Север против Юга: Томас Наст против Адальберта Волка — карикатуристы в гражданской войне
Революции и войны всегда были временем расцвета карикатуры. Ставшие классикой сатирические рисунки Гиллрея и Роулендсона на Наполеона, Филлипона и Домье на Луи-Филиппа, Лича и Тенниела на Николая I, Рэмакерса на Вильгельма II или Кукрыниксов и Ефимова на Гитлера — яркое тому подтверждение. Юмор является грозным оружием, направленным против врагов, одновременно смех снимает напряжение, помогая легче переносить тяготы военного времени. В отличие от сатирической графики мирных лет, военная и революционная карикатура более растиражирована, ее образы надолго запоминаются. Карикатура США периода Гражданской войны не исключение.
Военная карикатура в Соединенных Штатах зародилась в период войн конца XVIII — первой половины XIX века (1775-1783, 1812-1815 и 1846-1848 годы). Однако в то время она была дорогой, издавалась небольшими тиражами. «Техника печати и гравировки, средства распространения, общественные вкусы были еще слишком примитивны», — пишут американские историки Артур Морис и Фредерик Купер.1
Обстановка кардинально меняется к середине XIX века. К этому времени в Америке значительно вырос уровень грамотности.2 Возникают крупные города, транспортная система шоссейных и железных дорог, развиваются издательские технологии (в типографиях стали использовать паровой двигатель), то есть становится возможным выпуск и распространение массовых периодических изданий общенационального характера.3 В результате усовершенствования в технике ксилографии (гравюра на дереве) цены на сатирическую графику снижаются, она становится общедоступной.4 Ввиду огромной популярности карикатуры редакторы охотно помещали ее на самые читаемые полосы газет и журналов.
В годы Гражданской войны в США противоборствующие стороны «на полную» использовали карикатуру как инструмент пропаганды. Карикатуры играли роль визуального комментария на «злобу дня», придавая ему забавную форму ради увеселения почтенной публики. Карикатурные образы периода Гражданской войны отразили умонастроение, имидж главных действующих лиц и политические коллизии эпохи.
В северных штатах карикатура публиковалась в журналах, газетах, альбомах, распространялась на отдельных листах и почтовых конвертах, печаталась на баннерах и ценных бумагах. При этом большинство сатирических рисунков производилось в Нью-Йорке, являвшимся крупнейшим издательским центром.5
В начале Гражданской войны в карикатурах северян преобладал довольно шутливый тон. В ходу была популярная еще до войны «гламурная», приправленная легким юмором графика. Любимыми сюжетами карикатуристов, рисовавших на политические темы, были пародии на шоу ковбоев Дикого Запада либо скачки с препятствиями. Наружность действующих персон обычно перерисовывалась с дагерротипа, отчего карикатуры напоминают фотодекорацию с вырезами для лиц.6
Однако по мере обострения борьбы карикатура становится более саркастичной и жесткой. Примером может служить гравюра «Замешательство Виргинии». Лист передает отношение северян к вступлению Виргинии в состав Конфедерации весной 1861 года. Южные штаты изображены в виде резво бегущих крысят во главе с Южной Каролиной — первым отколовшимся штатом. Виргиния, сбежавшая последней, отстала и… оказалась в цепких лапах старого, но бдительного кота «Дяди Эйба» — Линкольна. Союз на рисунке олицетворяет мертвая крыса — мать этого юного выводка. Она лежит на спине под звездно-полосатым флагом, завещая потомкам (о чем свидетельствует подпись под крысой) сохранить Соединенные Штаты.7
Южане демонизировались, представляясь в виде крыс, гиен, каннибалов и т. д. Сатирическая графика северян на внешнеполитические темы больше использовала национальную символику. Например, карикатура «Harper’s Weekly» 24 октября 1863 года под названием «Сенсация в веселом семействе, произведенная прибытием русского флота в Нью-Йорк»8 представляет гигантского американского орла, идущего под руку со своим союзником — русским медведем. Их величественные фигуры контрастируют с жалкого вида английским львом и французским петухом, расположившимися на задворках геополитического бестиария.
С точки зрения северян, Англия и Франция стояли на стороне разбойников. Это восприятие отразила другая более ранняя карикатура «Harper’s Weekly» из «русской» серии, где французский император Наполеон III и типичный англичанин Джон Буль показаны как джентльмены удачи.9
В период президентской кампании 1864 года внимание карикатуристов переключилось на внутренние проблемы. Часто на этих карикатурах встречается черный юмор, связанный с темой смерти. Например, гравюра «Могила Союза» вполне сюрреалистически изображает дебаты президентской кампании 1864 года в виде похоронной процессии.10
Символика смерти присутствует также в известном рисунке Томаса Наста «Компромисс с Югом», опубликованным 3 сентября 1864 года в «Harper’s Weekly». Т. Наст (1840— 1902) — самый знаменитый американский карикатурист XIX века. Он родился в Германии, родители эмигрировали в США, когда ему было 6 лет. Учился в Национальной академии дизайна. В 19 лет начал работать в популярном иллюстрированном еженедельнике «Harper’s Weekly» (тираж издания к 1860 году достиг 200 тыс.). Во время Гражданской войны Т. Наст был командирован на фронт, рисовал батальные сцены. Он был баталист «со стажем». Незадолго до вооруженного конфликта между северянами и южанами побывал в Италии, где делал зарисовки военных походов Гарибальди. В творчестве Т. Наста 1861-1865 годов сатирическая графика занимала второстепенное место, но тем не менее все его карикатуры пользовались огромным успехом. Некоторые выполнены по просьбе А. Линкольна,11 однажды назвавшего Наста «нашим лучшим рекрутирующим сержантом».
Гравюра «Компромисс с Югом» нарисована в поддержку А. Линкольна и направлена против политики умиротворения южан.
На ней изображен инвалид армии северян, пожимающий руку побежденному солдату Конфедерации над могилой «Героев Союза, павших в бессмысленной войне». У могильного камня на фоне военных пожаров, закрыв ладонями лицо, плачет Колумбия. Американский флаг напоминает о победах северян («эмансипация рабов», «сражение при Лукаут-Маунтине», «осада Виксберга» и т. д.), однако он нарисован перевернутым, что означает сигнал бедствия. На флаге Конфедерации, напротив, записаны преступления южан («рабство», «партизанская война» и «голодающие пленные янки»). Наст, таким образом, напоминал избирателям о военных потерях, о том, что каждый пережил тогда лично. Выставляя Юг в жалком виде, художник убеждал читателей поддержать и защитить справедливое дело Союза, проголосовав на президентских выборах за Линкольна. Считается, что карикатура Наста оказала большое влияние на ход предвыборной кампании Линкольна, который был переизбран на второй срок.12
Много карикатур появилось весной 1865 года после заключения в крепость «Монро» президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса и убийства Авраама Линкольна. Гравюра «Зверинец дяди Сэма» — одна из лучших.13 Лидер южан изображен в виде помещенной в цирковую клетку гиены-людоеда. На шее Дэвиса уже затянута петля, здесь же присутствуют и другие вожди конфедератов13А в образе сидящих на маленьких виселицах гротескных птиц. Нетрудно догадаться, что их ждет. Моложавый, гладковыбритый (что редко встречается) Дядя Сэм представлен хозяином цирка, он ухмыляется, указывая тростью на череп с фамилией убийцы Линкольна — «Бут». Рядом с ним расположился шарманщик, поющий издевательскую для слуха жертв песенку «Yankee Doodle».
Очень популярной была карикатура «Конфедерация в юбке», высмеивавшая пленение Дэвиса.14 Вооруженный ножом Дэвис в женском платье прыгает через забор, спасаясь от преследователей. «Не думал, что столь уважаемое правительство преследует женщин и детей», — говорит он солдатам северян, один из которых схватил его за юбку. А жена Дэвиса (она тоже стоит у забора) умоляет их «не раздражать президента», иначе «он может кого-нибудь ранить».
В отличие от северных штатов сеть распространения журналов и газет у конфедератов не была хорошо развита и сатирическая графика не имела больших тиражей.15 Самым известным карикатуристом Конфедерации был Адальберт Волк (1828-1912), рисовавший под псевдонимом V. Blada (анаграмма его имени). Он так же, как и Наст, был немецким иммигрантом, но профессиональным художником не являлся. Волк родился в Баварии, участвовал в революции 1848 года, за что был приговорен к 4 годам службы в баварской армии. Но дезертировал и бежал в Соединенные Штаты. Прибыл вначале в Бостон, затем отправился в охваченную золотой лихорадкой Калифорнию, но вскоре вернулся на восток и обосновался в Балтиморе (штат Мэриленд), где закончил колледж стоматологической хирургии. Хотя штат Мэриленд остался в Союзе, там были очень сильны сепаратистские настроения. Волк был горячим сторонником Конфедерации, всячески помогал Югу, тайно переправляя через Потомак медикаменты (по некоторым сведениям, он являлся личным курьером Джефферсона Дэвиса). В своем доме он укрывал разыскивающихся северянами сторонников Конфедерации. Днем принимал клиентов, а ночью рисовал гравюры, которые контрабандой вывозились из города.16
Волк представлял конфликт совершенно иначе, чем карикатуристы северян. Так, гравюра «Партизаны Джемисона» изображает северян (воинов канзасского полка под командованием Чарльза Джемисона) как банду убийц, насильников и мародеров. Рисунок «Молитва в лагере Джексона», напротив, передает правое дело конфедератов, показывая солдат армии Томаса «Стоунуолла» Джексона во время богослужения.17
Главной мишенью Волка был лидер северян А. Линкольн. Линкольн Волка труслив («Проезд через Балтимор») и оторван от реальности, как Дон-Кихот («Дон-Кихот и Санчо Панса»).
В карикатурах южан на президента США отражены слухи, связывавшие Линкольна с Антихристом. На одном из рисунков Волка Линкольн в окружении чертей подписывает Прокламацию об освобождении рабов, попирая ногой американскую конституцию.18
Молва также приписывала «Дяде Эйбу» афроамериканскую родословную. Эти слухи Волк обыгрывает в карикатуре «За сценой», изображая Линкольна с черным лицом в костюме Отелло. Президент разучивает роль венецианского мавра в компании различных северных политиков и военных, обсуждающих выбор Линкольна. За его спиной один говорит другому: «Не находите, что его костюм не вполне уместен?». «Разве? — отвечает собеседник. — Никогда он еще так не интересовался искусством. Очернил себя, чтобы сыграть эту роль, сэр!».19
Другой пример — карикатура «Под покрывалом Муканны» — одна из самых ядовитых военных сатир Волка. Муканна — отрицательный персонаж из популярной тогда поэмы Томаса Мура «Лалла Рук», лжепророк, скрывавший свое уродливое лицо под серебряным покрывалом, якобы иначе люди не смогли бы выдержать его сияния. Линкольн изображен в одеянии восточной танцовщицы опять же с ярко выраженными негроидными чертами и вьющимися волосами. Голова стервятника на ятагане символизирует хищную птицу, которая питается падалью; а ослиная голова на медальоне вокруг шеи намекает на то, что «танцовщица» не отличается умом. Изображение Линкольна в виде изувера и обманщика Муканны было воспринято читателями Волка как большое оскорбление президента.20
После войны Волк смягчил свое отношение к Линкольну, однако его симпатии к Конфедерации остались неизменными. Комментируя в 1905 году в письме Библиотеке Конгресса США свои рисунки периода Гражданской войны, он выражал сожаление о «насмешках над великим и добропорядочным Линкольном». «Образы этих картин, — писал он, — представляли события настолько правдиво, насколько позволяли мне это сделать мои близкие связи с Югом».21
Примечания
- Maurice А. В., Cooper F. Т. The History of the Nineteenth Century in Caricature. N.Y., 1904. P. 159.
- Например, среди белых жителей Севера в 1850 году он составлял 89%. См.: Finseth I, Backer D. Scartoons: Racial Satire and the Civil War // American Studies @ UVA. 1995-1996. URL: http://xroads.virginia.edu/~cap/scartoons/cartoons.html
- Caswell L. S. Drawing Swords: War in American Editorial Cartoons //American Journalism. 2004. №21 (2). P. 24.
- Рыбачёнок И. С. Политическая карикатура на рубеже XIX-XX веков. Коллекция французского журналиста Дж. Гран-Картере // Новая и новейшая история. 2011. № 2. С. 188-189. Так, например, номер американского иллюстрированного журнала «Томагавк» (где каждую неделю публиковалась цветная карикатура) стоил два цента в 1868 году против 12 центов за цветную гравюру в предыдущем столетии. См.: Kemnitz Т. М. The cartoon as a historical source // Journal of Interdisciplinary History. 1973. № 4. P. 87.
- Finseth I, Backer D. Op. cit. P. 161.
- Maurice А. В., Cooper F. T. Op. cit. P. 161.
- Ibid. P. 166.
- Harper’s Weekly. 1863. Oct. 24.
- The perplexed pirates // Harper’s Weekly. 1863. Oct. 17.
- Maurice А. В., Cooper F. T. Op. cit. P. 180.
- Например, Линкольн попросил Наста накануне 1863 года нарисовать Санта-Клауса вместе с северянами. Рисунок «Санта Клаус в военном лагере», опубликованный 3 января 1863 года в «Harper’s Weekly», стал первым изображением Санты.
- Caswell L. S. Op. cit. P. 24-25.
- Maurice А. В., Cooper F. T. Op. cit. P. 184.
- Замечание от автора сайта — в образах птиц представлены участники заговора с целью убийства руководителей США. Слева направо: Майкл О’Лафлин, Дэвид Херолд, Джордж Атцеродт, Льюис Пэйн, Мэри Элизабет Серрат, Сэмюель Арнольд, Эдман Спанглер и Сэмюель Мадд
- Ibid. P. 185.
- На Юге массовое издание карикатур было налажено только к 70-80 годам XIX века. См.: Finseth I., Backer D. Op. cit.
- Caswell L. S. Op. cit. P. 25.
- Ibid.
- Caswell L. S. Op. cit. P. 27.
- Adalbert J. Volck Manuscript Collection. URL: http://www.mdhs.org/findingaid/adalbert-j-volck-manuscript-collection-1878-1948-ms-867
Текст:©2011 Д.Е. Цыкалов
Опубликовано: Americana [Текст]. Вып. 13. Россия и Гражданская война в США: материалы конф. (Волгоград, 20–21 окт. 2011 г.) / Волгогр. гос. ун-т, Центр амер. исслед. «Американа»; И. И. Курилла (отв. ред.). – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. – C. 88-97.