1834 - 1891
Алексей Алексеевич Пещуров родился в 1834 году в Пскове в семье тогдашнего губернатора. Алексей Никитич был дядей будущего министра иностранных дел России, князя Александра Горчакова, а во время ссылки Александра Пушкина в Михайловское именно Алексей Пещуров-старший «присматривал» за поэтом, с которым у него установились хорошие отношения.
В 1848 году Алексея Пещурова-младшего определяют в Морской кадетский корпус, откуда в августе 1851 года его выпускают гардемарином. 7 октября 1852 года на фрегате «Паллада», под флагом вице-адмирала Ефимия Путятина, следовавшего в Японию с дипломатической миссией, гардемарин Пещуров отправился в свое первое дальнее плавание через три океана. С потрепанной штормами и пришедшей в негодность «Паллады» уже в звании мичмана Пещуров перешел на новый фрегат «Диана», которым командовал Степан Лесовский, будущий известный адмирал.
Вернувшись в 1855 году в Кронштадт, лейтенант Пещуров был назначен в иностранную миссию к графу Путятину, где выполнял обязанности агента по заказам Морского министерства в Великобритании и Франции. В 1860 году капитан-лейтенант Пещуров был назначен командиром клипера «Гайдамак» и во время плавания в Тихом океане в 1861 году открыл бухту в заливе Петра Великого, названную бухтой Гайдамак.
В 1863 – 1864 годах клипер «Гайдамак» в составе тихоокеанской эскадры адмирала Попова ходил к берегам североамериканских штатов. По возвращении из похода Алексей Пещуров был произведен в капитаны II ранга, назначен командиром строящегося броненосного фрегата «Минин», а вскоре отправлен в Англию изучать вопросы снабжения броненосных судов. В 1867 году Алексей Пещуров был назначен правительственным комиссаром по передаче Аляски американцам.
По возвращении он получил должность вице-директора канцелярии Морского министерства в звании капитана I ранга. В 1874 году его производят в контр-адмиралы. В течение нескольких лет он работал в Морском министерстве: директором канцелярии, заместителем управляющего, а затем и управляющим.
11 января 1882 года Алексей Пещуров был назначен главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором города Николаева с производством за отличие в вице-адмиралы. Именно ему пришлось выполнять 20-летнюю кораблестроительную программу (1882 — 1902 годов), в разработке которой он принял деятельное участие.
Напряженная работа на посту главнокомандующего сказалась на здоровье вице-адмирала. Уйдя в отпуск по болезни в июле 1890 года, он на Черноморский флот уже не вернулся и умер в октябре 1891 года.