Авраам Линкольн и его историческое наследие
Авраам Линкольн (6 февраля 1809 г. — 15 апреля 1865 г.) вместе с Дж. Вашингтоном и Ф.Д. Рузвельтом в опросах общественного мнения в США неизменно включается в тройку наиболее выдающихся американских президентов. В историческом сознании как американцев, так и народов других стран он выступает прежде всего в качестве человека, отменившего рабство и давшего свободу чернокожим американцам. Но его историческое наследие, конечно, более разнообразно.
Объективная и разносторонняя оценка вклада Линкольна в историю США невозможна без рассмотрения его в широком историческом контексте, без сопоставления с предшествующими ключевыми моментами американской истории. К тому времени, когда Линкольн был избран президентом США, история Америки насчитывала уже два с половиной столетия. Ее важнейшей вехой стала революция конца XVIII века, утвердившая независимость Соединенных Штатов и закрепившая либерально-капиталистический путь развития страны. Были приняты самая передовая по тем временам Конституция, а также Декларация независимости и Билль о правах, провозглашавшие либерально-демократические права и свободы человека. В эпоху джексоновской демократии 1820-1830-х годов утвердилось равенство возможностей в экономике, а избирательное право было распространено на всех взрослых мужчин, что стало беспрецедентным демократическим нововведением во всей мировой практике. Но, будучи лидером в развитии экономической свободы, рыночного капитализма и политической демократии, США продолжали удерживать в рабстве 4 млн чернокожих американцев. Среди белых американцев сохранялось реальное имущественное неравенство. Возможности вертикальной социальной мобильности, приобретения более высоких социальных статусов были ограничены для многих белых мужчин, не говоря уже о женщинах. Страна нуждалась в новых радикальных демократических переменах. Авраам Линкольн относился к тем, кто осознавал необходимость этих перемен наиболее остро, а главное, готов был взвалить их на собственные плечи, стать человеком, меняющим ход истории в интересах большинства.
Линкольн далеко не сразу пришел к осознанию необходимости глубоких перемен. Выходец из простой фермерской семьи, т. е. типичный «человек, сделавший себя сам» (self-made man), Линкольн долгое время занимался физическим трудом, в силу бедности не мог получить регулярного образования, но имел с детства тягу к книгам. Благодаря систематическому и все более целенаправленному чтению он приобрел большие знания, в том числе в области юриспруденции, и в 27 лет получил свидетельство на право заниматься юридической практикой. Одновременно он втянулся в политическую деятельность в собственном штате Иллинойс и на протяжении 20 лет был связан с деятельностью Вигской партии.
Эта партия имеет разные оценки в исторической литературе, но большинство историков склоняются все же к тому выводу, что виги отражали интересы верхних слоев общества. Такая оценка во многом справедлива, но абсолютизировать ее нельзя. В разных регионах эта партия имела свои особенности, и в северо-западных штатах, которые как раз представлял Линкольн, программа вигов во многом отвечала интересам простого фермерства. В первую очередь, это касалось вигских требований государственного покровительства «внутренним улучшениям», включавших, в первую очередь, строительство на правительственные средства дорог. Фермеры Запада были в этом жизненно заинтересованы. Нов Вигской партии, особенно в ее бессменном лидере Генри Клее, Линкольна привлекало и многое другое, о чем свидетельствует его речь на митинге памяти Клея (скончался 21 июня 1852 г.).
Среди выдающихся качеств Клея Линкольн выделял патриотизм, верность принципам естественных и неотъемлемых прав человека, экономическим, гражданским и политическим свободам, республиканизму, нерушимости федерального Союза. Но больше всего Линкольн восхищался присущим Клею мастерским владением искусством политического компромисса. По убеждению Линкольна, именно эта способность Клея не однажды спасала американский Союз от раскола. Впервые, по его словам, Клей сделал это в 1820 г., когда добился одновременного включения в состав США и свободного, и рабовладельческого штатов, что способствовало сохранению политического баланса между Севером и Югом, их единства на компромиссной основе. Компромиссы Клея оказывались спасительными для Союза и в последующем. Линкольну казалось образцовым и отношение Клея к проблеме рабства. Клей считал рабство безусловным злом, несовместимым с принципами естественных и неотъемлемых прав человека. Он верил в равенство врожденных прав белой и черной рас, а также в то, что темнокожие невольники должны получить свободу. В то же время Клей был убежден, что в одночасье такие проблемы не решаются, а попытка воздействовать на них по аболиционистским рецептам может лишь привести к национальной трагедии. Формула Клея — постепенное, с согласия хозяев освобождение рабов с последующим переселением их на исконную родину в Африку — казалась Линкольну тогда единственно приемлимой1.
В 1830-1850-е годы позиция Клея, разделявшаяся и Линкольном, получила широкое распространение в северных штатах. Только узкое меньшинство северян откликнулось на призывы радикалов-аболиционистов добиваться немедленного освобождения рабов и наделения их равными с белыми гражданскими и политическими правами. Аболиционистское движение, созданное в 1831 г. У. Л. Гаррисоном, наталкивалось на непонимание, а часто откровенно враждебное отношение северян, не говоря уже о южанах. Жители Юга не хотели слышать ни о немедленном, ни о постепенном освобождении рабов. Линкольн, размышляя о способах решения острой проблемы, соглашался принять такую стратегию, которая не была бы разрушительна для политического строя США, по его убеждению, самого лучшего в мире: «Мы наслаждаемся системой политических институтов, удовлетворяющей целям гражданской и религиозной свободы в большей степени, чем какая-либо из систем, известных истории», — заявлял он2. Линкольн не мог поддержать аболиционистов, поскольку те были готовы пожертвовать единством Союза ради освобождения рабов. И он принимал ту точку зрения большинства северян, что белые и темнокожие по причине многовековой вражды между ними не смогут после отмены рабства жить в мире, поэтому последние по мере их освобождения должны быть на пожертвования белых вывезены в Африку. Но и эта мера, полагал Линкольн, должна согласовываться с южанами.
Взгляды Линкольна на решение проблемы рабства стали меняться после того, как в 1846 г. он был впервые избран в сенат США. В 1846-1848 гг. США оказались вовлечены в войну с Мексикой, в результате которой отняли у нее Техас, Калифорнию, Новую Мексику, увеличив свою территорию в 3,5 раза. Большинство американских политиков и рядовых граждан горячо поддержали и войну, и ее результаты. Но Линкольн оказался среди меньшинства политиков, осудивших и войну, и захват мексиканских территорий. Его мотивы были разнообразны, а один из главных заключался в том, что результаты войны упрочили позиции рабовладения, поскольку большая часть новых территорий вошла в сферу влияния южных штатов. По-настоящему переломным в политической эволюции Линкольна стал 1854 г., когда Конгресс США одобрил закон Канзас-Небраска, создававший реальную возможность распространения рабства на территории, прежде относившиеся к сфере влияния северных штатов. Линкольн присоединился к политикам, разочаровавшимся в возможности достижения компромисса между свободными и рабовладельческими штатами в рамках двухпартийной системы виги-демократы и поддержал создание Республиканской партии США.
Новые мотивы мировоззренческой эволюции Линкольна раскрылись в 1858 г. в ходе его дебатов с ведущим оратором Демократической партии Стивеном Дугласом. Республиканец Линкольн и демократ Дуглас, соперничавшие за сенаторское место от Иллинойса, в течение трех месяцев неоднократно сходились в острых дебатах по судьбоносным проблемам развития США. Формально исход баталии завершился в пользу Дугласа, поскольку именно его легислатура Иллинойса делегировала в сенат США. Но Линкольн добился успеха в другом — противники рабства признали его общенациональным идейным и политическим лидером. В выступлениях Линкольна рефреном звучали знаменитые фразы, вошедшие в программные лозунги Республиканской партии. «Дом, разделившийся внутри себя, не устоит». «Государство не может существовать, оставаясь наполовину рабовладельческим и наполовину свободным». «Я не думаю, что наш дом рухнет, но полагаю, что он перестанет быть разделенным. Он станет полностью свободным или рабовладельческим». Антагонизм между Севером и Югом, доказывал Линкольн, был обусловлен неискоренимой фундаментальной причиной — разным отношением к рабству. Между отражавшими их интересы двумя главными соперниками, Республиканской и Демократической партиями (виги утратили свое влияние, поскольку значительное их число перешло к республиканцам), пролегла стена: «Различие между Республиканской и Демократической партиями по главному вопросу конфликта, как я это понимаю, заключается в том, что республиканцы рассматривают рабство как моральное, социальное и политическое зло, а демократы не видят в нем этого зла»3.
В 1858-1860 гг., утвердившись на позиции лидера Республиканской партии, Линкольн сделал шаг навстречу радикалам. По это не означало принятия программы аболиционистов о немедленном освобождении рабов и наделении их равными с белыми гражданскими и политическими правами. Отражая позицию большинства антирабовладельческой коалиции, Линкольн надеялся на реформаторское искоренение рабовладения, начиная с запрета его распространения на новые территории. Умеренность такого подхода в сравнении с аболиционистским отнюдь не преуменьшает его смелости и антирабовладельческой направленности. Идеология Республиканской партии, как ее формулировали в 1858-1860 гг. Линкольн и его единомышленники, в своем полном объеме имела революционное звучание и значение. Это была программа либерально-демократической революции, программа демократического преобразования американской цивилизации в интересах большинства. Правда, в первую очередь, в интересах большинства белых американцев, что в ретроспективной оценке несколько принижает, но не отрицает ее радикального характера.
Республиканская партия в идеологии предреволюционного периода, определяя свою социальную сущность и социальный идеал, неизменно подчеркивала, что она выражает интересы трудящейся Америки и нацелена на утверждение «цивилизации свободного труда» («free-labor civilization»)4. Республиканцы в соответствии с распространенными среди их современников представлениями включали в трудовые классы не только рабочих, но и фермеров, мелких и средних независимых предпринимателей, которые непосредственно участвовали в производственном процессе и доходы которых основывались на собственном, зримо ощутимом трудовом вкладе. Республиканцы отказывались проводить принципиальные различия между этими социальными слоями и по той причине, что границы между фермерами и рабочими оставались в Америке весьма подвижными, эти слои беспрерывно взаимодействовали, а среди собственников численно преобладали мелкие независимые предприниматели и фермеры, в значительной мере вчерашние рабочие.
Лидер республиканцев А. Линкольн неизменно подчеркивал, что представляет интересы именно этих независимых предпринимателей и фермеров, которых никто не нанимает и которые работают на самих себя и свои семьи. Такие предприниматель и фермер являются центральными фигурами американского общества, доказывал он, свидетельствуя, что в Америке труд стоит выше капитала и выступает в качестве главной ценности общества. Статус наемных рабочих характеризовался Линкольном как переходный. Ссылаясь на свой жизненный опыт, он доказывал: усердные и предприимчивые рабочие имеют в Соединенных Штатах стопроцентный шанс завести собственное дело и просто обязаны стремиться к этой цели. Но чтобы эта американская мечта становилась явью, в стране должна господствовать система свободного труда, позволяющая труженику исключительно по собственной воле распоряжаться своей силой5. Отсюда вытекал один из основополагающих лозунгов Линкольна и республиканцев: «Свободный труд!».
Свою цель как политической партии республиканцы видели в том, чтобы с помощью государства помочь гражданам реализовать американскую мечту. Хотя большинство среди них отрицательно относились к сверхбогатствам, в частности не одобряли корпоративной формы капитала, они не принимали идеи перераспределения собственности. Возможность обращения американцев в независимых фермеров и предпринимателей, по убеждению республиканцев, заключалась главным образом в предоставлении им свободного доступа к западному земельному фонду. С момента своего возникновения Республиканская партия стала отстаивать закон о гомстедах: согласно ему земельные участки на свободных территориях должны были предоставляться простым труженикам или бесплатно, или за минимальную, чисто символическую плату. Такой подход был несовместим с распространением на новые территории рабства, в связи с чем формулировался второй важнейший лозунг Республиканской партии: «Свободная земля!». В 1854-1856 гг. республиканцы твердо заявили, что Канзас может быть включен в Союз только в качестве свободного штата, а допуск рабства на новых территориях впредь запрещен6. Еще до начала Гражданской войны они внесли в Конгресс США законопроект о гомстедах, который был отклонен усилиями представителей рабовладельческих штатов.
Было очевидно, что главным препятствием на пути реализации социальной программы Республиканской партии оказались рабовладельцы, твердо, даже прибегая к силе, вознамерившиеся прибрать западные земли к своим рукам и утвердить там рабский труд. Борьба против плантаторов обретала для республиканцев характер политической закономерности: без ликвидации рабства ее цели были недостижимы. Их осуществление потребовало выдвижения еще одного, третьего принципиального лозунга «Свободные люди!».
Последний лозунг означал, что республиканцы предполагают в перспективе отмену рабовладения на территории США в целом и исходят из того, что бесконечное сосуществование свободы и рабства невозможно. И хотя непосредственного требования о ликвидации рабства на Юге Республиканская партия вплоть до 1К62 г. не выдвигала, ее антирабовладельческая стратегическая линия просматривалась четко. Линкольн не уставал повторять, что США не смогут существовать, оставаясь наполовину свободными и наполовину рабовладельческими7. Второй видный лидер республиканцев У. Сьюард в 1858 г. произнес пророческие слова о «неотвратимом конфликте» двух цивилизаций.
Согласно логике Республиканской партии, ее целью было удовлетворение социальных интересов белого населения, а ограничение и в конечном итоге отмена рабства являлись только средством достижения этой цели. Но значение данного средства было столь велико, что оно выступило в глазах многих современников и качестве первопричины конфликта Севера и Юга. Понятно потому, что республиканцы должны были уделить огромное внимание вопросу о перспективах отношений между белой либерально-демократической цивилизацией и черной расой.
Как обнаруживает анализ позиции Республиканской партии, ее большинство, утверждая, что рабство несовместимо с либерализмом и демократией, и предполагая его отмену, в то же время считало невозможным мирное сосуществование белой и черпни рас и вынашивало идею вывоза освобожденных негров из США8. Противоречивая позиция Республиканской партии в отношении черных рабов весьма полно и точно отразилась в высказываниях и оценках А. Линкольна. Он неоднократно заявлял, что принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей распространяется как на белых, так и на черных, но он же, соглашаясь на очевидные уступки расовым предрассудкам белых избирателей, занимал весьма непоследовательную позицию в вопросе о том, какими реальными гражданскими и политическими правами должны быть наделены освобожденные рабы. Выступая перед массовыми аудиториями, Линкольн исключал из этих прав то равное с белыми право на образование, то право избирать и быть избранным, то право на приобретение собственности. Если же подытожить все его высказывания, то создается впечатление, что великий принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей на жизнь, свободу и стремление к счастью в своих выступлениях до 1860 г. Линкольн применительно к черным американцам сводил к одному-единственному праву — свободно продавать свою рабочую силу9.
Противоречия Линкольна, его готовность к компромиссам с расовыми предрассудками избирателей могут по прошествии времени вызвать критическое отношение и даже осуждение. Но, критикуя великого американца, нельзя забывать, что в случае отсутствия идеологической и политической гибкости, неспособности внять предрассудкам масс у него не было бы никаких шансов возглавить Республиканскую партию и тем более быть избранным президентом США. А между тем, как показал исторический опыт, только этой партии и удалось пробить брешь в двухпартийной системе демократы-виги и бросить реальный вызов рабовладельческой системе. Нельзя не учитывать и того, что среди лидеров Республиканской партии Линкольн обнаружил наибольшую способность не только к достижению консенсуса между различными ее фракциями и течениями в антирабовладельческом движении, но и к чуткому реагированию на веления времени, изменению и развитию по их требованию антирабовладельческих идей и целей, к решимости идти на все более радикальные меры.
Необходимо отметить, что по ряду важнейших вопросов Линкольн занимал более передовую в сравнении со многими республиканцами и последовательную либерально-демократическую позицию, пытаясь утвердить ее в партии в целом. Так, он решительно отвергал требования фракции «ничего-не-знающих» об ограничении въезда в Америку эмигрантов из европейских стран, в первую очередь католиков, и о предоставлении политических и правовых привилегий коренным американцам. Если к принципам рабовладельцев добавить еще и требования «ничего-не-знающих», саркастически указывал он, то тогда фраза Декларации независимости, гласящая, что все люди сотворены равными, должна быть заменена на фразу: «Все люди сотворены равными, за исключением негров, иностранцев и католиков». Для Линкольна но было абсолютно неприемлемо: «В случае если дело дойдет до этого, я предпочту эмигрировать в другую страну, которая не клянется любовью к свободе, например в Россию, где деспотизм выступает в чистой форме, без лицемерных прикрытий»10.
Линкольн, как и другие республиканцы, разделял и развил идею Джефферсона о необходимости сочетать принципы представительного управления с прямой демократией, означающей расширение непосредственного участия народа в государстве. Именно Линкольну принадлежало определение демократии в знаменитой Гетисбергской речи как «управления народа, посредством самого народа, для народа», ставшее в США классическим. И целом политическая, социальная и экономическая программа Республиканской партии оказывалась в явном противоречии с ценностями рабовладельческого Юга. Не случайно в мировоззрении республиканцев и их сторонников разногласия между Севером и Югом представали не просто как конфликт по негритянскому вопросу, а как антагонизм двух противоположных по сути цивилизаций, несовместимых общественно-политических систем. Отсюда и идея, ставшая сквозной в идеологии Республиканской партии, о неотвратимости столкновения этих систем. Общенациональная победа партии обещала общенациональное торжество либерально-демократического строя, причем развитие его не только вширь, но и — о чем наиболее ярко свидетельствовала аграрная программа партии — вглубь.
В 1860 г., после избрания Линкольна президентом США, южные штаты решились на мятеж, отделение от Союза. Соединенные Штаты вступили в Гражданскую войну, продолжавшуюся с 1861 по 1865 г. На ее первом этапе (1861-1862) Линкольн и его правительство подчеркивали, что война ведется с целью восстановления единства федерального Союза, а не ликвидации рабства. Линкольн отвергал право выхода какого-либо штата из Союза, а в отношении рабства ограничивался требованием запрета его на новых территориях. Но и эти формулировки были для южан, обратившихся к энергичным и успешным военным действиям, совершенно неприемлемы. На втором этапе (конец 1862-1865) Линкольн и Север восприняли цель отмены рабства в США, что резко повлияло на характер и ход войны. В войне наступил перелом, и она завершилась полным разгромом южных рабовладельцев.
В ходе Гражданской войны был принят ряд законов, реализовавших линию либерально-демократических преобразований, начатую еще в эпоху Войны за независимость и образования США. Среди них особое значение имели три закона.
Первый — закон о гомстедах, одобренный Конгрессом США 20 мая 1862 г., воплотил в жизнь либерально-эгалитарную аграрную программу Республиканской партии. Согласно закону, все граждане США старше 21 года и даже претенденты на гражданство получали право на приобретение в полную собственность 160 акров (64 га) земли из государственного фонда после занятия и пользования соответствующим участком в течение 5 лет и уплаты регистрационного взноса в размере от 26 до 34 долл. Те же, кто хотел обратить участок в полную собственность быстрее, но не ранее чем через 6 месяцев после заявки, должны были уплатить также весьма небольшую сумму — по 1,25 долл. за акр11. Закон существенно упрочил позиции Линкольна и республиканцев среди нижних и средних слоев американцев.
Вторая и третья меры касались рабовладения. 1 января 1863 г. вступила в силу «Прокламация об освобождении», объявившая о ликвидации рабства в 11 мятежных штатах (оно было сохранено в 4 лояльных рабовладельческих штатах). Вместе со свободой негры получили право вступать в армию США, и им воспользовались 100 тыс. бывших рабов, существенно способствовавших перелому войны в пользу Севера. В январе 1865 г. Конгресс США одобрил 13-ю поправку к федеральной Конституции, запрещавшую рабство уже на территории всей страны (ратифицирована штатами в декабре того же года). Тогда же Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза свободных негров из США и приняли план наделения их равными с белыми политическими и гражданскими правами.
Радикальные внутриполитические преобразования, так же как и военные действия, осуществлялись Линкольном и Республиканской партией при сохранении основ демократического политического режима. На протяжении всей Гражданской войны в свободных штатах сохранялись избирательные права, партийная конкуренция, с привычной периодичностью проводились выборы. Демократическая система США выдержала испытание на прочность, хотя и подверглась достаточно серьезному риску.
Сохранение на протяжении всей войны политического плюрализма, свободы выборов и многопартийности являло редкий и в ряде отношений уникальный пример в истории стран с демократическим режимом. Но поддерживать демократический режим в полном объеме не удалось и Линкольну. Его ограничения коснулись гражданских и некоторых политических прав, в первую очередь свободы слова.
Действия правительства определялись жесткой политической целесообразностью: с самого начала войны активисты из числа сторонников рабовладения в северных штатах (в народе их прозвали «медянками» — по имени особо коварной породы ядовитых змей) развернули широкую антиправительственную пропаганду, не только осуждая действия Линкольна, но и призывая к их активному массовому саботажу. После того, как Линкольн и Конгресс были вынуждены принять в марте 1863 г. закон о всеобщей воинской повинности для взрослого мужского населения, активность прорабовладельческих сил стала особенно нетерпимой. «Медянки», объявили закон антиконституционным, стали повсеместно призывать американцев сжигать призывные повестки, бойкотировать деятельность призывных комиссий и даже сопротивляться им силой.
В первый раз Линкольн подписал указ о приостановке в особых случаях знаменитого принципа Хабеас Корпус Акта о неприкосновенности личности в апреле 1861 г. После этого президент и Конгресс несколько раз принимали указы и законы, расширявшие ограничения Хабеас Корпус Акта. Применение н их указов и законов на практике чаще всего сводилось к заключению под стражу без суда и следствия лиц, уличенных в в измене», «подстрекательстве к мятежу», шпионаже в пользу мятежных штатов. Арест прекращался после того, как, по мнению властей, исчерпывались чрезвычайные обстоятельства. Ограничительная практика распространялась также на антиправительственные периодические издания (почтовые ведомства откалывались осуществлять доставку «предательских» газет, а поенные командиры запрещали распространять на подвластной им территории периодику, содержавшую вредную информацию). Все эти ограничительные действия для военного времени были достаточно мягки, в частности, крайне редкими были попытки применения высшей меры наказания.
Экстраординарные меры, противоречившие конституции и Биллю о правах, вызывали острые дискуссии в обществе, в том числе и в государственных органах, особенно же между различными ветвями власти. Война привнесла много нового во взаимоотношения исполнительной, законодательной и судебной ветвей, серьезно видоизменила традиционную схему разделения властей. Проявилась тенденция, присущая чрезвычайным и прежде всего поенным периодам: сложившийся между тремя ветвями баланс нарушился в пользу исполнительной власти, которая стала явно доминировать над всеми другими. Линкольн, прежде исповедовавший вигскую идею превосходства законодательной власти над исполнительной, став президентом в чрезвычайных обстоятельствах, должен был поступиться этим принципом, концентрируя в своих руках все большую власть. Президентские указы и чрезвычайные меры отодвинули на второй план конгрессовские законы и судебные постановления. Американский политический режим во все большей мере воплощал президентское правление.. Оппоненты Линкольна даже стали называть его диктаторским, что вряд ли справедливо, ибо президент видоизменил, а не отменил разделение властей и демократическую модель в целом.
На протяжении всей войны меньшая конфликтность была присуща отношениям исполнительной власти с законодательной ветвью и большая — с судебной. В Конгрессе после удаления из него представителей мятежных штатов господствовали представители Республиканской партии, что создавало основу для договоренностей между исполнительной и законодательной ветвями, которые в стратегическом плане были единомышленниками. Как правило, Конгресс, пусть порой и после острейших дебатов, подтверждал чрезвычайные указы президента в своих собственных законах.
Напряженность во взаимоотношениях законодателей и президента была вызвана в значительной мере активностью фракции радикальных республиканцев, остро, особенно в первый период войны, критиковавших Линкольна за ненужные, с их точки зрения, маневры по умиротворению мятежников. Радикалы утвердились на ведущих позициях в созданном Конгрессом в декабре 1861 г. объединенном комитете по ведению войны, который начал, и небезуспешно, вмешиваться как в президентские назначения на высшие военные должности, так и в законодательные вопросы. Во взаимоотношениях с комитетом Линкольн избрал тактику взаимных уступок, идя сам навстречу его требованиям каждый раз, когда осознавал, что именно они соответствуют умонастроениям в обществе и способствуют успеху войны. После 1863 г., когда Линкольн сделал важнейшие уступки комитету в вопросе назначений на командные должности, его давление на президента резко уменьшилось.
Более конфронтационными оказались отношения Линкольна с судебной ветвью, в первую очередь с Верховным судом США. В значительной мере их конфликт объясняется тем, что Верховный суд продолжал возглавлять Р. Тейни, придерживавшийся прорабовладельческих взглядов. Но другая, существенная и даже фундаментальная, причина конфликта состояла в том, что Верховный суд по своей природе был ветвью, охраняющей статус-кво, неприкосновенность сложившихся государственно-правовых основ, в то время как исполнительная власть должна была действовать в соответствии с политической целесообразностью, изменять, а то и нарушать статус-кво. Во время войны судебная ветвь не однажды объявляла указы и действия исполнительной власти, особенно касающиеся ограничения Хабеас Корпус Акта, антиконституционными. Реакция правительства, как правило, заключалась в игнорировании мнения судебной ветви. Подобная позиция исполнительной власти вряд ли была возможна в мирное время. Но в условиях войны и тем более с учетом того, что большинство населения свободных штатов поддерживало Линкольна и Республиканскую партию, она встречала понимание общества.
В рамках самой исполнительной ветви закрепилось безусловно главенствующее положение президента. Резко возросла его активность в кадровых смещениях и назначениях, при этом в условиях чрезвычайных обстоятельств Линкольн совершенно не мог позволить себе либерализма в отношении нерадивых или строптивых членов правительства и чиновников. Он установил своеобразный рекорд в смещении высших чиновников, составлявших кадровый «домен» президента (замещено 1457 из 1639 должностей)12.
Среди особенностей кадровой политики Линкольна многие Исследователи особенно выделяют его стремление сформировать правительство на коалиционной основе, придать ему общенациональный характер. Во время формирования первого кабинета в адрес Линкольна было высказано замечание, что в правительстве оказались три бывших члена Демократической партии и только два бывших вига. На это Линкольн шутливо ответил: «Но ведь я тоже бывший виг, так что между нами существует полное равноправие». Представительство и баланс в правительстве разных политических интересов свободных штатов должны были, по замыслу Линкольна, сплотить их вокруг президента, предотвратить или смягчить в них внутренние конфликты на период выяснения отношений с южными сепаратистами.
Идея верховенства общенационального интереса над интересами партийными, групповыми, региональными являлась лейтмотивом Линкольна на протяжении всей Гражданской войны. Трактовка Линкольном соотношения прерогатив центрального правительства и прав штатов серьезно разошлась с трактовкой его кумира Джефферсона. Джефферсоновская концепция прав штатов в ситуации 1860-х годов явно работала на южных сепаратистов и активно использовалась ими. Линкольн предпочитал о ней не вспоминать. Единство штатов превыше всего, идея отделения какого-либо штата от Союза и тем более выход из него — преступление, таким было кредо Линкольна и Республиканской партии. Оно и было воплощено в жизнь: в результате Гражданской войны сепаратизм был выкорчеван с корнем, идея о выходе какого-либо штата из Союза никогда более в американской истории не возникала.
Победа Севера над Югом была омрачена гибелью Линкольна (в апреле 1865 г. он был убит актером Д. Бутом). Последовавшее затем вступление в должность главы государства вице-президента Э. Джонсона, как и его практическая деятельность, обнаружили, в какой огромной степени общественно-политическое развитие Америки может зависеть от одного человека. Как выяснилось, в личностях президентов заключены реальные альтернативы исторического развития.
Окончание Гражданской войны означало завершение первой фазы либерально-демократической революции и наступление второй фазы, вошедшей в историю под названием Реконструкция (1865-1877). По накалу страстей и социально-политическому противоборству Реконструкция мало уступала Гражданской войне, а по количеству и глубине общественных реформ и преобразований превзошла ее. Планы Реконструкции, т. е. способов и условий обратного принятия мятежных штатов в Союз, стали разрабатываться, хотя и весьма вяло, еще в период Гражданской войны. Главными были два плана: президента Линкольна и радикальных республиканцев в Конгрессе.
Линкольн предложил «мягкий» вариант: все сторонники рабовладельческой Конфедерации, за исключением ее верхушки, попадали под амнистию, а после того, как 10% избирателей того или иного мятежного штата подтверждали лояльность федеральному Союзу и соглашались с отменой рабства, этот штат возвращался в США на полноправной основе. Радикалы в конгрессе подготовили альтернативный закон: тот или иной мятежный штат мог вернуться в Союз только в том случае, если большинство его избирателей присягнут на верность федеральному правительству и одобрят радикальные нововведения Гражданской войны. Линкольн наложил на радикальный законопроект вето и приступил к осуществлению Реконструкции по своему плану.
Программа Реконструкции приобрела настоящую актуальность уже после гибели Линкольна, вслед за капитуляцией Юга (май 1865 г.). Новый президент Э. Джонсон, воспринявший основы плана Линкольна, натолкнулся на гораздо более жесткое сопротивление со стороны радикальных республиканцев. Их позиция стала непримиримой после того, как выяснилось, что первые четыре южных штата, допущенные Джонсоном в Союз, по сути приступили к ревизии итогов Гражданской войны. Они избрали на руководящие посты в штатах, так же как и депутатами в Конгресс США, многих бывших лидеров Конфедерации, отказались предоставлять свободным неграм основные гражданские и политические права, приступили к разработке и принятию так называемых черных кодексов, возвращавших бывших рабов в юридическое положение, мало чем отличавшееся от прежнего. Конгресс США впервые сказал твердое «нет» подобной тенденции в декабре 1865 г., когда отказался допустить в свои ряды вновь избранных депутатов из южных штатов.
Среди историков США всегда оживленно дебатировался вопрос о том, каковой оказалась бы судьба Реконструкции, если бы Линкольн не был убит 14 апреля 1865 г. и оставался на своем мосту до конца срока. Многие исследователи приходят к выводу13, который и представляется справедливым, что между Линкольном и Джонсоном были принципиальные мировоззренчески; и политические различия и в силу этого фактора Линкольн, даже с учетом того, что его собственный план Реконструкции не отличался от плана Джонсона, мог пойти и пошел бы в изменявшихся политических условиях на сотрудничество с радикальными республиканцами, как он это делал неоднократно в годы Гражданской войны. Джонсон такой готовности не проявил и вступил с Конгрессом в конфронтацию, одну из самых ожесточенных, а то и самую ожесточенную, за всю историю США.
Различие во взаимоотношениях между президентом США и Конгрессом в периоды правления Линкольна и Джонсона может быть проиллюстрировано при помощи данных о президентских законодательных вето. Линкольн использовал право вето всего семь раз, и ни одно из них не было преодолено Конгрессом. Причина — способность Линкольна и Конгресса договариваться друг с другом, достигать единения в решении сложных проблем. Джонсон наложил 29 вето на законы Конгресса, а законодатели, отчаянно сопротивляясь президенту, сумели преодолеть 15 из них14.
Период 1856-1865 гг. был самым успешным в деятельности как Линкольна, так и Республиканской партии. В дальнейшем, а особенно после окончания Реконструкции Республиканская партия стала утрачивать свои либерально-демократические черты и но все большей степени выражала интересы верхних слоев. А со времен Ф.Д. Рузвельта уже не Республиканская, а Демократическая партия США стала главной выразительницей заветов Авраама Линкольна. Это проявляется и на современном этапе. Новый президент США, демократ Барак Обама, вступая в должность 20 января 2009 г., произнес присягу на той же Библии, на которой за полтора века до него клялся Линкольн. И в Вашингтон Обама счел необходимым прибыть из Иллинойса по линкольновскому маршруту. В самой президентской присяге Обамы одним из центральных был также линкольновский мотив: главная ценность Америки — это люди труда, именно им, а не бизнесу или абстрактным государственным интересам должны служить президент и правительство США. Надеемся, что либерально-демократическим обещаниям Обамы будет сопутствовать тот же успех, что и либерально-демократической программе Линкольна.
Примечания
- The Collected Works of Abraham Lincoln: In 8 Vols. / Ed. by R.F. Basler. New Brunswick (N.Y.), 1953-1955. Vol. 2. P. 132.
- Ibid. Vol. 1. P. 108.
- Ibid. Vol. 3. P. 92.
- Цит. no: Foner E. Free Soil, Free Labor, Free Men: The Ideology of the Republican Party before the Civil War. L.; etc., 1970. P. 39.
- The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol. 3. P. 462,477,479; Vol. 5. P. 52.
- National Party Platforms 1840-1960 / Ed. by K.H. Porter, D.B.Johnson. Urbana, 1961. P. 48-49.
- The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol. 2. P. 452, 461; Vol. 3. P. 92; Vol. 4. P. 2-3, 16-17.
- Foner E. Free Soil, Free Labor, Free Men. P. 41, 45, 63, 140-141, 146-151, 164, 188-189, 269, 281, 290-291, 294-295.
- The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol. 2. P. 405, 409, 520, 546-547; Vol. 3. P. 16, 83, 146, 222.
- Ibid. Vol. 2. P. 323.
- Encyclopedia of American History / Ed. R.B. Morris. N.Y., 1976. P. 636.
- McDonald F. The American Presidency. An Intellectual History. Lawrence (Kansas), 1994. P. 320.
- См.: Foner E. Reconstruction. America’s Unfinished Revolution. 1863-1877. N.Y., 1988. P. 179-181, 191; McPherson J.M. Ordeal by Fire. The Civil War and Reconstruction. N.Y., 1992. P. 494-497; Tre- fousse H.L. Abraham Lincoln and Andrew Johnson: a Comparison // A Crisis of Republicanism. American Politics in the Civil War Era / Ed. by L.E. Ambrosius. L„ 1990. P. 112-123.
- Vital Statistics on American Politics / Ed. by H.W. Stanley, R.G. Niemi. Wash., 1992. P. 276.