Север и Юг США: истоки межрегионального конфликта

В статье рассматривается развитие межрегионального конфликта в США в 1820- 1861 гг.  и выясняется роль компромисса в нем.

История Соединенных Штатов богата не только межрасовыми, межнациональными конфликтами, но и межрегиональными, поэтому американцы накопили большой опыт в искусстве компромисса, который стал одним из инструментов национальной политики.  Умение вести диалог, заключать компромисс — отличительная черта демократического общества.  Цель автора — рассмотреть развитие межрегионального конфликта в США в 1820- 1861 гг.  и выяснить роль компромисса в нем.

Различия между Севером и Югом появились с момента возникновения английских колоний.  Если на Севере благодаря умеренному климату господствовали мелкие фермы, то на Юге с жарким и влажным климатом помимо них существовало крупное плантационное хозяйство, потребовавшее труда рабов.  Семейная ферма и рабовладельческая плантация стали системообразующими институтами, определившими различия двух регионов.  Преобладание мелкой земельной собственности способствовало формированию широких средних социальных слоев, политическому демократизму на Севере, тогда как крупное землевладение и рабство послужили фундаментом социальной поляризации, политического олигархизма на Юге.  Подобная несхожесть двух обществ приводила к постоянным столкновениям.  Вся история американской республики от ее образования до гражданской войны представляла собой полосу конфликтов и компромиссов.

Уже конституция страны являлась компромиссом между интересами двух регионов.  Хотя в ней не упоминалось о рабстве, но фактически оно узаконивалось.  Компромисс был достигнут и в вопросе о норме представительства в нижней палате: для Юга, имевшего меньше белого населения в число избирателей было включено 3/5 рабов, в действительности не участвовавших в выборах.  Северяне, не добившись запрещения работорговли, согласились на ее продление сроком на 20 лет.

Штаты Севера, отменив рабство у себя, требовали его отмены на западных территориях.  Такое предложение внес Джефферсон в 1784 г.,  но оно не вошло ни в «Статьи конфедерации», ни в конституцию 1787 г.  Лидер южной оппозиции Д. Кэлхун назвал это предложение Джефферсона первым ударом по рабству2.  К тому же они, подобно Джефферсону, полагали, что центральная власть должна быть слабой, дабы не произошло централизации власти и превращения страны в унитарное государство.

Американская конституция не дает точного ответа на вопрос о разграничении полномочий федерального правительства и штатов.  В ней говорится от лица всего народа: «Мы, народ США. . . «, что можно толковать по-разному.  Некоторые южане объясняли причину конфликта между Севером и Югом их разной оценкой роли федерального правительства.  Вице-президент Конфедеративных штатов Америки А. Стефенс в работе, посвященной гражданской войне в США, представил ее как спор между сторонниками двух принципов построения государства: федерализма и централизма4.

Возглавил движение нулификаторов видный государственный деятель Джон Кэлхун, ставший идеологом южного сепаратизма.  Он утверждал, что Юг несет только тяготы от тарифов, тогда как преимущества от них достаются Северу.  Став вице-президентом при Джексоне, Кэлхун продолжал отстаивать доктрину прав штатов, что вскоре привело его к открытому столкновению с президентом.  Кэлхун вынужден был уйти в отставку.

24 ноября 1823 г.  после принятия конгрессом очередного закона о тарифах законодательное собрание Южной Каролины утвердило Ордонанс нулификации, объявивший тарифы 1828 и 1832 гг.  неконституционными, а значит «недействительными и не имеющими силу закона» на территории штата.  Он также предупреждал, что принудительные меры федерального правительства приведут только к выходу Южной Каролины из Союза6.

И на этот раз в результате переговоров острый конфликт удалось разрешить компромиссом.  Обе стороны смогли трезво оценить ситуацию и сделать по шагу назад.  В марте 1833 г.  Джексон подписал закон о постепенном снижении пошлины до 20%, а Южная Каролина, не поддержанная другими штатами Юга, отменила свой Ордонанс.

Казалось бы инцидент был исчерпан.  Президент доказал силу федерального правительства, заставив непокорный штат покориться.  Однако это событие не осталось без последствий, став своего рода «прелюдией» гражданской войны8.  В 1848 г.  была организована партия фрисойлеров, в которую вошли противники распространения рабства на западных землях (партия свободы, демократы, виги), а в 1854 г.  все антирабовладельческие движения объединились в республиканскую партию, представляющую собой по существу оппозицию самой рабовладельческой системе Юга.  Борьба против распространения рабства на Западе фактически означала борьбу против самого института рабства, поскольку эта мера сразу превращала рабовладельческие штаты в меньшинство.

Задача сохранения равновесия сил между двумя регионами была главной в деятельности Кэлхуна.  Уже в 1831 г.  он понимал, что Юг становится «постоянным и безнадежным меньшинством» и пытался создать юридические основы для паритета с Севером, доказывая, что они были заложены уже в конституции США.  С этой целью Кэлхун прибег к доктрине прав штатов, а позднее разработал концепцию «согласительного большинства».  Чтобы исключить тиранию численного большинства и защитить права меньшинства, он предложил ввести для последнего право вето, что позволило бы Югу удержать свои позиции в конгрессе.

Между тем эти позиции явно слабели из-за низкого роста населения, миграции на Запад и Север, от чего особенно страдали приатлантические штаты Юга.  За 1820-50 гг.  число членов палаты представителей от Вирджинии сократилось с 22 до 13 человек, от Южной Каролины — с 9 до 7, от Северной Каролины — с 13 до 8.  Даже при росте числа членов от штатов нового Юга регион в целом потерял в палате представителей за 1820-1840 гг.  3 места10.  В создавшейся обстановке, грозящей расколом Союза, полагал он, пограничные штаты должны взять на себя миссию по контролю над событиями и охлаждению горячих экстремистских голов.  Они должны стать самым надежным арбитром в трудностях, которые испытывает страна.  Ведь без пограничных штатов не может быть создана никакая конференция южных штатов.  Кеннеди предлагал созвать конференцию всего Юга для определения совместных действий и переговоров с Севером12.

Против сецессии выступили также фермерские районы нижнего Юга.  В Техасе, например, треть населения не поддержала отделения от Союза.  Среди них был губернатор штата, герой техасской республики С. Хьюстон, смещенный за это с должности.

Угроза раскола Союза, нависшая над страной в конце 1860 г., усилила активность юнионистов. «Еще никогда в американской истории, — вспоминал конгрессмен-республиканец Дж. Джулиан, — дух соглашательства не проявлялся так ярко, как в последние дни заседаний 36-го конгресса.  Северяне до последнего момента использовали старое, испытанное временем, лекарство компромиссов»14.

Речь Линкольна была благожелательно встречена на верхнем Юге.  «Не прав тот, кто не может увидеть в послании больше мира, чем войны», писала газета Северной Каролины «Hillsbough Recorder»16.  В новой ситуации прежний паритет Миссурийского компромисса не мог устроить Север, поэтому республиканцы и отвергли все проекты, основанные на нем.  Север равно не удовлетворяли ни паритетный компромисс, предложенный верхним Югом, ни мирное отделение Юга, чего добивались штаты нижнего Юга.  Чтобы спасти Союз оставалось только одно средство — война за него.

На вопрос студента Мэрилендского университета о возможности нового компромисса ответил современный историк Даниэль Крофтc: «Даже несмотря на то, что больше американцев погибло в гражданской войне, чем во всех других американских войнах от революции до Вьетнама, мы так высоко ценим сохранение Союза и отмену рабства, что с одобрением воспринимаем ту высокую цену, которая была заплачена за них.  Мы отвергаем как непрогрессивные и непатриотические любые предложения о существовании альтернативы»

Примечания

1 Bailin В. and others. The Great Republic. Lexington, 1977. P. 583.
3 Stephens A. A Constitutional View of the Late War between the States. Philadelphia, 1868-1870. P. 9-12.
5 South Carolina Ordinance of Nullification. Nov. 24, 1832 // Documents of American History. P. 261-262.
7 Freehling W.W. Preude to Civil War. N.Y., 1966.
9 Sydnor Ch.S. The Development of Southern Sectionalism, 1819-1848. Baton Rouge, 1948. P. 289.
11 Ibid. P. 4-5, 19, 33.
13 Цит. по: Кормилец А.А., Поршаков C.A. Кризис двухпартийной системы США накануне и в годы гражданской войны (конец 1840-х — 1865 гг.). М„ 1987. С. 77.
15 Kenzer R.C. Op.cit. Р. 68.
17 Crofts D.W. Op.cit. Р. 358.