Трудовая иммиграция из Великобритании в США после Гражданской войны 1861-1865 гг.

В первые двадцать лет после Гражданской войны продолжали действовать факторы долговременного характера, обеспечивавшие массовый приток эмигрантов в США: исключительно емкий рынок рабочей силы; более высокая заработная плата (за более интенсивный труд); возможность стать собственником земельного участка, стоившего меньше ежегодной ренты, уплачиваемой английским арендатором лендлорду; реально действующие «социальные лифты». Они были дополнены такими важными событиями, как ликвидация рабства, победа Севера и развитие парового флота. Последнее резко сократило время преодоления расстояния между Европой и Северной Америкой, способствуя расширению миграционных процессов. В результате эмиграция в США превысила выезд из Великобритании во все остальные страны, доминионы и колонии, вместе взятые.

Миграция населения определяется сложным комплексом социально- экономических и политических факторов, с одной стороны, и оказывает на них своеобразное обратное влияние, с другой. Особое место в миграционных потоках занимает перемещение трудовых ресурсов, которое при должным образом организованных условиях может стать стимулом экономического роста государства-реципиента. К числу важнейших из таких государств принадлежали США. На протяжении долгого времени они были заинтересованы в притоке эмигрантов из Англии, являвшейся в середине XIX в. «мастерской мира», благодаря чему английские рабочие владели самыми передовыми производственными навыками. Постоянная трудовая Иммиграция из Англии стала одним из оснований для формирования концепции «атлантической экономики», базировавшейся, по мнению ее авторов, на взаимодействии и взаимодополняемости национальных хозяйств Великобритании и США.

Основой этого образования было встречное движение двух потоков: сырья и продовольствия из США, промышленной продукции, капиталов и рабочей силы — с Британских островов. Это происходило в тот период, когда рост английской хлопчатобумажной промышленности и увеличение численности населения страны стимулировали возрастание спроса на американскую сельскохозяйственную продукцию. В Великобританию направлялось тогда около половины всего американского экспорта. Главной статьей вывоза был хлопок, вследствие чего между рабовладельческим Югом США и бывшей метрополией установились более тесные экономические контакты, нежели между Югом и американским Севером.

Однако, по мнению многих исследователей, «атлантическая экономика» просуществовала лишь до начала 1860-х гг. Ее подрыв начался еще до Гражданской войны, но окончательно произошел во время войны и был тесно связан с переменами, происходившими в политической системе США. Введение в интересах национальных товаропроизводителей военного протекционистского тарифа Моррилла, расстройство американского рынка в условиях ожесточенных военных действий и обращение Великобритании к другим, альтернативным, рынкам сбыта и источникам получения сырья, — вот, с точки зрения английских исследователей, признаки крушения «атлантической экономики»1.

Полностью разделяя вывод английских историков относительно исторической судьбы «атлантической экономики», трудно согласиться с предложенной ими датировкой прекращения ее функционирования. Безусловно, окончательный переход федеральной власти в руки республиканской партии в результате победы над Югом в 1865 г. привел к трансформации внутри- и внешнеэкономической политики США. В число главных ее задач вошло создание оптимальных условий для развития национальной промышленности на основе консолидации внутреннего рынка страны. Одним из средств достижения этой цели должны были, действительно, служить протекционистские тарифы. Тарифное законодательство Гражданской войны, поднявшее ввозные пошлины на различные товары в среднем на 47%, дополнялось так называемыми «отраслевыми» тарифными положениями 1870, 1872, 1875 гг., призванными удовлетворить интересы отдельных групп производителей промышленной продукции.

Среди других причин протекционистской политики в эпоху Гражданской войны и Реконструкции следует назвать дефицит федерального бюджета, огромный государственный долг в 2,8 млрд. долл., что повышало значение фискальной функции ввозных пошлин, обеспечивавших, по некоторым данным, более половины поступлений в федеральную казну; отсутствие в Конгрессе представителей Юга, союз которых с депутатами аграрных западных штатов традиционно был препятствием для установления столь высоких пошлин; наконец, антианглийская пропаганда, рисовавшая сторонников низких тарифов как «вероломных заговорщиков, финансировавшихся Великобританией»2. В 1865 г. широкое распространение получил памфлет «Как превзойти Англию, не вступая в войну с ней», выдвинувший в качестве главного средства достижения этой цели повышение тарифов и упорядочение внутреннего экономического пространства и инфраструктуры. Эти же аргументы доминировали и в Конгрессе США3.

О  ходе борьбы по вопросам внешнеторговой политики в США постоянно информировал своих читателей влиятельнейший английский еженедельник «Экономист», обозреватели которого пытались прогнозировать исход дискуссий между сторонниками протекционизма и его оппонентами. Тон этих прогнозов во многом определялся состоянием экономических взаимоотношений Великобритании со своим младшим партнером в данный конкретный момент. Так, если в условиях роста товарооборота в 1871 г. на страницах еженедельника выражалась надежда на близкое крушение протекционизма в связи с возрастанием влияния западных и южных штатов за счет Новой Англии и городов Атлантического побережья, то в период кризиса и депрессии 1873-1879 гг. она сменилась глубоко пессимистическими оценками4. По свидетельству американского консула в Манчестере, в местных деловых кругах усиливались настроения репрессивного характера в отношении американских товаров. Он предупреждал госдепартамент о возможной опасности одобрения в Англии принципа «взаимность в торговле или взаимность в тарифах»5.

Таким образом, становится ясно, что в 1860-1870-е гг. американской правящей элитой были заложены основные контуры торгового экспансионизма, что, в свою очередь, сопровождалось напряженной тарифной борьбой в 80-90-е г. XIX в. Менее очевидным является ответ на вопрос о степени влияния протекционистского законодательства на фактическое состояние американо-английских отношений и о мере подрыва им «атлантической экономики» в эпоху Реконструкции. Ни в коем случае не преуменьшая рестрикционистской роли американских тарифов во ввозе английской промышленной продукции (некоторые товары с Британских островов облагались пошлинами в 60-90%)6, нельзя тем не менее ее абсолютизировать. Во-первых, необходимо учитывать относительную хронологическую отдаленность реальных результатов воздействия протекционистской политики на американскую промышленность и структуру хозяйства в целом. Во-вторых, следует признать, что еще более важными для оформления модели двусторонних хозяйственных контактов после войны между Севером и Югом были такие объективные факторы, как резко возросшая емкость внутреннего рынка США, динамика мировой конъюнктуры, место Великобритании и Североамериканской республики в международной системе разделения труда, соотношение индустриальных потенциалов Англии и других стран мира.

Все это в совокупности обусловило абсолютное преобладание в американском импорте в рассматриваемый период английских промышленных товаров над продукцией стран континентальной Европы, хотя к концу 1870-х гг. США утратили принадлежавшее им ранее первое место в экспортной торговле Великобритании7. Последняя же сохранила роль главного потребителя североамериканской продукции: в 1865-1877 гг. ее экспорт на Британские острова увеличился в 3,5 раза, а его удельный вес в общем вывозе товаров из США составил 21,6%8. Структура американского вывоза вполне отражала преимущественно аграрный характер национального хозяйства: даже в 1877 г. две трети всего экспорта в Великобританию составляли зерновые и хлопок, другими важными статьями были мясопродукты, табак, лес, шерсть, рыба и т. п.9

В послевоенный период США вернули себе также особое место среди независимых государств, получавших капиталы из Англии. На рубеже 1860-1870-х гг. Лондон вновь (после перерыва, связанного с Гражданской войной и «Алабамским кризисом») занял положение главного кредитора на американском финансовом рынке: доля английских капиталов в общем объеме иностранных инвестиций в США в период Реконструкции колебалась от 44 до 70%, составляя 22-40% всего вывезенного из Великобритании капитала10. Таким образом, сложившаяся ранее и ставшая традиционной структура товаро- и капиталообмена между США и Великобританией во второй половине 60-70-х гг. XIX в. сохранила свою специфику.

Помимо того, после Гражданской войны значительно возросла потребность американской промышленности в трудовых ресурсах. Согласно данным специального уполномоченного министерства финансов, за годы конфликта промышленность Севера лишилась 500-750 тыс. человек вследствие гибели части из них, миграции в другие районы страны — на Запад, Юг, Тихоокеанское побережье, возвращения многих иммигрантов в Европу11.

В 1864 г. конгресс США принял «Акт о поощрении иммиграции», возобновивший контрактную практику ввоза работников, по условиям которого иммигрант обязывался проработать определенный срок на зафиксированном в договоре предприятии, а оплаченная работодателем стоимость его проезда в Америку вычиталась из жалования. Принятый закон оказался достаточно эффективным и жизнеспособным, так как по прибытии в США законтрактованные рабочие часто обнаруживали, что обещанная им высокая заработная плата — миф, и на этом основании отказывались выполнять условия договора. Кроме того, вопреки намерениям авторов закона, стремившихся облегчить условия ввоза в страну квалифицированных, преимущественно английских рабочих, предприниматели стали применять контрактную систему для привлечения малообученных кадров из других стран с целью снижения заработной платы местных работников, срыва их стачек и забастовок, что вызвало энергичное выступление рабочих организаций против существовавшей иммиграционной практики. В результате в 1868 г. закон о поощрении иммиграции был отменен, а федеральное Иммиграционное бюро было закрыто.

В октябре 1870 г. в Индианаполисе состоялся конвент губернаторов двадцати двух штатов, рассматривавший вопрос о средствах поощрения иммиграции в США и направивший в Конгресс резолюцию с предложением о воссоздании федерального иммиграционного бюро. В том же году ассоциация граждан Нью-Йорка представила в конгресс предложение об организации «Международной ассоциации содействия и защиты иммиграции»12. Однако высшая законодательная власть США холодно отнеслась к этим и подобным им предложениям, поэтому поощрением иммиграции из-за рубежа занимались, в основном, частные вербовочные агентства и соответствующие органы отдельных штатов.

Из числа этих организаций показателен опыт деятельности Американской эмиграционной компании в 1864-1868 гг. Выполняя две основные Функции — распространяя информацию об условиях труда и уровне жизни в США (которая не отличалась высокой степенью достоверности), а также занимаясь непосредственной контрактацией рабочих, компания не сумела привлечь сколько-нибудь существенного эмиграционного потока ни из Великобритании, ни из других стран Европы. Основным ареалом ее деятельности на Британских островах были районы хлопчатобумажной, угледобывающей и металлургической промышленности — Ланкашир, Стаффордшир, Южный Уэльс. Служащие компании стремились к сотрудничеству с британскими тред-юнионами, создававшими свои так называемые «эмиграционные комитеты» в Манчестере, Престоне, Блэкбурне и других городах. Эти комитеты концентрировали усилия в районах депрессивного состояния хозяйства и напряженной борьбы между рабочими и предпринимателями. Несмотря на то, что компании часто удавалось устанавливать отношения с лидерами отраслевых британских профсоюзов и даже добиваться их согласия на компенсацию затрат по переезду в Америку членов их организаций, эти контакты были временными, зачастую ограничиваясь периодами стачек или локаутов. За время деятельности компании в Англии ей удалось направить за океан лишь несколько сот рабочих13.

Неэффективность работы этого эмиграционного агентства объяснялась, в первую очередь, несовершенством контрактной системы, реэмиграцией части завербованных рабочих, а также широкими возможностями передвижения в США квалифицированных работников в связи с дефицитом трудовых ресурсов. Английские власти практически не вмешивались в деятельность компании. Позицию британских деловых кругов нельзя охарактеризовать как однозначную. Те английские предприниматели, которые экономически были связаны с США., настойчиво требовали расширения эмиграции путем выделения средств на нее из федерального бюджета и активизации частной вербовочной деятельности. Другая, довольно значительная часть бизнесменов, опасавшаяся американской конкуренции на мировом рынке, была настроена оппозиционно и пыталась противодействовать оттоку квалифицированной рабочей силы в американскую промышленность.

На протяжении всего периода Реконструкции представители этого крута деловой элиты не только вели кампанию против американских эмиграционных агентств, но и внимательно следили за динамикой трудовой эмиграции в США, публиковали в своей прессе материалы о ее опасности для национальной промышленности, предпринимали попытки поощрения эмиграции в собственные колонии и доминионы. В 1867 г. «Экономист» поместил серию статей, главная цель которых состояла в том, чтобы дать ответ на вопрос: как остановить эмиграцию? Ответ был вполне определенным: «Единственное средство — повышение заработной платы до уровня, существующего за океаном»14.Британский журнал верно подметил основной стимул эмиграции за океан. Действительно, более высокая заработная плата, а также исключительно емкий рынок рабочей силы, возможность получения в собственность земельного участка, плата за который была меньше суммы, ежегодно выплачиваемой английским арендатором в качестве ренты лендлорду, были главными факторами, стимулировавшими иммиграцию британских рабочих в США. Американское «притяжение» значительно усилилось в середине 1860-х гг., так как его экономическая привлекательность укрепилась окончанием Гражданской войны и таким специфическим явлением, как развитие парового флота. Пароходное сообщение резко сократило время преодоления расстояния между Европой и Северной Америкой, способствуя расширению иммиграции в Новый Свет.

В результате эмиграция в США превысила выезд из Великобритании во все остальные страны, доминионы и колонии, вместе взятые, составив в 1865-1877 гг. 1 617 604 чел. из общего числа эмигрантов в 2 273 664 чел. Динамика британской иммиграции в Соединенные Штаты в рассматриваемый период согласовывалась, прежде всего, с циклами развития американского и мирового хозяйства. Она проявляла устойчивую тенденцию к росту в 1868-1873 гг., что совпадало с мировым циклическим подъемом, модифицированным в США развернувшейся конверсией, и характеризовалась тенденцией к понижению в период кризиса и депрессии 1873- 1879 гг.15 Спад был настолько глубоким, что «Экономист» в 1874 г. не без удовлетворения констатировал, что слава о США как обетованной земле для рабочих начинает меркнуть, и даже предсказывал возможное изменение направления эмиграции: из Нового Света — в Старый16.

Нельзя отрицать определенного влияния на ход иммиграции в США и факторов субъективного порядка. Это, прежде всего, целенаправленная деятельность но поощрению переезда в заатлантическую республику рабочих разной квалификации. После того, как Американская эмиграционная компания в 1868 г. прекратила свои операции на Британских островах, этой проблемой занимались в основном консулы, являвшиеся фактически агентами по иммиграции, иммиграционные бюро штатов, частные вербовочные агентства. Созданием иммиграционных бюро были особенно озабочены западные и южные штаты, нуждавшиеся, в отличие от северо-востока США, в огромных массах необученных и сельскохозяйственных рабочих. Иммиграционные бюро штатов Айова, Колорадо, Миссури, Висконсин, Миннесота и Мичиган концентрировали внимание на Великобритании, Швейцарии, Скандинавии и некоторых германских государствах. В своей деятельности они не следовали в полной мере принципу контракта, во-первых, и вербовали, главным образом, неквалифицированных рабочих, во-вторых. Иммиграционное бюро Миннесоты издавало в Лондоне газету «Свободный Запад» и только в 1870 г. распространило в Англии 15 тыс. памфлетов с информацией о штате и условиях труда в нем17.

Стремление южных штатов привлечь иммигрантов из Европы и переселенцев, уже прибывших на Север страны, отражало крайне сложную ситуацию с рабочей силой на плантациях в годы Реконструкции. В этот период предпринимались, в частности, активные попытки привлечь на Юг ирландских иммигрантов. Штаты Алабама, Джорджия и Арканзас приняли законы о контрактации рабочих за рубежом, но все это не давало желаемых результатов. Иммигранты убеждались в том, что условия труда на Севере гораздо лучше, и многие из тех, кто приезжал на Юг, быстро покидали его.

По мнению Ш. Эриксон, роль иммиграционных бюро и других американских агентств в Великобритании в привлечении в США квалифицированных рабочих основных отраслей промышленности — горнодобывающей, хлопчатобумажной, чугуно- и сталелитейной — была второстепенной и незначительной18. Предприниматели из этих отраслей предпочитали действовать самостоятельно и направляли в Англию своих представителей, часто британцев по рождению, хорошо знакомых как с ситуацией на родине, так и с потребностями фирмы в конкретных специалистах и категориях рабочих.

Необходимо также отметить взаимосвязь процессов иммиграции и экспорта капиталов. Иммиграция английских рабочих вслед за экспортом капитала с Британских островов была исключительно важным каналом пополнения американских трудовых резервов. Эти два потока были взаимосвязаны, в 1865-1877 гг. их колебания хронологически совпадали19. В совокупности все отмеченные факторы обеспечили массовый приток британских эмигрантов в США в двадцатилетие после Гражданской войны и позволили им занять важное место среди трех ведущих иммиграционных потоков этого периода — переселенцев из Германии, Ирландии и Великобритании20. Абсолютно преобладавшей категорией британской иммиграции в СІІІА были промышленные рабочие, которые не только редко меняли свою специальность или род занятий, но и достаточно быстро занимали устойчивые позиции среди так называемых коренных американских рабочих. Так, в 1870 г. уроженцы Великобритании составляли 22,6% всех занятых в американской горнодобывающей промышленности; 10,5% — в чугуно- и сталелитейной; 10,5% — в текстильном производстве. Доля же их в сельскохозяйственном населении составляла всего 0,2%21

Р. Бертхофф, характеризуя 1860-1870-е гг., пишет о британской эпохе в американской каменноугольной и металлургической промышленности. Эмигранты из Великобритании работали тогда на битуминозных шахтах западной Пенсильвании, Мэриленда, Огайо, Иллинойса, Айовы, Канзаса. Уэльсцы и англичане преобладали на антрацитовых шахтах Пенсильвании, вытеснив оттуда в период бума 1866-1873 гг. датчан. Шотландцы и англичане были среди первых, кто трудился на новых возникших после Гражданской войны шахтах Оклахомы, Юты, Вайоминга, Калифорнии и Вашингтона. Уэльсцы возглавили миграцию шахтеров из Пенсильвании в Кентукки и Теннесси22.

Переселенцы с Британских островов не были единственными квалифицированными горняками на американских предприятиях. В 60-е гг. XIX в. ирландцы и немцы превосходили их по численности, были и другие европейцы. Ирландцы, образовавшие в середине XIX в. массовые кадры потомственных пролетариев индустриализирующейся Америки, часто приобретали квалификацию на угольных разработках Шотландии и Южного Уэльса еще до своего переезда за океан. Но их соотечественники, приехавшие в США непосредственно из Ирландии, не имели, как правило, никакой квалификации. Этим определялась важная роль английских иммигрантов как наиболее квалифицированных индустриальных рабочих, техников и инженеров.

В то же время, необходимо иметь в виду, что иммиграция из Великобритании никогда не состояла из одних квалифицированных работников. После Гражданской войны доля неквалифицированного труда в ней увеличивалась, что не только сближало ее по характеру с развернувшейся в те г°ды иммиграцией из стран Южной и Восточной Европы, но и означало постепенную утрату ею исключительного значения для американской промышленности. В этом направлении эволюционировала иммиграция с

Британских островов и ее значение во всех ведущих отраслях американского производства. Так, при внедрении в конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. бессемеровского процесса в металлургии, США широко использовали не только британскую технологию, но и ввозили, в том числе по контрактам, большое число английских рабочих. Позже, когда технический прогресс американской индустрии перестал зависеть от английской инженерной мысли, а подчас и опережал развитие соответствующих британских отраслей, иммигрировавшие английские рабочие нередко воспринимались уже как тормоз.

Выходцы из Великобритании представляли собой наименее дискриминируемую и наиболее легко ассимилирующуюся категорию иммигрантов в США, отличавшуюся от приехавших из других стран более высоким имущественным и общественным положением. Вызванная в первую очередь экономическими причинами иммиграция в США из Великобритании приобрела в период Реконструкции значительные размеры, составляя преобладающую часть всей английской эмиграции этого периода. Получение обученной рабочей силы в готовом виде представляло собой важный фактор усиления хозяйственного потенциала, поскольку английские рабочие привозили с собой передовые приемы производства и организации труда, а это было в данный период одним из условий, обеспечивавших быстрый экономический рост США.

Период Реконструкции стал важным этапом в более широком периоде 1825-1890 гг., когда взаимозависимость США и Великобритании в хозяйственных контактах была максимальной. Американо-английская торговля, пережившая спад во время Гражданской войны, достигла такого объема (пик приходился на 1871-1872 гг.), который она не смогла превзойти до начала Первой мировой войны. Англия оставалась крупнейшим поставщиком на американский рынок промышленной продукции, капиталов и трудовых ресурсов. Соединенные Штаты, будучи одним из основных экспортеров сельскохозяйственной продукции и совершив в годы Реконструкции беспрецедентный рывок в производстве пшеницы и других зерновых культур, стали главным конкурентом России на английском продовольственном рынке. Иными словами, можно констатировать во второй половине 1860-х — 1870-е гг. преобладание фактора взаимодополняемости над формировавшейся тенденцией к конкуренции в экономических отношениях между двумя атлантическими державами и высокую степень объективной заинтересованности сторон в сохранении необходимых обеим контактов.

Приложение 1

Данные о заработной плате, публиковавшиеся Американской эмиграционной компанией (АЭК) в Европе в сравнении с официальной статистикой

Специальность Данные АЭК Штат Оценка Бюро по труду Министерства финансов
Средний уровень Минимальная з/пл Максимальная з/пл
Заработная плата в 1865 г., долл.
Прядильщики х/б производства 5-8 долл./нед. Массачусетс 4,08 2,70 4,98
Нью-Йорк 3,00 3,00 3,00
Шахтёры 4-5 долл./день Пенсильвания 2,00 2,00 2,00
Литейщики 3 долл./день Коннектикут 2,28 1,67 3,25
Иллинойс 5,00 5,00 5,00
Пенсильвания 2,50 1,84 2,77
Нью-Йорк 2,27 1,50 3,75
Рабочие-пудлинговщики 3—4 долл./день Пенсильвания 4,00 3,85 4,14
Прокатчики 4-6 долл./день Нью-Йорк 4,14 4,00 4,25
Заработная плата в 1866 г., долл.
Шахтеры 4-6 долл./день Пенсильвания 2,00 2,00 2,00
Литейщики 2-4.5 долл./день Коннектикут 2,24 1,50 3,00
Кочегары 2,5-4,5 долл./день Коннектикут 2,66 2,00 4,00
Нью-Йорк 2,06 1,25 2,63

Цены на продукты в 1865 г., долл.

Наименование Данные АЭК Реальные цены
в Нью-Йорке
Масло 0,12-0,14 0,36
Пшеница 1,12-1,30 1,69
Овес 0,48-0,50 0.74

Источник: Erickson Ch. American Industry and the European Immigrant 1860- 1885. Cambridge (Mass.), 1957. P. 188.

Приложение 2

Эмиграция из Великобритании (1865-1877)

Год Британская
Северная Америка
США Австралия
и Новая Зеландия
Другие
страны
Общее
количество
1865 17211 147 258 37 283 8 049 209 801
1866 13 255 161 000 24 097 6 530 204 882
1867 12 160 126 051 14 023 4 748 156 982
1868 12 332 108 490 12 332 5 033 138 187
1869 20 291 146 737 14 457 4 158 186300
1870 27 168 153 466 16 526 5 351 202 511
1871 24 954 150 788 11 695 5314 192 751
1872 24 382 161 782 15 248 9 082 210 494
1873 29 045 166 730 25 137 7 433 228 345
1874 20 728 113 774 52 581 10 189 197 272
1875 12 306 81 193 34 750 12 426 140 675
1876 9 335 54 554 32 196 13 384 109 469
1877 7 720 45 481 30 138 11 856 95 195

Источник: English Historical Documents / General ed. D. C. Douglas. Vol. 12 (1). London. 1970. P. 204; Hourwich I. Л. Immigration and Labour. The Economic Aspects of the European Immigration to the U. S. N. Y.; London. 1912. Appendix. P. 519.

Приложение 3

Иммиграция в США (1860-1879)

1860-1869 гг. 1870-1879 гг.
Общая численность (млн чел.) 2,1 2,7
% от общей численности по странам:
Ирландия 24,4 15,4
Германия 35,2 21,4
Великобритания 14,9 21,1
Скандинавия 5,5 7,6
Канада 4,9 11,8
Россия 0,2 1,3
Австро-Венгрия 0,2 2,2
Италия 0,5 1,7

Источник: Ward D. Cities and Immigrants: A Geography of Change in 19-th Century America. N. Y., 1971. P. 53.

Приложение 4

Структура британской иммиграции в США, 1861—1876 гг. (в расчете на 10 000 чел.)

Вид занятий 1861-1870 гг. 1871-1876 гг.
Мужчины
Торговля, финансы, страховое дело, студенты 797 1 196
Специалисты и высококвалифицированные рабочие
(включая горное дело, металлургию, машиностроение, добывающую промышленность)
1 507 2 222
Транспорт и связь 43 26
Сельское хозяйство 832 678
Рабочие (кроме сельского хозяйства и транспорта) 6 367 5 428
Женщины
Торговля, финансы, страховое дело, студенты 464 819
Сельское хозяйство 598 257
Прислуга, горничные, др. 8 839 8 765

Источник: Carrier N. Н., Jeffrey J. R. External Migration. A Study of the Available Statistics 1815-1950. London, 1953. P. 57.

Приложение 5

Удельный вес иммигрантов в трудовых ресурсах США (1870-1880)

Год Общее число занятых Кол-во иммигрантов, % Иммигранты из
Германии Ирландии Великобритании
1. Сельское хозяйство
1870 5 922471 16,8 5,8 3,8 0,3
1880 7 670 493 15,5 5,3 2,5 1,9
2. Добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, машиностроение
1870 2 707421 34,3 11,4 9,8 6,5
1880 3 837 112 31,9 9,6 6,5 5,9
3. Горнодобывающая промышленность
1870 152 107 63,3 5,6 15,0 22,6
1880 234 228 53,9 4,3 10,9 20,3
4. Чугуно- и сталелитейная промышленность
1870 82 630 43,4 10,2 19,4 10,5
1880 117 880 36.2 8,2 14,6 8,7
5. Текстильная промышленность
1870 215 789 37,6 3,3 16,6 10,5
1880 294 036 40,9 2,6 12,1 10,0

Источник: Erickson Ch. American Industry and the European Immigrant 1860— 1885. Cambridge (Mass.), 1957. P. 190.

Примечания

  • См., в частности, работы: Bagwell Ph. S., Mingay G. Е. Britain and America 1850— 1939. A Study of Economic Change. London. 1970; Holmes G. M. Britain and America. A Comparative Economic History 1850-1939. London, 1976.
  • Bagwell Ph. S., Mingay G. E. Britain and America 1850-1939. P. 103; Williams W. A. The Roots of the Modem American Empire. A Study of the Growth and Shaping of Social Consciousness in Marketplace Society. N. Y., 1969. P. 120-121, 123.
  • См. в частности: U. S. Congress. Congressional Globe (далее — Congressional Globe). 32th Congress, 4th Session. P. 3689, 3756.
  • The Economist. Weekly Commercial Times, Bankers’ Gazette and Railway Monitor: A Political, Literary and General Newspaper (далее — The Economist). Vol. 25. № 1233.
  • U.S. Department of State. Bureau of Foreign Commerce. Commercial Relations of the U.S. with Foreign Countries. (далее C. R. U. S.). 1878. P. 519-520.
  • См.: C. R. U. S. 1878.P. 522.
  • См.: С. R. U. S. 1877. Р. 23.
  • Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1957. Washington, 1957. P. 255-256; Allen H C. Great Britain and the U. S. A History of Anglo-American Relations 1783-1952. London, 1969. P. 54.
  • См.: С. R. U. S. 1877. Р. 23.
  • Bagwell Ph. S., Mingay G. E. Britain and .America 1850-1939. P. 108; Williamson J. G. American Growth and the Balance of Payments 1820-1913. Chapel Hill, 1964. P. 143, 144, 146.
  • Extract from the Report of Honorable D. A. Weils, Special Commissioner of the Revenue, December 1866 // Historical Aspects of the Immigration Problem: Select Documents/Ed. by E. Abbot. Chicago, 1926. P. 352-354.
  • Stephenson G. A History of American Immigration. N. Y., 1926. P. 140.
  • Erickson Ch. American Industry and the European Immigrant 1860-1885. Cambridge (Mass.). 1957. P. 3.
  • The Economist. 1867. Vol. 25. № 1224. P. 145; № 1229. P. 296; См. также: The Economist. 1874. Vol. 32. № 1615. P. 962.
  • English Historical Documents / General ed. D. C. Douglas. Vol. 12 (1). London. 1970, P. 204.
  • The Economist. 1874. Vol. 32. № 1615. P. 962,1310.
  • Extract from the Report of the Minnesotta Board of Immigration, 1871 // Historical Aspects of the Immigration Problem. P. 167-172.
  • Erickson Ch. American Industry and the European Immigrant 1860-1885. P. 32-34.
  • Berthoff R. E. British Immigrants in Industrial America 1750-1950. Cambridge (Mass.), 1953. P. 65,112.
  • Ward D. Cities and Immigrants: A Geography of Change in 19th Century America. N. Y.. 1971. P. 53.
  • Erickson Ch. American Industry and the European Immigrant 1860-1885. P. 190.
  • Berthoff R. E. British Immigrants in Industrial America 1750-1950. P. 58; См. также: U. S. A. Congress. Senate Documents. 61-th Congress, 2nd Session. Reports of the Immigration Commission. 42 vols. Washington. 1911. Vol. 6. P. 583-584: Vol. 7. P. 16, 25-29. 140- 144. Vol. 16. P. 591-593,659.

Киселёва О. А. Трудовая иммиграция из Великобритании в США после Гражданской войны 1861-1865 гг. / О. А. Киселёва // Проблемы истории международных отношений и историографии всеобщей истории: Сборник статей памяти Виктора Константиновича Фураева. - СПб., 2002. - C. 43-55

Скачать