Демократическая партия в Конгрессе США и её позиция по вопросам Реконструкции Юга (1865-1868)

Демократическая партия по окончании гражданской войны находилась в трудном положении: над ней тяготело обвинение в предательстве. Для демократов было ясно, что рассчитывать на возрождение силы партии и успешное политическое соперничество с республиканцами в национальном масштабе можно будет лишь после восстановления Союза, возвращения в него южных штатов. Однако многие деятели демократической партии понимали, что для этого необходимо не только прекращение состояния войны, но и определенные уступки победившей стороне.

Главным результатом гражданской войны в США С1861—1865) явилось падение плантационного рабства. Но буржуазно-демократическая революция на этом не закончилась. Необходимость перехода на Юге от плантационной рабской системы к наемному труду требовала решения целого ряда вопросов, основным из которых был земельный — получат ли освобожденные негры землю, или она останется собственностью плантаторов-землевладельцев. На наиболее революционных позициях в период Реконструкции (1865-1877) стояли негритянские массы. Их требования по аграрному вопросу отличались радикализмом, однако борьба негритянского населения за осуществление популярного у них лозунга «40 акров и мул» была стихийной, во многом непоследовательной.

Республиканская партия США отражала, в первую очередь, интересы крупной промышленной буржуазии Северо-Востока. В го же время эта партия вела за собой городскую мелкую буржуазию, фермеров, рабочих, заинтересованных в ликвидации рабовладельческой системы на Юге, развитии капитализма в США, а также негров, освобожденных от рабства. В связи с разнородностью социальной базы, на которую опиралась республиканская партия, внутри ее выделялись два направления — консервативное и радикальное. Представители первого направления (крупная промышленная буржуазия, особенно ее финансовые и коммерческие круги), считали, что победа Севера и отмена рабства дали уже достаточный простор для развития капитализма в стране, вследствие чего возможно и нужно отказаться от дальнейшей политической борьбы с плантаторами Юга. Радикальные республиканцы (представлявшие интересы средней и мелкой буржуазии, фермеров, отчасти рабочих и освобожденных рабов) выступали за Продолжение борьбы с плантаторами в целях быстрого развития капитализма в США. Своего рода «прослойкой» между радикалами и консерваторами были так называемые умеренные республиканцы, ближе стоявшие по окончании войны к радикалам. Однако умеренные не поддерживали столь активно, как радикалы, требование практической конфискации собственности мятежников-рабовладельцев и наделения негров всем комплексом политических прав.

Демократическая партия по окончании гражданской войны находилась в трудном положении: над ней тяготело обвинение в предательстве. К тому же демократы Севера по существу были расколоты на две фракции — «военную» и «мирную”. Первая фракция во время войны выступала за Союз, вторая — против любых уступок федеральному правительству, за бойкот всех мероприятий победившей стороны. «Мирные» демократы были ярыми противниками наделения негров гражданскими правами. «Военные» демократы также в целом противились социальным и конституционным переменам на Юге, однако были склонны к некоторым политическим уступкам северянам в целях скорейшего восстановления Союза, а затем и возрождения могущества, конкурентоспособности своей партии в национальном масштабе. Социальная база демократов была довольно пестрой: это бывшие плантаторы-рабовладельцы, большинство белых фермеров Юга, мелкая городская буржуазия городов, некоторая часть рабочих Северо-Востока, прежде всего иммигранты.

Политическая борьба между республиканцами и демократами в конгрессе в рассматриваемый период велась главным образом по таким вопросам, оставшимся «в наследство» от гражданской войны, как условия восстановления Союза, допуск представителей южных штатов в конгресс, лишение политической верхушки бывшей рабовладельческой конфедерации власти на местах, предоставление освобожденным неграм избирательных прав. Земельный же вопрос отнюдь не являлся основным в стенах конгресса США, где разворачивались важнейшие события партийно-политической борьбы.

Период истории США, хронологическими рамками которого ограничена данная статья, подразделяется на два этапа. Первый этап, получивший в литературе название «президентской» Реконструкции, можно датировать 1865- первой половиной 1866 г. С началом прямого противостояния между президентом и конгрессом по вопросу Реконструкции Юга наступил этап «конгрессовской» Реконструкции, когда высший законодательный орган, инициатива в котором принадлежала радикальным республиканцам, взял в свои руки решение вопросов переустройства бывших мятежных штатов. Примерно на рубеже 1868-1869 гг. началось свертывание республиканцами программы послевоенного переустройства Юга, в связи с чем закончился «конгрессовсский» этап периода Реконструкции.

По окончании гражданской войны республиканская партия выступала в роли победительницы и решительно боролась против раскола страны. Республиканцы взяли инициативу в решении вопроса о реконструкции Союза.

Демократы располагали всего 77 местами из 185 в палате представителей и 12 из 52 — Сенате1. Представители южных штатов не участвовали в 38-м конгрессе (1863-1865), собиравшемся в условиях войны. Конгрессовские демократы, таким образом, являлись выразителями интересов северного крыла своей партии, обе фракции которой — и «военная”, и «мирная» — были представлены в высшем законодательном органе США.

Для демократов было ясно, что рассчитывать на возрождение силы партии и успешное политическое соперничество с республиканцами в национальном масштабе можно будет лишь после восстановления Союза, возвращения в него южных штатов. Однако многие деятели демократической партии понимали, что для этого необходимо не только прекращение состояния войны, но и, как уже говорилось, определенные уступки победившей стороне. Этим определялась тактика «военной» фракции демократов в конгрессе, где ее представители зачастую блокировались с консервативными республиканцами в поддержку таких мер, которые вели бы к скорейшему окончанию гражданской войны и реконструкции Союза с как можно меньшими для штатов Юга политическими потерями. Например, когда в палате представителей радикалы внесли далеко идущий проект билля о реконструкции Луизианы и других южных штатов2, то демократы и консервативные республиканцы 17 января 1865 г. добились 103 голосами против 34 принятия решения о переносе обсуждения этого вопроса на более поздний срок, а 21 февраля этот билль был «провален»3. На следующий день в конгрессе ставился на голосование билль, предусматривавший избрание членов конституционных конвентов в штатах Конфедерации белыми лояльно настроенными по отношению к «законному правительству» и служившими в армии Севера неграми до в то же время к выборам в эти органы, в соответствии с предлагавшимся биллем, не допускались белые южане — члены военных ж административных органов Юга, находившихся в руках «восставших узурпаторов”. И снова блок объединившихся демократов и консервативных республиканцев 80 голосами против 65 добился того, что билль не был принят4. В то же время часть демократов считала, что необходимо пойти на такую уступку победившему Северу, как принятые 13-й поправки к конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. Член палаты представителей, демократ из Нью-Йорка Э. Херрик напоминал незадолго перед голосованием, что его партия не смогла добиться успеха на выборах 1864 г. из-за продолжавшейся поддержки «уже мертвой системы негритянского рабства»5. При голосовании в палате представителей 31 января 1865 г. 16 демократов проголосовали в поддержку поправки, еще 8 — воздержались от голосования. В результате 13-я поправка, набрав 119 голосов (против — 56), что составляло больше необходимых 2/3 голосов всех членов палаты, была принята6.

Значительные события, которые произошли весной-осенью 1865 г. (вступление на пост президента 15 апреля 1865 г. Э. Джонсона и начало проведения им своей программы Реконструкции), являлись причиной перестановки политических сил в высшем законодательном органе США в период работы 39-го конгресса, переориентации демократов на более консервативные позиции. Провозглашенная Джонсоном программа Реконструкции7 давала повод южанам надеяться на восстановление потерянных ими в результате поражения в войне позиций и даже попытаться лишить практического значения на Юге освобождение негров от рабства. Северным демократам политика президента предоставляла возможность поддержки планов и требований южан-плантаторов. Сама программа Джонсона, предусматривавшая скорейшее восстановление южных штатов в составе Союза, была, практически, планом помощи разгромленному в войне рабовладельческому Югу. Это явилось основной причиной того, что в период работы 39-го конгресса распался блок демократов и консервативных республиканцев, причем большинство последних стало часто поддерживать радикальных и умеренных республиканцев (в том числе из-за боязни того, что в результате осуществления президентской программы Реконструкции демократам удастся быстро восстановить свое политическое влияние в стране). Демократы же Севера перешли на гораздо более консервативные позиции, надеясь на успешное сопротивление планам радикалов. Это в свою очередь вело к практическому воссоединению северных и южных демократов на основе поддержки программы президента.

39-й конгресс собрался на первую сессию в декабре 1865 г. В результате выборов 1864 г. представительство демократов в высшем законодательном органе еще более сократилось. Так, в палате представителей демократы получили менее 1/4 мест. Не были переизбраны такие известные деятели партии, как У. Холмэн, А. Донг, С. Кокс, Дж. Пендлтон, Ф. Вуд, Дж. Инглиш, У. Аллен, имевшие значительный опыт законодательной деятельности. В то же время многие влиятельные лидеры республиканской фракции снова вошли в состав конгресса.

Лидером демократов в палате представителей стал Д. Брукс из Нью-Йорка. Однако скоро республиканцам удалось добиться того, что результаты выборов 1864 г. в Нью-Йорке и Индиане были признаны недействительными. Д. Брукс и Д. Вухиз из Индианы были удалены из состава конгресса. Наиболее значительную роль в демократической фракции стали играть С. Рэнделл, С. Анкона и Б. Бойер (Пенсильвания), А. Роджерс (Нью-Джерси), Ч. Элдридж (Висконсин), С. Маршалл (Иллинойс), М. Керр и У. Ниблэк (Индиана), У. Финк и Ф. Леблонд (Огайо), Г. Грайдер (Кентукки). Все они занимали по вопросам Реконструкции позиции безусловной защиты интересов Юга, выступали против любых радикальных мероприятий. В целом демократическая фракция палаты представителей 39-го конгресса довольно сплоченно выступала за скорейшее восстановление Союза. Небольшая часть демократов в этой палате (Т. Бергстен и Дж. Ченлер из Нью-Йорка, А. Коффрот и Дж. Доусон из Пенсильвании, Л. Росс и А. Торнтон из Иллинойса, Дж. Хогэн из Миссури и А. Глоссбреннер из Нью-Джерси) считала, что необходимы уступки, возможно, даже значительные, для достижения этой цели. Данная группа демократов в ряде случаев (при обсуждении вопроса о создании Объединенного комитета по Реконструкции, при промежуточных голосованиях по 14-й поправке к конституции) присоединялась к республиканцам, поддерживая те или иные меры, направленные на решение проблем Реконструкции в более или менее радикальном духе8.

В сенате наиболее заметной фигурой у демократов был Р. Джонсон из Мэриленда9. Демократическую партию представляли в верхней палате Конгресса также Ч. Бакэлью (Пенсильвания), Г. Дэвис и Дж. Гатри (Кентукки), Дж. Стоктон (Нью-Джерси), Дж. Нэсмит (Орегон), Дж. Риддл и У. Солсбери (Делавэр). Все они выступали против 14-й поправки, предоставлявшей неграм гражданские права, отвергали закон о гражданских правах и другие важнейшие радикальные акты Реконструкции. Три сенатора — Т. Хендрикс (Индиана), Дж. Мак-Дугалл (Калифорния) и упоминавшийся Р. Джонсон — занимали иногда более умеренные позиции. В частности, они по-иному, чем другие сенаторы-демократы, оценивали закон о гражданских правах (некоторые пункты данного закона, например о признании негров гражданами США, не вызывали возражений у этих трех сенаторов).

Ограниченность числа сенаторов и конгрессменов от демократической партии обусловила тактику ее представителей в 39-м и 40-м конгрессах. Они не могли диктовать свои условия в выработке мероприятий Реконструкции, но могли оказать определенное влияние на республиканцев. Демократы на протяжении всей работы 39-го конгресса надеялись расколоть республиканскую фракцию, привлечь консервативных республиканцев на свою сторону. Однако это им удавалось нечасто. Большинство консервативных республиканцев, как уже говорилось, в конце 1865 г. заняло позиции более близкие к умеренным и радикальным элементам партии10.

Уже в день открытия I-й сессии конгресса, 4 декабря 1865 г., консервативные республиканцы поддержали большинство в своей партии. Когда клерк палаты представителей Э. Макферсон вычеркнул из списка членов палаты имена конгрессменов, выбранных от южных штатов и прибывших для участия в работе Конгресса, республиканцы одобрили эту меру. Протесты демократов были проигнорированы, и началось обсуждение резолюции об образовании Объединенного комитета пятнадцати (6 представителей от сената и 9 — от палаты представителей), которому предстояло разработать программу Реконструкции.

Основными вопросами I-й сессии 39-го конгресса были обсуждение двух биллей, внесенных влиятельным деятелем умеренного крыла республиканской партии Л. Трамблом, а также принятие 14-й поправки к конституции США.

Билли Трамбла касались такой проблемы Реконструкции, как статус освобожденных негров. Первый билль предусматривал продление срока деятельности Бюро освобожденных, созданного в начале 1865 г. для оказания немедленной помощи получившим свободу рабам, наделения его более широкими правами, в том числе правом сдачи в аренду освобожденным неграм общественных земель в южных штатах с возможностью дальнейшей их покупки. В соответствии со вторым законопроектом бывшим рабам предоставлялись все гражданские права.

Демократы выступили против биллей. Сенатор Т. Хендрикс, выражая мнение демократической фракции, заявил, что у него нет возражений против того, чтобы наделить негров земельными участками, однако он категорически против конфискации земель у кого бы то ни было11. Подвергся критике и билль о гражданских правах. Тот же Хендрикс, не выступая против признания негров гражданами Соединенных Штагов, отрицал идею предоставления им избирательных прав. Сенатор из Индианы утверждал, что «опасения Севера за судьбу бывших рабов преувеличены» и что на Юге уже предприняты и продолжают предприниматься шаги, гарантирующие защиту интересов- негров12. Демократы обвиняли республиканцев в том, что те замышляют включить в определение «гражданских прав» избирательные права для негритянского населения, допускают возможность межрасовых браков13. Закон о гражданских правах был, по их мнению, «угрозой всему американскому обществу»14.

Билль о Бюро освобожденных был принят конгрессом. Однако 19 февраля Джонсоном на него было наложено вето. Президент заявил, что закон неконституционен, так как принят в отсутствие представителей южных штатов, чьи интересы в нем затрагиваются15. Эта аргументация выдвигалась при обсуждении билля и демократами. Таким образом, позиции президента и представителей демократической партии в этом вопросе смыкались.

Менее чем через месяц (13 марта) конгресс принял умеренный вариант билля о гражданских правах. За освобожденными неграми признавалось гражданство США и право на владение собственностью, но отсутствовали положения о десегрегированных школах, о праве негров занимать в судах должности присяжных заседателей. Джонсон и на этот раз использовал право вето. Заявив о неконституционности билля, он протестовал также против того, чтобы «освобожденные рабы получали привилегию обретать гражданство сразу же, в то время как иммигранты должны ждать этого пять лет»16.

Республиканцы, сосредоточив усилия на том, чтобы обойти президентское вето путем повторного голосования в конгрессе, 9 апреля добились этого в отношении билля о гражданских правах, а 16 июля — в отношении законопроекта о Бюро освобожденных. Демократам не удалось при этом расколоть ряды республиканцев.

Надо отметить, что весной 1866 г., несмотря на два вето Джонсона, республиканцы еще надеялись вступить в союз с президентом для осуществления политики Реконструкции. В преддверии выборов осени 1866 г. разрыв республиканцев с президентом мог неблагоприятно (во всяком случае, непредсказуемо) сказаться на их шансах. Между тем возможность найти компромисс с Джонсоном, хотя бы по отдельным вопросам, для них оставалась. Например, в интервью, данном консервативному республиканцу, сенатору Дж. Диксону, Джонсон высказывался в поддержку принципа так называемого «ограниченного представительства в случае, если часть взрослого населения какого-либо штата лишена избирательного права (ясно, что данный принцип можно было применить в пользу предоставления права голоса негритянскому населению). Поэтому, когда Комитет 15-ти 30 апреля 1866 г. после долгого обсуждения внес на рассмотрение Конгресса проект 14-й конституционной поправки из пяти пунктов, в одном из которых был отражен принцип «ограниченного представительства», республиканцы, вероятно, рассчитывали на одобрение этой меры Джонсоном. Другие пункты поправки предполагали равенство негров с белыми перед законом, их защиту судом от посягательств на жизнь, свободу и собственность, отстранение от государственных должностей деятелей политической верхушки Конфедерации, объявление недействительными военных долгов Конфедерации, предоставление права конгрессу в дальнейшем дополнить поправку17.

В ходе развернувшихся в стенах конгресса дебатов демократы подвергли особым нападкам пункт об отстранении от государственных должностей сторонников Конфедерации18. Демократы характеризовали его как «месть людям, которые уже достаточно пострадали за свои грехи»19. Что касается пункта о сокращении представительства южных штатов в конгрессе, то демократы выдвигали против него следующие аргументы: 1) избирательное право не может быть связано с представительством в конгрессе, так как член конгресса представляет не только имеющих право голоса, а все население штата; 2) нарушается принцип: «нет налогов без представительства»; 3) если проводить последовательно принцип гражданских прав, то нужно разрешить голосовать и женщинам; 4) если уменьшается представительство Юга в конгрессе, то должно быть сокращено и число сенаторов других (не южных) штатов; 5) южные штаты, интересы которых затрагиваются принципом «пропорционального представительства», не участвуют в его обсуждении в конгрессе20.

Представители демократической фракции пытались даже перейти в контрнаступление. Так, У. Ниблэк (Индиана) внес предложение утвердить законопроект, запрещающий конгрессу принимать решения, связанные с предоставлением или лишением избирательных прав на штатном уровне21. Оно было направлено на то, чтобы не допустить предоставления избирательных прав неграм.

Часть консервативных республиканцев, считая, что обсуждаемый вариант 14-й поправки слишком радикален, пыталась внести некоторые изменения в него. Это давало демократам повод надеяться на раскол республиканцев по данному вопросу22. Более того, при промежуточных голосованиях демократическая партия впервые применила следующую тактику: часть их, во главе с Роджерсом и Элдриджем, голосовала за наиболее далеко идущие варианты пунктов поправки (вместе с радикалами), надеясь, что в дальнейшем, при окончательном голосовании, радикальный вариант поправки не будет принят, так как он не устроит консервативных и умеренных республиканцев23. Но все это не принесло демократам успеха: 13 июня 14-я поправка к конституции США получила 2/3 голосов в обеих палатах конгресса.

Одновременно было определено, что главным условием допуска южных штатов в Союз является ратификация поправки штатными конвентами. Однако лишь штатный конвент Теннесси пошел по этому пути (в июле 1866 г.); в результате штат был допущен в Союз, а его представители — в конгресс. Конвенты остальных южных штагов не ратифицировали поправку.

Вторая сессия 39-го (конгресса США была созвана в декабре 1866 г. и продолжалась по март 1867 г. Одним из главных вопросов на ней было обсуждение 1-го Акта о Реконструкции. В феврале 1867 г. палата представителей приняла так называемый военный билль, предусматривавший упразднение существовавших в южных штатах правительств и введение в этих штатах военного контроля войск Севера.

Во время обсуждения 1-го Акта о Реконструкции демократы, пытаясь всячески воспрепятствовать выработке окончательного варианта билля, применили прежнюю тактику голосования поочередно с различными фракциями республиканцев. Однако она лишь ускорила принятие одного из наиболее радикальных вариантов Акта24.

В первоначальном варианте законопроекта не предусматривалось подтверждение условий вступления южных штатов в Союз. Однако 12 февраля конгрессмен-республиканец Дж. Блейн внес поправку, содержавшую эти условия25. Когда было предложено передать билль с поправкой Елейна в юридический комитет палаты, чтобы получить рекомендации, демократы разделились, но большинство их проголосовало вместе с радикалами против этой меры26. В результате палата представителей тут же утвердила законопроект без поправки Блейна, и он 109 голосами против 55 был принят27. Во время этого, окончательного голосования демократы рассчитывали, что умеренные и консервативные республиканцы выступят вместе с ними, неудовлетворенные слишком радикальным вариантом билля, в котором возвращение штатов Юга в Союз не обставлялось никакими условиями. Однако они ошиблись. Консерваторы и умеренные в рядах республиканской фракции действительно надеялись на принятие билля с поправкой Блейна. Но в то же время им не хотелось, чтобы сессия не приняла вообще никакого варианта законопроекта. Не дав демократам возможности затянуть обсуждение этого вопроса до скончания работы сессии, умеренные и консерваторы проголосовали за военный билль без указанной поправки.

Демократы выражали надежду, что Акт о Реконструкции не будет принят сенатом. Они внесли в верхнюю палату дополнения к Акту, в соответствии с которыми после одобрения штатными конвентами 14-й поправки южные штаты допускались бы в Союз28. Однако сенаторы-республиканцы почти единогласно проголосовали за законопроект без этих поправок29.

22 января 1867 г. вошел в силу закон, определявший, что 1-я сессия 40-го конгресса соберется сразу после роспуска 39-го конгресса. Уже 4 марта 1867 г. 40-й конгресс приступил к работе. В результате выборов 1866 г. соотношение сил в законодательном органе осталось прежним — с приблизительно трехкратным преимуществом республиканцев в обеих палатах.

Снова представители южных штатов, входивших в состав Конфедерации (кроме Теннесси), не были допущены в конгресс. В сенат не были переизбраны демократы Дж. Стоктон (Нью-Джерси), Дж. Несмит (Орегон), Дж. Мак-Дугалл (Калифорния). В палате представителей демократическая партия не досчиталась таких своих лидеров, как А. Роджерс (Нью-Джерси), С. Анкона (Пенсильвания), У. Финк и Ф. Леблонд (Огайо) и некоторых других. Вместе с тем вновь был избран членом нижней палаты Дж. Брукс (Нью-Йорк).

В 1867-1868 гг. еще продолжалось «конгрессовская» Реконструкция Юга. В середине марта 1867 г. конгресс обсуждал 2-й Акт о Реконструкции, призванный более точно определить техническую процедуру Реконструкции. Лидеры демократов в 40-44 Конгрессе — Т. Хендрикс, Р. Джонсон, С. Маршалл — проявили большую активность, пытаясь добиться принятия более приемлемого для Юга законопроекта. Они были «частично удовлетворены» окончательным его вариантом30. Их одобрение вызывал тот факт, что 2-й Акт о Реконструкции, предусматривавший осуществление выборов в конституционные конвенты южных штатов под надзором командующих военными округами, вместе с тем не предоставлял им никаких прав в отношении гражданских правительств этих штатов31.

3-й Акт о Реконструкции, принятый конгрессом после летних каникул, 19 июля 1867 г., был более нежелателен для демократов. Этим Актом предусматривались новые условия Реконструкции Юга: временные правительства объявлялись во всех аспектах своей деятельности подчиненными оккупационным силам; военным органам, которые ведали наблюдением за правильным проведением выборов в штатные конвенты, предоставлялись полномочия лишать права голоса тех избирателей, которые, по их мнению, ложно присягнули на верность Союзу; наконец, определялись категории лиц, лишенных права голоса32.

Во время обсуждения вопросов Реконструкции Юга в период работы 40-го конгресса демократы, как и в 39-м конгрессе, практически не выдвигали собственных инициатив. Их позиция сводилась к требованию немедленного восстановления южных штатов в составе Союза без каких бы то ни было условий или, в крайнем случае, с минимальными уступками. Само положение демократов вынуждало их находиться в обороне. Они стремились с помощью тактических уловок заблокировать принятие любых законопроектов, касающихся Реконструкции Юга. Их надежды расколоть республиканскую фракцию в целом не осуществились. Лишь в ряде случаев им удалось добиться относительного успеха (например, когда был принят более умеренный вариант билля о гражданских правах). С началом проведения Джонсоном своей программы Реконструкции, надежды «военных» демократов Севера на успешное завершение этой программы привели к их сдвигу вправо (по сравнению с заключительным этапом гражданской войны), сближению их с южными демократами. Консолидация же демократической партии на реакционных позициях, боязнь республиканцев растерять преимущества, завоеванные ими в результате гражданской войны, вели к сплочению республиканцев, их фракции в конгрессе.

Сплоченность фракций обеих партий подтверждает и их позиция в вопросе импичмента (привлечения к судебной ответственности) президента США Э. Джонсона. Первую попытку подвергнуть президента импичменту радикальные республиканцы предприняли в январе 1867 г. Однако тогда не все умеренные и консерваторы поддержали их. Второй раз эта мера была предложена в декабре 1867 г., причем главным мотивом служил тот факт, что Джонсон в августе дал отставку военному министру Э. Стэнтону вопреки закону о замещении должностей. Однако лишь в феврале 1868 г. в палате представителей и весной в сенате состоялось голосование по импичменту33. Демократы в конгрессе полностью выступали за оправдание президента по всем пунктам, о чем свидетельствует доклад демократической фракции по этому вопросу, представленный в палате представителей в декабре 1867 г., где президент получал безусловную поддержку34. Подавляющее же большинство республиканцев голосовало в поддержку виновности Джонсона, кроме 7 консервативных республиканцев, которые и решили в конечном итоге исход голосования в сенате (президент был оправдан)35.

Осуществление мероприятий радикальной Реконструкции вело к тому, что демократы постепенно примирялись с необратимыми социально-экономическими изменениями, происходившими на Юге. Вместе с тем все больше представителей демократической партии понимало, что дальнейшее активное обсуждение вопросов Реконструкции Юга не выгодно им, может повести к проведению новых мер, затрагивавших интересы бывших плантаторов южных штатов, так как инициатива в этих вопросах продолжала оставаться в руках республиканцев. Лишь переход к обсуждению других вопросов, как можно менее связанных с проблемой Реконструкции, мог дать возможность демократам перехватить политическую инициативу. Такие вопросы в то время объективно выдвигались самой жизнью: проблема тарифов, «дешевых» денег, внутренних улучшений. Если бы демократам удалось сформулировать единый для всей партии курс по этим вопросам, то это дало бы им большие Шансы в политической борьбе с республиканцами. Однако в 1867- 1868 гг. еще далеко не все демократы понимали те выгоды, которые нес им перенос акцентов с вопросов Реконструкции Юга на обсуждение проблем тарифов, «дешевых» денег и т.д. Да и выработать единые для всей партии позиции было очень не просто.

Хотя большинство демократов являлось антипротекционистами, демократические организации таких штатов, как Огайо, Пенсильвания, выступали за высокие тарифы. Представители этих штатов в конгрессе приветствовали принятие высоких тарифов на шерсть, что отвечало интересам Запада, обвиняли республиканцев, голосовавших против повышения тарифов на черные металлы, в предательстве интересов промышленников36.

Что касается вопроса о внутренних улучшениях, то демократы в конгрессе от Огайо, Мэриленда, Теннеси, в отличие от представителей других северных штатов от своей партии, возражали, например, против строительства северной трансконтинентальной железной дороги, так как были заинтересованы в других проектах этого сооружения37.

Упорная борьба ища внутри демократической партии по вопросу о так называемых «дешевых» деньгах или гринбеках38.

Когда в начале 1867 г. сенатор-демократ С. Рэнделл (Пенсильвания) предложил билль, предусматривающий сокращение выпуска гринбеков и возрастание в обращении роли «твердой» валюты (следствием этого явилось бы усиление национального банка)39, демократическая фракция в конгрессе разделилась на сторонников и противников этой меры, причем Рэнделла поддерживали в основном восточные демократы, а представители западных штагов выступали против этой меры 40.

* * *

Во время работы 39-го и 40-го конгрессов представители демократической партии в высшем законодательном органе США прежде всего ввиду своей малочисленности не могли добиться проведения такой политики в вопросе Реконструкции Юга, которая учитывала бы интересы бывших плантаторов южных штатов. Подвергая обструкции предлагаемые республиканцами мероприятия, демократы надеялись на раскол в стане своих политических противников. Однако эти надежды в целом оказались тщетными.

В следующем, 41-м конгрессе, собравшемся в конце 1868 г., демократическая фракция (по количественному составу оставшаяся в результате выборов 1867 г. практически такою же) состояла уже из представителей как северных, так и южных штатов (хотя еще и не всех). Деятельность 41-го конгресса пришлась на следующий этап буржуазной революции в США I86I-I877 гг., когда продолжалась адаптация демократов к новой ситуации в стране, сложившейся после гражданской войны, а республиканцы начинали сворачивать программу радикальной Реконструкции Юга.

Примечания

  • 1 Lea Benedict М. A Compromise of Principle. Congressional . Republicans auid Reconstruction. 1863-1869. N.Y., 1974, p. 344-347 (Appendice).
  • 2 Радикалы предлагали принять в этих штатах новые конституции, где предусматривались бы наказание правительственной верхушки Конфедерации, отстранение ее от должностей и лишение избирательных прав.
  • 3 Congressional Globe, 38th. Congress, 2nd session, p. 300, 970-971.
  • 4 Ibid., p. 997-1003.
  • 5 Ibid., p. 525-526.
  • 6 Ibid., p. 531.
  • 7 Джонсон не выдвигал в качестве условия Реконструкции Юга образование новых правительств в южных штатах, принесение присяги на верность Союзу не менее чем 1/10 частью прежних избирателей, что предусматривалось А. Линкольном, упрощал и облегчал для бывших мятежников принесение этой присяги. Для включения в состав Союза легислатуры этих штатов должны были принять конституции, признащие 13-ю поправку. ( McPherson Е. The Political History of the United States During the Great Rebellion, 1865-1870. N.Y., 1972, p. 9-10; Блинов А.И. Период революционной диктатуры радикальных республиканцев во время Реконструкции США. 1866-1868 гг. Красноярск, 1960, с. 25-27).
  • 8 Congressional Globe, 39th Congress, 1st session, p. 3-4, 2544-2545.
  • 9 Во время войны он поддерживал политику Линкольна, в начале 1865 г. проголосовал за 13-ю поправку к конституции.
  • 10 Мысль о том, что демократам не удастся расколоть ряды республиканцев, высказывалась газетой «Нью-Йорк таймc», выступавшей в поддержку политики Э. Джонсона (New York Times, Jan. 22, 1866).
  • 11 Congressional Globe, 39th Congress, 1st session, p. 315- 519.
  • 12 Ibid., p. 575.
  • 13 Ibid., p. 628, 639.
  • 14 Ibid., p. 639.
  • 15 McPherson E., p. 68-72.
  • 16 Ibid., p. 74-78.
  • 17 Congressional Globe, 39th Congress, 1st session, p. 537.
  • 18 Ibid., p. 2465-2466.
  • 19 McPherson J. Ordeal by fire. The Civil War and Reconstruction. N.Y., 1982, p. 517.
  • 20 Kendrick В. The Journal of the Joint Committee of Fifteen on Reconstruction. N.Y., 1914, p. 207-210.
  • 21 Congressional Globe, 39th Congress, 1st session, p. 2530.
  • 22 New York Times, 12 May, 14 May, 1866.
  • 23 New York Times, 11 May, 1866. См. также: Donald D. The Politics of Reconstruction. 1863-1867. Baton Rouge, 1965, p. 59-60.
  • 24 McKitrick E. Andrew Johnson and Reconstruction, Chicago. 1960, p. 474.
  • 25 Congressional Globe, 39th Congress, 2nd session, p. 1182. Южные штаты допускались бы в Союз после ратификации штатными конвентами 14-й поправки к конституции и обещания как можно скорее предоставить неграм избирательные права.
  • 26 Congressional Globe, 39th Congress, 2nd session, p. 1213.
  • 27 Ibid., p. 1213-1215.
  • 28 Ibid., p. 1361, 1374-1375.
  • 29 Ibid., p. 1459-1467.
  • 30 Congressional Globe, 40th Congress, 1st session, p. 157
  • 31 Ibid., p. 215.
  • 32 Ibid., p. 638.
  • 33 После того как он 21 февраля 1868 г. официально сместил Стэнтона и назначил исполняющее обязанности военного министра генерала Л. Томаса.
  • 34 Clark J. Reconstruction: 1865-1877. Encino (Calif.),1980, p. 97
  • 35 Congressional Globe, 40th Congress, 2nd session, Supplement, p. 411, 414, 415.
  • 36 Ibid., 39th Congress, 1st session, p. 667; 40th Congress, 1st session, p. 797
  • 37 Ibid., 39th Congress. 2nd session, p. 1837
  • 38 См.: Куропятник Г.П. Фермерское движение в США. От Грейнджеров к Народной партии. 1867-1869, М., 1971.
  • 39 Congressional Globe, 39th Congress, 2nd session, p. 554, 1314-1315.
  • 40 Ibid., p. 1417-1424, 1663-1668, 1734-1735.

Опубликовано: Социальная структура и общественное движение в странах Европы и Америки. - M., 1984. - С 120-134
OCR 2018 Северная Америка. Век девятнадцатый.

Чтобы сообщить об ошибке или опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Скачать