Эпоха Реконструкции и процесс Реконструкции в истории США, 1861–1877 гг.: Политико-правовой обзор

С. А. Исаев
Статья описывает два значения термина «Реконструкция» применительно к истории США: как процесс восстановления статуса южных штатов в качестве субъектов американской федерации в ходе и после Гражданской войны 1861–1865 гг. и как историческая эпоха 1865–1877 гг. Дана периодизация Реконструкции как процесса и охарактеризован каждый из четырех периодов: начальный (1861–1863), президентская Реконструкция (1863–1867), Конгрессовская или радикальная Реконструкция (1867–1870), сворачивание Реконструкции (1870–1877). В хронологическом обзоре основное внимание уделено событиям в отдельных штатах, в меньшей мере – происходившему на федеральном уровне.

Реконструкция (Reconstruction) как процесс и как период истории США: хронологические рамки и периодизация. Осенью 1860 г. Соединенные Штаты Америки вступили в самый острый политический кризис за всю свою историю. 6 ноября 1860 г. состоялись выборы, в ходе которых Авраам Линкольн, кандидат от Республиканской партии, практически не имевшей сторонников на Юге, был избран президентом США. В декабре 1860 — июне 1861 гг. 11 южных штатов отделились от США и 4 февраля 1861 г. образовали новое государство — Конфедеративные Штаты Америки. Правительство США объявило эти события мятежом. Началась Гражданская война, длившаяся почти ровно четыре года. В апреле 1865 г. Конфедерация была разгромлена.

Воссоединение страны потребовало решения проблем не только обычных для побед над сепаратистами, но и специфических для США. США — демократическая федерация. И 11 южных штатов отделились от США тоже через вполне демократическую процедуру: в сепаратистском мятеже участвовало подавляющее большинство белой политической элиты. Поэтому, когда 11 штатов бывшей Конфедерации вернулись под контроль федерального правительства, невозможно было сразу восстановить их в статусе полноправных субъектов американской федерации: это означало бы приравнять побежденных мятежников к победителям. Невозможно тогда было и вернуть местное самоуправление в штатах Юга полностью в прежние руки белых. Победители-северяне силою вещей вынуждены были сразу после победы управлять Югом авторитарными методами, а на будущее искать себе на Юге какую-то иную опору. Однако, за небольшим исключением, победители признавали, что в перспективе южным штатам должен быть возвращен их прежний полноправный статус — такой же, какой во время и после Гражданской войны был у северных и западных штатов. Победа армий США должна была означать сохранение и восстановление Союза штатов, а вовсе не трансформацию его в унитарное государство.

Прошло пять бурных лет, и к концу 1870 г. все штаты бывшей Конфедерации (правда, Виргиния — в сильно урезанном виде) вновь стали формально полноправными членами американской федерации. Бывшие мятежные штаты получили возможность участвовать в выборах президента и палат Конгресса, а значит, и в определении внутренней и внешней политики американской федерации.

Так как основное содержание Реконструкции южных штатов состояло именно в этом, современники событий считали возможным говорить о завершении Реконструкции уже в 1870 г. Такой датировки придерживался, в частности, Эдвард Макферсон, клерк палаты представителей Конгресса США: в 1875 г. его «Политическая история Соединенных Штатов во время периода Реконструкции»1 вышла вторым изданием. Сто лет спустя, в 1970-х — 1980-х гг., американские историки нередко рассматривали Реконструкцию не как целостный процесс, а лишь в отдельных ее аспектах, давая Реконструкции в каждом из выбранных аспектов отдельную датировку. Резюме такого подхода можно найти в недавно вышедшей книге арканзасского историка Томаса Деблэка: «Термин «Реконструкция» фактически прилагается к нескольким различным, хотя и взаимосвязанным аспектам периода, следующего непосредственно за Гражданской войной. Политическая Реконструкция представляла собою процесс определения того, каким образом отколовшиеся штаты вновь займут свое место в воссоединенной нации и кто будет их контролировать политически. Экономическая Реконструкция представляла собой попытку белых южан экономически оправиться от опустошений Гражданской войны, черных южан — стать экономически пригодными для системы свободного труда, а реконструкционных правительств — преобразовать Юг в соответствии с экономическими потребностями Севера. Социальная Реконструкция включала процесс определения того, как бывшие рабы и бывшие хозяева будут взаимодействовать в рамках новых социальных порядков, возникших в результате войны и отмены рабства. Частичное наложение одних упомянутых аспектов на другие и взаимное их переплетение делают Реконструкцию сложным и запутанным (confusing) временем»2.

Для такой точки зрения — и для более поздней датировки завершения Реконструкции — есть веские основания. Некоторые южные штаты в 1870 г. еще не вернули себе внутреннее самоуправление. Разумеется, не могло быть и речи о восстановлении самоуправления южан в довоенном объеме: до Гражданской войны институт рабства существовал на основании законов отдельных южных штатов и был наиболее специфичной чертой их «суверенитета». Но могла идти речь о том, чтобы южные штаты вновь обрели права самоуправления в том объеме, в каком ими располагали в то время штаты Севера и Запада. Однако и за такое самоуправление южанам в 1870-1877 гг. пришлось побороться. После Гражданской войны правящая Республиканская партия использовала административный ресурс федеральной власти для того, чтобы в южных штатах поставить у власти — на уровнях штата и графства — политиков республиканской ориентации. Ничего подобного в истории США до Гражданской войны не было. Это обстоятельство позволяет говорить о том, что Реконструкции подверглись не только взятые по отдельности южные штаты, но в некотором смысле Реконструкции подвергся и сам федеральный Союз. В старом, довоенном Союзе федеральная власть никак не вмешивалась в процесс определения, кто имеет право, а кто не имеет права голоса на выборах должностных лиц штата. После поражения Юга федеральная власть начала вмешиваться в этот процесс и в дальнейшем вмешивалась в него регулярно. В старом Союзе федеральная власть крайне редко и в ограниченном масштабе использовала вооруженные силы для подавления восстаний внутри штатов: можно вспомнить разве что «восстание из-за виски» в Пенсильвании (1794 г.) и борьбу с контрабандистами — нарушителями эмбарго на границе Новой Англии с Канадой в конце правления Т. Джефферсона (1808-1809 гг.) Теперь же размещенные в штатах Юга федеральные войска стали регулярно использоваться для пресечения вооруженных столкновений.

На это новшество в отношениях между федерацией и штатами следует обратить самое пристальное внимание. Тогда станет понятно, почему 1870 год мог показаться конечной датой Реконструкции и почему такое представление было все-таки неверно. В довоенном Союзе статус штата как субъекта федерации был очень важен, а внутреннее самоуправление было естественным следствием этого высокого статуса: коль скоро есть первое, приложится к нему и второе. У историков был соблазн применить эти довоенные представления к событиям и актам 1866-1870 гг., когда бывшие мятежные штаты, начиная с Теннесси и заканчивая Джорджией, восстанавливались в правах, а их представители включались в состав палат Конгресса. Казалось, главное достигнуто: и теперь, коль скоро политическое полноправие штатов восстановлено, самоуправление приложится. На самом же деле новая практика регулярного вмешательства федеральных властей в выборы, проводившиеся в штатах, создала ситуацию принципиально иную. Через такое вмешательство республиканцы обеспечивали себе дополнительные голоса южан: в легислатурах южных штатов — при ратификации XIII, XIV и XV поправок к Конституции; в палатах Конгресса — при утверждении нужных законопроектов; со стороны рядовых избирателей — на президентских выборах 1872 г. А значит, именно ввиду отсутствия у белых южан реальных прав самоуправления правящая Республиканская партия могла, не испытывая политических опасений, вернуть южным штатам высокий статус субъектов федерации. Пока федеральное давление в пользу республиканцев осуществлялось на Юге регулярно, давление это — в глазах очень многих американцев республиканской ориентации — казалось необходимым условием предотвращения новой сецессии и новой гражданской войны. Всплеск широко распространившегося страха перед новой гражданской войной в ходе кризисных президентских выборов 1876 г. показал, что давление это было в самом деле важным фактором поддержания политической стабильности и что его можно рассматривать как своеобразное продолжение политики Реконструкции3. «Сделка Тилдена-Хэйса» (28 февраля 1877 г.) положила конец этому давлению, а с ним вместе и Реконструкции как таковой.

Поскольку этот процесс был принципиально важен для эволюции американской государственности и после апреля 1865 г. его более не затмевала война, последующие годы — 1865-1877 гг. — получили название именно по нему: эпоха Реконструкции.

Процесс Реконструкции начался, следовательно, тогда, когда вооруженные силы федерального правительства впервые перешли от обороны к нападению, захватили первый кусок территории первого мятежного штата и федеральные власти должны были решить, каким должен быть порядок управления этой местностью.

Такой казус не был предусмотрен Конституцией США, а потому взяться за такое дело, в принципе, могли три политических субъекта: 1) президент США, 2) Конгресс, 3) военные власти — в ситуациях, когда ни президент, ни Конгресс не проявляли активности.

Для начального периода Реконструкции (май 1861 г. — 7 декабря 1863 г.) характерны активные спонтанные действия всех этих властей, а также лояльных Союзу граждан Западной Виргинии.

Президентская, или умеренная Реконструкция (8 декабря 1863 г. — 2 марта 1867 г.) представляла собой осуществление, одного за другим, двух планов преобразований: первый предложил президент А. Линкольн 8 декабря 1863 г., второй — президент Э. Джонсон 29 мая 1865 г.

Конгрессовская, или радикальная Реконструкция (3 марта 1867 г. — 30 марта 1870 г.) представляла собой осуществление альтернативного плана. У Конгресса всегда был в распоряжении важнейший рычаг влияния на ситуацию: допустить в свой состав конгрессменов и сенаторов от штатов Юга была вправе только соответствующая палата своим решением4, президент на этот процесс повлиять никак не мог. А 40-й Конгресс, в котором республиканцы располагали более чем 2/3 голосов в обеих палатах, мог преодолевать президентские вето на любые желательные для республиканцев законы. Он и перехватил инициативу у президента Эндрю Джонсона. Федеральная законодательная власть объявила ничтожной всю ту работу по восстановлению всех трех ветвей власти, какая осуществлялась федеральной исполнительной властью в 10 штатах в период Президентской Реконструкции, и отказалась признать ее результат. Конгресс начал всю эту работу заново, опираясь на негритянский электорат и отстраняя от власти белых участников мятежа.

Сворачивание Реконструкции (30 марта 1870 г. — 25 апреля 1877 г.) После принятия XV поправки к Конституции федеральная власть на первых порах демонстрировала решимость обеспечить гражданские права негров. Однако эта решимость, в силу сложного сочетания причин, неуклонно падала, а к концу периода, когда оказалось, что влияние республиканцев упало, а влияние демократов восстановилось, исчезла вовсе. Юрисдикция США над Югом оставалась незыблемой, однако белые южане, объединявшиеся как в легальные (Демократическая партия), так и в нелегальные организации (Ку-клукс-клан), вернули себе контроль над южными штатами.

Начальный период Реконструкции

На протяжении 1861 г. северянам удавалось установить свой контроль лишь над небольшими и мало населенными частями территории южных штатов.

Начальной датой процесса Реконструкции можно считать 24 мая 1861 г., когда вооруженные силы США, чтобы отвести угрозу от федеральной столицы, заняли Арлингтон и Александрию в северной части Виргинии.

29 августа 1861 г. северяне взяли форт Хаттерас в пределах Северной Каролины и установили контроль над двумя графствами этого штата: Гайд (Hyde) и Вашингтон. 19 мая 1862 г. президент Линкольн назначил военным губернатором Северной Каролины Эдварда Стенли (1808-1872), уроженца этого штата, давно, впрочем, переселившегося в Калифорнию, почему-то не направив это назначение для утверждения в Сенат. «Правление» Стенли оказалось конфликтным и кратким: уже 15 января 1863 г. он направил Линкольну прошение об отставке, мотивируя ее своим несогласием с Прокламацией об освобождении рабов. В марте 1863 г. отставка была принята, Стэнли навсегда вернулся в Калифорнию, а его полномочия были переданы военным властям.

В ноябре 1861 г. северяне заняли морские острова у побережья Южной Каролины с центром в Порт-Ройале. С 29 апреля 1862 г. ими управлял генерал Руфус Сакстон — военный губернатор, назначенный военным министром Э. Стентоном и подчинявшийся ему же.

Штат Виргиния не был в числе инициаторов сецессии и примкнул к конфедератам только после того, как прокламация Линкольна от 15 апреля 1861 г. поставила его перед выбором: воевать против северян или воевать против южан. Однако население западных графств Виргинии участвовать в мятеже не желало. 22 апреля 1861 г. западновиргинский юрист Джон Карлайл (1817-1878) обратился к населению западных графств с призывом прислать представителей на конвент в Уилинге. Собравшись там 13 мая, делегаты решили дождаться результатов общевиргинского референдума о сецессии. 23 мая большинство виргинцев сецессию поддержали. 11 июня конвент вновь собрался в Уилинге, 19-20 июня принял «Акт о реорганизации» правительства Виргинии и 20 июня избрал губернатором Виргинии Фрэнсиса Пирпонта (1814-1899), давнего противника рабства, видного юриста и удачливого бизнесмена5. Линкольн официально признал правительство Пирпонта как законное виргинское. Юнионисты колебались: претендовать ли на представительство всей Виргинии или же учинить «сецессию против сецессии»: отделить от мятежной Виргинии лояльную США западную ее часть. Еще 6 августа конвент в Уилинге пытался выступать от имени всей Виргинии, однако уже 20 августа обратился к Конгрессу США с предложением отделить от Виргинии новый штат, который тогда предполагалось назвать Канова (Kanowha). По Конституции США новый штат может быть выделен из старого только с согласия властей старого. 29 августа 1861 г. Пирпонт от имени «большой» Виргинии дал добро на отделение от нее западных графств. 24 октября 1861 г. за создание нового штата Западная Виргиния его жители проголосовали на референдуме. Отменять рабство, хотя и мало распространенное, они не собирались, но власти США в процессе принятия штата в США заставили их сделать это. Прокламацию о принятии Западной Виргинии в США Линкольн опубликовал 20 апреля 1863 г.

Пирпонт же со своим правительством в конце августа 1861 г. перебрался из Уилинга в Александрию. Первоначально власть его распространялась только на два виргинских графства: Александрия и Фэрфакс. В 1863 г. северяне заняли Норфолк и Портсмут, и хотя фактически там всем распоряжались военные, правительство Пир- понта организовало во всей контролируемой северянами зоне Виргинии выборы во временную «легислатуру Виргинии», которая с 7 декабря 1863 г. работала в Александрии. Там же работал и конвент, который в 1864 г. выработал новую конституцию Виргинии. Избранная на основе этой конституции легислатура избрала двух сенаторов США — Джозефа Сигера и Джона Андервуда, — однако ни тот, ни другой не были допущены в Сенат. 9 февраля 1865 г. пирпонтовская легислатура от имени Виргинии ратифицировала XIII поправку к Конституции, запрещающую рабство.

24 февраля 1862 г. генерал Грант занял Нэшвилл — столицу Теннесси. 3 марта 1862 г. Линкольн назначил военным губернатором штата Теннесси Эндрю Джонсона сенатора от этого штата. Штат долго был театром военных действий, при этом в 1862-1863 гг. восточная часть штата, где население было настроено юнионистски, находилась под контролем Конфедерации, а западная, где население симпатизировало южанам — под контролем северян. После оглашения плана Линкольна от 8 декабря

1863 г. в Нэшвилле присягу принесли за полгода 700 чел. 9.01.1865 в Нэшвилле собрался конвент штата. Конвент предложил поправки к конституции 1834 г., которые предусматривали: упразднение рабства, формальную отмену сецессии и аннулирование законов, принятых в период сецессии. 22 февраля все эти поправки были вынесены на референдум и одобрены: 25 тыс. белых практически единогласно упразднили рабство. На 4 марта 1865 г. были назначены выборы легислатуры и гражданского губернатора штата. Губернатором был избран методистский пастор и известный борец против сецессии Уильям Броунлоу. 5 апреля 1865 г. он вступил в должность.

В результате знаменитой операции коммодора Фаррагута и генерала Б.Ф. Батлера 25 апреля — 1 мая 1862 г. северяне взяли Новый Орлеан — в то время столицу штата Луизиана. В августе 1862 г. Линкольн назначил военным губернатором Луизианы бригадного генерала Джорджа Фостера Шепли (1819-1878). Военные действия в пределах штата продолжались до самого конца войны, поэтому выборов Шепли не назначал. Но в декабре 1862 г. в Новом Орлеане белые юнионисты образовали «Ассоциацию сторонников Союза» (Union Association) — около 8 тыс. членов. По указанию Шепли эта Ассоциация, по не совсем понятной процедуре, провела выборы делегатов от штата в Конгресс. Избраны были два журналиста: Майкл (Михаэль) Хан (1830-1886), уроженец Баварии, и Бенджамин Фландерс из Нью-Гэмпшира6. В феврале 1863 г. оба они были допущены в состав Конгресса США. Преемник Шепли генерал Н. Бэнкс назначил выборы губернатора, которые состоялись 22 февраля 1864 г. — уже по линкольновскому «10%-му плану». Регистраторы — армейские офицеры — нередко закрывали глаза на то, были ли у этих людей на самом деле права в 1860 г.: во многих ситуациях за документами, по которым можно было бы проверить такую информацию, пришлось бы обращаться к конфедератам за линией фронта! Незначительность количества голосующих означала, что более респектабельная часть общества то ли отвергла амнистию, то ли не пожелала участвовать в голосовании7.

3 октября 1864 г. в Новом Орлеане открылась лояльная США легислатура Луизианы. Губернатором был избран Майкл Хан, 4 марта он вступил в должность. Хан организовал выборы в конвент штата, который в ходе заседаний 6 апреля — 25 июля 1864 г. выработал новую конституцию, одобренную референдумом 5 сентября. Следующего губернатора избирали уже на основании этой конституции: в марте 1865 г. эту должность занял Джеймс Мэдисон Уэллс (1808-1899) — сахарно-хлопковый плантатор, у которого до войны было 100 рабов и который, тем не менее, был настолько лоялен Союзу, что во время войны руководил партизанами, действовавшими против Конфедерации.

12 июля 1862 г. северяне взяли Хелину — важнейший речной порт Арканзаса.19 июля Линкольн назначил военным губернатором Арканзаса Джона Фелпса (18141886) из Миссури. В условиях активных боевых действий Фелпс сосредоточил все свои усилия на формировании из числа арканзасцев кавалерийского полка для армии Севера, затем он заболел и перебрался в Сент-Луис. 9 июля 1863 г. Линкольн аннулировал полномочия Фелпса, признав должность военного губернатора в Арканзасе ненужной8.

13 сентября 1863 г. федеральные войска взяли столицу штата — Литл-Рок. 24 октября группа влиятельных граждан инициировала созыв конституционного конвента штата. 8-23 января 1864 г. конвент выработал новую конституцию штата, которая была одобрена на референдуме 14 марта. А 20 января конвент избрал временным гражданским губернатором штата Айзека Мерфи (1802-1882). Школьный учитель, твердый юнионист, Мерфи был напрочь лишен политических амбиций и рассматривался арканзасскими политиками как временная компромиссная фигура9. Однако он одержал победу на выборах 28 марта 1864 г. и оставался в должности до начала июля 1868 г.

Президентская Реконструкция

8 декабря 1863 г. президент Линкольн обнародовал Прокламацию, которая содержала его план восстановления южных штатов в Союзе. Обычно она именуется «Прокламация об амнистии» (Amnesty Proclamation). По содержанию она значительно шире. Под амнистией понимается не только освобождение граждан США от наказания за участие в мятеже, но и восстановление их политических прав.

В констатирующей части Линкольн заявляет: имеет место восстание; многие лица виновны в измене США; Конгресс США издал ряд законов об освобождении рабов и конфискации иной собственности этих лиц. Однако «некоторые лица, ранее участвовавшие в восстании, желают возобновить свою приверженность США и воссоздать лояльные правительства соответствующих штатов в пределах оных».

Постановляющая часть начинается с того, что Линкольн объявляет этим лицам (за исключением некоторых категорий, перечисленных позже), что «сим даруется им полное прощение, с восстановлением всех прав на собственность, за исключением рабов… и при условии, что каждое такое лицо даст и подпишет клятву, которую в дальнейшем будет нерушимо соблюдать, которая будет зарегистрирована и передана на постоянное хранение, и которая будет состоять в следующем»:

Экс-мятежник должен был клятвенно обещать «добросовестно поддерживать, хранить и защищать Конституцию Соединенных Штатов и Союз упомянутых штатов. добросовестно поддерживать все акты Конгресса, принятые во время нынешнего восстания и относящиеся к рабам, постольку поскольку они не отменяются, не изменяются и не аннулируются Конгрессом либо решением Верховного Суда, и оставаться верным таковым актам. добросовестно поддерживать все прокламации президента, изданные во время нынешнего восстания и относящиеся к рабам, постольку поскольку они не изменены и не аннулированы решением Верховного Суда, и оставаться верным таковым прокламациям».

Действие прокламации не распространялось на лиц, принадлежавших хотя бы к одной из следующих категорий: a) офицеры армии КША в звании выше полковника, а военного флота — выше лейтенанта, как находившиеся на службе в момент издания Прокламации, так и служившие ранее; b) бывшие сенаторы и конгрессмены США, покинувшие Конгресс США, чтобы присоединиться к восстанию; c) офицеры армии и военного флота США, ушедшие после начала восстания в отставку и каким-либо образом содействовавшие восстанию; d) южане, охранявшие военнопленных северян и нарушавшие нормы обращения с военнопленными.

В Прокламации перечислялись штаты, где не существовало законных, с точки зрения Линкольна, правительств: это 10 штатов Конфедерации, без Виргинии. Задачу восстановления нормальной и законной государственности в каждом из этих штатов президент возлагал на категорию лиц, проживавших там и отвечавшим всем перечисленным ниже условиями) они должны были обладать всей полнотой избирательных прав (being a qualified voter) непосредственно перед актом сецессии штата; b) они не должны были принадлежать к какой-либо из категорий лиц, исключенных из амнистии; c) они должны были принести клятву и не быть уличенными в ее нарушении10.

Когда число таких лиц достигнет 1/10 от количества голосов, поданных в данном штате на президентских выборах 1860 г., они восстановят в штате законное правительство11.

Этот план Линкольна вошел в историю как «10%-ный план»: восстановить лояльное Союзу гражданское правление в штатах лояльные граждане могли, как только численность их достигнет 10% от электората 1860 г. Таким образом, десять процентов народа признавались за весь народ, поскольку они были лояльны США в отличие от мятежного большинства. План этот можно считать своеобразной иллюстрацией к знаменитой Геттисбергской речи Линкольна — о правительстве «народа, из народа и для народа», — произнесенной незадолго до того (19 ноября 1863 г.)

Победа Линкольна — Джонсона на президентских выборах 8 ноября 1864 г. лишила Конфедерацию последних надежд. 3 апреля 1865 г. северяне заняли ее столицу — Ричмонд. 9 апреля главные силы Конфедерации под командованием генерала Р. Э. Ли капитулировали при Аппоматоксе. Полный контроль федеральных властей США над всей территорией страны был установлен 26 мая 1865 г., когда капитулировали последние вооруженные формирования конфедератов западнее р. Миссисипи. Это произошло уже после трагической гибели президента Линкольна.

С именем Линкольна обычно связывают первые инициативы наделения ограниченного круга негров избирательными правами. Строго говоря, это не так: в Теннесси в 1796-1834 гг. свободные негры уже имели право голоса, Линкольн же ничего подобного не предлагал ни в ходе своей президентской кампании, ни в начале войны. Но, действительно, 13 марта 1864 г. Линкольн написал губернатору Луизианы М. Хану: «Вскоре у вас будет созван конвент. Я всего лишь предлагаю для Вашего сугубо личного рассмотрения вопрос: нельзя ли включить в число имеющих избирательные права кого-либо из цветных — например, самых образованных или — еще вероятнее — тех, кто доблестно сражался в наших рядах. Вероятно, они помогут — по прошествии какого-то времени — удержать драгоценный камень свободы в свободной семье. Но это всего лишь предложение, не для публики, но лишь для Вас одного»12. Предложение это тогда осталось без последствий, однако Линкольн публично повторил его в своей последней речи 11 апреля. Есть предположение, что именно эта речь привела белого расиста Джона Уилкса Бута к решению убить Линкольна.

10 мая 1865 г. президент Э. Джонсон официально признал лояльные правительства, существовавшие в четырех штатах бывшей Конфедерации: Виргинии, Теннесси, Арканзасе и Луизиане.

Относительно прочих семи штатов Джонсон издал 29 мая 1865 г. Прокламацию об амнистии — несколько более строгую по отношению к южанам, чем аналогичный линкольновский документ.

Другая прокламация от 29 мая 1865 г. была посвящена специально Реконструкции в Северной Каролине. Президент сместил конфедеративного губернатора Зебулона Вэнса и назначил временного губернатора Уильяма Холдена (1818-1892). Хол- дену было предписано созвать конституционный конвент из делегатов, избранных лояльной частью народа штата.

Назначая в прочие 6 штатов временных губернаторов, Джонсон издавал документы, текстуально идентичные этому северокаролинскому.

13 июня 1865 г. президент назначил временным губернатором Миссисипи Уильяма Шарки (1798-1873)

17 июня 1865 г. в Техасе был смещен конфедеративный губернатор Пендлтон Мерра и назначен Эндрю Джексон Гамильтон (1815-1875).

17-го же июня 1865 г. в Джорджию президент назначил временного губернатора Джеймса Джонсона (1811-1891).

21 июня 1865 г. в Алабаму президент назначил временного губернатора Льюиса Парсонса (1817-1895), который до войны, как и сам Джонсон, был демократом — приверженцем Ст. Дугласа.

30 июня 1865 г. в Южную Каролину — после смещения и ареста Маграта — был назначен Бенджамин Франклин Перри (1805-1886).

И наконец, 13 июля 1865 г. Джонсон назначил во Флориду временного губернатора Уильяма Марвина (1808-1899).

Все эти губернаторы, кроме Парсонса, были до войны по партийной принадлежности по большей части вигами, а во время войны — более или менее открытыми противниками сецессии13.

Губернаторы должны были организовать в своих штатах выборы и созыв конституционных конвентов; конвенты должны были аннулировать акты сецессии, отменить рабство, аннулировать конфедеративные долги и организовать выборы губернатора и палат легислатуры. (В Виргинии, Теннесси, Арканзасе и Луизиане все это было уже сделано.) Затем штаты могли ходатайствовать перед Конгрессом о восстановлении их представительства в его палатах.

Первый из конвентов, созванных в соответствии с джонсоновским планом Реконструкции — конвент штата Миссисипи — открылся 14 августа 1865 г. Последний — конвент Техаса — завершил работу только 6 апреля 1866 г.

В Северной Каролине губернатор У. Холден 8 августа издал прокламацию о созыве конвента. 2 октября конвент собрался в Рэли, 7 октября объявил ордонанс о сецессии ничтожным изначально14, 9 октября отменил в штате рабство и аннулировал конфедеративные долги. 9 ноября в штате прошел референдум, утвердивший эти решения, и одновременно — выборы, в ходе которых губернатором был избран консервативный юнионист Джонатан Уорт (1802-1869).

В Миссисипи конвент быстро одобрил 10 поправок к конституции 1832 г., в которых содержалось все требуемое федеральными властями, и 28 августа 1865 г. разошелся. 2 октября была избрана легислатура и новый губернатор — Б.Г. Хэмфриз (1808-1882). Он происходил из плантаторской семьи, был надсмотрщиком на отцовской плантации, самостоятельно изучал право, с 1838 г. избирался в легислатуру Миссисипи, где примыкал к вигам и выступал против сецессии вплоть до момента, когда решение было принято. Воевал он главным образом в Виргинии и после ранения в сентябре 1864 г. получил назначение в тыловые части в родном штате. Он обратился за помилованием к президенту Джонсону, на момент выборов еще не был восстановлен в правах, но Джонсон сделал это по просьбе Шарки15.

Именно с подачи Хэмфриза легислатура Миссисипи приняла серию законов, которые стали «модельными» для штатов Юга и получили известность по всей стране под названием «черный кодекс»16.

21 ноября 1865 г. легислатура Миссисипи узаконила расовую сегрегацию на железных дорогах: запретила работникам железных дорог допускать проезд негров или мулатов в вагонах I класса, кроме случаев, когда они сопровождают белых в качестве слуг.

22 ноября был принят «Акт об ученичестве» (полное название — «Акт для регулирования отношений между хозяином и учеником, касающийся освобожденных негров, свободнорожденных негров и мулатов»). В январе и июле каждого года чиновники обязывались сообщать судам обо всех лицах указанных категорий моложе 18 лет, не имеющих родителей или не обеспеченных ими. Таких следовало отдавать в «ученичество» плантаторам на условиях, определяемых соответствующим судом. Бывший хозяин имел преимущественное право на то, чтобы заполучить такого «ученика». Допускалось «умеренное телесное наказание, какое отец или опекун может применить по отношению к своему ребенку». Беглых учеников следовало ловить и доставлять к мировому судье, чтобы уже он передавал беглеца опекуну.

24 ноября легислатура Миссисипи приняла «Акт о бродяжничестве». Все негры старше 18 лет, которые ко второму понедельнику января 1866 г. не будут иметь явных законных средств к существованию — то есть не будут вести собственного хозяйства или работать по законно оформленному найму — будут считаться бродягами. Негры, «найденные незаконно собирающимися вместе», тоже. Наказание — 10 дней тюрьмы и штраф 50 долл., и если штраф не будет уплачен в 5 дней, то негр должен быть отдан в наем тому, кто уплатит за него штраф и судебные издержки, — предпочтительно бывшему хозяину. К той же категории «бродяг» закон относил, впрочем, и белых, принадлежащих к следующим, интересно описанным, категориям: 1) те, которые «незаконно» собирались с неграми днем или ночью; 2) «постоянно общающиеся» со свободнорожденными или освобожденными неграми, 3) сожительствующие с негритянками. Белые принудительному определению в наем, правда, не подлежали, зато наказание им полагалось серьезнее, чем неграм: до 6 мес. тюрьмы и до 200 долл. штрафа.

25 ноября легислатура приняла «Акт о даровании гражданских прав освобожденным неграм». Это были: право на личную собственность (с рядом ограничений); право возбуждать судебное преследование; право вступать в брак (но не с белыми: за такое полагалось пожизненное тюремное заключение). Все негры должны были иметь при себе письменное свидетельство от местных властей, что имеют законные средства существования. Если негр уходил с работы до окончания ее срока, то всякий гражданин имел право, а чиновник был обязан его арестовать.

29 ноября 1865 г. легислатура Миссисипи приняла «Акт о наказании за определенные проступки» Неграм запрещалось носить оружие без разрешения полиции, показывать «оскорбительные жесты» (за них полагался штраф или тюрьма), произносить речи и действия против белых. Им запрещалось быть священниками без разрешения официального руководства соответствующей церкви17.

Следует иметь в виду, что огромная масса негров в первые месяцы после обретения свободы в 1865 г. покинула места постоянного жительства, чтобы отыскать проданную когда-то отдельно родню или впервые в жизни побывать за пределами своих плантаций. Вскоре подавляющее большинство их вернулись на прежние места, и в последующие годы ничего подобного не случалось; но законодатели, когда писали «черные кодексы», этого знать еще не могли. Историк Джеймс Сефтон, специально изучавший деятельность военных по обустройству негров и, в частности, распоряжения служащих Бюро освобожденных, пришел к выводу, что служащие Бюро, ответственные за поддержание порядка в местностях с многочисленным негритянским населением, издавали распоряжения, по содержанию удивительно напоминавшие «черные кодексы»18. Однако тогда «черные кодексы» вызвали бурю в прессе северян. Южан обвиняли в намерении восстановить рабство.

В Техасе, с его громадными расстояниями и недостаточно развитыми коммуникациями, весь процесс проходил позже, чем всюду. Губернатор Э.Дж. Хэмилтон лишь 15 ноября назначил выборы в конвент на 8 января 1866 г. Конвент открылся в Остине 7 февраля и работал в крайне неторопливой манере19. Даже отмена Ордонанса о сецессии, которая в других штатах занимала несколько минут, последовала 12 марта после длительных дискуссий, считать ли Ордонанс недействительным изначально или же с сего числа; возобладала последняя точка зрения. Приняв 29 ордонансов, в том числе об отмене рабства и аннулировании конфедеративных долгов, и предложив новую конституцию, конвент разошелся 6 апреля. Конституция была 25 июня утверждена на референдуме. Губернатором 6 августа был избран Джеймс Трокмортон (1825-1904). 20 августа 1866 г. президент Джонсон объявил о прекращении мятежа в Техасе — последнем из штатов Конфедерации.

В Джорджии губернатор Джеймс Джонсон 13 июля 1865 г. издал прокламацию о проведении 4 октября выборов в конвент. Конвент собрался в столице — Милледж- вилле — 25 октября. 30 октября он аннулировал Ордонанс о сецессии, очень долго обсуждал аннулирование конфедеративных долгов, а приняв решение об этом, приступил к разработке новой конституции. 15 ноября референдум утвердил новую конституцию, а губернатором был избран Ч. Дженкинс (1805-1883). Избранная тогда же легислатура начала работу 4 декабря 1865 г.

Губернатор Алабамы Л.Э. Парсонс 20 июля издал прокламацию о выборах конвента. Они прошли 31 июля. Конвент работал в Монтгомери 12-30 сентября. Конвент аннулировал сецессию и конфедеративные долги, подтвердил отмену рабства, а 30 сентября своей властью, без референдума, ввел в действие новую конституцию штата. 6 ноября 1865 г. новым губернатором был избран Роберт Пэттон (1809-1885) — виг, в 1861 г. председатель сената штата, теперь вступивший в Республиканскую партию.

На основании распоряжений губернатора Южной Каролины Б.Ф. Перри выборы конвента были проведены в разных местностях в разные сроки. Конвент работал 13-27 сентября 1865 г. в г. Колумбия, в помещении баптистской церкви. 19 сентября конвент отменил акт сецессии и узаконил отмену рабства, но отказался аннулировать конфедеративные долги. 27 сентября конвент своей властью ввел в действие новую

конституцию. 18 октября 1865 г. губернатором был избран опытнейший политик Дж.Л. Орр (1822-1883), представлявший тогда Консервативную партию штата20. Легислатура Южной Каролины 13 ноября 1865 г. ратифицировала XIII поправку. Тем не менее 21 декабря она ввела в действие «черный кодекс» штата.

Наконец, во Флориде губернатор У. Марвин 23 августа назначил на 10 октября выборы в конвент. Конвент открылся 25 октября в Таллахасси. 26 октября конвент отменил Ордонанс о сецессии, а 7 ноября своей властью утвердил новую конституцию, которая отменяла рабство. 29 ноября 1865 г. состоялись выборы; губернатором был избран Д.Ш. Уокер (1806-1891).

В период президентской Реконструкции исполнительная власть США предписывала завоеванным штатам Юга, как им формировать все три ветви своей власти. И, с точки зрения президента, Реконструкция заканчивалась и штаты могли считаться принятыми в США после того, как они выполнили все требуемое президентом.

Однако законодательная власть США — Конгресс — предъявила южным штатам более жесткие требования.

Когда 4 декабря 1865 г. началась 1-я сессия 39-го Конгресса, было уже известно, что легислатуры «реконструируемых» штатов Юга избрали в Конгресс главным образом бывших конфедератов. И обе палаты отказались допустить в свой состав как посланцев тех штатов, где Реконструкция осуществлялась по плану Джонсона, так и тех четырех, где Реконструкция началась еще при Линкольне.

Перспектива принятия в США южных штатов при господстве в этих штатах демократов и при сохранении традиционных норм представительства — когда 3/5 негритянского населения учитывались при исчислении количества отводимых штату мест в Конгрессе, но избирательных прав у негров не было — могла привести к засилью демократов в палатах Конгресса. Чтобы победа над Югом в войне не обернулась победой Юга в Конгрессе, республиканцы инициировали принятие XIV поправки к Конституции США. Она была впервые внесена в палаты 20-22 января 1866 г. Поправка ставила власти южных штатов перед выбором. Они могли наделить негров избирательными правами — в таком случае за ними сохранялись все их места в Конгрессе. И они могли оставить все как есть, но тогда их представительство урезалось соответственно количеству не имеющих избирательных прав. Поправка была 16 июня 1866 г. направлена штатам — всем штатам — для ратификации.

Получалось, что Конгресс не признавал за 11 южными штатами права на представительство в своих палатах, однако признавал за теми же штатами высшее конституционное право: на участие в процесс ратификации поправки к Конституции США. И даже требовал, чтобы они поскорее воспользовались своим правом!

Один южный штат так и поступил: Теннесси. Противники Броунлоу в легислатуре добивались отмены всяких ограничений прав конфедератов. Страсти накалились настолько, что и сторонники, и противники этой меры прибегали к обструкции, так что легислатура была парализована. Броунлоу объявил вакантными места нескольких своих противников-обструкционистов, спешно организовал там выборы и с помощью победивших радикалов добился одобрения 12 апреля 1866 г. закона еще более строгого по отношению к конфедератам. Конфликт, казалось, развивался по нарастающей21.

Замешательство в верхнем эшелоне власти обернулось ослаблением правопорядка. 1 мая 1866 г. на одной из улиц Мемфиса столкнулись две повозки, запряженные лошадьми: на одной кучером был белый, на другой — негр. Полиция арестовала кучера-негра. Это заметила группа негров — ветеранов войны и потребовала кучера отпустить. За полицейских вступились белые, которых быстро собралась целая толпа. Три дня белые ирландцы группами нападали на негров на улицах. Погибло 46 негров и 2 белых (пытавшихся за них вступиться), были сожжены сотни негритянских хижин, церкви и школы. При расследовании некоторые конгрессмены пытались обвинить во всем неких подстрекателей-конфедератов, но никого из политиков уличить не удалось: налицо была банальная расовая неприязнь на бытовом уровне22.

28 мая 1866 г. легислатура разошлась до ноября. Однако Конгресс потребовал от штата ратификации XIV поправки. 4 июля 1866 г. Броунлоу досрочно созвал легислатуру. Начиная с 14 июля консерваторы в Теннесси прибегли к обструкции: не являлись на заседание легислатуры, чтобы не было кворума и ратификация поправки была невозможна. Тогда Броунлоу приказал нэшвиллским приставам доставить в помещение легислатуры двух делегатов-обструкционистов — П. Уильямса и А. Мартина. Cудья Фразьер, правда, издал распоряжение об их освобождении, но раньше чем шериф успел их вывести из палаты, их зачли как присутствующих и констатировали наличие кворума23. Таким-то образом 19 июля 1866 г. XIV поправка была ратифицирована штатом Теннесси. 24 июля 1866 г. президент Э. Джонсон издал прокламацию о повторном принятии Теннесси в состав США.

Конфликт Конгресса с властями остальных южных штатов развивался в 1866 г. параллельно конфликту Конгресса с президентом. 9 апреля 1866 г. президентское вето было преодолено палатами Конгресса — впервые в истории США.

Техас 2 октября 1866 г. отверг XIV поправку. Прочие южные штаты последовали его примеру: завершила череду отрицательных южных голосований Луизиана 6 февраля 1867 г. Южные штаты отказали неграм в избирательных правах, но продолжали претендовать на такое представительство в Конгрессе, какое учитывало численность негритянского населения. Тревогу конгрессменов вызывало не только обилие конфедератов во властных структурах, но и некоторые события, имевшие место там.

В особенности в Луизиане. Губернатор Дж.М. Уэллс очень скоро втянулся в конфликт с демократической легислатурой. Легислатура в начале 1866 г. назначила выборы мэра Нового Орлеана, а затем и глав прочих муниципалитетов, назначенных Уэллсом. Очень скоро Уэллс оказался в плотном «окружении» бывших конфедератов.

В начале лета Уэллс предпринял попытку отыграть ситуацию назад — возможно, надеясь, в случае успеха, еще и добиться приема Луизианы в США по теннессийскому сценарию. 23 июня 1866 г. бывшие члены луизианского конституционного конвента 1864 г. получили приглашение на новый конвент, намеченный губернатором на 26 июня24. Целью конвента объявлялась ратификация XIV поправки; позже Уэллс объявил, что речь идет о пересмотре конституции штата25.

Очевидно, Уэллс не отдавал себе отчета, что играет с огнем. Легитимность конвента 1864 г. была сомнительной изначально. Пока шла война, в глазах жителей Луизианы, находившихся на контролируемой северянами территории, тот конвент все-таки обладал правомочностью, ибо иного было не собрать. Теперь же попытка вновь созвать его — в противовес легислатуре, гораздо более адекватно представлявшей настроения избирателей, — была и выглядела дурно пахнущей махинацией.

Этому решительно воспротивились заместитель губернатора Альберт Вурхис, генеральный атторней штата, избранный мэр Нового Орлеана Джон Монро — все демократы и бывшие конфедераты. Они обратились в суд, с тем чтобы он издал предписание (injunction) о прекращении работы конвента: за исполнением должны были проследить военные. Генерал-майора Филипа Шеридана в это время в городе не было, и находящимися в городе федеральными войсками командовал генерал Абсалом Бейрд.

30 июля 1866 г. в 10 часов утра в здании Механического института началась регистрация членов конвента. В полдень первое заседание открылось, однако тут же выяснилось, что кворума нет, и объявили часовой перерыв. В это время к зданию института двинулась процессия приветствовавших конвент негров — с американским флагом, оркестром и барабаном. Какой-то белый выстрелил по процессии из револьвера, но ни в кого не попал. В 12.30 в здании было около 30 белых, а вокруг — около 300-400 негров, в основном бывших солдат. В час дня полицейские попытались арестовать за какое-то мелкое прегрешение негритянского мальчика. Возникла потасовка. К тому времени по соседству собралась толпа белых — в основном бывших конфедератов — с дубинами, ножами и револьверами. Они начали стрельбу по неграм. Негры попытались укрыться в здании института. Стрельба — теперь уже по зданию — длилась два с половиной часа. Осажденные делегаты и демонстранты отвечали редким и неумелым огнем, а ворвавшихся в здание белых били стульями. В общей сложности в ходе 5-часового побоища было убито 34 негра и 4 белых радикала из числа членов конвента, ранено 119 негров и 27 белых. Солдаты Бейрда появились, только когда все было кончено: кто-то дезинформировал Бейрда, будто конвент соберется лишь в 6 часов вечера26.

Когда все эти события расследовала специальная комиссия Конгресса, губернатор Уэллс всячески содействовал ей. Его карьеру это, разумеется, не спасло. Комиссия пришла к выводу, что без военного режима поддержание порядка в Луизиане невозможно.

Конгрессовская, или радикальная Реконструкция

2 марта 1867 г., после преодоления Конгрессом президентских вето, вступили в силу сразу три важных закона: I Акт Военной Реконструкции, Акт о замещении должностей и закон, ограничивший права президента как верховного главнокомандующего. По такой же процедуре 23 марта был принят II (I дополнительный) Акт, представлявший собою лишь конкретизацию общих положений первого. В 10 южных штатах был установлен оккупационный режим27.

Акты Реконструкции наделили лояльное США негритянское население южных штатов — примерно 1 млн — избирательными правами, включая и право занимать должности, тогда как лица, находившиеся на службе Конфедерации, — примерно 200 тыс. чел. — лишались политических прав. Власть в каждом из 10 штатов подлежала реорганизации на этой новой электоральной базе. Алгоритм преобразований был прежний: составление, силами военных, списков избирателей — созыв конвента для внесения поправок в конституцию штата и ратификации XIV поправки — избрание, на основе новой конституции, конгрессменов и назначение сенаторов, после чего Конгресс должен был принять решение о допуске избранных и назначенных в свой состав.

Президент Джонсон пошел навстречу Конгрессу, назначив на должности командующих военными округами генералов, чьи кандидатуры были приемлемы для республиканских радикалов. Однако практически сразу возник спор о праве генералов, командующих округами, смещать должностных лиц штата. Военный министр Э. Стентон, настаивая на существовании такого права, впервые открыто выступил против позиции президента Джонсона и большинства кабинета. Конгресс решил этот вопрос в духе позиции Стентона, приняв 19 июля 1867 г. III (II дополнительный) Акт Военной Реконструкции. 12 августа 1867 г. Джонсон сместил Стентона с должности военного министра, заменив его генералом У. Грантом. Осенью 1867 г., в то самое время, когда в южных штатах впервые проводились выборы конституционных конвентов с участием негритянского электората28, в штатах Севера и Запада выборы показали падение влияния радикалов, что было важно в преддверии президентских выборов.

3 декабря 1867 г. президент Джонсон направил Конгрессу послание, в котором не только оспорил конституционность трех Актов Реконструкции, но и намекнул на возможность сопротивления действиям Конгресса. Это дало лидерам Конгресса первый весомый повод поставить вопрос об импичменте президента Джонсона. Сенат расценил увольнение Стентона как незаконное, и с молчаливого согласия Гранта Стентон 14 января 1868 г. вновь вступил в должность военного министра. Возникла беспрецедентная в истории США ситуация: важнейшее силовое ведомство возглавил человек, с которым президент отказывался иметь дело, однако пользовавшийся поддержкой Конгресса. После того как Джонсон высказал недовольство уступчивостью Гранта, фактический разрыв отношений произошел 28 января 1868 г. и между этими политическими руководителями.

Имея на своей стороне Стентона и Гранта, лидеры радикальной Реконструкции, тем не менее, потерпели новое серьезное поражение в Алабаме, где 8 февраля 1868 г. их противникам удалось сорвать голосование по новой конституции штата, прибегнув к бойкоту. Поэтому, когда 21 февраля 1868 г. Джонсон предпринял новую попытку уволить Стентона (который забаррикадировался в военном министерстве!), палата представителей немедленно возбудила против президента дело об импичменте. Чтобы сделать бойкот при принятии конституций в южных штатах впредь невозможным, Конгресс подготовил IV (III дополнительный) Акт Военной Реконструкции. Джонсон сделал еще один шаг к компромиссу c радикалами, не наложив на соответствующий билль вето, а позволив этому Акту (11 марта 1868 г.) вступить в силу без его подписи. Процесс импичмента начался 13 марта и завершился серией голосований 16-26 мая 1868 г., в ходе которых ни одна из статей обвинения не получила 2/3 голосов сенаторов. 21 мая генерал Грант был официально выдвинут кандидатом в президенты от Республиканской партии: при громадной его популярности и отсутствии сильного конкурента со стороны демократов это означало, что следующим президентом будет именно он. 26 мая, в день окончательного провала импичмента, Стентон написал заявление об отставке и покинул военное министерство.

Радикалы смогли довести до завершения свой план Реконструкции в семи штатах бывшей Конфедерации из десяти. 22 июня 1868 г., вопреки вето президента, в США был принят Арканзас, а по т.н. Омнибус-биллю 25 июня 1868 г. еще шесть штатов: обе Каролины, Джорджия, Флорида, Алабама и Луизиана. В момент подписания Омнибус-билля в трех штатах — Виргинии, Техасе и Миссисипи — новые конституции еще не были приняты.

28 июля 1868 г. вступила в силу XIV поправка к Конституции, которая ставила, как тогда казалось, надежный заслон возможному усилению влияния бывших конфедератов в Конгрессе США: если штаты лишали избирательных прав негритянское население, для них пропорционально уменьшалась норма представительства.

Тем не менее 3-12 сентября 1868 г. палаты легислатуры Джорджии исключили негров из своего состава: губернатор-республиканец Руфус Беллок оказался не в силах этому помешать. Федеральная избирательная кампания на время отвлекла внимание Конгресса от событий в Джорджии. На президентских выборах 3 ноября 1868 г. убедительную победу одержал генерал У.С. Грант, которого радикалы в Конгрессе считали своим союзником. Сразу после инаугурации Гранта, 5 марта 1869 г., Конгресс нового состава — 1-я сессия 41-го Конгресса — исключил из своего состава конгрессменов Джорджии.

А 16 декабря 1869 г. Конгресс заявил, «что исключение из легислатуры лиц на основании их расовой принадлежности, цвета кожи или рабского состояния в прошлом является незаконным и революционным и настоящим запрещается». 22 декабря палаты Конгресса приняли Акт о временной организации власти в Джорджии (Reorganization Act). Грант прокламацией 27 декабря назначил Беллока на должность военного (или временного) губернатора; генерал Альфред Терри фигурировал в Прокламации как «генерал, командующий округом в который входит Джорджия». Вводимый режим нигде в тексте Прокламации прямо военным не назывался и в самом деле несколько отличался от того, что был введен 2 марта 1867 г.: военные, находящиеся на действительной службе, теперь никакой гражданской властью не наделялись. Но Руфус Беллок — гражданское лицо — в качестве военного губернатора получил от Конгресса полномочия реорганизовать легислатуру штата, а именно: привести всех избранных (то есть и тех негров, которых местные расисты исключили) членов к одной из двух присяг и всех, кто не может принести ни одну, исключить из состава палат. По представлению губернатора штата, если того требовала обстановка, президент США мог использовать для приведения Акта в исполнение военные и военно-морские силы США; но напрямую Беллок генералу Терри ничего приказывать не мог. Легислатура должна была ратифицировать XV поправку, и только после этого представители от Джорджии могли быть вновь допущены в Конгресс и в Сенат США.

События в Джорджии заставили радикалов разработать еще одну поправку к Конституции, которая запретила бы расовую дискриминацию при выборах в штатах и дала федеральным властям возможность следить за соблюдением этого запрета. 26 февраля 1869 г. Конгресс направил проект XV поправки к Конституции на ратификацию в штаты. А 10 апреля Конгресс выставил Виргинии, Техасу и Миссисипи, как дополнительное условие принятия в США, еще и ратификацию XV поправки к Конституции. После выполнения этого требования три названных штата 30 марта 1870 г. были приняты в США безусловно и окончательно.

Однако Джорджия 15 июля 1870 г. была принята в США… вновь условно: при условии, что власти штата проведут там всеобщие выборы до конца года. Такие выборы состоялись 24 декабря 1870 г. С тех пор право штатов на представительство в Конгрессе никакими условиями не обставлялось и под вопрос не ставилось.

Сворачивание Реконструкции. 30 марта 1870 г. вступила в силу XV поправка к Конституции, которая запрещала штатам лишать своих граждан избирательных прав «в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве». Поправка эта была третьей из принятых после войны и завершалась так же грозно, как две предыдущие: «Во исполнение настоящей статьи Конгрессу предоставляется право издания соответствующих законов».

Законы эти — прежде всего, два акта против Ку-клукс-клана, 31 мая 1870 и 28 февраля 1871 г. — были оперативно приняты. Президент США — а им тогда был генерал Грант — таким образом получил легальную возможность использовать федеральные войска для пресечения всяких силовых попыток отстранить негритянское население от участия в выборах — как федеральных, так фактически и местных.

В течение 1870-1877 гг. в «реконструируемых» штатах существовали правительства Республиканской партии, опиравшиеся главным образом на негритянский электорат, — так называемые «правительства Реконструкции». Федеральная власть время от времени вмешивалась, чтобы их поддержать, — всегда вопреки сторонникам Демократической партии, но иногда в противовес альтернативным правительствам белых демократов, или даже (как в Луизиане и Арканзасе) «диссидентов» — республиканцев. Конфликты, связанные с наделением негритянского населения избирательными правами, имели место не только в 10 штатах бывшей Конфедерации, где проводилась конгрессовская Реконструкция, но полыхали также в Теннесси и Миссури, тлели в Мэриленде, Делавэре, Западной Виргинии и Кентукки. Если считать эти годы продолжением (и завершением) Реконструкции Юга, то чисто географически на этом своем последнем этапе она распространялась даже на большую территорию, чем прежде.

Процесс, обратный Реконструкции, то есть возвращение рычагов управления в руки белых южан, сами южане назвали Redemption — «искупление». Это богословский термин: так по-английски называется искупление Христом грехов всего человечества на Голгофе. Южане имели в виду, что Юг погиб как политический субъект, потерпев в 1865 г. поражение в войне, но тем самым искупил все свои довоенные грехи, смог воскреснуть и восторжествовать над врагами. Активных участников этого реванша Юга называли Redemptionists.

Хроника «Искупления» такова.

Выборы в Теннесси 31 августа 1869 г. привели к провалу губернатора-радикала Броунлоу и положили начало долгому правлению демократов в этом штате. Прочие 10 штатов бывшей Конфедерации находились в тот момент под контролем радикальных республиканцев.

Однако уже в 1870 г. в Виргинии произошел очень плавный и мирный демонтаж радикального режима: власть перешла к коалиции умеренных республиканцев с демократами. Похожие процессы начались в Алабаме при губернаторе-демократе Роберте Линдсее, который делил власть с радикально-республиканской легислатурой, но там они к аналогичному результату не привели: в 1872 г. был даже некоторый сдвиг в радикальном направлении, когда губернатором стал Дэвид Льюис.

В 1871 г. в Северной Каролине, когда (23 марта) был подвергнут импичменту радикальный губернатор У. Холден, также начался постепенный демонтаж реконструкционного режима, хотя исполнительная власть оставалась в руках республиканцев до января 1877 г. В Джорджии после победы демократов на выборах законодательного собрания и бегства губернатора Руфуса Беллока (27 октября 1871 г.) власть демократов стала безраздельной.

В 1872-1873 гг. белые и демократы ничего серьезного не добились: Южная Каролина, Алабама, Флорида, Миссисипи, Луизиана, Техас и Арканзас как до того были, так и оставались под контролем радикалов. Но начался «исход» белых из Республиканской партии на Юге. Их оставалось от 3 до 5 тыс. в каждом штате — главным образом обладатели должностей. В Луизиане в 1872 г. демократы/консерваторы победили на выборах, но выборная комиссия, состоявшая из радикалов, «переиграла» результат. 11-14 сентября 1874 г. против администрации У. Келлога произошло восстание, но Грант восстановил Келлога у власти. Зато в Теннесси и трех «искупленных» штатах, где была военная Реконструкция, власть консерваторов значительно укрепилась. На федеральном уровне — в Конгрессе — противников Реконструкции активно поддерживали не только они, но и представители «пограничных» штатов. А реконструкционные режимы втягивались во все новые скандалы и кризисы29.

Белые действовали решительно. В ход были пущены такие рычаги давления, как угроза уволить негров, голосующих за радикалов, запугивание, бойкотирование их бизнеса, прямая покупка голосов. Белых радикалов демократы грозили подвергнуть известному позорящему наказанию — вымазать в смоле и извалять в перьях, после чего пронести верхом на шесте по городу под улюлюканье30.

Экономический кризис 1873 г. оказал глубинное воздействие на реконструкционные режимы, подорвав стабильность одних и сузив базу поддержки других. В течение 1874 г. правительства Реконструкции утратили власть в трех штатах. В январе 1874 г. демократы пришли к власти в Техасе: Грант отказался поддержать их республиканских соперников. В результате сложных процессов, происходивших в правящей партии Арканзаса, она раскололась, втянула штат в междоусобицу («войну Брукса — Бакстера», 15 апреля — 15 мая 1874 г.) и к концу года признала свое поражение и победу демократов. В ноябре 1874 г. демократы убедительно победили в Алабаме.

В конце 1875 г. демократы одержали победу на выборах и в Миссисипи. Под угрозой импичмента они вынудили последнего республиканского губернатора А. Эймса уйти в отставку в марте 1876 г.

Конгресс проводил расследование в каждом штате, где рушилось правительство Реконструкции, но расследования эти не подвигли ни одну из ветвей федеральной власти к активному вмешательству в ситуацию в штатах.

Три южных штата, остававшиеся под контролем радикалов в момент президентских выборов ноября 1876 г., — Луизиана, Южная Каролина и Флорида — нужны были республиканцам, чтобы не допустить демократов к президентской власти. В одном из них — Флориде — реконструкционный режим был демонтирован в ходе политического кризиса, связанного с этими выборами: в январе 1877 г. Падение реконструкционных режимов в Луизиане и Южной Каролине стало свершившимся фактом лишь после заключения «сделки Хэйса-Тилдена» в апреле 1877 г.

В ходе президентских выборов 1876 г. кандидат республиканцев Р. Хэйс обещал продолжать политику Гранта по отношению к Югу, демократ С. Тилден — отказаться от всяких попыток навязать южанам «правительства Реконструкции». По количеству голосов избирателей Тилден имел перевес. Однако в коллегии выборщиков наблюдалось равновесие голосов, чреватое самыми скверными неожиданностями, вплоть до новой гражданской войны. Лишь 26 февраля 1877 г. между республиканцами и демократами был достигнут неформальный компромисс: победителем на президентских выборах объявили Хэйса, а он пообещал отказаться от федеральной поддержки «правительств Реконструкции».

Федеральные войска покинули здание правительства штата в Новом Орлеане, занимавшееся губернатором-республиканцем Ст. Паккардом, и были отведены в казармы за пределы города в полдень 24 апреля 1877 г. По этому случаю по Новому Орлеану прошли стихийные восторженные демонстрации, звонили колокола, палили из пушек. 25 апреля губернатор-демократ Фрэнсис Николс и его легислатура установили полный контроль над штатом. Это был конец как процесса (во всех его аспектах), так и эпохи Реконструкции.

Примечания

  • McPherson E. The Political History of the United States during the Period of Reconstruction. Washington, 1875.
  • DeBlack T.A. With Fire and Sword. Arkansas, 1861-1874. Fayetteville, 2003. P. 147.
  • Лучший многотомный труд по истории этой эпохи: Rhodes J.F. History of the United States from the Compromise of 1850 to the final Restoration of Home Rule at the South in 1877. Vols. 17. N.Y., 1920.
  • Конституция США, статья I, раздел 5, пункт 1.
  • «Реконструкция, в некотором смысле, началась в 1861 г., когда конвент юнионистов, собравшись в Уилинге, отверг сецессию Виргинии как незаконную и избрал Фрэнсиса Пирпонта как законного губернатора штата». — Foner E. Reconstruction. America’s Unfinished Revolution. 1863-1877. N.Y., 1988. P. 38.
  • Foner E. Reconstruction. P. 44-46.
  • Scott E.G. Reconstruction during the Civil War in the United States of America. N.Y., 1969. P. 325-344.
  • Staples Th.S. Reconstruction in Arkansas, 1862-1874. N.Y., 1923. P. 9-10.
  • Ibid. Р. 46.
  • Кто будет организовывать присягу и вести реестр таких лиц, Прокламация не указывала; однако, кроме военных властей, делать это было некому.
  • О процедуре Прокламация не говорила, но подразумевалась традиционная: созыв конституционного конвента, принятие конституции штата, представление ее Конгрессу США, выборы должностных лиц штата. — The Collected Works of Abraham Lincoln / ed. by R.P. Basler. Vol. VII. New Brunswick, 1955. P. 53-56.
  • Ibid. P. 243.
  • Dunning W.A. Reconstruction, Political and Economic, 1865-1877. N.Y., 1907. P. 44.
  • Все другие штаты, отменяя свои ордонансы о сецессии, объявляли их недействительными с момента отмены.
  •   Dictionary of American Biography: 20 vols. / ed. by A. Johnson, D. Malone. N.Y., 1928-1944. Vol. IX. P. 372-373.
  • Это, прежде всего, очень обстоятельный закон Южной Каролины от 21 декабря 1865 г. «О взаимоотношениях между неграми, нищенстве и бродяжничестве», где особенно подробно прописана процедура легализации негритянских браков, а система принудительного найма распространена и на белых бродяг. — Fleming W.L. Documentary History of Reconstruction Political, Military, Social, Religious, Educational & Industrial 1865 to the Present Time. Vols. I-II. Cleveland, 1906-1907. Vol. I. P. 294-310. Нормы, аналогичные миссисипским, содержались в законах о трудовых контрактах Флориды от 12 января 1866 г. (Ibid. P. 275-277) и Северной Каролины от 10 марта 1866 г. (Ibid. P. 290-293). Наиболее мягкий вариант такого законодательства действовал в Арканзасе: по закону от 6 февраля 1867 г. подтверждались запреты на межрасовые браки, запреты неграм и мулатам голосовать, служить в милиции, выступать в судах и учиться в школах вместе с белыми, но отменялись все остальные законы, специально относящиеся к неграм и мулатам (Ibid. P. 274-275).
  • Fleming W.L. Documentary History of Reconstruction Political, Military, Social, Religious, Educational & Industrial 1865 to the Present Time: 3 Vols. Cleveland, 1906-1907. Vol. I. P. 281-290.
  • Sefton J.E. The U.S. Army and Reconstruction. 1865-1877. Baton Rouge, 1967. P. 42-50.
  •   Журналист Бенджамин Трумэн напечатал в «Нью-Йорк Таймс» от 11.03.1866 г. пародийный протокол техасского конвента: «1 -й день: конвент собрался и разошелся, ничего не сделав. 2-й день: собрались и выбрали председателя и секретаря, разошлись. 3-й день: собрались, избрали прочих должностных лиц, разошлись. 4-й день: собрались, отказались принести присягу, разошлись. 5-й день: собрались, пересмотрели свой отказ принести присягу, принесли ее, разошлись. 7-й день: собрались и обсудили, следует ли конвенту что-нибудь делать или же не следует делать ничего; разошлись. 8-й день: то же. 9-й день: то же. 10-й день: то же. 11-й день: согласились, что надо что-то делать, разошлись. 12-й день: ничего не сделали, разошлись».
  • Hollis J.P. The Early Period of Reconstruction in South Carolina. Baltimore, 1905. P. 43.
  • Alexander T.B. Political Reconstruction in Tennessee. Nashville, 1950. P. 105-109.
  •   39th Congress. House. Reports. 1st Session. No. 101.
  • Castel A.E. The presidency of Andrew Johnson. Lawrence, 1979. P. 82.
  • Chronology and Documentary Handbook of the State of Louisiana. N.Y. 1978. P. 17.
  •   Taylor J.G. Louisiana Reconstructed. 1863-1877. Baton Rouge, 1974. P. 81.
  • 39th Congress. 2nd Sess. House Reports. No. 16.
  • По данным на 30.09.1867, численность оккупационного контингента составляла: в Алабаме 1 022 солдата и офицера; в Арканзасе 1 548; в Виргинии 2 522; в Джорджии 1 185; в Северной Каролине 1 508; в Южной Каролине 1 203 (в том числе в Чарлстоне 426); в Луизиане 1 958 (в том числе 1 024 в Новом Орлеане); в Миссисипи 2 073; в Техасе 5 033; во Флориде 1 067. Всего на Юге 19 119 солдат и офицеров на 184 военных объектах. Население Юга составляло тогда 9 млн. Sefton J. Op. cit. P. 113-114.
  • Первый из конституционных конвентов военной Реконструкции открылся 5 ноября 1867 г. в Монтгомери. Наибольший процент негров был в конвенте Южной Каролине (61%); далее в порядке убывания: Луизиана (50), Флорида (40), Виргиния (24), Джорджия (19), Миссисипи и Алабама (по 17), Арканзас (12), Северная Каролина (11), Техас (10%). — DuBois W.E.B. Black Reconstruction: An Essay Toward a History of the Part Which Black Folk Played in the Attempt to Reconstruct Democracy in America. 1860-1880. N. Y., 1935. P. 372.
  • Fleming W.L. The Sequel of Appomattox. New Haven, 1919. P. 292-293.
  • Fleming W.L. Documentary History of Reconstruction. Vol. II. P. 382.