную и осторожную политику в отношении Техаса. С одной стороны, он, как и ранее Джексон, стремился сохранить мир и не допустить войны, а с другой — обеспечить интересы США в техасском регионе. Его нежелание аннексировать Техас можно объяснить не рабовладельческим характером последнего и угрозой значительного расширения рабовладельческой территории, а скорее нежеланием воевать с Мексикой.

В условиях партийно-политической борьбы, финансово-экономического кризиса и обострения социальных противоречий Ван Бюрен не решился пойти на односторонние уступки южанам и осуществить аннексию Техаса. Такая позиция правительства США была связана также и с тем, что могли возникнуть некоторые конституционные препятствия для вхождения в состав Союза Техаса. Кроме того, в то время американская «крошечная армия увязла в болотах Флориды, сражаясь с индейцами-семинолами»39. США вынуждены были тогда вести одновременно две необъявленные войны: на севере — пограничный конфликт с Англией («Арустукская война»), а на юге — затяжную войну с индейцами-семинолами40. Американцы опасались серьезных международных осложнений и, в первую очередь, противодействия европейских держав, признавших суверенитет Техаса и открывших на его территории дипломатические представительства, и особенно Англии, преследовавшей свои политические и экономические интересы в Мексике и Техасе.

Характеризуя отношения США с другими государствами, кроме Мексики и Англии, следует отметить, что они носили дружественный характер, о чем сообщал в своих ежегодных посланиях президент. Америка стремились установить официальные дипломатические отношения с латиноамериканскими и западноевропейскими странами и заключить выгодные договоры о торговле. Испания и Франция были вытеснены из Североамериканского континента в начале XIX в. и не представляли угрозы для США. Все усилия американцы направили на освоение своих огромных западных территорий, поэтому они не стремились к активной политической и экономической экспансии в Латинской Америке. Она стала возможной только в середине — второй половине XIX в. в соответствии с доктриной Монро.

В политическом руководстве США сохранялось настороженное отношение к России, доминировавшей на европейском континенте. Американцы опасались экспансии Российской империи на северо-западные земли, а Джексон говорил даже о возможности войны с ней. В действительности Россия пошла на значительные уступки США и урегулировала пограничные вопросы по договору 1824 г. Сложности в двусторонних отношениях возникли в 1838 г. в связи с отказом России продлевать разрешение американцам на торговлю с индейцами вдоль северо-западного побережья Русской Америки — Аляски, о чем президент информировал законодателей41. Однако это обстоятельство не вызвало серьезных осложнений в российско-американских отношениях, которые, по мнению Ван Бюрена, в целом оставались мирными и дружественными. В период президентства Ван Бюрена самое южное русское поселение в Северной Америке, крепость Росс (Форт-Росс) в Калифорнии перешла под контроль американцев (в 1841 г.).

Все большее значение в национальной политике в 1830-е гг. начинает приобретать вопрос о рабстве, что было связано с деятельностью аболиционистов, которые первоначально были в основном религиозным движением, требовавшим отмены рабства по морально-этическим соображениям. Ван Бюрен не был ни аболиционистом, ни сторонником расширения рабства и стремился проводить компромиссную линию, учитывая интересы как Севера, так и Юга. Сущностью политики его администрации в вопросе о рабстве являлось сохранение статус-кво.

Ван Бюрен поддержал рабовладельцев в имевшем большой общественный резонанс деле испанской рабовладельческой шхуны «Амистад». Судно, перевозившее рабов из Сьерра-Леоне на Карибы, было захвачено взбунтовавшимися африканцами. Американцы задержали дрейфовавший возле побережья США корабль и арестовали негров- мятежников. Президент поддержал требования Испании о выдаче ей африканцев и последующем их перемещении в статусе рабов на Кубу42. Дж.К. Адамс и аболиционисты защищали негров на судебном процессе в 1839—1840 гг.43 В конечном итоге в январе 1841 г. суд принял решение о возвращении африканцев на родину, поскольку они не являлись собственностью, так как были захвачены в рабство незаконно.

Президент Ван Бюрен способствовал урегулированию обострившихся в конце 1830-х гг. американо-британских отношений. Но территориальная экспансия США на Юге была чревата расширением зоны рабовладения, поэтому техасская проблема вышла в 1830-е гг. на первый план и способствовала поляризации политических сил в стране. Движение за аннексию соседних территорий поддерживала не только плантаторская аристократия Юга. Оно имело большую популярность в массах фермеров и буржуазии Запада и среднеатлантических штатов. Начало 1840-х гг. ознаменовалось общим подъемом не только южного, но и северного экспансионизма. Десятки тысяч поселенцев устремились к побережью Тихого океана, в Калифорнию, Орегон и Техас. В отличие от Джексона, который добился выгодного для себя разрешения спорных внешне- и внутриполитических вопросов и не вызвал раскола общества на непримиримые группировки, его преемнику Ван Бюрену достичь этого было уже сложнее. Он столкнулся с тем, что становилось все труднее проводить политику, которая удовлетворяла бы все регионы США. Роль вопроса о рабстве в американской политике во второй четверти XIX в. постоянно возрастала. Возможное присоединение значительной по территории рабовладельческой республики существенно изменяло соотношение сил в пользу южных штатов и вызывало угрозу обострения противоречий между двумя политико-географическими секциями. В вопросе об аннексии Техаса столкнулись интересы южных и северных штатов.

Примечания

  • Martin Van Buren. Chronology, Documents, Bibliographical Aids / Ed. by I.J. Sloan. Dobbs Ferry (N.Y.), 1969. P. 29.
  • Ibid. P. 30.
  • Treaty with Great Britain. August 9, 1842 // Select Documents Illustrative of the History of the United States 1776—1861 / Ed. by W. Macdonald. N.Y.—L., 1930. P. 335.
  • Documents of American History / Ed. by H.S. Commager. N.Y., 1962. Р. 300.
  • Ibid. P. 64.
  • The Caroline Affair // Documents of American History / Ed. by H.S. Commager. P. 289-290.
  • Ibid. P. 287-288.
  • Ibid. P. 290-291.
  • Proclamations calling upon citizens to remain neutral in Canadian Civil War, January 5, 1838 and November 21, 1838 // Martin Van Buren. Chronology, Documents, Bibliographical Aids. P. 65-67.
  • Niven J. Martin Van Buren: the Romantic Age of American Politics. N.Y.-Oxford, 1983. Р. 439-440.
  • Ibid. Р. 439-440.
  • McInnis E. «The Unguarded Frontier»: a History of American-Canadian Relations. N.Y., 1942. P. 167-169.
  • Niven  J. Op. cit. Р. 440-442.
  • Martin Van Buren. Chronology, Documents, Bibliographical Aids. P. 71-72, 82, 86.
  • Congressional Globe, 26th congress. 1st Sess. Appendix. P. 1.
  • Congressional Globe, 26th Congr. 1st Sess. P. 291-292, 331.
  • The Webster—Ashburton Treaty. August 9, 1842 // Documents of American History. Р. 298—300. Подробнее см.: Усов Д.Л. К вопросу о формировании восточной части границы между США и Британской Северной Америкой в конце XVIII — первой половине XIX вв. // Право: история, теория, практика. Сб. статей и материалов. Вып. 11. Брянск, 2007. С. 235-245.
  • Congressional Globe. 25th Congr. 2nd Sess. Appendix. P. 570.
  • Congressional Globe. 25th Congr. 2nd Sess. P 352.
  • Ibid. P. 380.
  • Ibid. Р. 381.
  • Congressional Globe. 26th Congr. 2nd Sess. P. 60, 296.
  • Ibid. Р 103.
  • Ibid. Р 320, 363, 440.
  • Поток переселенцев хлынул преимущественно в долину р. Уилламетт. В основном шла охота на бобров (отсюда прозвище штата «Beaver State» — «штат бобров»). Вскоре были открыты месторождения золота на юго-западе и востоке, получило развитие сельское хозяйство. В 1848 г. Орегон получил статус американской территории. В 1857 г. была принята конституция свободного от рабства региона, с поправками действующая и сейчас. В 1859 г. Орегон стал 33-м штатом США.
  • Подробнее см.: Потокова Н.В. Агрессия США против Мексики (1846—1848 гг.). М., 1962; она же. Аннексия Техаса Соединенными Штатами Америки (1821—1845 гг.). Ростов-на-Дону, 1986; Дубовицкий Г.А. Виги и проблема рабства в 40-е гг. XIX в. // Проблемы истории политической борьбы и общественной мысли США. Куйбышев, 1986. С. 6—22; Курилла И.И. «Войти в круг великих держав…»: Дэниел Уэбстер и внешняя политика США в середине XIX века. Волгоград, 1997; Миньяр-Белоручев К.В. Партийно-политическая борьба в Конгрессе США по вопросу присоединения Техаса (весна 1843 — лето 1844) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2002. № 6. С. 66—85; он же. Двухпартийная система демократы-виги и формирование экспансионистской внешней политики США в 40-е годы XIX в. // Памяти профессора Н.В. Сивачева. США: эволюция основных идейно-политических концепций. М., 2004. С. 119—140; он же. Реформы и экспансия в политике США (конец 1830-х — середина 1840-х гг.). М., 2005; он же. «Демократическая империя»: принцип разделения властей и территориальная экспансия США в середине XIX в. // Исторический опыт Америки: взгляд российских и американских историков. М., 2005. С. 40—58.
  • Texas Declaration of Independence. March 1, 1836 // Documents of American History. P. 282-283.
  • История внешней политики и дипломатии США. 1775—1877 гг. / Под ред. Н.Н. Болховитинова, Р.Ф. Иванова, Л.М. Троицкой, А.А. Фурсенко. М., 1994. С. 200-201.
  • The Texas Question // The United States Democratic Review. 1844. Vol. 14. № 70. April. P. 424-425, 427 (Далее: USDR.); The Texas Question. A letter from A.H. Everett // Ibid. 1844. Vol. 15. № 75. September. P. 250.
  • Annexation // American Whig Review. 1845. Vol. 2. № 5. November. Р. 452. (Далее: AWR.)
  • The Texas Question… P. 429.
  • Congressional Globe. 25th Congr. 2nd Sess. P. 263. 33 The Presidents of Texas // USDR. 1845. Vol. 16. № 81. March. Р. 282-291.
  • Congressional Globe. 25th Congr. 2nd Sess. Appendix. P. 1.
  • Will there be war with Mexico? // AWR. 1845. Vol. 2. № 3. September. Р. 223.
  • Congressional Globe, 26th Congr., 1st Sess. Appendix. P. 2.
  • Martin Van Buren’s 4th Annual Message to Congress. December 5, 1840 (http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=29482).
  • Супоницкая И.М. Антиномия американского Юга: свобода и рабство. М., 1998. С. 147.
  • Niven J. Op. cit. Р. 426, 446.
  • См.: Martin Van Buren. Chronology, Documents, Bibliographical Aids. P. 63—67, 71-72, 82, 86; Congressional Globe. 26th Congr. 1st Sess. P 291-292, 331.
  • Martin Van Buren’s 2nd Annual Message to Congress. December 3, 1838 (http://miller-center.org/president/speeches/speech-3591).
  • См.: Letter from Lewis Tappan (September 9, 1839) (http://law2.umkc.edu/Faculty/projects/ftrials/amistad/AMI_LTR.HTM); Argument of John Quincy Adams, before the Supreme Court of the United States: in the case of the United States, appellants, vs. Cinque, and others, Africans, captured in the schooner Amistad. N.Y., 1841; Argument of Roger S. Baldwin, of New Haven, before the Supreme Court of the United States, in the case of the United States, appellants, vs. Cinque, and others, Africans of the Amistad. N.Y., 1841.