«Несовершенный Сион»: Калифорнийские мормоны и «золотая лихорадка»

Кеннет Н. Оуэнс
Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, широко известные как мормоны, были одними из первых американцев, поселившихся в мексиканской Калифорнии. Они приняли заметное участие в событиях, приведших к калифорнийской "золотой лихорадке" и ее непосредственных последствиях. В этой статье описывается прибытие СПД и значительная роль мормонов в ранней истории золотой лихорадки в Калифорнии, а также дается новый взгляд на отношения между мормонами Калифорнии и церковной иерархией, созданной под руководством Бригама Янга в Солт-Лейк-Сити.

Впервые появившись в мексиканской Калифорнии в 1846 г., члены Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (СПД), известные как мормоны, составляли значительную часть англо-американцев, которые колонизировали этот регион, а затем приняли участие в “золотой лихорадке”. Существенная роль первых мормонских аргонавтов долгое время отрицалась как калифорнийскими, так и мормонскими историками. И дело даже не столько в предрассудках против мормонов. Первые калифорнийские историки легко упускали любые упоминания о деятельности мормонов во время “золотой лихорадки”. Многие, если не все, пионеры СПД покинули “Золотой штат” еще до осени 1857 г., когда глава Церкви Бриэм (Бригэм) Янг воззвал ко всем единоверцам вернуться, чтобы защитить цитадель Сиона в городе Солт-Лейк-Сити, бывшем также столицей Территории Юта, против так называемого федерального вторжения. Те мормоны, которые остались в Калифорнии после 1857 г., были буквально оторваны от Церкви в Юте. А без ее поддержки или признания этим оставшимся мормонам не хватало самоопределения в быстро меняющемся калифорнийском сообществе. Таким образом, в то время как первые историки этого штата приняли и распространяли миф о героях 1849 г., они упустили из виду деятельность мормонов в предшествовавший период (1846—1848). Это было наиболее легким и понятным путем создания версии, подчеркивавшей, прежде всего, заслуги калифорнийцев в истории “золотой лихорадки”.

Тем временем представители СПД создавали свой собственный миф о прошлом, который должен был соответствовать сионской теории мормонов. Прежде всего их волновало, как мы сейчас понимаем, воодушевляет ли верующих та или иная история. По оценкам лидеров Церкви в XIX в., записи о мормонских пионерах в Калифорнии не имели духовной или прозелитской ценности. Во многих проповедях периода “золотой лихорадки” Б. Янг активно осуждал тех, кто покинул царство Сиона, чтобы поклоняться ложным богам на золотых приисках, которые были неподконтрольными Церкви. Он был великим наставником, с течением лет сумевшим внушить людям чувство презрения или даже осуждения по отношению к Калифорнии и тем, кто там жил, а также заблуждавшимся мормонам и неверующим. Вслед за сионскими учениями Янга, история первых калифорнийских Святых подверглась строгому редактированию со стороны авторитарных историков СПД. Результатом этого стала системная амнезия в истории. Любые упоминания о Калифорнии были изъяты из мормонской историографии, чтобы соответствовать учению о Сионе1.

Совершенно ясно, что сейчас наступили другие времена. За последние десятилетия мормонские и немормонские исследователи объединились с одной целью: выработки нового понимания и интерпретации вопросов, касающихся роли СПД на американском Западе. Частью такой интерпретации следует считать пересмотр истории калифорнийских мормонов времен “золотой лихорадки”, при котором фокус переместился из района Большого Бассейна на Тихоокеанское побережье. Мы сможем лучше понять историю раннего периода освоения Калифорнии мормонами, если осуществим переоценку на основе собственных выводов, а не восприятия, возникшего в Сионе на Темпл-скуэр, столь далеко от нее расположенного.

Для начала следует вспомнить еще раз события, которые привели первых мормонских переселенцев в Калифорнию. Прежде всего я имею в виду Самюэля Бреннена. В 1845 г. он был молодым проповедником СПД, предпринимателем и редактором газеты в Нью-Йорке. Этот человек был энергичен, очень амбициозен и полон новых идей. Указанные черты придавали ему такую харизму, которая делала его настоящим лидером. Бреннен стал активно участвовать в поиске нового соборного места для общины СПД на Дальнем Западе за пределами тогдашних границ США. Эти поиски были организованы Б. Янгом и его советниками в связи с вынужденным исходом из Нову — этого мормонского пристанища в Западном Иллинойсе. В сентябре 1845 г. Янг написал Бреннену письмо со словами горячей поддержки, намереваясь отправить его в Северную Калифорнию вместе с группой новообращенных мормонов с восточного побережья. “Я бы хотел, чтобы вы вместе с вашей газетой и десятью тысячами братьев, — писал Б. Янг, — были сейчас в Калифорнии в заливе Сан-Франциско. И если вы сможете отправиться туда, то так и сделайте”.

Последняя фраза письма имела очень важное значение. “А мы вас там встретим”, — сообщал он С. Бреннену2.

Руководствуясь этим письмом и советами церковных лидеров, Бреннен организовал самую примечательную колонизаторскую экспедицию на Запад — путешествие вокруг мыса Горн на корабле “Бруклин”. На борту находилось 240 мужчин, женщин и детей. Судно было загружено необходимым оборудованием и провиантом. Мужчины были вооружены “до зубов”, как отметил один из участников. Эти мормоны были полностью подготовлены к занятию мексиканской территории и установлению первенства Церкви СПД в Северной Калифорнии. В начале февраля 1846 г. незадолго до отъзда С. Бреннен написал письмо Б. Янгу, сообщая о своих планах. С помощью таких известных обитателей Калифорнии, как Джон Саттер и Лэнсфорд Гастингс, Бреннен надеялся привлечь в общину местных испаноязычных жителей. Далее он заявлял, что “несомненно, территория Калифорнии станет нашей”. “В результате, — добавлял Бреннен, — у нас будет сильная и правящая община в этой стране, которая окажет нам политическую и коммерческую поддержку”. Он обещал также, что выберет наиболее подходящее место в заливе Сан-Франциско “для основания Торгового Города”3. Целью Бреннена и его колонистов была подготовка к приходу следующих групп мормонских переселенцев под руководством Б. Янга.

Бреннен и другие переселенцы были настолько уверены в этих планах, что во время стоянки “Бруклина” в Оаху на Гавайях редактор местной газеты опубликовал статью о стратегии мормонов. “Калифорния является теперь основным местом встречи, — писал он, — а территория вокруг [залива] Сан-Франциско выбрана Святыми для организации поселения”4. Более того, Бреннен также советовал лидерам мормонской Церкви на Востоке Джессу Литтлу и Уильяму Эпплби подготовить еще одно судно после того, как “Бруклин” покинет Нью-Йорк, полагая, что они последуют за ним в Северную Калифорнию5.

Почему же тогда район залива Сан-Франциско не стал местом для Сиона СПД? В мае 1846 г., спустя три месяца после того, как “Бруклин” вышел в море из Нью-Йорка, президент США Дж. Полк обратился к Конгрессу за разрешением объявить войну Мексике, который быстро дал согласие. Естественно, что ни С. Бреннен, ни Б. Янг не рассчитывали на начало военных действий, когда они планировали установить контроль мормонов над Верхней Калифорнией. Когда началась война, все изменилось. Добравшись до залива Сан-Франциско, переселенцы обнаружили на рейде военный корабль США “Портсмут” под командованием капитана Джона Монтгомери. Оказалось, что американцы уже высадились на берег, подняли флаг Соединенных Штатов и захватили небольшое прибрежное поселение, известное под названием Йерба- Буена. “Именно на этом, — как писал позже Эдвард Кембл, — и закончилось движение, которое в 1846 г. должно было создать новый гражданский и духовный доминион на Тихоокеанских берегах”6.

Тем не менее в следующем году Бреннен сдержал обещание, данное Б. Янгу. Несмотря на трудности в управлении “бруклинской” колонией, он основал газету во главе с Кемблом в качестве главного редактора. Бреннен стал главой поселения Йерба-Буена, впоследствии переименованного в Сан-Франциско. Этот торговый город развивался, а мормоны контролировали его экономическую и политическую жизнь. Бреннен сотрудничал с федеральными властями и поддерживал мирный нейтралитет во время войны между правительственными войсками и повстанцами. Кроме этого, различными путями он продолжал подготовку к приходу СПД в этот регион.

Чтобы должным образом выполнить свою миссию, в конце апреля 1847 г. Бреннен организовал другое смелое предприятие. Апостол Орсон Гайд в своем сентябрьском письме из Нью-Йорка сообщал, что основная группа мормонов “лагеря Израилева” покинула Науву и собирается перезимовать в Каунсил Блаффс близ р. Платт. Затем, заявлял Гайд, “весной, как только появится первая трава, мы все отправимся в Калифорнию”7. Скорее всего Бреннен прочитал это письмо в марте или начале апреля. Через несколько недель он уже направлялся на восток через горный хребет Сьерра-Невада, чтобы встретить Янга и других мормонов, намереваясь проводить их в Северную Калифорнию. Несмотря на раннее начало сезона, когда снег еще местами не сошел, Бреннен с тремя компаньонами отправился по единственному относительно доступному пути мимо форта Саттера через Доннер-Пасс до р. Траки и далее по р. Гумбольдт по направлению к Скалистым горам. Этот путь примерно повторяет современную автомобильную автостраду 1-808.

30 июня эта небольшая группа, утомленная переходом, встретила Б. Янга и его лагерь на пересечении сухопутной тропы с р. Грин-Ривер западнее Саут-Пасс в современном штате Вайоминг. То, о чем сообщил Янг, очень расстроило и сильно разочаровало Бреннена. Отряд лидера мормонов направлялся в долину Большого Соленого озера, а не в Северную Калифорнию. Это решение Янга основать Сион СПД в Большом Бассейне, неизвестное на тот момент Орсону Гайду или самому Бреннену, вероятнее всего, было принято за месяцы до этого, возможно еще в Науву или, по крайней мере, до того, как пионеры-переселенцы покинули место своей зимовки. Однако об этом решении узнали только после того, как повозки мормонов переправились через р. Платт. Окончательное решение повернуть в сторону Большого Соленого озера, проследовав тем же путем, что и экспедиция Доннера годом ранее, было принято после встречи 28 июня с жившим в горах проводником Джимом Бриджером — за два дня до неожиданного прибытия Бреннена9.

Последний сразу же попытался переубедить Янга. Снова и снова Бреннен рассказывал о Северной Калифорнии, как об идеальном месте для основания там нового центра Церкви СПД. Спустя несколько дней, возможно устав от разговоров с Бренненом, Янг отправил того проводить группу ветеранов Мормонского батальона, возвращавшихся с места зимовки в Пуэбло. Через три дня после того, как Янг достиг долины Большого Соленого озера, Бреннен появился вновь. Он тут же возобновил попытки убедить лидеров Церкви перебраться в Северную Калифорнию. Но когда Янг увидел местность к западу от гор Уосатч, больше не было смысла с ним спорить. Восхищение Б. Янга долиной Большого Соленого озера была не меньшим, чем любовь С. Бреннена к Северной Калифорнии.

После однодневной обзорной экскурсии вместе с другими лидерами мормонов, включая Бреннена, 28 июля после полудня Янг собрал всю паству на месте будущего храма в Солт-Лейк-Сити. Прекращая дальнейшие противоречия, он объявил, что здесь они и остановятся. Мы сможем лучше оценить это событие, если будем понимать, что историческое решение Янга стало окончательным, решающим ответом на активную агитацию Бреннена в пользу Северной Калифорнии. Уилфорд Вудрафф вспоминал, что Бреннен увидел в месте, предназначавшемся для основания Солт-Лейк-Сити, только “одиночество и скуку, и всеми силами пытался убедить президента Янга не останавливаться здесь, а продолжить путь в Калифорнию”. Именно тогда, как вспоминал Вудрафф, Янг ударил своей тростью о землю, ответив: “Нет, сэр: я собираюсь остановиться именно здесь. Я собираюсь построить город здесь. Я собираюсь построить храм здесь. И я собираюсь создать общину именно здесь”10. Он также сказал: “Нам нет дела до Сан-Франциско. Иноверцы скоро будут и там”11.

Противостояние Бреннена и Янга не было только столкновением двух волевых людей или спором о приемлемом месте для основания нового поселения Святых. Это противостояние подразумевало необычайно острые дебаты о будущем мормонского движения как религии и культурного явления в целом. Для Янга, как позже отмечал Д. Биглер, превыше всего стояла цель выполнить пророчество Ветхого Завета, установив Царство Божье на земле. Биглер писал, что мормоны под руководством Янга “поставили перед собой необычайно амбициозную и неоднозначную цель… превзойти все другие нации в мире и подготовиться к пришествию Господа, сделав это в течение своей собственной жизни”12. Уединившись в Большом Бассейне, мормонский Сион Янга должен был стать соборным местом, где верующие Святые могли бы жить в мире, избегая враждебного присутствия неверующих, ожидая пришествия Христа. Город, храм и страну, которые он намеревался построить, стали бы центром революционной тысячелетней веры народов.

Предлагавшаяся С. Бренненом альтернатива представляла иное будущее для мормонов и их последователей. Основание столицы СПД в Сан- Франциско привело бы к мирской перспективе, характеризовавшейся тесными контактами и прагматическим компромиссом с немормонским обществом. Если мы разберем подтекст обращения этого человека, то успех Святых был бы в большей степени светским, чем духовным. Летом 1847 г., почти за год до того как открытие золота привело к сильнейшей в мировой истории массовой волне иммиграции, центром которой оказался Сан-Франциско, уже было ясно, что это первое поселение залива будет главным торговым городом. Открытое миру коммерчески растущее селение Бреннена, находясь под руководством мормонов или нет, конечно, скоро привлекло бы к себе тысячи людей, как тех, кто не являлся последователей СПД, так и самих Святых. Б. Янг первым понял, что Сан-Франциско не сможет наверняка стать уединенным отечеством, где большая часть мормонов могла бы собраться и в мирной обстановке совершенствовать свою веру в ожидании “золотого века”.

Решение Янга о том, что мормоны остаются в Юте, привело колонистов с судна “Бруклин” в замешательство. Они изменили свои жизни, вложили все свои сбережения и отправились в Калифорнию, чтобы подготовиться к пришествию Церкви, а сейчас выяснилось, что никто не планирует туда идти. Тем временем, несмотря ни на что, община СПД начала устраивать новую жизнь на Тихоокеанском побережье. Каким же образом они были связаны с будущей Церковью и ее руководством? И если Сион будет находиться в долине Большого Соленого озера, в сотнях миль на восток, то, как жители Сан-Франциско смогут повлиять на развитие Церкви СПД? Какую роль они сыграют, находясь на таком большом расстоянии от только что основанного Царства Божьего на земле?

Вскоре колонисты, прибывшие на корабле “Бруклин”, узнали, что Калифорния — вовсе не идеальный Сион и никогда им не будет. Согласно наставлению Янга, они должны были оставаться там, где находились в данный момент и служить Церкви. Наверное, самым необычным был тот факт, что лидер мормонов велел им быть осторожными и скрытными в своих обрядах. Также колонисты должны были становиться состоятельными и проявлять щедрость в отношении менее богатых братьев, а также Церкви и ее священнослужителей. Янг заявил, что эти поселенцы могли присоединиться к общине в долине Большого Соленого озера только по собственной воле. Другими словами, переезд в Сион, единственное место, где гарантировалось полное Спасение в конце жизни, теперь был не их святой обязанностью, а просто выбором.

Слова Янга, адресованные мормонам с “Бруклина”, содержались в подробном письме, которое он передал в Сан-Франциско с помощью С. Бреннена. В нем сообщалось о путешествии Святых к долине Большого Соленого озера и с энтузиазмом рассказывалось о перспективах развития основанного там города, “равного которому по красоте и удобству он Янг еще никогда не встречал”. В письме также утверждалось, что Бреннен, несмотря на свои несовершенство и ошибки, оставался главой общины СПД в Северной Калифорнии. Янг также выражал удовлетворение по поводу существования самой калифорнийской миссии под руководством Бреннена. Особое внимание уделялось вопросу о том, следует ли жителям Сан-Франциско переезжать в долину Большого Соленого озера или оставаться в Калифорнии. “Мы поселились в этом прекрасном месте, — писал он, — именно там, где Господь хочет видеть весь свой народ; и мы говорим всем вам, что вы живете на прекрасной земле, и если вы захотите остаться там, то в праве это сделать, но если вы решите прийти к нам, то можете сделать это, и мы будем счастливы встретить вас и разделить с вами все, что у нас есть”. Однако Янг также заявлял, что “мы не желаем лишить Калифорнию всех Святых, а… хотим сделать это место Крепостью, опорой, непосредственным соборным местом, и оттуда вести свои дела, и с течением времени, берега Тихого океана будут видны из Храма Господнего”13.

Возвращаясь в Сан-Франциско, Бреннен повстречался с еще одной группой Святых, которые также сыграли важную роль в ранней истории калифорнийского мормонства. В начале сентября в районе Траки Медоуз, на месте современного городка Рено, он встретил большой отряд ветеранов Мормонского батальона, направлявшихся в район Большого Бассейна. Этот уникальный в военной истории Соединенных Штатов батальон состоял из беженцев, покинувших Нову. Они поступили на службу в американскую армию в начале июня 1846 г. сразу после объявления Соединенными Штатами войны Мексике на месте зимней стоянки мормонов на р. Миссури. С согласия президента страны Дж. Полка, а также Б. Янга, около 500 необученных мужчин разного возраста, многие из которых были женаты и даже имели детей, были зачислены в это специальное подразделение под командованием офицера, который не был мормоном. Этот батальон вошел в состав Западной армии под командованием полковника Кирни. Они совершили героический переход, имея плохую амуницию и мало припасов, от Форт-Левенуэрта, чтобы помочь в осаде Санта-Фе, а затем пересекли пустыню и горы Южной Аризоны и прибыли в Лос-Анджелес и Сан-Диего в конце января 1847 г. К концу этого испытания бойцы были сильно измотаны, часто голодали, у многих не было даже обуви. “Парни из батальона”, как нередко они сами себя называли, впоследствии играли главную роль в мирной оккупации Южной Калифорнии вплоть до своего расформирования в середине июля в Лос-Анджелесе14.

Те, кого Бреннен встретил в местечке Траки-Медоуз в сентябре, являлись авангардным отрядом, состоявшим из 160-ти ветеранов батальона, которые покинули Лос-Анджелес и двигались на север по долине р. Сан-Хоакин к форту Саттера. Оттуда они намеревались пойти по существовавшей дороге на восток через хребет Сьерра-Невада. Эти люди хотели найти свои семьи и друзей, которые по их догадкам все еще жили по берегам р. Миссури, либо в поселении Святых в районе Большого Бассейна. У стен форта они разделились. Из-за недостатка лошадей и необходимых вещей около трети ветеранов решили остаться в Северной Калифорнии и искать работу в преддверии зимы. Примерно сто человек, которые были лучше оснащены, пошли дальше в надеже воссоединиться с теми, кого любили.

Встретив Бреннена, ветераны выслушали его пессимистическую оценку будущего Сиона Б. Янга. Он сказал, что мормоны не смогут жить в долине Большого Соленого озера. По свидетельству одного из бывших солдат, Бреннен “выразил свою твердую уверенность в том, что мормоны уйдут в Калифорнию следующей весной”. Бреннен сказал, что, проведя сезон в этом поселении в Юте, “он Янг поймет, что был не прав и придет в Калифорнию”15.

Сразу вслед за Бренненом отдельно шла небольшая группа, ведомая бывшим капитаном Мормонского батальона Джеймсом Брауном, который вез личное послание Б. Янга возвращающимся ветеранам. Браун советовал, чтобы все мужчины, не имевшие своих семей в Сионе, вернулись в Калифорнию и работали там до следующей весны или лета. В районе Большого Соленого озера условия были сложными и там почти не было продуктов питания для возвращающих бывших солдат. Это послание отчасти подтверждало слова Бреннена. “Было бы мудро, — обратился Браун от имени Янга к тем, у кого не было иждивенцев, — вернуться в Калифорнию и найти там работу, обеспечив себя одеждой, провизией и всем необходимым, а следующим летом вернуться в долину”16.

Руководствуясь этим письмом, по меньшей мере, половина отряда повернула назад, опять пересекла хребет Сьерра-Невада и вновь остановилась у форта Саттера. Здесь они встретили своих боевых товарищей, уже трудившихся на Джона А. Саттера, занимаясь именно тем, что Бреннен и его советники рекомендовали делать. Те, кто решили остаться в Калифорнии ранее, отправили делегацию для встречи с капитаном Дж. А. Саттером и предложили ему свои услуги до следующей весны. Как вспоминал потом один из участников этой встречи, “делегаты известили м-ра Саттера о том, что среди них есть плотники, кузнецы, строители, мастера по ремонту колес, механики, фермеры и разнорабочие, что им нужны лошади, скот и различное снаряжение для перехода через равнины в начале следующего лета. Если они не заработают денег, то они могли бы взять и взяли бы в качестве частичной оплаты упомянутые средства”17.

Соглашение было быстро достигнуто. Ветераны должны были получать 1,5 долл, в день на человека, а также питание и пастбище для скота. Как подметил один из ветеранов, это была “вполне приемлемая плата”, правда не самая лучшая в Калифорнии того времени. Для самого Саттера большим преимуществом было желание мормонов забрать часть заработка лошадьми, скотом, инструментами и съестными припасами. “Поскольку у него бьш избыток всего этого, — говорил один из свидетелей, — главное препятствие, пугавшее его, было преодолено нашим предложением”18. Некоторые мормоны сразу же начали трудиться в форте Саттера. Другим же пришлось взяться за тяжелую работу — рытье ирригационного канала и строительство мельницы около р. Америкэн-Ривер. Небольшая группа, изначально состоявшая из шести человек, пошла вместе с Джеймсом Маршаллом в горы, чтобы возвести лесопилку на берегу реки в местечке Колома, которое он выбрал несколькими месяцами ранее. (Следует отметить, что Дж. Маршалл и Дж. А. Саттер подписали соглашение о сотрудничестве при строительстве лесопилки и мельницы на следующий день после того, как делегация мормонов высказала свое предложение последнему.) После возвращения в крепость этой небольшой группы строителей, которые присоединились к своим товарищам и стали работать на тех же условиях, обеспечив Дж. А. Саттера большим количеством рабочих рук, чем он когда-либо мог себе представить. Историк Н. Риккетс указала, что в его распоряжении было всего 106 работников.

В итоге нестабильный, напыщенный, мечтательный, зачастую нетрезвый и финансово несостоятельный швейцарский эмигрант с большими амбициями относительно мексиканской Калифорнии, коим являлся Дж. А. Саттер, заключил безоговорочное, абсолютно не запланированное соглашение с уравновешенным, непьющим, мечтательным, проницательным в сфере финансов и еще более амбициозным уроженцем штата Вермонт — лидером общины СПД. Потребность Саттера в рабочей силе совпадала с наставлениями Б. Янга, адресованными ветеранам Мормонского батальона. Первый мог снабдить второго столь необходимыми Святым продуктами питания, семенами, инструментами и домашним скотом, а покорные “Парни из батальона” стали связующим звеном в этом деле.

Вскоре Саттер стал даже хвастаться своими работниками-мормонами. В середине октября 1847 г. в письме своему калифорнийскому сопернику Мариано Валлежо (Вальехо) он сообщал, что его лесопилка и мельница будут готовы через пару месяцев благодаря мастерству “Парней из батальона”. “Мормоны, — утверждал Дж.А. Саттер, — лучшие рабочие, которые у меня есть. Без них этих сооружений не было бы”19. Своему другу купцу Томасу Ларкину он писал, что мормоны — “лучшие люди, которых я когда-либо нанимал”. “Если бы я нанял их несколько лет назад, то сейчас у меня было бы целое состояние…” — добавлял Дж.А. Саттер20.

Здесь сработал исторический закон непредвиденных обстоятельств. Этого не могли себе представить даже в самых невероятных фантазиях ни Саттер, ни Янг, ни кто иной, связанный с этими событиями. 24 января 1848 г. на мельнице в местечке Колома было обнаружено золото. Вскоре началась калифорнийская “золотая лихорадка”, коренным образом изменившая положение дел, как в Северной Калифорнии, так и в Юте. Ветераны неожиданно начали играть важную роль. Независимые от Дж. А. Саттера или Б. Янга, они положили начало ранней и самой успешной стадии добычи золота. Одновременно с этим первый разорился из- за своей собственной колоссальной глупости. Однако для Б. Янга и его пионеров-поселенцев, обосновавшихся в районе Большого Бассейна, начало “золотой лихорадки” в Калифорнии стало жизненно важной и неожиданной помощью. Пополнение запасов общины скотом, провиантом, обмундированием и золотым песком, а также приток физически крепких мужчин очень помогли боровшемуся за свою жизнь поселению перенести самые суровые голодные времена.

События в Коломе и форте Саттера в январе и феврале 1848 г. были только началом последовавших событий. Открытие золота Дж. Маршаллом и его работниками-мормонами на мельнице Саттера и Маршалла — это, возможно, один из немногих доподлинно известных эпизодов во всей истории американского Запада, который, к сожалению, не всегда описывается с большой точностью21. Сразу после открытия золота в Коломе появилось множество слухов по этому поводу. Записи из дневников Мормонского батальона Азарии Смита и Генри Уильяма Биглера, а также воспоминания Джеймса Маршалла и Джеймса Брауна говорят о том, что бывшие солдаты, а вскоре и некоторые мормоны, прибывшие в Калифорнию на судне “Бруклин”, сыграли главную роль в том, что случайное обнаружение нескольких золотых самородков на лесопилке в Коломе переросло в мировую погоню за богатством.

Биглер писал, что после сделанного открытия им овладела ужасная жажда золота. Работая и в праздники и в выходные, он находил все больше и больше золота вниз по течению реки от того места, где находилась лесопилка. Находясь обнаженным в холодной воде р. Американ и используя лишь свой многофункциональный нож для поисков трещины в затопленной подстилающей породе, содержавшую золотую жилу, Биглер смог достичь определенных результатов. Когда несколько товарищей по батальону прибыли из форта Саттера, совершив однодневное путешествие, он и его напарники продемонстрировали этот примитивный способ добычи золота, воодушевив новичков на исследование реки по пути назад. Примерно на полпути между лесопилкой и фортом, в месте, позже ставшим известным как Мормонский остров (Mormon Island), трое из этих людей — Сидни Уиллес, Леви Фифилд и Уилфорд Хадсон — нашли гораздо больше легкодоступного золота, чем в Коломе. Бросив работу у Дж.А. Саттера, в течение следующих нескольких недель Уиллес и Хадсон добывали золото в этом месте. К середине апреля там постоянно работали 7 ветеранов, а остальные присоединились к ним в скором времени. Используя самое примитивное оборудование, водонепроницаемые индейские корзины и оловянные миски для промывки золотого песка, мормоны зарабатывали около 100 долл, в день.

Вскоре сообщения об их успехах дошли до Сан-Франциско. Сэм Бреннен приехал не в Колому, а на Мормонский остров, чтобы самому во всем разобраться. Убедившись в изобилии золота на месте открытия мормонов, он поспешил вернуться в Сан-Франциско, взяв с собой бутылку, наполненную золотыми самородками в качестве доказательства. По слухам, он сошел с парома на берег, держа в руках бутылку с золотом размахивая шляпой и крича, что на р. Американ найдено золото. Именно этот момент и считается настоящим началом “золотой лихорадки” в Калифорнии. Будучи влиятельным человеком в местной общине СПД, Бреннен призвал мормонов Сан-Франциско искать золото. Он организовал церковное собрание и попросил всех отправиться на прииски. Это собрание стало последним, на котором присутствовал брат Бреннен22.

Следуя его совету, многие мормоны с “Бруклина” присоединились к ветеранам на Мормонском острове. Утомленные работой, они копали и промывали песок в самых тяжелых условиях: под палящим солнцем и во льдах замерзших рек. Именно благодаря этим первым неопытным старателям началась история золотодобычи на американском Западе. Истории о сказочном богатстве стали распространяться с Мормонского острова: слухи о быстром обогащении разошлись так далеко и звучали так соблазнительно, что к 1849 г., используя фразу одного известного историка, изучавшего “золотую лихорадку”, мир кинулся в эти места23.

Между тем многие из старателей СПД, сколотив скромные состояния в те первые месяцы, покинули Мормонский остров, оставив его вновь прибывшим. Исход мормонов из Северной Калифорнии начался в июле 1848 г. Первыми покинули это место 45 ветеранов, сопровождаемые Мелиссой Корэй — женой сержанта Уильяма Корэя. Эта группа совершила еще один подвиг. Она проложила новый путь на восток через Сьерра-Неваду — дорогу для повозок Карсон-Пасс (Carson Pass Wagon Road), — который иногда называют Мормонской эмигрантской тропой (Mormon Emigrant Trail). Эта дорога на протяжении следующих двух сезонов являлась самым популярным сухопутным маршрутом для переселенцев, устремившихся с Востока к золотым приискам. Вскоре вслед за этой группой в Сион отправилась вторая группа Святых из Калифорнии24. Несмотря на то что нет точных данных, можно предположить, что многие остались. К ним можно добавить ветеранов батальона, живших в долине Большого Соленого озера крайне бедно и по строгим правилам, соблюдая жесткую дисциплину. Они двинулись обратно в Калифорнию в конце 1848 г. или в 1849 г. после того, как только сошел снег. Кто-то вернулся на прииски, кто-то стал торговать, а кто- то, такие как Абнер Блэкберн и его немногочисленные компаньоны, проводили время в бесконечных кутежах, пирах, пьянках и танцах с хорошенькими сеньоритами, путешествуя по Калифорнии25.

В 1849 г. “золотая лихорадка” все больше увеличивала культурные и духовные отличия, что привело к отделению мормонов Северной Калифорнии от Сиона. Как отметил историк СПД Леонард Аррингтон много лет назад, калифорнийские соблазны представляли серьезную угрозу планам Б. Янга основать и поддерживать в Юте Царство Божье на земле. Чтобы избежать повсеместного бегства из Сиона, особенно самых сильных, способных и предприимчивых мужчин и женщин, необходимо было создать новый антикалифорнийский культ в Сионе. Янг публично или в узком круге единоверцев постоянно осуждал добычу золота, Калифорнию и всех тех мормонов, которые, бросая вызов его авторитету, бежал из Юты в поисках богатства26. Повсюду страстная проповедь Янга, являвшаяся частью новой антикалифорнийской доктрины, имела большой успех, хотя не все обратили на нее внимание. До сих пор эти взгляды распространены в некоторых районах американского Запада, а также в других местах США. Они особенно популярны в публичных консервативных вспышках, направляемых СМИ против социального радикализма Калифорнии, ее политического либерализма и несоответствующих традиционным стандартам многочисленных устоев, согласно которым стремились существовать жители “Золотого штата”, в том числе и переселенцы из Юты.

Составленные для блага “народа Сиона”, яркие обличительные речи Б. Янга возымели действие на обитателей к западу от гор Сьерра-Невада. Для мормонов, которые разбогатели в Калифорнии, в частности для первого тамошнего миллионера С. Бреннена, переезд “на прекрасную землю” Сиона, где их резко осуждали за связи с Калифорнией и любые калифорнийские привычки, становился все труднее. Эти сложности возникали из-за существенного расхождения в религиозных взглядах и возраставшем отчуждении калифорнийских Святых от своих братьев из Юты.

Одной из проблем была суровость теократического контроля над мормонскими общинами СПД и частной жизнью верующих, а также необходимость уплаты церковной десятины в пользу иерархов Церкви и их религиозной деятельности. В конце 1849 г. Б. Янг отправил Чарльза Рича к находившемуся в Калифорнии Амазе Лиману за деньгами для общины и прояснения вопроса о положении дел. Они сообщили, что там отсутствует вера. Даже те, кто покинул Юту совсем недавно, отклонились от пути истинного и “стали азартными игроками или пьянствовали”. Лиман жаловался, что “найти человека, верующего в Бога и пожать ему руку, это все равно, что ждать дождя в пустыне”. Рич и Лиман утверждали, что Бреннен совершенно проигнорировал личную просьбу Янга о пожертвовании в пользу Церкви. Остальные состоятельные люди утверждали, что они вложили все свои деньги в недвижимость, которую не могут продать, или дали взаймы, и теперь не могут вернуть долги. “Таким образом, — констатировали Лиман и Рич, — среди всего этого богатства мы бедны”27.

Относительно церковной организации в Северной Калифорнии они сообщили, что было бы совершенно непрактично собирать братию вместе или создавать любые структуры общины. Калифорнийские мормоны не жили компактно. Будь то торговцы или рабочие на приисках, “они перемещаются в новое место после того, как прежние россыпи истощаются”. В данном отношении различие между Сионом в Юте и “золотой землей” — “Вавилоном”, как Б. Янг иногда называл ее, — становилось огромным.

Еще одним противоречивым фактором было многоженство, существовавшее в Юте. В 1852 г. пришло известие о том, что верующим мормонам рекомендовалось придерживаться полигамии. Практически все калифорнийские мормоны отмалчивались по этому поводу. Полигамия нарушала калифорнийский Гражданский кодекс 1850 г., однако проблема была не только юридической. Совершенно не совпадая с традициями и вероисповеданием доминирующего протестантского общества, у многоженства не было шансов сохраниться среди мормонов Калифорнии, в частности, и потому, что к западу от гор Сьерра-Невада не было ни одной Церкви, которая бы разрешила полигамный брак. Известные многоженцы, среди которых были А. Лиман и Ч. Рич, в течение некоторого времени жили в колонии Сан-Бернардино в Южной Калифорнии. У них было по несколько жен, которые не очень хорошо выполняли свои домашние обязанности. Капитан Джефферсон Хант, еще один многоженец, пять лет представлял в сенате Калифорнии жителей Сан-Бернардино, однако его семейные дела никогда публично не дискутировались. До 1857 г. вопрос о полигамии редко обсуждался даже в личных дневниках и письмах калифорнийских мормонов. Также как и вопрос о церковной власти, критическое отношение к многоженству могло разорвать связи калифорнийских мормонов со своими друзьями и родственниками в Юте. Осенью 1857 г., когда Б. Янг велел покинуть “Вавилон” и устремиться в Сион, семьи калифорнийские Святых учитывали многоженство как негативный фактор, решая дилемму, остаться им или вернуться в долину Большого Соленого озера28.

Кроме того, появилось еще одно непредвиденное последствие растущего различия во взглядах между теократическим Царством Божьим на земле в Юте и возрождавшейся общиной мормонов в мирском и индивидуалистическом обществе “золотых земель”. Как опасался Б. Янг, Калифорния стала прибежищем для тех мормонов, которые не желали подчиняться строгим церковным правилам и скептически относились к нововведениям в доктрине и повседневной жизни, принятых церковными властями. В Калифорнии, вдалеке от прямого теократического влияния, они могли исповедать свою веру в сообществе с другими калифорнийскими собратьями, фактически независимыми от приказов или вмешательства из Солт-Лейк-Сити. Они могли сохранять свои религиозные взгляды, находясь далеко от критического отношения Б. Янга ко всему, что находилось за рамками мира мормонов. Другими словами, они могли попытаться остаться в такой общине СПД, известной своим терпением, какую представлял себе С. Бреннен, когда планировал превратить Северную Калифорнию в дом для всех Святых. Таким образом, побег из Солт-Лейк-Сити в Северную Калифорнию являлся для нуждавшихся неким социальным и духовным предохранительным клапаном, убежищем от нетерпимости слепого отрицания священнослужителями, как отступников-мормонов, так и людей других вероисповеданий.

О наличии такого клапана свидетельствовали личные записи тех Святых, кто так и не уехал в Юту, и тех, кто прибыл в Калифорнию после того, как прошел пик “золотой лихорадки”. Это подтверждается и фактом основания селения Сан-Бернардино в качестве центра мормонской общины в Южной Калифорнии в 1851 г. Как со знанием дела говорилось в истории “мормонского” Сан-Бернардино Лео Лимана, именно в этом состоял план А. Лимана и Ч. Рича. Они стремились создать поселение, совершенно отличное от общества золотых приисков. Они писали, что община в Сан- Бернардино “должна состоять из людей другого склада, чем те, которые пересекли Сьерра-Неваду в западном направлении поисках золота”29.

Глава мормонов Б. Янг одобрил план, но когда о своем желании переселиться в Сан-Бернардино заявили почти 500 потенциальных колонистов и отправились в путь на 150 повозках, а не горстка добровольцев, как он предполагал, Янг был сильно раздосадован. “Мне было больно смотреть на то, как столько братьев уезжает в Калифорнию, в особенности познав Бога этого мира, — вспоминал он позже, — и я был не в силах переубедить их”30.

К началу 1853 г. раздражение Янга в отношении своенравных мормонов в Калифорнии и тех, кто хотел переехать в район приисков или в Сан-Бернардино на Тихоокеанском побережье, достигло критической точки. В феврале он отправил письмо всем членам общины Святых как послание от верховного духовенства. В этом важном документе Янг объяснял причины, по которым все мормоны должны были оставаться в районе Большого Бассейна. Всем тем, кто поддался искушению покинуть эти места, он писал: “Помните, что только здесь, в этих долинах, находятся просторы Божьи на века”31. Никто из покинувших Юту, за исключением тех, кого Янг сам направил по делам Церкви, не получил его благословения. А без такого благословения, и это понимал каждый в Сионе, их духовное будущее было сомнительным.

В течение следующих нескольких лет отношения между Церковью и калифорнийскими мормонами нисколько не улучшились. Самым значимым жестом со стороны Б. Янга навстречу воссоединению с братьями на Тихоокеанском побережье стало данное Джорджу Кэннону поручение организовать освященную Церковью газету в Сан-Франциско, а также инструкции о воссоздании общины в Северной Калифорнии. В феврале 1856 г. Кэннон с энтузиазмом начал издавать газету “Вестерн Стар”. Этот еженедельник яростно защищал мормонские веру и обряды в том виде, в каком они существовали на Темпл-скуэр в Солт-Лейк-Сити, положив начало острому противостоянию газет Калифорнии. Но Кэннон не просто проповедовал для группы истинных верующих. В то время как он активно пытался оправдать и донести каждое слово духовных лидеров Юты, его красноречие вместе с растущим неповиновением Янга федеральным властям на Территории Юта пробудили скрытые антимормонские настроения по всей Калифорнии, а также по всему Тихоокеанскому побережью. По мнению многих членов общины Святых в Калифорнии, активные проповеди Кэннона поначалу вызывали серьезные конфликты с их соседями-немормонами32.

Реформация в Юте, духовное консервативное движение и постоянные призывы Янга защитить теократическую систему от федеральной власти в 1856—1857 гг. имели широкий резонанс в Калифорнии. Летом 1857 г. молодые миссионеры под руководством Кэннона отправились из Сан-Франциско путешествовать по общинам СПД по всей территории Калифорнии, проповедуя, привлекая новых членов и заново принимая в свои ряды старых единоверцев. Когда кто-то из немормонов проявлял агрессивность, тогда собрания перерастали в драку33.

В то время в Калифорнии стали распространяться слухи о том, что Б. Янг фактически провозгласил независимость Юты от властей США. Любое вмешательство со стороны территориального правительства в дела мормонов он в расценивал как нарушение Конституции США. Территория Юта объявлялась единственным истинным пристанищем для всех Святых последних дней. Калифорнию же, напротив, Янг называл прибежищем дьявола, равно как и другие районы, уводившие мормонов прочь от Сиона. Он заявил, что настало подходящее время, чтобы покинуть эти адские места и собраться вместе в Юте, защитив Церковь и ее руководителей34. Речь Б. Янга продолжалась прямым обращением ко всем мормонам Калифорнии и других близлежащих территорий оставить свое имущество и, как он выражался, “вернуться домой”. Кроме того, он обратился с письмами, попросил руководителей поселения Мормон Стейшн (Mormon Station) в графстве Карсон секретно собрать как можно больше оружия. “Приходите, подготовившись, чтобы защитить себя от всех наших врагов, — взывал он, — и белых, и краснокожих”35.

Начало войны в Юте, призыв вернуться в Сион, а затем и шокирующая весть о резне в местечке Маунтин-Медоуз привели к началу кризиса веры среди калифорнийских мормонов. Многие вняли указанию Б. Янга, продали собственность и вернулись в Юту в конце 1857 – начале 1858 г. Во многих случаях общины уезжали в полном составе. Но кое-где, особенно в районах калифорнийских приисков, люди решали остаться36.

Для этих последних в будущем сохранялись трудности относительно вопросов веры и религиозного самоопределения, особенно учитывая тот факт, что в течение следующих 30 лет ни один представитель церковных иерархов из Юты с ними не встречался. Многие мормоны по необходимости вскоре переходили в другие вероисповедания, а некоторые вступили в Реорганизованную Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (РСПД), известную как Сообщество Христа. Остальные, по-видимому, пытались сохранять свою веру вне церковных структур. А. Лиман стал священником в Сан-Бернардино, а затем возглавил Церковь Сиона. А. Блэкберн, этот в высшей степени вольный индивидуалист, умер в полной нищете в Сан-Бернардино. На его похоронах в 1904 г. молитву читал баптистский священнослужитель. Из всего этого следует, что не мормонские аргонавты Северной Калифорнии оставили Церковь, а, наоборот, сама Церковь бросила их как отдалившихся от Сиона.

По иронии судьбы, возрождение мормонской Церкви в Калифорнии началось с неожиданной новой волны переселенцев из района Большого Бассейна. Это были многоженцы, прежде проживавшие в Юте, но бежавшие к Тихому океану из-за боязни ареста и преследования согласно закону Эдмундса 1882 г. Полное воссоединение, однако, состоялось только после того, как лидер СПД Уилфорд Вудрафф заявил в сентябре 1890 г., что он подчинится законодательству, запрещавшему полигамию, и использует “свое влияние на членов Церкви, чтобы убедить их также отказаться от этого”37. Двумя годами позже церковное руководство, в состав которого входил Дж. Кэннон, решило заново открыть миссию в Северной Калифорнии. Новые местные лидеры организовали к концу 1892 г. отделения в Окленде и Сакраменто, и 4 мормонских миссионера отправились в путешествие по Калифорнии38. После 35-летнего отсутствия мормонов они вновь проникли в социальную, культурную и религиозную жизнь “Золотого штата”.

Сегодня Церковь СПД насчитывает не менее 750 тыс. последователей в Калифорнии. Современные местные мормоны являются членами быстро растущего, разнородного общества, которое отражает культурный ландшафт штата. В Калифорнии, где проживает 33 млн человек, влияние мормонов на социальные и политические вопросы гораздо слабее, чем в Юте и штатах, расположенных в Скалистых горах и Большом Бассейне, где процентные соотношения мормонов значительно выше по отношению к общему количеству населения. Совсем недавно актуальная проблема однополых браков, строго осуждаемых церковными властями и местными представителями СПД, привлекла внимание мировой общественности тем, что современные калифорнийские мормоны и их религиозные единомышленники разделяют более консервативные взгляды по этому поводу. Однако, очевидно, что в вопросах веры и публичной политики мормонство в Калифорнии сегодня имеет гораздо меньше отличительных черт, чем во времена “золотой лихорадки”, и действует более согласованно с церковной властью в Юте. Возможно, именно поэтому приключения мормонов той эпохи заслуживают нашего уважения и честной исторической оценки.

Примечания

  • Историографический обзор См.: Owens K.N. Gold Rush Saints: California Mormons and the Great Rush for Riches. Spokane (WA), 2001. P. 360—370.
  • В. Young to S. Brannan. Sept. 15, 1845 // Scoundrel’s Tale: The Samuel Brannan Papers / Ed. by W. Bagley. Spokane (WA), 1997. P. 91—92.
  • S. Brannan to B. Young. Jan. 26, 1846// Ibid. P. 122—124.
  • О подробном описании перехода “Бруклина” См.: Hansen L. Voyage of the Brooklyn // Dialogue: A Journal of Mormon Thought. 1988. Iss. 21. Autumn. P. 46-72; Scoundrel’s Tale. P. 131-168.
  • Cм.: Scoundrel’s Tale. P. 123—124.
  • Kemble Ed. Flag of the Twelve Stars // Sacramento Daily Union. May 22, 1858. 2/2.
  • Scoundrel’s Tale. P. 157.
  • Первая публикация неполного описания путешествия С. Бреннена, написанного в Форт-Холле в середине июня См.: Latter-Day Saints’ Millennial Star. Oct. 15, 1857. Перепечатано в книге: Scoundrel’s Tale. P. 204—205.
  • См.: Slaughter W. W, London М. Trail of Hope: The Story of the Mormon Trail. Salt Lake City (UT), 1997. P. 66-68.
  • Woodruff W. The Discourses of Wilford Woodruff. Salt Lake City (UT), 1969. P. 322-323.
  • Ibid.
  • Bigler D.L. Forgotten Kingdom: The Mormon Theocracy in the American West, 1847-1896. Spokane (WA), 1998. P. 15.
  • Scoundrel’s Tale. Р. 219.
  • Об истории Мормонского батальона написано много научных работ. Самые известные См.: Ricketts N. В. The Mormon Battalion: U.S. Army of the West, 1846—1848. Logan, 1996; и сборник документов: Army of Israel: Mormon Battalion Narratives / Ed. by D.L. Bigler, W. Bagley. Spokane (WA), 2000.
  • Цит. по: Scoundrel’s Tale. P. 222.
  • В. Young to Hunt and Batalion. Aug. 7, 1857 // Army of Israel. P. 355—357.
  • Brown J.S. California Gold — An Authentic History of the First Find, With the Names of Those Interested in the Discovery. Salt Lake City, 1894. P. 9.
  • Ibid.
  • J.A. Sutter to М. Vallejo. Oct. 1847 // New Helvetia. Sutter Collection. Box 312. Folder 10. Califonria State Library, Sacramento, tr. Nellie Van de Grift Sanchez. Оригинал письма, написанного Дж.А. Саттером на испанском языке с ошибками См.: Vallejo M.G. Documentos para la historia de California. T. XII. 1844-48. Manuscript 315. Bancroft Library, Berkeley.
  • J.A. Sutter to Th. Larkin. Oct. 28, 1847 // The Larkin Papers: Personal, Business, and Official Correspondence of Thomas Oliver Larkin, Merchant and United States Consul in California: In 10 vols. / Ed. by G.P. Hammond. Berkeley, 1951—1964. Vol. 7. P. 47. Самую известную биографическую работу о яркой жизни Дж.А. Саттера См.: Hurtado A.L. John Sutter: A Life on the North American Frontier. Norman, 2006.
  • О подробностях открытия по записям из дневников Азарии Смита и Генри Биглера и последующих отчетах Джеймса Маршалла и Джеймса С. Брауна См.: Owens K.N. ‘Gold, Boys, Gold!’ The Mormon Beginnings of the California Gold Rush // Owens K.N. Gold Rush Saints. Chapter3. P.91-124.
  • См.: Owens K.N. Gold Rush Saints. R 130—131; Entry for May 10, 1848: John Borrowman, Manuscript Journal from Dec. 23, 1846 to Mar. 1870 // LDS Archives, Salt Lake City.
  • См.: Holliday J.S. The World Rushed In: The California Gold Rush Experience. N.Y., 1981. Другие интересные работы о “золотой лихорадке” См.: Rohrbough M.J. Days of Gold: The California Gold Rush and the American Nation. Berkeley, 1997; Blodgett P.J. Land of Golden Dreams: California in the Golden Decade, 1848-1858. San Marino (CA), 1999. Более широкое введение в историографию и историю “золотой лихорадки” См.: Owens K.N. The California Gold Rush in History и California Gold Rush Fundamentals // Riches for All: The California Gold Rush and the World / Ed. by K..N. Owens. Lincoln, 2002. P. 1—28.
  • О подробностях экспедиций мормонов в восточном направлении в 1848 г. См.: Owens K.N. Gold Rush Saints. P. 157-200.
  • См.: Blackburn A. Frontiersman: Abner Blackburn’s Narrative / Ed. by W. Bagley. Salt Lake City (GT), 1992. P. 146-150.
  • См.: Arrington L. Brigham Young: American Moses. N.Y., 1985. P. 176-179,184—184. Выдержки 113 яркой речи Б. Янга против Калифорнии См.: ‘Greedy After the Things of This World’: Brigham Young’s California Gold Rush Policy // Owens K.N. Gold Rush Saints. P. 201-244.
  • Полный текст отчета См.: A. Lyman and Ch. Rich to В. Young. July 23, 1850 // Scoundrel’s Tale. P. 292-296.
  • См.: Owens K.N. Gold Rush Saints. R 302.
  • A. Lyman and Ch. Rich to B. Young. July 23, 1850 // Scoundrel’s Tale. R 295. О полной истории создания проекта колонизации См.: Lyman Ed.L. San Bernardino: The Rise and Fall of a California Community. Salt Lake City, 1996.
  • Manuscript History of the Church, Brigham Young Period, 1844-1877, Mar. 20, 1851 // Blackburn A. Frontiersman / Ed. by W. Bagley. P. 196.
  • Young B., Kimball H.C., Richards W. General Epistle to All Latter-Day Saints, Feb. 19, 1853 // Owens K.N. Gold Rush Saints. P. 241.
  • См.: Defending Zion: George Q. Cannon and the California Mormon Newspaper Wars of 1856-1857 / Ed. by R. R. Ekins Spokane (WA), 2002.
  • См.: Owens K.N. Gold Rush Saints. P. 314-328.
  • Расшифровку речи Б. Янга Джорджем Д. Ваттом См.: Young Papers // LDS Archives. Другая версия, появившаяся в газете мормонов “Дезерт Ньюз”, выпускавшейся в Солт-Лейк-Сити, не полностью соответствует расшифровке Ваттса. См.: Lyman Ed.L. San Bernardino. P. 377—378.
  • В. Young to Chester Loveland and the Brethren in Carson Cr. [County], Aug. 15,1857 // Owens K.N. Gold Rush Saints. P. 330.
  • О войне в Юте (также известной как “Мормонская война”) См.: MacKinnon W.P. At Sword’s Point: A Documentary History of the Utah War to 1858. Vol. 1. Norman, 2008. Резня в местечке Маунтин Медоуз остается одной из противоречивых тем, особенно в определении роли Б. Янга в этом жестоком событии. О продолжающемся споре См.: Bagley W. Blood of the Prophet: Brigham Young and the Massacre at Mountain Meadows. Norman, 2002; Walker R.W., Turley R.E., Leonard G.M. Massacre at Mountain Meadows: An American Tragedy. N.Y.. 2008.
  • Diary of Wilford Woodruff. Sept. 25, 1890. (LDS Archives); Official Declaration. (LDS Doctrine and Covenants, after sec. 136) // Arrington L., Bitton D. The Mormon Experience: A History of the Latter-day Saints. 2nd ed. Urbana, 1992. P. 183.
  • См.: Cowan R.O., Homer W.E. California Saints: A 150-Year Legacy in the Golden State. Provo (UT), 1996. P. 234-235.