Мормоны на американском Западе (к истории массовых миграций 30—50-х годов XIX в. )

Мормонская церковь на американском Западе — феномен, рожденный эпохой промышленного переворота с ее экспансионистскими устремлениями и националистическими претензиями, воплотившимися в идее "явного предначертания" (manifest destiny). Движение "святых" на западные земли было связано с развитием капиталистических отношений вширь, и те социально-экономические процессы, которые происходили в мормонской общине в 40—50-е годы после ее поселения в Юге, характеризуют общие тенденции, свойственные первому периоду этого развития.

Территориальная экспансия США в первой половине XIX в. сопровождалась стихийной миграцией населения приатлантической полосы на западные, так называемые «свободные земли». В одиночку и большими группами продвигались переселенцы на земли, простиравшиеся до Тихого океана. В переселении участвовали различные слои населения, и, кроме традиционной для пограничья фигуры охотника и фермера, «неотъемлемой частью американского Запада были также земельные спекулянты, купцы, ремесленники, предприниматели, арендаторы, батраки, не говоря уже о рабах и плантаторах, которые играли ведущую роль в южном потоке колонизации»1.

Живой интерес к западным землям проявляла и американская церковь, о чем свидетельствовала весьма активная деятельность миссионерских организаций на всей обширной территории колонизуемых земель Северо-Запада. На основе многих миссионерских станций впоследствии были созданы поселения пионеров американского Запада. Так, большой известностью пользовались поселки в Орегоне, основанные миссионерами методистской церкви. В ходе колонизации Запада выявилась также тенденция к образованию компактных коллективов (колоний и коммун), объединяемых одной религиозной верой и стремлением жить в дали от «зол» цивилизации. Среди таковых наибольший интерес представляет религиозная община «святых последнего дня», или мормонов. Движение мормонов на Запад было частью массовой стихийной миграции и, по мнению многих американских исследователей, явилось событием уникальным в истории колонизации и хозяйственного освоения западных земель2.

«Святые последнего дня», более известные под названием «мормоны», — деноминация американского происхождения. Она была основана в 1830 г. Джозефом Смитом, жителем одной из деревень штата Нью-Йорк. Охваченный пожаром второго «Великого пробуждения»3, штат Нью-Йорк в первой половине XIX в. был центром деятельности различного рода «пророков», визионеров, основателей новых вер и т. п. Малограмотный фермер из деревни Пальмира, объявивший себя «орудием в руках провидения», организовал церковь, на идейное вооружение которой была взята наравне с Библией как общехристианским источником еще и «Книга Мормона» — фантастическая повесть о жизни племен в доколумбовой Америке.

Мормонство сохранило лояльность главным теологическим принципам христианства. «Символы веры» церкви «святых последнего дня» подтверждают верность традиционным положениям христианской теологии о троице, искуплении, наказании, спасении и т. д.4 При этом отличительной чертой мормонской теологии, сближающей ее с наиболее консервативными течениями в протестантстве, является буквализм: в любом библейском повествовании мормонство учит видеть исторически достоверный факт, который объективно имел место в прошлом и может быть воспроизведен в настоящем. Основываясь на этой наивной вере, мормоны учредили церковное устройство по типу древнеизраильского: во главе церкви стояло высшее духовенство из числа немногих «богом избранных» — так называемое «священство Мелхиседека»5. Одновременно по аналогии с раннехристианскими институтами были установлены должности апостолов, пророков, пастырей, учителей, евангелистов. Широкое распространение получили в мормонстве эсхатологические феномены — пророчества, дар языков, истолкование языков, исцеления, знамения и т. п.

Появление новой деноминации, претендующей на роль «восстановленной церкви Иисуса Христа», вызвало сильное раздражение со стороны баптистских и методистских проповедников, действовавших в штате Нью-Йорк. Некоторые по невежеству называли приверженцев новой веры франкмасонами и осуждали их за антидемократические порядки, установленные в церкви. Говорили о том, что эта вера представляет серьезную опасность для американских религиозных и политических институтов, поскольку воскрешает теократические идеи. Враждебная атмосфера, в которой оказался Смит со своими немногочисленными единоверцами, препятствовала росту общины. Поэтому вскоре мормоны переселились в штат Огайо. Здесь в местечке Киртленд был построен храм, и сюда, по мысли Смита, должны были стекаться, как в «новый Сион», все уверовавшие в его «откровения» и в спасительную миссию основанной им церкви. В Киртленде Смиту удалось несколько увеличить свою паству, но оставаться там стало опасно из-за религиозных преследований. Однажды ночью на «пророка» было совершено нападение: его жестоко избили местные жители, подстрекаемые баптистскими и методистскими проповедниками. Общине пришлось уходить в штат Миссури. На общинные деньги была куплена земля в округе Джэксон, куда переселилось 20 семейств.

Большинство переселенцев были бедными фермерами, рассчитывавшими поправить свои дела на новом месте. Однако сделать это оказалось совсем не легко, несмотря на заверения Смита, что на богатых землях Западного Миссури община начнет быстро процветать и превратит весь край в «одно из самых благословенных мест на земле»6. Суровую зиму 1831/32 г. переселенцы провели в недостроенных домах, страдая от голода, болезней и находясь в постоянной тревоге за свою жизнь и жизнь своих близких, так как местное население относилось к ним отнюдь не дружелюбно. Наблюдавший жизнь общины «святых» в Миссури баптистский священник Б. Пиксли писал в 1832 г. редактору газеты «Крисчен уотчмен», что переселенцы из Огайо живут в большой нужде, которую им, по всей вероятности, еще не скоро удастся преодолеть. Он отмечал, что земельные наделы очень малы и женщины вынуждены наниматься прачками к окрестным жителям, чтобы хоть как-то прокормить свои большие семьи7.

Несмотря на все материальные трудности, переживаемые общиной, Смиту удалось расширить миссионерскую деятельность, в результате чего число «мормонитов», или «мормонов», как их стали называть жители Миссури, значительно выросло. Но вместе с этим выросла и неприязнь к ним со стороны руководителей местных протестантских церквей, один из которых даже заявил, что «мормоны являются врагами человечества и должны быть уничтожены»8. Религиозная нетерпимость достигла такой степени накала, что городское собрание Индепенденса 4 июля 1833 г. приняло решение запретить мормонам заниматься торговлей и печатать религиозную литературу (мормоны в Миссури начали выпускать свою газету «Морнинг» и «Ивнинг стар»). И поскольку мормоны отказались выполнить требования городского собрания, справедливо считая их незаконными, дело было передано в местный суд. Как и следовало ожидать, суд вынес решение не в пользу мормонов: до весны 1834 г. им надлежало навсегда покинуть округ Джэксон.

Миссурийские граждане, выступившие против пребывания в их штате мормонов, руководствовались в своих действиях не только религиозными соображениями. Как следует из официального заявления, принятого городским собранием Индепенденса 20 июля 1833 г., их претензии к мормонам могли иметь и политический характер. Так, мормонов подозревали в аболиционистских настроениях, в попытках привлечь в штат свободных негров и дать им права гражданства. Их обвиняли в том, якобы они оказывают вредное влияние на рабов, побуждая выступать тех против существующего порядка.

В целом обвинения эти не имели под собой реальной почвы: мормоны никогда не выступали за уничтожение рабства и были вполне лояльны к власти (последнее зафиксировано в «символах веры»). Конфликтная ситуация в Миссури отражала состояние дестабильности американского общества в годы, предшествовавшие гражданской войне, наличие в нем социально-политических противоречий, готовых в любой момент вылиться в насилие по отношению к той группе населения, которая оказалась в силу ряда причин не интегрированной в это общество. Характерно, что нейтивистская пропаганда, как известно направленная против ирландской католической иммиграции, не оставила без своего внимания и мормонов, церковь которых она называла «тайной и подрывной организацией»9.

Из округа Джэксон мормонская община выехала зимой 1834 г. и поселилась на северо-западной границе Миссури — в округе Клэй. Поначалу местное население отнеслось с сочувствием к изгнанникам. Однако уже в 1836 г. группа почетных граждан округа обратилась в суд г. Либерти с жалобой на мормонов; в жалобе было выражено не только неудовольствие специфической религией «святых», но и опасение относительно их влияние на негров и индейцев. Мормонов подозревали в аболиционизме и в защите прав индейцев на земли Миссури. Мормонам на этот раз также пришлось оставить насиженное место и уйти на север штата.

В целом жизнь мормонских общин в штате Миссури была очень неспокойной. Фактически они находились в состоянии постоянной войны с местным населением, которое смотрело на мормонов как на чужаков и не хотело мириться с пребыванием их в штате. Дело доходило порой до кровавых стычек, и мормоны, чтобы отстоять свои права и свою жизнь, вынуждены были прибегать к оружию. Для охраны мормонского населения и их имущества Смит приказал выделить несколько сот молодых мужчин и вооружить их. Губернатор штата Л. Боггз расценил действия мормонов как неповиновение властям. Осенью 1838 г. он передал приказ генералу Дж. Кларку: «С мормонами следует обращаться как с врагами, и, если того потребуют интересы общественного порядка, их надо уничтожить или изгнать из штата. Я отдал приказ генералу Уиллоку поставить под ружье 500 человек и направить их в округ Дэвисс, где они, соединившись с частями генерала Донифана, отрежут мормонам отступление на север»10.

В октябре 1838 г. военные части оккупировали местечко Фарвест, где находилась резиденция Смита. Руководители мормонской общины были арестованы и предстали перед военным судом. Им был вынесен смертный приговор. Однако генерал Донифан, которому был дан приказ привести приговор в исполнение, отказался его выполнить, назвав при этом действия администрации штата «хладнокровным убийством», за которое та понесет ответственность. Благодаря решительности генерала Смит и его сподвижники были отпущены на свободу, но всем мормонам было приказано немедленно покинуть пределы штата11. Весной 1839 г. мормонская община, насчитывавшая к этому времени более 10 тыс. человек, эвакуировалась в штат Иллинойс12.

Равнинные плодородные почвы Иллинойса, получившего статут штата в 1818 г., создали ему славу одного из перспективных районов Северо-Запада. Год от года сюда прибывало все большее число переселенцев, а одновременно с их притоком росла спекуляция землей, которая приобрела в Иллинойсе чрезвычайные масштабы в 30— 40-е годы. Крупные земельные спекулянты скупали участки по минимальной цене, дробили их, а затем продавали переселенцам по цене, в 10—15 раз превышавшей плату, установленную правительством. С каждой волной иммиграции повышалась и цена участков, так что земельные спекулянты были кровно заинтересованы в переселении на свободные земли больших масс людей и всеми мерами поощряли иммиграцию в штат. Неудивительно поэтому, что весть о готовящейся эвакуации нескольких тысяч мормонов из Миссури была встречена в Иллинойсе с энтузиазмом.

Большое участие в устройстве мормонов на новом месте принял известный земельный спекулянт И. Гэлланд, с которым Смит еще до переселения общины в Иллинойс вел оживленную переписку относительно покупки земельных участков в округе Хэнкок 13. В свое время большая часть этой земли была пожалована конгрессом ветеранам войны 1812 г., но очень скоро она оказалась в руках спекулянтов. Гэлланд предоставил мормонам долгосрочный кредит. И хотя некоторые из ближайшего окружения Смита противились заключению коммерческой сделки с земельным спекулянтом, «пророк» сумел убедить большинство не только в выгодности, но и в «богоугодности» предприятия. Известно, что, обосновавшись в Иллинойсе, и руководитель мормонской церкви, и многие из его сподвижников активно занимались куплей-продажей земельных участков, чем значительно приумножили личные состояния 14.

Смит рассчитывал, что на новом месте ему удастся наконец осуществить свой честолюбивый замысел — создать в границах американской федеральной системы мормонское суверенное государство, подчиненное власти церкви. Поэтому первой заботой Смита стало численное увеличение мормонского населения. Он ставит задачу развернуть широкую миссионерскую деятельность. Из Иллинойса на восток страны и далее за океан отправились несколько десятков миссионеров, которым было предписано не только «обратить», но и убедить «обращенных» иммигрировать в «новый Сион». По некоторым сведениям, за 1840—1845 гг. в Иллинойс только из Англии прибыло 5 тыс. человек15.

Каждое государство должно иметь свою столицу, и Смит планирует построить город Нову — великолепный город с храмом, который своей красотой и величием соперничал бы с Иерусалимским. Он был заложен в 190 милях севернее Сент-Луиса. В феврале 1841 г. иллинойская легислатура выдала Нову муниципальную хартию, согласно которой он мог пользоваться привилегиями, которых не имел ни один город Иллинойса. Фактически это был город-штат, в котором Смит установил единоличную власть — и духовную и светскую. Выступая в качестве «пророка» и руководителя церкви, он одновременно был признан мэром города, генералом мормонской милиции — легиона Нову — и судьей. При этом держался Смит настолько независимо по отношению к администрации штата, что соглашался признавать законными лишь те решения легислатуры, под которыми имелась его подпись. Не считаясь с муниципалитетом, Смит мог привлечь к уголовной ответственности любого, кто неуважительно отозвался о церкви «святых» или оскорбил словом их обычаи. Его претензии выросли до такой степени, что однажды он обратился в конгресс с просьбой признать Нову федеральной территорией, свободной от контроля администрации штата Иллинойс16.

До определенного времени администрация штата Иллинойс мирилась и с узурпацией власти, и с безмерными политическими амбициями Смита, так как была заинтересована в мормонском электорате, который тот держал в своих руках. Но в политической игре Смит повел себя столь неосторожно и беспринципно, продавая голоса избирателей-мормонов в одно и то же время и вигам и демократам, что вызвал сильнейшее раздражение представителей обеих партий17. В штате образовалась довольно сильная антимормонская оппозиционная группировка, которая требовала от администрации ограничить власть Смита.

Недовольство политикой мормонского руководства в штате достигло апогея в 1844 году, который был объявлен Смитом годом «царства божьего». В этом же году «пророк» заявил о намерении баллотироваться в президенты Соединенных Штатов Америки и выдвинул избирательную программу, в которой значились такие лозунги: освобождение рабов и амнистия заключенных в тюрьмах; уменьшение числа членов конгресса; аннексия Мексики и Канады.

На этот раз политический авантюризм стоил Смиту жизни. Толпы иллинойсцев собирались на митинги, чтобы осудить автократическую политику Смита, его диктаторские замашки, его политические претензии и беспринципность. Масла в огонь подлила мгновенно разнесшаяся весть о том, что Смит учредил для руководителей своей церкви многоженство. Возбужденная этой сенсационной новостью толпа обывателей потребовала расправы над Смитом. Попытки губернатора штата Т. Форда избежать эксцесса ни к чему не привели. 27 июня 1844 г. толпа взяла штурмом тюрьму, куда, чтобы избавить их от самосуда, были заключены Дж. Смит и его брат Хайрем, и расправилась с ними.

Трагические события в Нову завершили первый этап в истории мормонского движения. Со смертью Смита была похоронена и идея мормонского «Сиона» в тогдашних границах США. Обстоятельства требовали искать «обетованную землю» на далеком Западе, куда были устремлены взоры большинства американских колонизаторов. Согласно мнению некоторых современных американских исследователей, план продвижения мормонов на Дальний Запад вынашивал еще Смит. В начале 1844 г. он якобы предлагал послать экспедицию в Орегон и Калифорнию с целью подыскать удобное место для поселения мормонов — «где-нибудь в горах, чтобы сам дьявол не мог нас отыскать»18. В марте того же года Смит обращался в конгресс с просьбой предоставить в его распоряжение 100 тыс. добровольцев, с которыми, по его словам, он легко овладеет Техасом и окончательно утвердится в Орегоне19.

Далеко не все единоверцы поддерживали планы Смита относительно переселения на неизведанные земли далекого Запада. Это обнаружилось тотчас после гибели «пророка», когда значительная часть мормонов во главе с С. Ригдоном ушла в Пенсильванию и образовала там отдельную мормонскую общину. Но большинство решило следовать пути, «предначертанному пророком Джозефом». Возглавил это движение новый руководитель церкви Б. Янг.

С дагерротипа на нас глядит человек с крупными чертами лица, массивной челюстью, которая придает волевой характер всему облику, с острыми и внимательными глазами. Таким был Янг — один из пионеров американского Запада, организатор самой крупной в истории США массовой миграции 40—50-х годов XIX в. Янг стал мормоном вскоре после образования деноминации и быстро выдвинулся в ее руководители. Смит очень ценил его как миссионера и организатора и часто поручал ему ответственные задания.

И в те июньские дни 1844 г., когда в Иллинойсе разыгрывался последний акт драмы, Янг, выполняя поручение Смита, находился в Вашингтоне, чтобы уладить дела, связанные с выдвижением кандидатуры «пророка» на пост президента. Спешно возвратясь в Нову, Янг застал мормонскую общину в разброде: проявились до сих пор дремавшие идейные и политические разногласия, началась борьба за власть. Янг в качестве старейшины Совета двенадцати апостолов повел решительную борьбу с расколом. Он укрепил организационную основу церкви, передав Совету двенадцати апостолов всю исполнительную власть. Себя Янг назначил президентом этого совета. В результате раскола часть мормонов вышла из-под юрисдикции церкви и покинула Иллинойс, обосновавшись в других штатах, как уже упоминавшаяся община Ригдона в Пенсильвании, община Стренга в Висконсине и т. д. Ввиду новых возможных расколов в церкви и вполне реальной угрозы репрессий со стороны недружественного населения Иллинойса Янг принял решение об организации «большого исхода» мормонов на Запад.

Согласно современным американским историческим исследованиям, Янг уже в 1845—1846 гг. достаточно ясно представлял себе то место, куда приведет своих единоверцев20. Известно, что он усиленно изучал отчеты и дневники путешественников, миссионеров, топографов и др., исследовавших и описавших американский Запад. Особенно большое впечатление на него произвел отчет Дж. Фримонта об экспедиции 1842—1844 гг. в Орегон и Калифорнию (был опубликован в 1845 г. в качестве официального документа и сразу привлек всеобщее внимание). Фримонт, в частности, так описывал долину, расположенную между Большим Соленым озером и р. Бэр: «Земли здесь обширны, вода прекрасна, строительного леса достаточно, почвы плодородны и хорошо взращивают хлеб и травы…»21. Не исключено также, что Янгу многое было известно о районе Большого Соленого озера из отчетов католического миссионера П. Дж. де Смета, который в 1841 г. побывал в долине и оставил описание ее климатических и природных условий22.

Вне всякого сомнения, в окончательном выборе нового места жительства большую роль сыграло давление на мормонов со стороны экспансионистски настроенных политических деятелей США, которые проявляли живой интерес к планам Янга относительно переселения мормонской общины на Запад, рассматривая их как часть общего плана колонизации и освоения западных территорий. Особую активность в этом отношении проявлял конгрессмен и ярый экспансионист С. Дуглас, всеми силами поощрявший миграцию мормонов на Дальний Запад. В ее подготовке и проведении большое участие принял также Т. Л. Кэйн. Влиятельный пенсильванец, близкий к правительственным кругам, Кэйн относился с сочувствием к мормонам, и ему не раз удавалось облегчить их участь. По его словам, Янг, вначале колебавшийся, не избрать ли местом жительства район Сан-Франциско и Сакраменто, после разговора с ним, Кэйном, решительно остановился на долине Соленого озера23.

По совету Кэйна Янг решил просить правительственной помощи, чтобы провести переселение нескольких тысяч мормонов. При содействии Кэйна в январе 1846 г. уполномоченный Янга в восточных штатах Дж. Литтл получил аудиенцию у президента Полка. Президент, готовившийся к войне с Мексикой, заинтересовался планами мормонов относительно переселения на западные земли и в свою очередь предложил им принять участие в будущих военных операциях, обещав за это хорошую денежную компенсацию. Янг, остро нуждавшийся в деньгах, тотчас принял все предложения президента. Церковь «святых» определила на службу в армию Соединенных Штатов 500 человек, которые составили знаменитый «мормонский батальон». С большой торжественностью Янг напутствовал своих единоверцев, обязав их принести жертву во имя «божьего дела»: все жалованье их должно было поступить в общинный переселенческий фонд. «Мормонский батальон» вошел в «армию Запада» под командованием генерала С. У. Кирни.

В задачу батальона входило проложить по возможности более короткий путь от форта Санта-Фе (Новая Мексика) до Сан-Диего (Калифорния). Этот тракт должен был обеспечить быстрое и безопасное передвижение регулярных частей американской армии. Проведение этой операции, равно как и командование «мормонским батальоном», было возложено на кадрового офицера американской армии подполковника Ф. Кука. В начале 1847 г. Ф. Кук уже смог доложить командованию о том, что «мормонский батальон» выполнил возложенную на него задачу и проложил путь, который, «безусловно, будет иметь огромное значение для страны»24. В тот момент подполковник еще не мог себе представить, насколько популярным станет этот путь после открытия золота в 1848 г., когда золотоискатели хлынут по фургонной дороге, проложенной мормонами, в Калифорнию.

Усилившиеся репрессии против мормонов в Иллинойсе заставили Янга сократить сроки подготовки к массовой миграции. Большинству мормонского населения пришлось покидать штат в спешном порядке зимой 1846 г. Распродав за бесценок скот и имущество, одна группа в 238 человек решила переправиться на западные земли морем. Они добрались до Нью-Йорка, погрузились на парусное судно «Бруклин» и в начале июля 1846 г., обогнув мыс Горн, прибыли в залив Сан-Франциско. Руководитель группы С. Брэннан безуспешно пытался уговорить Янга сделать Калифорнию «новым Сионом». Не добившись согласия, Брэннан с частью своих попутчиков решил остаться в Калифорнии и таким образом порвал связь с мормонской церковью. Впоследствии, занявшись золотоискательством и земельными спекуляциями, Брэннан стал очень богатым человеком (его именем была названа одна из улиц столицы «золотого штата»).

Основная часть мормонского населения Иллинойса составила так называемый «лагерь Израиля», который, исполняя указания Янга, зимой 1846 г. начал переправляться через замерзшую Миссисипи. На границе штатов Айова и Небраска, вблизи Каунсил-Блаффса, мормоны образовали временный лагерь, который назвали «Уинтер-куортерс», т. е. «зимние квартиры». Здесь они должны были провести необходимую подготовку к будущим трудным переходам. Из этого лагеря в апреле 1847 г. вышла авангардная группа в 147 человек, которую возглавил Б. Янг. Спустя четыре месяца пионеры прибыли в долину Соленого озера. 24 июля Янг собрал; единоверцев и торжественно объявил об основании «мормонского царства» на Дальнем Западе.

Всего из Иллинойса, согласно мормонским источникам, предстояло переселиться около 15 тыс. человек. Многие современники событий отмечали высокую степень организованности самого процесса переселения мормонов в долину Соленого озера, благодаря чему им был обеспечен сравнительно безопасный переход по пустынным и горным районам «Дикого Запада». По мнению американского историка XIX в. Г. Г. Бэнкрофта, миграция мормонов проходила столь дисциплинированно, что более напоминала марш частей регулярной армии, нежели движение мирных переселенцев25. Переселенцы двигались по пути, проложенному авангардной группой, так называемой «мормонской тропе»26. Движение шло частью пешком, частью в крытых повозках-фургонах, запряженных волами. Во время стоянок фургоны служили людям кровом, спасали их от непогоды, а составленные в каре представляли собой надежное укрепление на случай внезапного нападения бандитов или недружественно настроенных индейцев.

Из «Уинтер-куортерс» переселенцы отправлялись в путь организованными партиями по 100—200 человек. Во главе каждой стоял назначенный Янгом «капитан», которому все остальные члены партии должны были беспрекословно подчиняться. Нарушившего дисциплину «капитан» имел право изгнать из лагеря. Вся жизнь переселенцев была строго регламентирована, что диктовалось условиями сложного и трудного похода. За день переселенцам приходилось проходить от 12 до 20 миль (т. е. от 19 до 30 км), чтобы успеть завершить все путешествие до начала осени. Весь путь более чем 1200 миль мормоны делили на две части: вначале они двигались по ровной местности — по Великой американской пустыне — до форта Ларами, а затем следовал переход через Скалистые горы, пока наконец по узким каньонам они не выходили в долину Большого Соленого озера.

Переселение мормонов было завершено в целом к 1849 г. По подсчетам современных исследователей, в 1847—1849 гг. мормонское население в долине Соленого озера составляло немногим более 13,5 тыс. человек. В эту цифру следует включить 2832 человека, которые в 1848—1849 гг. приехали из-за границы27.

Новое место обитания решено было назвать Дезерет, что, согласно «мормонской библии», означало «рабочая пчела»28. Границы его не были четко определены, однако Янг полагал, что мормонские владения должны занимать всю территорию Большого Бассейна вплоть до границы с Мексикой. В Дезерете был воссоздан тот социальный порядок, который существовал в Нову. Янг вместе с тем учел ошибки, совершенные его предшественником, и запретил мормонам заниматься земельными спекуляциями, а также торговать с «язычниками» (сюда входили все немормоны) и вообще потребовал ограничить все контакты с окружающим миром. Последнее осуществить было довольно трудно, так как на занятой переселенцами территории в 210 тыс. кв. миль издавна жили индейцы племени ютов. С ними мормонам волей или неволей приходилось общаться, а иногда и обороняться от них.

Дезерет посещали и белые гости. В особенности участились их визиты с началом «золотой лихорадки» в 1848 г. По дороге в Калифорнию золотоискатели часто вынуждены были останавливаться в Дезерете, чтобы пополнить запасы продовольствия и приобрести необходимое снаряжение. Таким образом, «благословенное одиночество», о котором мечтал Янг, было относительным. Ему, однако, удалось отговорить мормонов от участия в таком соблазнительном предприятии, как золотоискательство, и ориентировать их на традиционное занятие сельским хозяйством, благодаря чему община сохранила свою целостность.

Занятие сельским хозяйством в долине Большого Соленого озера вопреки оптимистическим заверениям Фримонта, Смета и др. оказалось делом довольно трудным и хлопотным. Почвы в том обширном крае, куда пришли мормоны, оказались сильно защелоченными, а большинство рек и ручьев, которые протекали по плато Большого Бассейна, либо впадали в соленые озера, либо бесследно исчезали в песках. Лишь одна узкая полоса земли на западных отрогах горного хребта Уосатч была пригодна для выращивания сельскохозяйственных продуктов, и на ней мормоны сосредоточили все усилия. В специально сооруженные резервуары они собирали драгоценную пресную воду, бегущую по каньону, и отводили ее по каналам на поля. Так была создана первая в американской истории система искусственного орошения.

Ирригационная система в долине Большого Соленого озера сооружалась объединенными силами всех жителей, каждый должен был внести долю своего труда пропорционально количеству пахотной земли, которое ему было выделено. Таким образом, эта система стала крупным кооперативным предприятием, обеспечивавшим водой поля мелких фермеров. Понимая огромное значение этого предприятия в условиях полузасушливого климата Большого Бассейна, мормонская церковь взяла контроль над ним в свои руки. Был издан ряд законов относительно регулирования подачи воды на поля, установлен специальный комитет наблюдателей из церковных чиновников, которые следили за использованием воды и состоянием оросительных каналов. Контроль за водой давал церкви огромную власть над людьми, и теократия, установившаяся с самого начала в Дезерете, была обязана в первую очередь именно этому обстоятельству. Историк Ф. Мерк, высоко оценивающий вклад переселенцев в хозяйственное освоение Юты, писал: «… нигде гений Янга не проявился так ярко, как в удачном выборе нового места жительства: в пустыне контроль церковной общины за водой означал контроль над самой жизнью людей»29.

Освоение долины Большого Соленого озера требовало значительного числа рабочих рук. Поэтому руководство мормонской церкви признало необходимым усилить миссионерскую деятельность на востоке страны и за океаном. 12 октября 1849 г. Янг выпустил «Послание», которое было разослано по многим штатам и стало известно также благодаря миссионерам за границей. Стремясь привлечь людей в Дезерет, Янг в весьма оптимистических красках рисовал картину общественно-политического развития страны и выражал надежду, что «братья из других штатов и стран обретут здесь свое счастье»30. На добровольные пожертвования в Дезерете был создан постоянный эмиграционный фонд, из которого выделялась скромная ссуда тому, кто желал переселиться в долину Соленого озера и работать там на благо всей общины. При получении ссуды переселенец давал расписку в том, что он погасит долг вскоре после прибытия на место. Эмигранты из-за океана обязаны были подписывать контракт, одна из статей которого гласила, что деньги, полученные из фонда общины на переезд, необходимо отработать и возвратить в течение времени, которое оговорено в договоре31.

Несмотря на все эти жесткие условия договоров, эмиграционный фонд был исчерпан к 1855 г. Однако иммиграция в Дезерет не прекратилась. Всего с 1848 по 1857 г. из-за границы прибыло 22 925 человек, из них 88% с Британских островов и из Скандинавии32. Процессы ассимиляции, очевидно, проходили быстро и безболезненно, поскольку большую часть иммигрантов составляли англоязычные группы. Исключением был г. Бригем, население которого было почти целиком скандинавское.

В упомянутом «Послании» Янг утверждал, что «жители Большого Бассейна, установившие законное провинциальное правительство, принявшие конституцию и избравшие администрацию, ожидают, что на ближайшей сессии конгресс США примет Дезерет в Союз как свободный и независимый штат»33. Однако при жизни Янга Дезерет не получил статута штата. И вообще отношения мормонов с центральной властью складывались и развивались отнюдь не просто.

Правительство США игнорировало претензии мормонов на признание «штата Дезерет»: в 1850 г. Дезерет просто перестал существовать, так как вся территория из бывших мексиканских владений в Большом Бассейне к северу от 37-й параллели стала называться «территорией Юты»34. Правда, президент Филмор в тот момент счел целесообразным назначить Янга губернатором территории. Мормонское руководство послало в Вашингтон делегата от Юты Дж. Бёрнхайзеля, который должен был представительствовать в конгрессе. Но уже в 1851 г. между правительством США и мормонскими вождями возникли противоречия, вызванные, как отмечалось в официальных заявлениях, сепаратистскими устремлениями жителей Юты 35. В большей степени, однако, виной здесь были неумеренные претензии Янга, не желавшего поступиться духовной и светской властью, которой он пользовался в Юте без каких бы то ни было ограничений.

В Юту были посланы три чиновника во главе с судьей Л. Брендебёри. Они имели негласные инструкции добиться смещения Янга с поста губернатора и установить в Юте немормонское правление. Один из чиновников, некий П. Брокус, исполнявший обязанности помощника судьи, человек, очевидно, недалекий, но тщеславный, выступил с длинной речью перед собранием мормонов в Солт-Лейк-Сити. Он резко критиковал руководство церкви «святых», позволив себе несколько оскорбительных слов в адрес Янга. После этого он был вынужден быстро ретироваться, поскольку понял по реакции аудитории, что его миссия провалилась. В пространной объяснительной записке конгрессу чиновники попытались изобразить мормонов мятежниками, агрессивно и враждебно настроенными по отношению к правительству США и вообще ко всем, кто не исповедует их веры36.

Визит федеральных чиновников в Юту и их поспешный отъезд обеспокоили руководителей «святых». Ведь все происшедшее могло быть расценено, полагал Янг, как неповиновение центральной власти. 20 октября он послал письмо президенту Филмору, в котором, не акцентируя внимания на имевшем место инциденте, выражал недовольство служебными качествами посылаемых из Вашингтона чиновников37. Более детально обрисовал события в письмо президенту мормонский делегат Бёрнхайзель, не преминувший изобразить правительственных чиновников в самом неприглядном виде38. Чтобы расположить общественное мнение в пользу жителей Юты, Янг дал распоряжение написать о визите в газету «Нью-Йорк геральд». В начале марта 1852 г. газета напечатала материал, предоставленный мормонами, в результате чего «ютский вопрос» приобрел широкую известность и у «святых» появились сторонники даже в конгрессе США39.

Попытки сменить абсолютную власть Янга в Юте не прекращались и в последующие годы, и конфликты с наезжающими чиновниками постоянно грозили перерасти в серьезный кризис. Он наступил в конце августа — начале сентября 1857 г., когда до Солт-Лейк-Сити дошла весть о том, что вместо Янга губернатором назначен А. Камминг, который прибудет в Юту в сопровождении большой армейской части. Эта новость вызвала сильнейшее беспокойство среди руководства мормонской церкви и очень взволновала все население, сохранившее воспоминания о репрессиях, которым мормоны подвергались в Миссури и Иллинойсе.

Две с половиной тысячи солдат под командованием полковника Л. Джонстона были сосредоточены в форте Левенуэрт. Оттуда они небольшими подразделениями начали продвигаться на территорию Юты. В связи с готовящейся оккупацией, а именно так в Солт-Лейк-Сити были расценены действия правительства, Янг издал 15 сентября закон о военном положении. Обращаясь к гражданам Юты, Янг заявил, что военная акция правительства США угрожает самому существованию мормонской общины. «Враждебная сила, вторгшаяся на нашу землю, — писал он, — намерена напасть на нас и уничтожить»40. Янг призвал население к сопротивлению. В состояние боевой готовности была приведена мормонская милиция — легион Нову; вооруженная охрана сопровождала караваны иммигрантов, двигавшихся с востока.

Страх перед насилием и новыми преследованиями породил среди поселенцев Юты истерию. Результатом этого явилась трагедия в Маунтин-Мидоуз, которая легла черным пятном на репутацию мормонов. В конце сентября, когда, по поступившим сведениям, армия Джонстона уже начала движение к Юте, на большую группу переселенцев, направлявшихся в Калифорнию, напали вооруженные мормоны. Все переселенцы, за исключением нескольких детей, были убиты. «Убийство в Мидоуз» очень сильно повредило мормонам в общественном мнении, распалило и антимормонские страсти. Янг уже почти не сомневался, что в отношении мормонов Юты будут приняты репрессивные меры. Поэтому он планировал начать немедленную эвакуацию населения, как только возникнет реальная угроза захвата Солт-Лейк-Сити войсками.

Однако мормоны отнюдь не собирались сдаваться без боя. Янг предложил партизанский метод борьбы с регулярными войсками. По его приказу мормоны, не вступая в открытые столкновения с воинскими частями, делали все, чтобы внести смятение и беспорядок в их ряды: они жгли фургоны с продовольствием и снаряжением, сеяли панику, провоцировали выступления индейцев. Все это затрудняло продвижение войск, а внезапно наступившая зима задержала их в горах в форте Бриджер, на самой границе Юты. Эта отсрочка была использована мормонами, чтобы предпринять переговоры с центральным правительством. Через полковника Т. Л. Кэйна («друга мормонов», как его называли) Янг сделал попытку связаться с федеральным правительством и склонить его к мирному разрешению конфликта.

Однако правительство Бьюкенена отнюдь не имело намерения идти на компромиссы в решении ютского вопроса. Военный министр Дж. Флойд настойчиво требовал увеличить контингент войск для отправки в Юту. Сам президент считал, что к мормонам должны быть применены суровые санкции, как против сепаратистов и мятежников. В ежегодном послании конгрессу в декабре 1857 г. он заявил, что в Юте зреет заговор против законной власти федерального правительства, имеющий целью отделить территорию от Союза. «На наших территориях такое восстание возникло впервые, и гуманность требует, чтобы мы подавили его, сделав его тем самым последним»41. По некоторым сведениям, в январе 1858 г. военное министерство планировало организовать наступление на Юту с запада, с Тихоокеанского побережья, в помощь экспедиционной армии Джонстона, двигавшейся с востока42.

Экспедиция в Юту стоила много денег, и дебаты в конгресса выявили в связи с этим большое число недовольных политикой Бьюкенена в отношении мормонов43. Еще более непопулярной стала ютская операция после того, как в Вашингтоне стало известно, что в марте 1858 г. по приказу Янга все население Солт-Лейк-Сити покинуло свои дома и ушло из города. Янг позаботился о том, чтобы американская общественность узнала об этом событии, а также о том, что в случае применения военных санкций мормоны начнут новый «исход», на сей раз в Мексику. В течение марта—мая большая часть населения города и поселков ушла на юг. 26 июня экспедиционная армия Джонстона вошла в безлюдный Солт-Лейк-Сити44.

«Ютская война» обошлась без человеческих жертв. Под давлением общественности и довольно сильной «промормонской» группы в конгрессе Бьюкенен вынужден был отказаться от первоначальных намерений «примерно наказать» мормонов. В послании конгрессу он заявил, что считает себя удовлетворенным, так как, по сведениям самого Камминга, мормонское руководство согласилось с его назначением на пост губернатора. Таким образом, сказал президент, есть основания считать, что «авторитет конституции и законов восстановлен в Юте»45. Мормоны возвратились в свои дома, и жизнь в «мормонском царстве» вновь вошла в привычную колею, несмотря на то что «ютская война» окончательно похоронила иллюзию о возможности создания религиозного сообщества, изолированного от окружающего мира.

Основывая поселение в долине Большого Соленого озера, руководители церкви «святых», как уже говорилось, вовсе не думали ограничиться этим районом. В планы Янга входило создать большой мормонский штат, поэтому он использовал любую возможность, чтобы расширить владения. Вначале мормонские поселения располагались вдоль северо-западных отрогов хребта Уосатч. Однако вскоре Янг распорядился, чтобы вновь прибывавшие иммигранты основывали поселения севернее, в долине оз. Вебер. В 1849 г. мормонские скваттеры начали заселять долину пресного оз. Юта, расположенного южнее Солт-Лейк-Сити. Для этого они согнали с земли индейцев племени ютов, издавна обитавших там. Янг оправдывал эти акции «жизненными интересами мормонов» и поощрял дальнейшую экспансию на юг, где зимы были не так суровы и где можно было выращивать не только зерно, но и сахарную свеклу, хлопок и т. д.

Большой интерес проявляли мормоны к бассейну р. Колорадо. Река и ее притоки представляли собой удобные средства сообщения; привлекали также мягкий климат, орошаемые земли, наличие полезных ископаемых. Поэтому начиная с 1849 г. мормоны активно осваивали этот район. В 1850 г. с благословения Янга в южной части Юты была образована колония Парован, которой руководил двоюродный брат Дж. Смита — Джордж Смит. Община в Пароване была создана по образцу общины в Солт-Лейк-Сити и пользовалась правами самоуправления.

Мормоны активно миссионерствовали среди индейцев и свои миссионерские станции часто превращали в колонии, куда прибывали партии иммигрантов, чтобы захватить и освоить новые территории. В 1851 г. районом мормонского миссионерства стала Невада, которую Янг в 1856 г. попытался утвердить официально в качестве мормонской миссионерской колонии. Эта попытка не удалась ввиду сопротивления католических и протестантских миссий, также действовавших в этом районе. В 1857 г. мормонским миссионерам пришлось покинуть Неваду. Несколько миссионерских колоний было создано в 1855 г. в центральной части Айдахо, но индейцы были столь враждебно настроены против миссионеров, что колонии пришлось ликвидировать уже на следующий год. В 50-е годы в северо-восточной части Техаса существовало одно мормонское поселение46.

Во время миграций мормоны проложили пути, которые впоследствии превратились в главные тракты, соединившие между собой восточную, южную и западную части страны47. Широкой известностью пользовалась упоминавшаяся «мормонская тропа», которая стала самым удобным путем сообщения между северо-восточными штатами и столицей Юты Солт-Лейк-Сити. Еще один тракт был открыт в результате марша «мормонского батальона» во время американо-мексиканской войны. Он считался наиболее коротким путем в Калифорнию через Новую Мексику и Аризону. После того как мормонские поселенцы обосновались в долине Большого Соленого озера, Янг распорядился искать еще один путь, который соединил бы Солт-Лейк-Сити с побережьем Тихого океана. В результате в 1851 — 1855 гг. был проложен так называемый «мормонский коридор», который протянулся от мормонского поселения Прово (Юта) до Сан-Бернардино (Калифорния).

На всех этих «тропах», «трактах» и путях мормоны строили форты, имевшие стратегическое значение и одновременно служившие перевалочными станциями для миссионеров и иммигрантов. На «мормонской тропе» наиболее важными были форты Ларами и Бриджер. Последний был уничтожен мормонами в начале «Ютской войны» по приказу Янга, применявшего тактику «выжженной земли» на всем пути следования оккупационного войска США. Форты Лас-Вегас и Сан-Бернардино в «мормонском коридоре» были превращены в колонии, но прекратили свое существование также в период «Ютской войны», а население ушло в долину Большого Соленого озера. Несмотря на все превратности, мормонская колонизация Запада не прекращалась на всем протяжении 40—50-х годов, и к началу гражданской войны там существовало не менее 90 мормонских поселений48.

Возникновение новых поселений стимулировалось быстрым ростом мормонского населения, который происходил главным образом за счет иммиграции. Согласно современным американским исследованиям, опирающимся на официальную статистику XIX в., население Юты за 14 лет, с момента появления здесь первого поселения мормонов в 1847 г., выросло к 1860 г. более чем в 25 раз. В указанный период население Юты ежегодно увеличивалось в среднем на 3—4 тыс., и в 1860 г. составляло 47 046 человек49. Следует отметить, что руководство мормонской церкви по политическим соображениям в своих отчетах, заявлениях и посланиях обычно значительно завышало цифру населения. Так, в 1856 г. Янг в заявлении в территориальную легислатуру называл цифру 77 тыс. и требовал на этом основании возобновить ходатайства о приеме Юты в Союз в качестве штата50.

Мормонская экспансия на Дальнем Западе осуществлялась людьми в высшей степени предприимчивыми, унаследовавшими от своих новоанглийских предков стремление к обогащению и экономическому преуспеянию. Типичным представителем этого нового поколения буржуазных предпринимателей был Б. Янг, который видел в неосвоенных землях американского Запада огромное поле для ничем не ограниченной капиталистической инициативы. Помимо создания ирригационной системы, обеспечивавшей водой мелкие фермерские хозяйства в засушливых районах Юты, Янг вынашивал планы о промышленном развитии Большого Бассейна. Зимой 1849 г. он впервые заявил об этом в очередном «послании». Главным тормозом в реализации плана Янг считал нехватку капиталов. Некоторые из сподвижников Янга пытались убедить его заняться добычей золота в Калифорнии. Но руководитель мормонской церкви, как известно, отверг это предложение и, очевидно, не столько по этическим, сколько по экономическим соображениям. Он понимал, что охваченная «золотой лихорадкой» мормонская община очень скоро перестанет существовать как целостный коллектив, скрепленный волей и авторитетом его руководителя. К тому же он мудро решил, что золото все равно осядет в Юте, и притом без всяких потерь и жертв со стороны мормонов.

И действительно, тысячи золотоискателей, которые прошли по «мормонской тропе» в Калифорнию и обратно, значительно пополнили казну мормонской общины и дали ей некоторые средства для подъема кустарного промышленного производства в Юте. Правда, в осуществлении этого подъема могли участвовать лишь европейские иммигранты, так как мормоны американского происхождения занимались почти исключительно традиционным фермерским трудом. Именно на иммигрантов из Европы Янг рассчитывал, когда выдвигал свои планы, и поэтому мормонских агентов и миссионеров ориентировал прежде всего на то, чтобы они вербовали и «обращали» в промышленно развитых районах стран Европы, а также попутно изучали условия производства и его характер51. Он инструктировал их содействовать переезду в Юту шахтеров, механиков, ткачей, прядильщиков и т. п. Им давалось предпочтение перед другими иммигрантами в получении финансовой помощи при переезде и в устройстве на новом месте.

В 1850-е годы в большинстве мормонских поселений Юты уже были свои гончарные мастерские, налажено производство бумаги, текстиля, действовала даже плавильная печь: в 1855 г. было выпущено почти 11 т чугуна52. Конечно, продукты мормонского производства в те годы были в основном невысокого качества и из-за отсутствия сырья, и из-за нехватки оборудования. Поэтому Янг посылал в Англию так называемых «железных миссионеров» (iron missionaries), в задачу которых входила закупка необходимых машин для текстильного, металлургического и другого производства. В 1852 г. из Европы было импортировано оборудование для сахароварения и началось производство сахара и меланжа из свеклы53. В том же году в Лондоне была образована акционерная компания «Дезерет айрон компани», в которой мормонская доля составляла 5 млн. долл.54

Мормонская колонизация сталкивалась на своем пути со множеством проблем, одной из которых была индейская. Подобно другим религиозным деноминациям, церковь «святых» с начала своего существования занималась миссионерской деятельностью среди американских индейцев. В конце 30-х — начале 40-х годов Смит посылал миссии к индейцам племен сак и фокс, но они не имели успеха, несмотря на то что миссионеры, имевшие на вооружении «Книгу Мормона», апеллировали, казалось, к самым сокровенным мессианским чувствам аборигенов: они говорили об их исконных правах на землю, которой владели их далекие предки — мифическое племя ламанитов. В период «великого исхода» из Иллинойса Янг убеждал своих единоверцев сохранять по отношению к индейцам лояльность и избегать малейших конфликтов. Чтобы обеспечить безопасность прохода мормонских караванов через индейские территории, Янг приказывал высылать вперед миссионеров, которые вступали в переговоры с вождями племен и старались расположить их в пользу переселенцев.

Во время трудного и опасного путешествия на «Дикий Запад» мормоны часто получали необходимую помощь от индейцев. Характер контактов с индейцами значительно изменился после того, как мормоны пришли в долину Большого Соленого озера и начали постепенно расширять свои владения за счет «братьев-ламанитов». Отношения стали столь недружественными, что в 1853 г. Янг сделал строгое предписание поселенцам окраинных и горных районов строить прежде всего форты, держать наготове оружие и боеприпасы и каждую ночь выставлять вооруженную охрану на случай внезапного нападения индейцев55. Находясь на территории, которую они захватили у издавна обитавших здесь индейских племен, мормоны, естественно, должны были испытывать постоянную тревогу за свою жизнь и безопасность, и это создавало напряженность во взаимоотношениях их с индейцами.

«Индейская политика» Янга, направленная на сглаживание противоречий и смягчение конфликтов, не смогла сдержать враждебность, которую испытывали к мормонам индейцы племен, живших на северной границе Юты. Эти племена занимались охотой на пушного зверя и были связаны торгово-обменными отношениями с меховыми компаниями, агенты которых пользовались огромным влиянием среди индейцев. Появление мормонов нарушило налаженные связи индейцев с торговцами пушниной. Опасаясь конкуренции со стороны новых поселенцев, агенты компаний настраивали против них индейцев, провоцировали столкновения и т. п. Другим районом напряженности явилась долина пресного оз. Юта, откуда мормоны в 1849 г. вытеснили коренное население — племя ютов. Непокорившиеся индейцы во главе с вождем Уакара долго сопротивлялись колонизации мормонов, но в конце концов были отодвинуты ими в горы. Таковым был результат первой индейско-мормонской войны 1853-1854 гг.56

Позиция церкви «святых» в целом была недвусмысленной: индейцы являлись нежелательными элементами на территории, которую начали осваивать мормоны, и их следовало, дабы избежать конфликтов, переселить на другие земли. Разумеется, открыто об этом ни один из руководителей церкви не заявлял. Наоборот, Янг в «посланиях» неустанно твердил, что необходимо «предоставить возможность ламанитам вернуться в их жилища, где они родились и выросли»57. Но в письме главному агенту по делам индейцев территории Юты Г. Харту он просил определить границы резерваций, куда должны быть переселены племена индейцев, лишившихся земли в результате заселения Большого Бассейна мормонами. «Я полагаю, что под эти резервации должны быть отведены небольшие участки земли, пригодной для возделывания…» — писал Янг58. Он считал, что для окончательного умиротворения индейцев их следует посадить на землю и заставить заниматься фермерским трудом. По указанию Янга мормонские миссионеры основали три фермы, на которых трудились индейцы. Однако они влачили жалкое существование из-за недостатка земледельческих орудий, семян и опыта в ведении сельского хозяйства.

По некоторым сведениям, мормоны делали попытки использовать труд индейцев в своих общинах. Так, известно, что они покупали у индейцев детей, захваченных во время набегов на соседние племена. В доме Янга, например, было несколько детей из племени снейк, купленных им у ютов59. Возмужав, они становились работниками на фермах мормонов. Г. Грили, посетивший Солт-Лейк-Сити в 1859 г., свидетельствовал, что, по признанию самого Янга, во многих мормонских общинах использовался также труд черных рабов, привезенных с востока США. Однако на вопрос Грили, будет ли Юта в случае признания ее штатом рабовладельческой, Янг ответил: «Нет, она будет свободной. Рабство доказало здесь свою бесполезность и невыгодность…»60.

В противоположность визионеру Смиту Янг во всех своих поступках и словах был трезвым прагматиком. По наблюдению многих путешественников, заезжавших в Солт-Лейк-Сити и отдавших визит президенту церкви «святых», он меньше всего напоминал человека, который «спешит на небеса». В его речах и проповедях не слишком много внимания уделялось вопросу о «втором пришествии Христа», что было лейтмотивом всех выступлений Смита. В большей мере его заботили мирские проблемы, связанные с социально-экономическим процветанием и политическим укреплением мормонской общины. Потерпев поражение в борьбе за создание суверенного мормонского штата с правительством «святых», Янг сосредоточил все внимание на усилении позиций церкви в общественно-политической жизни Юты. В результате его усилий вся власть в Юте находилась в руках Совета двенадцати апостолов, за немормонским губернатором оставался лишь совещательный голос. В 1855 г. в одной из речей, напечатанных затем в газете «Дезерет ньюс», Янг откровенно заявил: «Пусть я теперь не губернатор, но власть моя от этого не уменьшилась. Ни один человек, которого сюда пришлют, не будет иметь никакого влияния, если его выбор не будет одобрен мормонами»61.

Стараниями Янга в Юте была создана теократия, которая осуществляла контроль буквально над всеми сторонами жизни общины и требовала неукоснительного соблюдения церковных установлений, сформулированных в «Книге веры и заветов»62. В иерархии ценностей, принятых в Юте, на первом месте стояло беспрекословное подчинение авторитету и власти старших, и вершину этой иерархии занимал абсолютный авторитет Янга, которого мормоны наделяли даром божественного откровения и благодати. Чтобы элиминировать противоречия в общине, церковь регламентировала нормы жизни и морали поселенцев, вела строгий надзор за их повседневным поведением, что давало ей возможность подавлять любой протест в самом зародыше и воспитывать покорных ее воле законопослушных людей. Деспотическая власть церкви распространялась также на развитие семейно-брачных отношений в мормонской общине. В 1855 г. Совет двенадцати апостолов официально санкционировал институт полигамии, тем самым поощрив создание многодетных семей, в которых процветал культ отца, «патриарха»63.

Все эти специфические особенности культа, обычаев, морали общины «святых» не способствовали ее интеграции в американское общество, и на протяжении многих лет она продолжала оставаться в духовной изоляции, несмотря на все видимые успехи в экономической области.

Примечания

  • Болховитинов Н.Н. США: проблемы истории и современная историография. М., 1980, с. 329.
  • Наиболее авторитетны в этом плане суждения известного историка Р. А. Биллингтона, посвятившего себя исследованию Запада.
  • Оно официально датируется 1795—1835 гг.
  • Полный текст «символа веры» приводится в документированной истории мормонства. См.: Among the Mormons. Historic Accounts by Contemporary Observers / Ed. by W. Mulder, A. R. Mortensen. Lincoln, 1973. p. 16—17.
  • Согласно Ветхому завету Мелхиседек был одновременно «царем Салимским» и «священником бога всевышнего» (Бытие: 14, 18).
  • Among the Mormons, p. 69.
  • Ibid., p. 75.
  • Ibid., p. 76.
  • Ibid., р. 28.
  • Ibid., р. 103.
  • Day R. В. They Made Mormon History. Salt Lake City, 1968, p. 149.
  • Among the Mormons, p. 111.
  • Flanders R.B. Nauvoo. Kingdom on the Mississippi. Urbana, 1965, p. 32—33.
  • В архивах Иллинойса сохранились, например, такие сведения: в апреле 1840 г. Смит купил у некоего Грэнджера четыре участка земли за 600 долл., а в октябре продал их уже за 3 тыс. См.: Flanders R.B. Op. cit., р. 120.
  • Flanders R.B. Op. cit., р. 86.
  • Among the Mormons, p. 124.
  • Политическая беспринципность была возведена Смитом в ранг добродетели. Своим единоверцам он заявлял: «Нам наплевать и на вигов, и на демократов. И те и другие чужды нам. Для нас друг тот, кто в данный момент выступает в защиту наших интересов — интересов божьего дела» (Arrington L. J., Bitton D. The Mormon Experience. A History of the Latter-day Saints. N. Y., 1979, p. 51).
  • Among the Mormons, p. 163.
  • Ibid.
  • Так считает, например, историк Ф. Мерк, который писал, что выбор был сделан Янгом совершенно сознательно. См.: Merk F. History of the Westward Movement. N. Y., 1978, p. 335. Правда, такой авторитетный исследователь «западного движения», как Р. А. Биллингтон, напротив, полагал, что Янгу ничего не было известно о тех землях, куда он собирался направиться. См.: Billington R. A. Westward Expansion. A History of the American Frontier. N. Y., 1967. p. 539.
  • Цит. по: Merk F. Op. Cit., p.335.
  • Smet P. J. de. Western Missions and Missionaries. A Series of Letters. Shannon (Ireland), 1972, p.394.
  • Among the Mormons, p. 195.
  • Цит. по: Faulk О. S. Destiny Road. The Gila Trail and the Opening of the South West. N. Y., 1973, p. 28.
  • Bancroft Н. Н. History of Utah. San Francisco, 1890, p. 284.
  • «Тропой» широко пользовались не только переселенцы, но и золотоискатели, а в 1869 г. именно здесь прошла трансконтинентальная железная дорога.
  • The Mormon Role in the Settlement of the West / Ed. by R. H. Jackson. Provo (Utah), 1978, p. 115, 126.
  • Изображение пчелиного улья (beehive) сохранилось на печати штата Юта, на университетской печати, на первых полосах газет этого штата и т. п.
  • Merk F. Op. cit., p. 339.
  • Among the Mormons, p. 227.
  • Day R. B. Op. cit., p. 124.
  • The Mormon Role in the Settlement of the West, p. 126.
  • Among the Mormons, p. 228.
  • Мorison S. Е. е. a. A Concise History of the American Republic, p. 248.
  • Furniss N. F. The Mormon Conflict, 1850—1859. New Haven, 1960, p. 23.
  • Congressional Globe, 32th Congress, 1st Session, Appendix, p. 86—90.
  • Ibid., p. 86.
  • Ibid., p. 85.
  • Among the Mormons, p. 249.
  • Ibid., р. 297.
  • Цит. по: Furniss N. F. Op. cit., p. 170.
  • Ibid., p. 171.
  • Congressional Globe, 35th Congress, 1st Session, p. 1084—1086.
  • Bailey P. Holy Smoke. A Dissertation on the Utah War. Los Angeles. 1978, p. 134.
  • Congressional Globe, 35th Congress, 1st Session, p. 2919.
  • Abbé Domenech. Missionary Adventures in Texas and Mexico. L., 1858, p. 11.
  • Многие современные трансконтинентальные железные и шоссейные дороги проходят как раз по тем местам, по которым в середине XIX в. двигались караваны мормонов, направлявшихся на западные земли.
  • К концу XIX в. их насчитывалось около 500. См.: The Mormon Role in the Settlement of the West, p. 69.
  • The Mormon Role in the Settlement of the West, p. 115.
  • Ibid., p.109. Янгу, как известно, не удалось осуществить свои честолюбивые замыслы: Юта была признана штатом лишь в 1896 г.
  • Янг писал старшему сыну Джозефу, служившему миссионером в Англии: «… не теряй возможности посещать во время своих поездок фабрики и бери на заметку все, что может послужить в будущем тебе и твоим братьям на благо» (Letters of Brigham Young to His Sons. Salt Lake City, 1974, p. 14).
  • Arrington L. J., Bitton D. Op. cit., p. 123.
  • Letters of Brigham Young to His Sons, p. 323.
  • Arrington L. J., Bitton D. Op. cit., p. 123.
  • Day R. В. Op. cit., р. 160.
  • Ibid., р. 174.
  • Ibid., р. 175.
  • Цит. по: Ibid., р. 191.
  • Ibid., р. 173.
  • Among the Mormons, p. 324.
  • Цит. по: Furniss N. F. Op. cit., p. 19—20.
  • «Книга веры и заветов» (Book of Doctrine and Covenants) излагает основы учения церкви «святых» и наряду с «Книгой Мормона» выступает в качестве «священного источника» американского мормонства.
  • В обоснование полигамии мормонские теологи прибегали к ссылкам на ветхозаветные источники, но существовала и собственно мормонская аргументация. См.: Merk F. Op. cit., p. 343. Сам Янг, по некоторым данным, имел 27 жен и 56 детей.

Кислова А. А. Мормоны на американском Западе (к истории массовых миграций 30—50-х годов XIX в. ) / А. А. Кислова // Американский ежегодник 1984 / Отв. ред. Г. Н. Севостьянов. - М. : Наука, 1984. - C. 165-185