Период Реконструкции как второй этап буржуазно-демократической революции в США

Статья из сборника "К столетию гражданской войны в США" (М., 1961)

Первым этапом буржуазно-демократической революции 1861—1877 годов в США был период гражданской войны; вторым этапом — период реконструкции США 1865—1877 гг. Основной задачей этого этапа, по словам Карла Маркса, «…выкорчевывать при помощи законов корни того, что было срублено мечом», и осуществить трудное дело политического переустройства и социального возрождения1.

Для достижения этой цели необходимо было: восстановить союз США при полном суверенитете центрального правительства; провести демократическое переустройство южных штатов; наделить освобожденных негров гражданскими и политическими правами; включить рынок Юга в общий национальный рынок и обеспечить более быстрые темпы капиталистического развития США.

Период реконструкции США, или второй этап буржуазно- демократической революции 1861 —1877 гг., в этой стране охватывает почти 12 лет (1865—1877 гг.). В последних работах советских историков этот этап делится на три основных периода:

  1. Временное отступление революции, проведение «президентской реконструкции» на Юге и торжество плантаторской реакции, пытавшейся восстановить рабство негров в южных штатах (1865—1867 гг.).
  2. Новое и последнее наступление революции, осуществление программы конгресса США по революционной реконструкции Юга (1867—1870 гг.).
  3. Отступление революции, постепенное ослабление диктатуры северян на Юге, наступление реакции и ниспровержение правительств реконструкции в южных штатах (1870— 1877 гг.)2.

Важнейшей исторической гранью, отделившей период реконструкции США и вместе с нею всю эпоху буржуазно-демократической революции 1861 — 1877 гг. от всей последующей исторической эпохи, явилось заключение предательской сделки между лидерами республиканцев и южных демократов в 1876 г., окончательно оформленной 27 февраля 1877 г.3 Это на первый взгляд сравнительно незначительное событие знаменовало собой прекращение революции и установление нового, определившегося исходом данной революции, соотношения классовых сил в Соединенных Штатах. Эксплуататорские классы объединились в реакционный правящий буржуазно-плантаторский блок, в котором обуржуазившиеся плантаторы занимали подчиненное положение. Этот блок выступал против рабочих, фермеров и негритянских трудящихся, против всего американского трудового народа, революционное движение которого угрожало не одним только аграриям, но и буржуазии.

При детальном изучении истории реконструкции США необходимо иметь в виду наиболее важные события: окончание 9 апреля 1865 г. гражданской войны в США; принятие 4 декабря 1865 г. первой сессией конгресса 39 созыва решения об образовании революционного «Объединенного комитета по реконструкции» и о недопущении в конгресс представителей бывших мятежных штатов; отмена 9 апреля 1866 г. конгрессом вето президента Джонсона на «Акт о гражданских правах»; принятие конгрессом 2 марта 1867 г. первого «Акта о реконструкции», положившего начало революционной реконструкции Юга; оправдание 26 мая 1868 г. президента Джонсона сенатом, что означало поражение левых радикальных республиканцев («радикалов-аболиционистов») в их попытке продлить и углубить революцию; негритянский погром 6 марта 1871 г. в Меридиане (штат Миссисипи), приведший к захвату власти в городе демократами и положивший начало решительному наступлению плантаторской реакции на правительства реконструкции в южных штатах; принятие конгрессом 22 мая 1872 г. закона о массовой амнистии бывшим участникам рабовладельческого мятежа, вследствие чего число лиц, лишенных политических прав, сократилось от 150 тыс. человек до 350 человек4; победа демократической партии 4 декабря 1874 г. на выборах в конгресс; оформление 27 февраля 1877 г. предательской сделки между республиканцами и южными демократами.

Особое значение в истории реконструкции имел период с апреля 1866 г. по май 1868 г., когда радикальные республиканцы получили возможность полностью контролировать конгресс и в значительной степени парализовали реакционную деятельность правительства президента Джонсона5. В этот период радикальные республиканцы, используя поддержку народа и в свою очередь подвергаясь давлению с его стороны, провели через конгресс ряд важных революционных актов: акты о гражданских правах и о продлении и расширении полномочий Бюро освобожденных; 14-ю поправку к конституции США и знаменитый «Акт о реконструкции». В это время в основном были решены важные задачи буржуазной революции.

Об этом свидетельствуют общеизвестные исторические факты. Конгресс 39-го созыва, далеко не революционно настроенный, решился пойти в декабре 1865 г. на образование знаменитого «Комитета по реконструкции» и отказался допустить в свой состав представителей южных штатов, «реконструированных» по плану президента Джонсона.

Благодаря давлению со стороны народа, выражавшемуся в массовых митингах и в посылке петиций и специальных делегаций в конгресс США, радикальные республиканцы оказались в состоянии проводить через конгресс свои мероприятия. Давление народных масс заставило конгресс 39-го созыва, который вплоть до начала 1866 г. упорно отказывался пойти на конфликт с президентом Джонсоном, начать в апреле 1866 г. решительную борьбу против президента и принять вопреки вето президента «Акт о гражданских правах». Этот же состав конгресса, долго выступавший против предоставления неграм избирательного права, в конце 1866г. разработал и в начале 1867 г. принял исторический «Акт о реконструкции», предоставивший неграм в южных штатах гражданские и политические права, в том числе и право голоса. Давление народа заставило республиканскую партию и конгресс провести восстановление Союза не на основе уступок плантаторам, а путем революционной реконструкции Юга.

Таким образом, революция 1861 —1877 гг. в США имела и на втором этапе, т. е. в период реконструкции, буржуазно- демократический характер, и народ сумел наложить отпечаток своих требований на ход революции.

Что касается движущих сил этой революции, то если на нервом этапе революции основными ее движущими силами были рабочие, фермеры, революционная часть городской буржуазии и негры, выступавшие в союзе с революционной буржуазией и под ее руководством, то на втором этапе революции рабочие и белые фермеры на Севере и Западе отошли от союза с буржуазией. К 1863 г. в ряде случаев эти силы не поддерживали буржуазию, а выступали в защиту своих классовых интересов.

Сравнительно быстрый отказ рабочих от союза с буржуазией в самом начале реконструкции США объяснялся тем, что американская буржуазия сразу же после победы Севера в гражданской войне начала стремиться к соглашению со своим недавним противником — южными плантаторами, а в дальнейшем отошла от революции и предала своих союзников. Гражданская война и реконструкция привели к быстрому развитию промышленности, к господству промышленной буржуазии в стране и вместе с тем к резкому усилению эксплуатации трудящихся и обострению классовых противоречий между рабочими и буржуазией. Рабочие, пошедшие на временный союз с буржуазией во время гражданской войны в целях быстрейшей победы над общим врагом, после полного поенного разгрома рабовладельческого Юга имели главного своего врага уже не в плантаторах Юга, а в капиталистах Севера6. Однако развитие капитализма вширь, наличие «свободных» общественных земель, мелкобуржуазной собственнической фермерской стихии и быстрое расширение рынка для промышленности тормозило развитие рабочего движения Соединенных Штатов.

Фермеры Севера и Запада добившись во время гражданской войны принятия конгрессом закона о гомстедах, не ожидали для себя значительных последствий в результате дальнейшего развития революции и победы революционной реконструкции Юга. Бурное развитие капитализма в период реконструкции США быстро вело к закабалению и ограблению фермеров банками и железнодорожными компаниями.

Страдали фермеры и от высоких цен на промышленные товары, и связи с введением еще во время гражданской войны пинии высоких ввозных пошлин на промышленные изделия.

Поэтому фермеры отказались в начале периода реконструкции от союза с буржуазией и начали борьбу с ней, часто отказывая в поддержке республиканской партии — защитнице интересов железнодорожных и промышленных магнатов и банкиров, стороннице высоких ввозных тарифов и бесплатной раздачи казенных земель капиталистическим предприятиям и организациям.

Белые фермеры Юга, страдавшие от малоземелья и отстранявшиеся от активного участия в политической жизни во время господства рабовладельческой олигархии, в значительной массе стремились к союзу с освобожденными неграми. Союз между белыми фермерами и освобожденными неграми в южных штатах мог бы быть упрочен, если бы буржуазия Севера пошла на конфискацию плантаторских латифундий и наделение землей освобожденных негров и нуждавшихся в земле белых фермеров Юга. Принципиальный отказ буржуазии Севера от проведения этого революционного мероприятия, которое могло бы быстро и решительно подорвать экономическое господство бывшей рабовладельческой верхушки в южных штатах, делал такой союз непрочным и недолговечным7.

Разница в экономическом положении между белыми фермерами и освобожденными неграми в южных штатах даже после проведения реконструкции Юга по плану радикальных республиканцев была значительная. Большинство белых фермеров владело на Юге кое-какими участками земли и могло надеяться на их увеличение путем покупки земли или путем использования своего права на занятие нового участка в соответствии с законом о гомстедах. Между тем негры были освобождены без земли и каких-либо других средств производства и вообще без имущества. Вследствие отсутствия средств для обзаведения хозяйством и расовой дискриминации они не имели практической возможности воспользоваться законом о гомстедах и лишь в исключительных случаях могли накопить деньги на приобретение собственного участка земли и нужного инвентаря.

Не получая никакой реальной помощи со стороны буржуазии Севера, белые фермеры отказались от союза с буржуазией и с освобожденными неграми, экономическое положение которых отличалось от их собственного, тем более, что плантаторам удалось развернуть среди белых фермеров разнузданную расистскую пропаганду и воспользоваться развитыми у фермеров расовыми предрассудками.

Таким образом, в период реконструкции США негритянские народные массы южных штатов явились активной и решающей силой.

* * *

Главной политической организацией противников рабовладения в эпоху гражданской войны и реконструкции США была Национальная союзная партия, состоявшая из республиканцев и военных демократов, в которой руководящая роль принадлежала республиканцам.

Хотя республиканцы формально входили в состав Национальной союзной партии, фактически они в значительной степени сохранили свою политическую самостоятельность8, так как их руководители поддерживали постоянную связь друг с другом, проводили свои собственные партийные совещания по всем важнейшим политическим вопросам, стремились поддерживать строгую партийную дисциплину и т. д. После окончания гражданской войны в США Национальная союзная парши стала быстро превращаться в чисто республиканскую партию, так как значительная часть военных демократов вернулась в ряды демократической партии. Несмотря на то что партия официально называлась «Национальной союзной партией» вплоть до 1868 г., все именовали ее республиканской.

Руководство республиканской партией в годы гражданской войны и реконструкции США находилось в руках представителей интересов буржуазии северо-востока9. Однако во миром периоде гражданской войны, когда она приняла, революционный характер, и в первые годы реконструкции буржуазия вынуждена была опираться на народные массы, заинтересованные в наиболее полной победе революции. Поэтому республиканская партия, часто независимо от воли большинства своих руководителей, объективно представляла и защищала в это время интересы не одной только крупной буржуазии северо-востока, но также и интересы народа, в первую очередь, фермеров, стремившихся добиться права свободного занятия казенных земель на Западе, а также негров, освобождаемых от рабства. Республиканская партия получала во время гражданской войны поддержку со стороны многих рабочих, боровшихся за скорейшую ликвидацию рабовладения и победу революции.

Разнородность сил, на поддержку которых опиралась республиканская партия, привела к тому, что внутри этой партии с достаточной четкостью выделились два основных политических направления, два крыла — консервативное и радикальное. Консервативные республиканцы полагали, что господство капиталистического Севера в стране вполне обеспечивалось формальной отменой рабства и военным поражением рабовладельческого Юга, и считали возможным прекратить после этого борьбу с плантаторами. Они ожидали, как указывает профессор У. Дюбуа, что плантаторы Юга немедленно воспользуются представившейся им теперь возможностью получать большую прибыль от эксплуатации наемных рабочих, чем от эксплуатации рабов, а под свободой для негров понимали в лучшем случае лишь свободу продажи неграми своих рабочих рук10.

Радикальные республиканцы, представлявшие в целом интересы наиболее прогрессивной части промышленной буржуазии, объективно защищавшие в известной степени и интересы широких народных масс, делились на две группы, обычно называемые в литературе радикалами и аболиционистами11. Радикалы являлись по преимуществу представителями передовой части крупной промышленной буржуазии, не связанной существенным образом с экономикой рабовладельческого Юга и стремившейся освободиться от своей экономической зависимости, от европейского капитала. Эта часть американской буржуазии хотела добиться полной свободы развития капитализма в США и подчинения себе всего внутреннего рынка, идя ради этого в годы гражданской войны на временный союз с народом. В годы реконструкции она фактически отказалась от союза с фермерами и тем более с рабочими, а освобожденных негров стремилась использовать по возможности не в качестве полноправного союзника, а как послушное и безвольное орудие, необходимое для борьбы с плантаторской реакцией на Юге. Представителями этой правой группы радикальных республиканцев в 1865—1868 гг. были Ш. Колфакс, Р. Конклинг, Д. Блейн, С. Чейз, 3. Чандлер и др.

Аболиционистская группа радикальных республиканцев, или радикалы-аболиционисты, представляли в основном интересы городской мелкой буржуазии, а также фермерства и освобожденных негров. Эта группа наиболее последовательных и стойких американских буржуазно-демократических революционеров12 стремилась полностью подорвать основы не только политического, но по возможности также и экономического могущества рабовладельческой олигархии Юга, выступая во время гражданской войны за конфискацию имущества мятежников-рабовладельцев и за наделение негров гражданскими и политическими правами. Наиболее передовые и решительные представители этой группы и после окончания гражданской войны в США требовали для закрепления полной победы над рабовладельцами конфискации плантаторских латифундий с целью наделения землей освобожденных негров. Принятие закона о гомстедах, освобождение рабов без выкупа, революционная перестройка федеральной армии и многие другие революционные завоевания периода гражданской войны были в значительной степени связаны с усилиями этой левой группы радикальных республиканцев, получавшей в своей борьбе постоянную поддержку со стороны народа. Среди виднейших представителей этой группы можно в первую очередь назвать Т. Стивенса, Ф. Дугласа, Б. Уэйда, Ч. Самнера, Б. Батлера и У. Филипса.

Во время гражданской войны в США обе группы радикальных республиканцев выступали совместно, причем ведущую роль в их деятельности играли радикалы-аболиционисты. Это единство действий сохранялось и в первые годы реконструкции. Современники ясно видели в радикалах-аболиционистах главную революционную направляющую силу в республиканской партии и часто сравнивали их с якобинцами периода французской буржуазной революции. Реакционеры, считая слово «якобинец» крайне оскорбительным, постоянно обзывали радикальных республиканцев «якобинцами» или «аболиционистскими якобинцами», невольно подчеркивая этим их большие революционные заслуги и связь с народом13.

В специфических условиях развития политической жизни США борьба между радикальными и консервативными республиканцами по вопросу о путях восстановления Союза и реконструкции Юга приняла вид юридического спора — остались ли южные рабовладельческие штаты после начала мятежа в составе Союза США или нет. Консервативные республиканцы считали, что мятежные рабовладельческие штаты не могли выйти из Союза по собственному почину, так как такая возможность не предусматривалась конституцией США, и что эти штаты по-прежнему оставались в Союзе, сохраняя все свои суверенные права, хотя отдельные мятежные личности на их территории и выступили против федерального правительства и Союза. На основании этих схоластических рассуждений консервативные республиканцы отрицали право федерального правительства вмешиваться во внутренние дела бывших мятежных штатов или ставить им какие бы то ни было условия при возвращении их в Союз. Эту точку зрения всячески поддерживали и представители демократической партии как на Севере, так и на Юге.

Возражая консервативным республиканцам, радикальные республиканцы заявляли, что мятежные рабовладельческие штаты сознательно вышли из Союза и вследствие этого лишились всех своих прав в качестве штатов Союза. Поэтому возвращение этих штатов в Союз могло быть допущено только на определенных условиях, закрепленных в законодательном порядке, — а это сохранило бы должным образом плоды победы капиталистического Севера над рабовладельческим Югом14. Радикалы-аболиционисты, например Т. Стивенс и Б. Батлер, даже предлагали рассматривать мятежные штаты после занятия их федеральными войсками вовсе не как штаты, а как находящиеся под военным управлением территории, из которых могут быть впоследствии образованы новые штаты на условиях, выдвинутых федеральным правительством15. При этом важнейшей гарантией прочной победы Севера в гражданской войне они считали предоставление неграм в южных штатах гражданских и, если позволят обстоятельства, также и политических прав.

Консервативные республиканцы отстаивали, таким образом, восстановление Союза на старой основе, с сильнейшими пережитками децентрализации в виде так называемых «прав штатов» и надеялись, что преобразование бывших мятежных рабовладельческих штатов на капиталистический лад произойдет без всякого внешнего насильственного вмешательства. Радикальные же республиканцы стремились восстановить Союз на новой, отвечающей потребностям развитого капиталистического государства основе централизации и подчинения штатов суверенитету центрального правительства. Что касается внутреннего положения южных штатов, то радикальные республиканцы считали необходимым немедленное революционное вмешательство в перестройку этих штатов на капиталистический лад при непременном предоставлении всем освобожденным неграм в этих штатах сначала гражданских, а затем и политических прав. Составляя в конгрессе меньшинство даже среди депутатов-республиканцев, радикальные республиканцы могли рассчитывать на осуществление своих планов только с помощью народа, без поддержки и без давления которого на республиканскую партию и конгресс они были бессильны. Это обстоятельство было главной причиной, заставлявшей правых радикалов выступать совместно с радикалами-аболиционистами и даже в известной мере подчиняться их руководству, так как без этого правые радикалы не могли рассчитывать на поддержку народа.

Соответствующие поддержка и давление были оказаны народом на республиканскую партию и конгресс во время выборов в законодательные собрания штатов в 1865 г. и, главное, на осенних выборах в конгресс в 1866 г. После этих выборов радикальные республиканцы оказались в состоянии провести через конгресс ряд упомянутых уже ранее революционных мероприятий, которые благодаря самоотверженной помощи со стороны освобожденных негров в южных штатах привели к пресечению начатой бывшими рабовладельцами попытки восстановления рабства на Юге и воспрепятствовали возвращению к власти в федеральном правительстве плантаторской олигархии южных штатов.

Буржуазия Севера считала в то время негритянские народные массы в южных штатах своим основным союзником в борьбе против плантаторской реакции на Юге, победа которой привела бы к восстановлению рабовладения в южных штатах и поставила бы под угрозу господство буржуазии Севера в федеральном правительстве. Поэтому требование радикалов-аболиционистов признать негров равноправными участниками революционной реконструкции Юга и строителями нового, буржуазного общества на Юге наравне с белыми республиканцами было формально принято правыми радикалами и временно даже стало официальным программным лозунгом республиканской партии. Наглядным свидетельством этому было принятие 22 мая 1867 г. Союзным республиканским комитетом конгресса США торжественного обращения к народу Юга, называвшегося «Политика конгресса в отношении реконструкции Союза».

В этом важном программном документе республиканской партии, изданном огромным по тому времени тиражом в несколько сот тысяч экземпляров, содержалось торжественное признание равноправия негров с белыми гражданами во всех областях политической и общественной жизни. Кроме того, провозглашалось принципиальное право негров на приобретение в собственность земли, что было несомненной уступкой давлению негритянских масс в южных штатах. Показав положительное значение прочного союза между республиканцами и освобожденными неграми и предсказывая наступление в результате осуществления этого союза быстрого экономического подъема в южных штатах, Союзный республиканский комитет в своем обращении далее указывает, что «общественная политика должна поощрять трудящихся становиться землевладельцами. Собственники больших имений должны снова и снова делить свои земли и продавать их по приемлемым ценам тем, кто нуждается в них и кто может улучшить их. На Юге достаточно земли для всех, и всем, кто того желает, надо предоставить возможность приобрести себе домашний очаг». В обращении подчеркивалось, что, если на Юге «…откажут в предоставлении земли, образования или в равенстве прав в любой области какой-либо части граждан, тогда в известной мере зловещее влияние прошлого и настоящего будет перенесено в будущее»16.

Буржуазия, конечно, ;не собиралась выполнять своих обещаний, касающихся наделения землей освобожденных негров, но принятие республиканской партией, хотя и в крайне урезанном виде, основных требований негритянского .народа свидетельствовало о том, что до полной ликвидации угрозы восстановления рабовладения на Юге буржуазия вынуждена считаться со своими негритянскими союзниками.

В руки крупной либеральной буржуазии окончательно перешло и прочно закрепилось неограниченное экономическое и политическое господство в стране17, а плантаторская олигархия Юга, в значительной мере уже обуржуазившаяся, сама стремилась теперь к соглашению с буржуазией Севера, фактически прекратив борьбу за обособление внутреннего рынка Юга от общенационального рынка страны. Таким образом, в 1868 г. крупная буржуазия, в том числе ее наиболее передовые представители в лице революционной промышленной буржуазии, сочли революцию уже полностью законченной, так как буржуазия сумела за это время «…бесповоротно закрепить минимальные буржуазные завоевания»18.

Тогда буржуазия окончательно отказалась от всякого союза с народом, в том числе и с негритянскими массами на Юге, и среди радикальных республиканцев взяла верх концепция правых радикалов, направленная на использование негров лишь в качестве пассивного орудия, а не как полноправного союзника. Окончательно и открыто негритянские народные массы были преданы буржуазией и главной в то время выразительницей ее интересов — республиканской партией при заключении позорной сделки между лидерами республиканцев и южных демократов в феврале 1877 г. Критический перелом в отношениях между буржуазией и ее негритянскими союзниками наступил еще летом 1868 г., когда буржуазия стала преследовать в реконструкции Юга только одну цель: принуждение плантаторской олигархии в южных штатах к союзу с буржуазией на правах ее младшего партнера.

Отмеченный выше переломный момент в развитии революции, после которого она стала развиваться по нисходящей линии, сыграл важнейшую роль в превращении республиканской партии в главную партию крупного капитала, ставящую своей основной задачей борьбу против всякого революционного движения. К этому времени радикалы-аболиционисты оказались изолированными. Боясь выступить вместе с народными массами, радикалы-аболиционисты в конце 1867 г. и в начале 1868 г. все свои надежды возлагали на переворот вверху путем осуждения президента Джонсона судом сената, следствием чего явилось бы образование правительства радикалов-аболиционистов во главе с Б. Уэйдом, который, как председатель сената, исполнявший обязанности вице-президента, стал бы в таком случае президентом Соединенных Штатов19.

Против радикалов-аболиционистов уже с конца 1867 г. выступали не только консервативные республиканцы, но и правые радикалы. Не нужные больше буржуазии и изолировавшие себя от народа радикалы-аболиционисты потерпели полное поражение, внешним выражением чего явилось формальное оправдание президента Джонсона судом сената 26 мая 1868 г.20, чему втайне содействовали правые радикалы. После этого события хотя радикальные республиканцы и оставались в течение многих лет по-прежнему влиятельной силой в своей партии, среди них вскоре почти не осталось представителей радикалов-аболиционистов. Большинство руководителей радикалов-аболиционистов после своего поражения в мае 1868 г. или совсем сошло с политической арены, как это было с Д. Джулианом, или перешло к правым радикалам, ставшим теперь во главе партии, как это было с Б. Батлером.

На выборах 1868 г. республиканцы одержали победу. Президентом США был избран У. Грант. За него голосовали негры — избиратели южных штатов. Выборы показали, что в США устанавливается господство двух партий. Республиканская партия из прогрессивной и в известной степени даже революционной партии, какой она была во втором периоде гражданской войны в США и в первые годы реконструкции, стала одной из двух партий, которые боролись за власть и внешне соперничали друг с другом, а на деле обеспечивали полное господство крупного капитала. Победа демократов на выборах в палату представителей конгресса США осенью 1874 г. показала, что система двух партий окончательно укрепилась в США. Проходивший с 1868 г. быстрый процесс превращения республиканской партии в главную партию крупного капитала завершился предательской февральской сделкой 1877 г., когда республиканская партия открыто предала шедших за ней негритянских союзников в южных штатах.

* * *

После принятия конгрессом США 2 марта 1867 г. «Акта о реконструкции» были образованы прогрессивные республиканские правительства реконструкции в южных штатах. Эти правительства в течение немногих лет своего существования проделали большую и важную работу, борясь за уничтожение пережитков эпохи рабовладения и создавая условия для быстрейшего развития капиталистического предпринимательства на Юге. При этом основное свое внимание правительства реконструкции уделяли предоставлению только что освобожденным неграм полного гражданского и политического равенства с белыми гражданами.

Вся законодательная и административная деятельность правительств реконструкции, касавшаяся предоставления неграм гражданских и политических прав, уничтожения дискриминации негров при пользовании общественными средствами передвижения, местами общественного питания и отдыха и т. п., а также соответствующие мероприятия в отношении расширения гражданских прав женщин, получивших теперь право самостоятельно распоряжаться своим личным имуществом и своей заработной платой, объективно были направлены на увеличение числа свободных продавцов своей рабочей силы. Но все же это были для своего времени истинно революционные мероприятия, вовлекавшие народные массы Юга в активную политическую и общественную деятельность.

Большинство депутатов законодательных собраний южных штатов периода революционной реконструкции Юга составляли мелкие фермеры, арендаторы и батраки. Среди них было немало негров, особенно в штатах Южная Каролина, Луизиана и Миссисипи. Фермеры и арендаторы составляли больше половины депутатов конституционного конвента штата Алабама, а среди негритянских депутатов этого конвента, которых было 18 человек, 16 депутатов совсем недавно были рабами. Даже внешний вид большинства депутатов законодательных собраний Юга в период реконструкции говорил об их связи с народом. Американский реакционный журналист Д. Пайк, описывая членов законодательного собрания Южной Каролины в начале 1873 г., все время подчеркивал их бедность. У некоторых из них не было даже нижнего белья, все они были оборваны и имели вид тружеников. «…Это была картина общества, — по словам Пайка, — перевернутого вверх дном»21.

Правительства реконструкции в значительной степени изменили организацию административной и судебной системы в южных штатах, в результате чего многие низовые представители администрации штатов и судьи, ранее назначавшиеся сверху, стали теперь избираться населением.

Особенно широкую известность получила среди современников созданная во время революционной реконструкции Юга широкая сеть государственных бесплатных школ и предпринятая, но не доведенная до конца попытка введения всеобщего обязательного бесплатного начального обучения. Все эти прогрессивные мероприятия явились результатом борьбы народных масс Юга, особенно негров — представителей в законодательных собраниях и правительствах реконструкции в южных штатах. Создание передовой для своего времени системы народного образования было большим достижением. Объективно эта система народного образования должна была обеспечить быстрое увеличение необходимого для успешного развития капитализма числа элементарно грамотных жителей Юга.

Особенно упорно стремились к образованию негритянские народные массы, видевшие в образовании чуть ли не главное средство избавления от всех социальных зол и несправедливостей. В многочисленных освобожденных дневных и вечерних школах для негров учились не только дети, но и взрослые, в том числе старики и старухи.

Большое значение имела также впервые в истории южных штатов созданная правительствами реконструкции система общественного попечительства, охватывавшая специальные приюты для престарелых, сирот, слепых и умалишенных.

Для осуществления всех этих прогрессивных мероприятий, а также для проведения общественных работ по постройке новых и поддержанию старых дорог и мостов и, главное, для кредитования и поощрения капиталистического предпринимательства в южных штатах необходимо было расходовать весьма значительные денежные средства. Старые бюджеты южных штатов не предусматривали таких расходов, и поэтому правительствам (реконструкции с самого начала их деятельности пришлось заняться введением новой системы местного налогового обложения, освобождавшей от уплаты налогов беднейшее население и более равномерно, чем прежде, облагавшей налогом различные виды собственности и доходов.

В большинстве южных штатов беднейшие граждане не только были освобождены от уплаты налогов, но их имущество (в первую очередь земельный участок), -не превышавшее стоимостью тысячу долларов, не могло быть продано для уплаты долгов. Интересно отметить, что в законодательных собраниях южных штатов периода революционной реконструкции Юга депутаты-негры надеялись, что повышение налогового обложения заставит плантаторов продавать свои земли мелкими участками и что эти земли перейдут таким образом в руки освобожденных негров. Например, Беверли Наш, бывший раб, во время реконструкции ставший лидером республиканцев в сенате Южной Каролины, заявил в 1870 г. в сенате штата: «…Жалуются, что налоги слишком высоки. Я хочу, чтобы их (крупных плантаторов. — А. Б.) облагали налогами до тех пор, пока они не вернут этих земель туда, где им полагается быть, — в руки тех, кто работал на них»22.

Некоторая часть крупных плантаций действительно была распродана по частям в годы реконструкции вследствие неуплаты их владельцами соответствующего налога, но в большинстве случаев правительства реконструкции не решались применять решительных мер для принуждения плантаторов к продаже земли в случае отказа от уплаты налога.

Правительства реконструкции в полном соответствии со своей буржуазной классовой сущностью видели одну из важнейших задач своей деятельности в широком кредитовании и поощрении капиталистических предприятий на территории своих штатов. Всевозможные капиталистические компании, действовавшие в то время на Юге, получали на ряд лет освобождение от всех налогов, а также значительные денежные субсидии и пожалования землей от правительств реконструкции, что являлось главной причиной увеличения государственного долга южных штатов. Железнодорожные, рудодобывающие и т. п. компании получали от правительств реконструкции миллионы долларов субсидий и сотни тысяч акров земли, в то время как освобожденные без средств к существованию негры и неимущее белое население Юга не получали от этих правительств никакой материальной помощи.

Переустройство Юга на капиталистический лад, проводившееся правительствами реконструкции, осуществлялось при самой активной помощи со стороны негритянского народа и значительной части белого фермерства южных штатов. Представители негритянского населения в законодательных собраниях южных штатов были инициаторами многих важных и прогрессивных мероприятий, например перестройки системы народного образования на Юге. Негры, оставаясь все время в меньшинстве в органах исполнительной власти в южных штатах (они были в меньшинстве также и во всех законодательных органах на Юге, за исключением палаты представителей в Южной Каролине), впервые в истории Соединенных Штатов занимали здесь важные посты. В Южной Каролине, Миссисипи и Луизиане вице-губернаторами штатов были избраны негры, причем двое из них (Дэвис и Пинчбэк) исполняли некоторое время обязанности губернаторов своих штатов. Негры избирались также председателями сената штата (например, в Луизиане), спикерами палаты представителей (в Миссисипи), секретарями штата, казначеями штата, инспекторами по народному образованию и т. п. Они также принимали активное участие в работе местных органов самоуправления и во многих случаях избирались шерифами, судьями, советниками графств и т. д.23

В период реконструкции США негры имели также наибольшее за все время истории Соединенных Штатов число представителей в конгрессе США. До реконструкции в конгрессе вообще не было и не могло быть негритянских депутатов, а после реконструкции в конгресс избиралось обычно не более одного-двух депутатов. В 1875 г. в конгрессе США заседало одновременно наибольшее известное в истории США число депутатов-негров — десять в палате представителей и один в сенате.

Активное участие депутатов-негров в работе палаты представителей и сената Соединенных Штатов24, их прогрессивная роль в правительствах реконструкции, как и активная политическая деятельность выступавших в союзе с неграми белых фермеров и мелкой городской буржуазии Юга наглядно показывают грандиозность изменений в социальной и политической жизни южных штатов во время революции 1861 — 1877 гг. и особенно в первые годы революционной реконструкции Юга (1867—1878 гг.).

Стремясь отрицать или хотя бы поставить под сомнение достижения американского народа, и в первую очередь освобожденных негров во время реконструкции США, американские историки, экономисты и публицисты реакционного направления сознательно клевещут на правительства реконструкции в южных штатах, объявляя их «неработоспособными», «насквозь продажными» и «тираническими». Сообщения о массовом взяточничестве, колоссальных хищениях и расточительности, которыми правительства реконструкции будто бы отличались от современных им правительств северных штатов или правительств тех же южных штатов в период господства там демократической партии, значительно преувеличены или выдуманы.

Например, действительные размеры государственного долга правительства реконструкции в штате Миссисипи преувеличены в реакционной американской исторической литературе в 40 раз, государственного долга республиканского правительства реконструкции в штате Алабама — в 3 раза и т. п. Фактические данные свидетельствуют о том, что правительства реконструкции были свергнуты как раз тогда, когда они стали налаживать свою финансовую систему, а вовсе не в состоянии полного финансового краха. По официальным данным казначейства штата Миссисипи, опубликованным в конце 1875 г., налоговое обложение в штате уменьшилось в этом году с 0,7% на доллар до 0,4%, а доходы казначейства успели погасить к этому времени значительную часть государственного долга штата25.

По своему характеру правительства реконструкции в южных штатах представляли из себя органы революционной диктатуры, установленные буржуазией Севера в союзе с освобожденными неграми и белыми фермерами Юга над побежденными в гражданской войне рабовладельцами. Главной причиной слабости правительств реконструкции и их сравнительно быстрого падения под ударами наступающей реакции были отсутствие руководства борьбой негритянских народных масс и белых фермеров Юга со стороны слабо организованного пролетариата Севера и позиция буржуазии Севера, которая к середине 1868 г. перестала рассматривать освобожденных негров и белых фермеров Юга как своих союзников. Американская крупная либеральная буржуазия в условиях развития революции по нисходящей линии в дальнейшем активно содействовала плантаторской олигархии, чтобы в свою очередь получить помощь плантаторов в случае нового подъема среди рабочих и фермеров Севера и Запада и чтобы заранее уничтожить опасный очаг революционного движения на Юге.

Продолжавшаяся и после 1868 г. активность народных масс в южных штатах и новый подъем массового рабочего и фермерского движения в середине 70-х годов ускорили оформление прямого союза между буржуазией и плантаторами, направленного против революционного движения народных масс как на Севере, так и на Юге, что привело к позорной сделке между республиканцами и южными демократами в феврале 1877 г. Заключение этой предательской сделки привело к падению последних правительств реконструкции в штатах Южная Каролина и Луизиана.

***

Освобождением рабов рабовладельческим латифундиям был нанесен смертельный удар. Но капиталистические хозяйства, основанные на эксплуатации наемного труда, были редкими, в большинстве это были крупные земельные владения, принадлежавшие одному владельцу, но разделенные на мелкие участки, сдававшиеся в аренду неграм или белым фермерам.

Владельцы крупных земельных участков (которых по традиции продолжали называть плантаторами) представляли собой новую землевладельческую аристократию, экономически зависимую от буржуазии Севера. Эта аристократия капиталистическая по своему характеру эксплуатировала арендаторов, сохраняя пережитки рабства. Экономическая зависимость плантаторов от денежного капитала Севера сложилась уже в первые годы реконструкции, когда вследствие падения правительства Конфедерации капитал большинства южных плантаторов, состоявший из денежных знаков и различных ценных бумаг, потерял ценность, а 14-я поправка к конституции США полностью аннулировала государственный долг правительства США бывшим мятежным штатам. Испытывая недостатки денежных средств для ведения своего хозяйства, плантаторы вынуждены были прибегнуть к финансовой помощи капиталистов Севера.

В состав новой землевладельческой аристократии Юга наряду с представителями бывшей рабовладельческой олигархии вошли также новые крупные землевладельцы из числа офицеров федеральной армии, чиновники федерального правительства и правительств южных штатов, торговцы и банкиры, вкладывавшие свои капиталы в землю, и т. п. Система полурабской издольной аренды оказалась настолько выгодной для крупного капитала Севера, что новая земледельческая аристократия вела хозяйство на тех же принципах, что и плантаторы из числа бывших рабовладельцев, т. е. на основе полурабской издольщины26.

Важным фактором сохранения крупного землевладения на Юге была установленная там северными банками кредитная система, при которой плантаторы и торговцы Юга не могли получить необходимого им кредита у банков без представления в качестве залога достаточно значительных по своим размерам и стоимости земельных участков27.

Все же общее число плантаций к началу 70-х годов заметно сократилось, причем за счет распавшихся плантаций значительно выросло число мелких и средних ферм в южных штатах. Косвенным свидетельством этого процесса может служить увеличение числа ферм независимо от их типа28. В 1860—1870 гг. в южных штатах число ферм увеличилось с 672 313 до 885 100 при сокращении их общей земельной площади с 225 513 736 до 189 556 302 акров29. Вследствие этого средняя площадь отдельной фермы уменьшилась с 335 до 214 акров.

Победа системы полурабской издольной аренды как основной формы эксплуатации негров плантаторами стала определяться на территории южных штатов уже в 1867 г. Неурожаи 1866 и 1867 гг. разорили тех немногих негров, которые сумели после освобождения завести свое собственное хозяйство. Негры окончательно потеряли надежду на приобретение земли. Поэтому освобожденным неграм пришлось пойти на компромисс и заключение контрактов с плантаторами, по которым предусматривалась оплата труда негров из доли урожая30.

Плантаторы, находившиеся в течение почти всего периода реконструкции США в постоянном страхе перед всеобщим восстанием негров в борьбе за землю31, к концу 1867 г. отказались в условиях революционной реконструкции Юга от восстановления старой плантационной системы. Система полурабской издольной аренды окончательно укрепилась на Юге в 1868—1870 гг. после начавшегося спада революционного движения, когда плантаторы перестали уже бояться конфискации своих земель и при тайной поддержке со стороны буржуазии Севера начали готовиться к восстановлению своей власти в южных штатах.

Арендаторы-издольщики в отличие от капиталистических арендаторов вносили землевладельцу арендную плату в виде определенной доли от полученного урожая. Те арендаторы- издольщики, которые все средства производства получали от владельца плантации и, помимо арендуемого участка площадью в 13—25 акров, получали также хижину для жилья и часто еще по 1—2 акра земли для приусадебного участка, назывались в США кропперами. Плантатор в соответствии с принятыми еще в начале 70-х годов законами полностью контролирует производственную деятельность кроппера, указывая, что и когда должно быть посеяно на арендуемой земле, как и в какие сроки должен проходить уход за посеянной культурой и т. п. Юридическая неполноправность кропперов, их полная зависимость от плантаторов ясно говорят о той исторически понятной печати рабства, которая лежит на кропперстве, или полурабской издольной аренде. Основная масса негров-кропперов живет в долг не менее десяти месяцев в году, закладывая торговцу свою ничтожную долю урожая.

Учитывая все эти особенности положения арендаторов- издольщиков, и в особенности кропперов в южных штатах, В. И. Ленин писал о них: «Перед нами вовсе не арендаторы в европейском, культурном, современно-капиталистическом смысле. Перед нами преимущественно полуфеодальные или, что то же в экономическом отношении, — полурабские издольщики»32.

Буржуазия не препятствовала тому, чтобы новая землевладельческая аристократия Юга развивала в южных штатах систему полурабской издольщины не только потому, что для буржуазии невозможно было из страха за свою капиталистическую собственность пойти на конфискацию земель бывших рабовладельцев, но и потому, что она сумела использовать и подчинить себе новое плантационное хозяйство Юга вместе с его системой полурабской издольной аренды. Выгодность поддержания издольщины в южных штатах заключалась для буржуазии Севера прежде всего в том, что вследствие развития этой системы производство хлопка обходилось крайне дешево, а также и в том, что буржуазия Севера через систему кредита принимала непосредственное участие в эксплуатации издольщиков. Северные банки финансировали прежде всего крупных землевладельцев и торговцев, которые могли представить достаточно солидный и ценный залог. Банки и торговые предприятия предоставляли плантаторам и местным торговцам кредит из расчета 8,5% годовых, а плантаторы и торговцы в свою очередь кредитовали за счет полученного от банка займа своих арендаторов под еще более высокие проценты, составлявшие обычно 25% годовых33.

В. И. Ленин, отмечая заинтересованность буржуазии в совместной с плантаторами эксплуатации негритянских издольщиков, которая с течением времени не только не ослабевала, но даже усиливалась, указывал: «Капитал разбил рабовладение полвека тому назад, чтобы теперь восстановлять его в обновленной форме, именно в виде издольной аренды»34.

Система полурабской издольщины охватывала первоначально на Юге одних только негров, чем и объясняется ее распространение преимущественно в районах «черного пояса» Юга, т. е. районов преобладания негритянского населения. Далее, система полурабской издольной аренды установилась на Юге в результате резкого исторического перелома, во время реконструкции США, а не в результате постепенного преобразования рабовладельческих плантаций в капиталистические хозяйства, что было бы более характерно для прусского пути. Среди негров сравнительно слабо было развито батрачество и почти полностью отсутствовали кулацкие негритянские хозяйства. Между тем выделение из крестьянской массы такой кучки богатеев В. И. Ленин считал одним из важных признаков прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве35.

Во время реконструкции США и в последующие годы плантаторские хозяйства, основанные на системе полурабской издольщины, играли основную роль в экономике Юга, давая большую часть продукции хлопка, основной товарной культуры южных штатов. Негры — бесправные арендаторы-издольщики— давали в 1876 г. 60%, а в 1880—1883 гг. — 56% общего сбора хлопка на Юге36.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что уже во время реконструкции США около 40% продукции хлопка в южных штатах давали не плантации, основанные на полурабской издольщине, а фермерские хозяйства. Таким образом, в сельском хозяйстве Юга уже тогда проявились две тенденции развития капитализма, на что впервые было указано советскими историками37. Первой и первоначально преобладавшей тенденцией была тенденция развития этого хозяйства по пути полурабской издольной аренды, второй была тенденция развития сельского хозяйства по фермерскому, или американскому, пути. Последняя тенденция победила, и к началу XX в. развитие капитализма в сельском хозяйстве Юга пошло по американскому пути при сохранении, однако, полурабской издольщины в районах так называемого «черного пояса».

Длительное и относительно успешное сопротивление на Юге системы полурабской издольной аренды натиску со стороны более передовой и прогрессивной системы фермерского землевладения в обстановке победы последней на всей остальной территории США следует прежде всего объяснить поддержкой, оказанной плантаторскому землевладению южных штатов крупным капиталом Севера.

***

Велико было значение реконструкции США, на многие десятилетия определившей ход исторического развития, соотношение классовых сил и характер классовой борьбы в стране. Хотя второй этап революции был менее значителен, чем период гражданской войны в США, все же в ходе реконструкции США были прочно закреплены многие завоевания гражданской войны и разрешен ряд важных задач революции.

Во время реконструкции США была разбита реакционная попытка плантаторов восстановить в измененном виде рабовладение на Юге, что содействовало укреплению власти в стране в руках крупной промышленной буржуазии. Восстановление Союза на новой основе при сильной централизации всего государственного аппарата и решительном преобладании суверенитета Федерального Союза над суверенитетом отдельных штатов являлось несомненным положительным результатом реконструкции. Реконструкция обеспечила включение рынка Юга в состав общего внутреннего капиталистического рынка Соединенных Штатов. Все это, вместе взятое, способствовало обеспечению быстрого капиталистического подъема американской экономики, в особенности промышленности, в конце XIX—начале XX в.

Буржуазно-демократическая революция 1861 —1877 гг. в Соединенных Штатах, на втором этапе которой развернулась активная борьба негритянских народных масс за землю, за реальные политические и гражданские права, когда имел место временный переход власти в руки радикальных республиканцев в 1866—1868 гг., а также образование революционных правительств реконструкции в южных штатах, явилась одной из наиболее важных исторических граней прогрессивного, домонополистического капитализма 60—70-х годов во всей истории США и ознаменовала переход Соединенных Штатов к «…реакционному, монополистическому капитализму (империализму) новейшей эпохи…»38 В соответствии с этим современная советская историческая наука принимает 1877 год как дату окончания реконструкции США и вместе с ней всей буржуазно-демократической революции 1861 —1877 гг.

Достижения и буржуазно-демократический характер этой революции не говорят еще о том, что можно считать данную революцию завершенной, оконченной и полностью победившей.

Важнейшим признаком победы той или иной революции прежде всего следует считать переход власти из рук реакционного класса в руки революционного класса. Под завершением или победой революции следует понимать, как указывал В. И. Ленин, не просто ее военную победу, а разрешение ею основных задач настолько успешно и основательно, что главные завоевания данной революции оказываются в дальнейшем неустранимыми никакими усилиями реакции. Характерным примером завершенной, победившей революции может служить революция 1789 г. во Франции, о которой В. И. Ленин писал: «Всякий, сознательно относящийся к истории, скажет, что французская революция, хотя ее и разбили, все-таки победила, потому что она всему миру дала такие устои буржуазной демократии, буржуазной свободы, которые были уже неустранимы»39.

Буржуазно-демократическая революция в Соединенных Штатах в период реконструкции окончательно передала власть в руки буржуазии и разрешила свою главную задачу —ликвидацию рабовладения на Юге. Об этом ясно сказал В. И. Ленин: «Американские негры, как ни придавлены они к стыду американской республики, все же счастливее русских крестьян, — а счастливее они потому, что американских рабовладельцев народ ровно полвека тому назад разбил наголову, раздавил эту гадину, смел начисто рабовладение и рабовладельческий государственный строй, рабовладельческие политические привилегии в Америке»40.

Неустранимыми наряду с ликвидацией рабовладения оказались также другие важные завоевания революции, достигнутые или закрепленные в период реконструкции США, — право фермеров на свободное занятие участка государственной земли в соответствии с законом о гомстедах, уничтожение обособленности внутреннего рынка Юга и вхождения его в состав национального рынка США, восстановление Союза США и свободное развитие капиталистического производства.

Негры в конце периода реконструкции были незаконно лишены политических прав и вновь подверглись возмутительной расовой дискриминации. Таким образом, одна из важнейших задач революции — предоставление освобожденным неграм полного равенства с белыми — осталась и после реконструкции США не разрешенной окончательно, а на Юге США сохранились крупные плантации, основанные на системе полурабской издольной аренды. В то же время оказавшаяся у власти буржуазия, изменив своим союзникам, пошла на сговор с аграриями. Хотя плантаторы и играли в этом блоке подчиненную роль и представляли из себя новую, уже в значительной степени обуржуазившуюся землевладельческую аристократию Юга, нахождение их у власти наряду с буржуазией свидетельствует о неполноте победы данной революции.

Частичная незавершенность этой революции объяснялась прежде всего тем, что пролетариат вследствие своей незрелости в период данной революции и отсутствия у него массовой, независимой от буржуазии политической партии не смог понять, что необходимо вести борьбу до конца в союзе со всеми демократическими силами, а буржуазия, стоявшая во главе революции, настолько опасалась самостоятельного революционного выступления пролетариата, фермерства и освобожденных негров, что сразу же после осуществления своих минимальных требований выступила против основных завоеваний этой революции.

Примечания

  • 1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, стр. 99.
  • 2 См А. Н. Ефимов, Очерки истории США, М., 1958, стр. 373, 380; Блинов А. И. Критический период истории Соединенных Штатов, Красноярск, 1957, стр. 186—187; Р. Ф. Иванов, Борьба негров за землю и свободу на Юге СШA. М., 1958, стр. 53, 132, 150.
  • 3 H. J. Eckenrode, R. В. Hayes, Statesman of Reunion, New York, 1930, p. 910.
  • 4 Th. V. Cooper, American Politics, Chicago, n. d., book I, p. 199.
  • 5 См. А. И. Блинов, Период революционной диктатуры радикальных республиканцев во время реконструкции США (1866—1868 гг.), Красноярск, 1960, стр. 327—328 и др.
  • 6 См. Уильям 3. Фостер, Негритянский народ в истории Америки, М., 1955, стр. 448 и др.
  • 7 J. S. Allen. Reconstruction. The Battle for Democracy (1865—1877), New York, 1937, p. 44—45.
  • 8 W. A. Danning The Second Birth of the Republican Party, «The American Historical Review», 1910, vol. XVI, № 1, p. 56—58.
  • 9 См. А. В. Ефимов, указ. соч., стр. 340.
  • 10 W. Е. В. Du Bois, Black Reconstruction, New York, 1935, p. 185.
  • 11 T. Williams, Lincoln and the Radicals, Madison, 1941, p. 6 a. o.
  • 12 J. W. Ford, The Negro and the Democratic Front, New York, 1938, p. 147.
  • 13 См.: «New York Herald», 20.IX.1865.
  • 14 Н. Blankenberg, Die inneren Kampfe der Nordamerikanischen Union bis zur Prasidentenwahl von 1868, Leipzig, 1869, S. 237.
  • 15 B. F. Butler, Butler’s book, Boston, 1892, p. 960.
  • 16 «The New York Tribune». 23. V. 1867.
  • 17 А. И. Блинов, Период революционной диктатуры.., стр. 235—246.
  • 18 В. И. Ленин, Соч., т. 15, стр. 44.
  • 19 «The New York Tribune», 18. IV. 1868.
  • 20 «The Congressional Globe», 40-th Congress, 2nd Session, Supplement, p. 414—415.
  • 21 J. S. Pike, The Prostrate State; South Carolina under Negro Government, New York, 1874, p. 10, 12.
  • 22 «Report of the Joint Select Committee to Inquire into the Condition Affairs in the Late Insurrectionary States» (in: «House Report», N 22, pt. I, 42nd Congress, 2nd Session, p. 399).
  • 23 J. R. Lynch, The Facts of Reconstruction, New York, 1914, p. 92.
  • 24 «The Congressional Globe», 41st Congress, 3-d Session, p. 88!; «Congressional Record», 43-d Congress, I-st Session, p. 565—567.
  • 25 J. R. Lynch, указ. соч., стр. 87—89.
  • 26 Уильям 3. Фостер, указ. соч., стр. 463.
  • 27 R. W. Shugg, Origins of Class Straggle in Louisiana, New York, 1939, p. 250—251.
  • 28 Американская статистика не отличает плантаций от ферм, а ферм — от арендуемых участков.
  • 29 «Compendium of the Tenth Census», 1880, pt. I, p. 690.
  • 30 «The New York Tribune», 14. I. 1867.
  • 31 «Report of the Joint Committee on Reconstruction. House Report, N 30, 39 Congress, I Session», pt. 2, p. 233, 239; pt. 3, p. 102, a. o.
  • 32 В. И. Ленин, Соч., т. 22, стр. 13.
  • 33 J. S. Allen, указ. соч., стр. 98.
  • 34 В. И. Ленин, Соч., т. 22, стр. 74.
  • 35 См. В. И. Ленин, Соч., т. 13, стр. 216, 387—388.
  • 36 Уильям 3. Фостер, указ. соч., стр. 463; Halle, указ. соч., т. 2, стр. 661—662.
  • 37 Г. П. Куропятник, О пути развития капитализма в земледелии США в домонополистическую эпоху, «Новая к новейшая история», 1958, № 4, стр. 48—49 и др.
  • 38 В. И. Ленин, Соч., т. 23, стр. 270.
  • 39 В. И. Ленин, Соч., т. 29, стр. 342.
  • 40 В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 115—116.

Опубликовано: К столетию гражданской войны в США / Под ред. А.В. Ефимова и Л.И. Зубока. М., 1961. C. 392-416.
OCR 2018 Северная Америка. Век девятнадцатый.

Чтобы сообщить об ошибке или опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Скачать