Джефферсон Дэвис — Инаугурационная речь в качестве временного президента, 18 февраля 1861 года
Монтгомери, Алабама
18 февраля 1861 г.
Господа члены Конгресса Конфедеративных штатов Америки, друзья и соотечественники:
Призванный для трудной и ответственной должности руководителя Временного Правительства, на которую Вы меня выбрали, я начинаю исполнение своих обязанностей в скромном недоверии моим способностям, но с верой в мудрость и поддержку тех, кто будет направлять меня и помогать мне в производстве государственных дел, с прочной верой в достоинство и патриотизм людей.
В нетерпеливом ожидании быстрого учреждения постоянного правительства, которое займёт место нынешнего и будет обладать большей моральной и физической властью, чтобы сразиться со многими трудностями, которые являются результатом противоречивых интересов отдельных наций, я вступаю в должность, на которую я был выбран, с надеждой, что начало истории нашей Конфедерации не будет затруднено враждебной оппозицией нашей радости отдельного существования и независимости, которых мы достигли и, милостью Божией, намереваемся удержать. Наше современное положение, достигнутое беспрецедентным в мировой истории способом, иллюстрирует американскую идею о том, что правительства создаются с согласия управляемых, и что в воле народа заменять или свергать правительства всякий раз, когда они становятся разрушительными для целей, для достижения которых они были созданы.
Объявленной целью правительства Союза, из которого мы вышли, было «установление правосудия, гарантирование внутреннего спокойствия, обеспечение всеобщей защиты, достижение всенародного благосостояния, и обеспечение благословенной свободы для нас и наших потомков». Когда же, по мнению суверенных штатов, ныне составляющих нашу Конфедерацию, это правительство отошло от достижения целей, для которых оно создавалось и прекратило отвечать надеждам, которые на него возлагались, мирным голосованием был получен ответ на вопрос — насколько штаты заинтересованы в том, чтобы данное правительство прекратило существовать. Тем самым они просто воспользовались правом, данным им Декларацией независимости 1776 года — быть до конца суверенными и быть для себя окончательными судьями. Беспристрастный и просвещенный приговор человечества докажет правоту нашего поведения, и Тот, кто знает людские сердца, рассудит ту искренность, с которой мы действовали, чтобы сохранить дух Правительства наших отцов. Право, торжественно объявленное при создании штатов, и которое было закреплено и подтверждено в Биллях о правах штатов, которые впоследствии были признаны в 1789 году Союзом, дает людям бесспорную власть отзывать полномочия, делегированные правительству для достижения поставленных целей. Таким образом, представленные здесь суверенные штаты продолжили формировать Конфедерацию, и только злые языки могут назвать это революцией. Они сформировали новый союз, но в пределах каждого штата сохранилось собственное правительство и не были нарушены права человека и собственности. Агент, через которого они поддерживали связь с иностранными государствами, изменился, но это совсем необязательно должно привести к прерыванию ихмеждународных отношений.
Осознавая, что переход из прежнего Союза в существующую Конфедерацию произошел не по причине игнорирования с нашей стороны справедливых обязательств, или провала исполнения конституционных обязанностей, ведомого некими интересами или страстью вторжения в права других, и, стремясь развивать мир и торговлю с иными государствами, мы, если и не надеемся избежать войны, то, по крайней мере, ожидаем, что потомство оправдает наши тщетные попытки. Вдвойне оправданные отсутствием ошибок с нашей стороны и беспричинной агрессией со стороны других, мы видим, что нет никакой причины сомневаться в том, что храбрость и патриотизм жителей Конфедеративных Штатов, будут адекватны любым мерам защиты, которые могут потребовать наша честь и безопасность.
Мы — люди от земли, главный интерес которых — экспорт товара, необходимого каждому промышленному государству; наша истинная политика — мир и самая свободная торговля, которую только позволят наши потребности. Всё это соответствует нашей заинтересованности в том, чтобы существовало как можно меньше ограничений на товарообмен между нами и теми, кому мы продаём и у кого мы покупаем. Мы признаем необходимость существования конкуренции между нами и остальными промышленными и морскими державами, наподобие Северо-восточного Американского Союза. Но она должна соответствовать взаимному интересу, доброй воле и добрым отношениям. Если же страсть или жажда восстановления метрополии затмят справедливость или воспламенят амбицию тех штатов, то мы должны приготовиться встретить критическое положение и защищать мечом место, занятое нами среди мировых держав. Мы начали независимое существование, и любое недовольство этим должно быть искоренено. В течение многих лет противоречий с нашими прошлыми партнерами, северными штатами, мы безуспешно пытались обеспечить спокойствие и добиться уважения принадлежащих нам правам. Необходимость, а недобрая воля, заставила нас выбрать раскол, и впредь все наши силы должны быть направлены на проведение собственной политики и сохранение нерушимости сформированной нами Конфедерации. Если будет достигнуто справедливое осознание взаимного интереса, и мы сможем мирным путём проводить собственную независимую политику, то я буду считать свою миссию выполненной. В противном случае, при нарушении нашей территориальной целостности и юрисдикции, нам придётся взяться за оружие и призвать Божественную милость на помощь в борьбе за правое дело.
Вследствие нашего нового состояния и с целью достижения поставленных целей, необходимо предусмотреть быструю и эффективную организацию исполнительной власти, уделив особое внимание внешнеполитическому, финансовому, военному и почтовому ведомствам.
Для собственной защиты Конфедеративные Штаты, при обычных обстоятельствах, могут положиться главным образом на их ополчение, но в современной ситуации, считаю необходимым создание хорошо подготовленной и дисциплинированной армии, численностью большей, чем того требует мирное время. Я также предлагаю создать флот для защиты наших гаваней и нашей торговли в экстерриториальных водах. Этим, несомненно, должен заняться Конгресс.
Хотя наша Конституция и отличается от Конституции наших отцов только более широким разъяснением их известного намерения, свободна от причин конфликтов, испытанных нами ранее, мне кажется неблагоразумным ожидать, что штаты, с которыми мы недавно расстались, будут стремиться объединить своё благосостояние с нашим под эгидой правительства, назначенного нами. Для этого ваша Конституция предоставляет все возможности, но, насколько я понимаю настроение людей, воссоединение со штатами, от которых мы отделились, не является реальным, или желаемым. Для усиления власти и развития возможностей, для достижения счастья Конфедерации необходимо добиться единодушного понимания, что благосостояние отдельной части должно быть целью целого. Там, где этого нет, всегда существуют крайние противоречия, которые должны привести, и обязательно приведут к расколу.
Проводимое в жизнь исключительно желанием сохранять наши собственные права и увеличить наше собственное благосостояние, отделение Конфедеративных Штатов не было отмечено агрессией на другие государства ине сопровождалось внутренними конфликтами. Наше промышленное развитие не остановилось. Возделывание наших земель продолжается как и прежде, и даже в случае вступления в войну не произойдёт никакого значительного сокращения производства основных товаров, которые составляют наш экспорт, и в которых внешний рынок заинтересован не меньше внутреннего. Сотрудничество производителя и потребителя может быть прервано только внешней силой, которая способна затруднить доступ товаров на иностранные рынки. Подобное поведение было бы вредно для промышленного производства и коммерческих интересов за границей точно так же, как оно было бы несправедливо к нам. Следует указать правительству, от которого мы отделились, что подобная политика является вредной для всего цивилизованного мира, включая сами Северные штаты, и не может быть оправдана даже самым сильным желанием навредить нам; в противном случае, на него ляжет вся ужасная ответственность за последствия, а страдания миллионов засвидетельствуют безумие и слабость наших агрессоров. Тем временем, нам необходимо подготавливать, наряду с вышеизложенными мерами, все возможные методы воздействия на торговлю врага.
Мой опыт пребывания на государственных постах, подобных этому, доверенному мне вашей добротой, научил меня, что ценой карьерного роста являются беспокойство, тяжкий труд и разочарование. Вам придется простить много моих ошибок и допустить нехватку многого, но вам не придется искать во мне желания выслужиться, или преданности делу только из стремления достичь еще большего уважения. Ваше великодушие незаслуженно наградило меня теми выдающимися качествами, которых я не просил и не желал. Имея в виду это чувство, вашу мудрость и патриотизм, я полагаю, что они будут направлять и поддерживать меня при исполнении вручаемой мне должности.
Мы изменили составные части, но не систему нашего правительства. Конституция, сформированная нашими отцами, идентична Конституции этих Конфедеративных Штатов, разъяснившей и юридически закрепившей её истинное значение.
Принимая во внимание справедливое разъяснение этого инструмента, и помня, что все должности основываются исключительно на доверии, выраженном народом, и все возложенные обязанности должны быть исполнены, я приложу надлежащее усердие при исполнении своих обязанностей. Хотя я и могу разочаровать ваши ожидания, но всё же, когда закончатся мои полномочия, надеюсь сохранить что-нибудь из той доброй воли и веры, которые сопровождают начало моей деятельности.
Радостно в это непростое время видеть столько людей с единым сердцем, объединенных единой высокой целью, при достижении которой все принесенные жертвы будут весить меньше, чем наша честь, наши права, наша свобода и равенство. Проблемы могут задержать, но не смогут долго препятствовать развитию, освященному правосудием, и поддержанному добродетельными людьми. Со всем почтением я призываю Бога наших отцов вести и нас, защитить наши усилия по увековечиванию принципов, которые по Его благословению, они доказали, установили и передали потомкам. Под Его бесконечным покровительством мы можем с надеждой с нетерпением ждать успеха, мира и процветания.