Канадские проблемы в американо-английских отношениях в 1871—1877 гг.
Канада была важным фактором в отношениях между США и Великобританией после гражданской войны 1861—1866 гг. Аннексионистские планы одержавшей победу в войне американской буржуазии в 1865—1870 гг. достигли большого напряжения. Исходя из концепции «предопределения судьбы» и преувеличивая существовавшие в Британской Северной Америке настроения в пользу присоединения к Североатлантической республике, Соединенные Штаты использовали различные методы экономического и политического порядка для реализации своей цели — аннексии Канады. Отечественными и зарубежными историками признано, что экспансионистские устремления части американского общества, равно как и американо-английские противоречия в целом, являлись важными внешними факторами, ускорившими образование доминиона.
После подписания Вашингтонского договора 1871 г., зафиксировавшего согласие США и Англии передать вопрос о материальной ответственности Лондона за поддержку Юга в гражданском конфликте («Дело «Алабамы») на рассмотрение международного арбитража1, Соединенным Штатам пришлось отказаться от выдвигавшейся некоторыми политиками идеи о компенсации ущерба, нанесенного такой позицией Англии, путем уступки Канады американцам. В связи с этим официальная дипломатия обеих стран была вынуждена обратиться к урегулированию «практических канадских проблем», осложнявших отношения между атлантическими державами: о рыболовстве в Северной Атлантике, о взаимном использовании пограничных между США и Канадой рек и каналов, о территориальной принадлежности небольшого острова Сан-Хуан, расположенного в проливе между островом Ванкувер и американским материком и имевшего стратегическое значение. Конфронтация по этим вопросам, на первый взгляд не столь значительным, неизменно вызывала подъем националистических настроений по обе стороны Атлантики, и нередко самые тривиальные инциденты искусственно раздувались до масштаба опасных кризисов.
Не преувеличивая значения «канадских проблем» в развитии американо-английских отношений периода Реконструкции (1865—1877 гг.) и истории дипломатии обеих стран, следует признать, что они представляют несомненный интерес с точки зрения методов их разрешения и тесной взаимосвязи между состоянием и характером контактов США и Великобритании, с одной стороны, и имперской политикой последней — с другой.
Согласно договоренности, достигнутой в процессе подготовки Вашингтонского договора, комплекс «канадских вопросов» был передан на рассмотрение объединенной комиссии, созданной для урегулирования всех спорных вопросов между США и Англией. В состав комиссии был включен премьер-министр Канады Дж. Макдональд. Расчет Лондона был очевиден — поддержка Макдональдом готовившегося договора должна была привести к ослаблению ожидавшейся английскими правящими кругами оппозиции соглашению со стороны доминиона. При этом Англия, верная своей дипломатической традиции, неоднократно предупреждала США о том, что Макдональд, находясь в комиссии, является представителем не канадцев, а британского правительства. Не случайно накануне заседания объединенной комиссии Макдональда волновали не столько двойственность, двусмысленность своего положения в ней и даже не аннексионистские устремления США, агитация за которые уже прошла высшую точку, а позиция Великобритании — будет ли она игнорировать интересы Канады в угоду своим нуждам?2
В этих условиях, убедившись в большой важности, придававшейся госдепартаментом вопросу о рыболовстве в Северной Атлантике, Макдональд, которого зарубежные историки часто называют канадским Бисмарком или канадским А. Гамильтоном3, своей главное задачей поставил соглашение с США — предоставление последним права заниматься рыбным промыслом у берегов Канады в обмен на американо-канадский торговый договор, подобный договору о взаимности 1854 г. Договор 1854 г. предусматривал беспошлинную торговлю сельскохозяйственной продукцией и некоторыми видами сырья, регулировал взаимное использование рыболовных угодий, водных путей к каналов. Он был аннулирован Соединенными Штатами в 1866 г., после чего канадское правительство ввело в 1868—1870 гг. лицензионную систему использования американцами канадских рыболовных угодий. В 1870 г. в связи с постоянным нарушением американскими судами введенных ограничений им было запрещено заниматься рыбным промыслом в территориальных водах доминиона. Так как рыбообрабатывающая промышленность Новой Англии в большой части базировалась на «канадском сырье», переход доминиона к запретительным и полицейским мерам привел к открытым столкновениям между сторонами.
В официальных кругах Вашингтона было выдвинуто требование запретить канадцам пользоваться пограничными реками, каналами и озерами для перевозки грузов и пассажиров4. Б. Батлер в конгрессе США призвал прекратить любые отношения с Канадой5.
Опасаясь дальнейшего обострения обстановки, объединенная комиссия приступила к обсуждению «канадских проблем», в ходе которого выяснилось, что надежды Макдональда на «взаимность в торговле» с США тщетны. Р. Хоар, представитель США в комиссии, заявил, что так как действительной целью договора 1854 г. было содействие присоединению Канады к США, а Канада не пошла на это, то конгресс не сможет предоставить доминиону такие таможенные преимущества, как если бы он был составной частью Союза6.
Компромисс был достигнут с большим трудом и был зафиксирован в Вашингтонском договоре: США получили право заниматься рыбным промыслом в канадских территориальных водах Атлантики в течение 10 лет в обмен на предоставление идентичного права канадским рыбакам в американских водах до 39-й параллели7. Но данное решение нельзя считать окончательным, так как Великобритания сумела настоять на необходимости создания арбитража с целью определения суммы, которую должны выплатить США в связи с «большой ценностью» предоставляемых в их пользование рыболовных угодий8. В статьях XXVI—XXXIII объявлялось право свободной навигации для торговых судов обеих стран по рекам Св. Лаврентия, Юкону, озеру Мичиган и др. сроком на 10 лет9. Решение вопроса о границе на Дальнем Западе и принадлежности острова Сан- Хуан передавалось германскому императору, призванному выступить арбитром по этой проблеме (ст. XXXIV)10. В 1872 г. Вильгельм I Гогенцоллерн вынес вердикт: передать остров Соединенным Штатам11, что было с удовлетворением встречено в Вашингтоне. Напротив, в Великобритании оно было воспринято как противоречащее справедливым требованиям Британской империи и традициям Абердина, Расселла, Пальмерстона12. Тем не менее, Англия подчинилась постановлению арбитра, и пограничный спор на Тихоокеанском побережье был окончательно урегулирован.
Таким образом, несмотря на то, что Вашингтонский договор 1871 г. зафиксировал решение «канадских проблем», доминиону не удалось добиться реализации основных задач — режима наибольшего благоприятствования в торговле с США и получения от последних компенсации за разрушения, нанесенные во время рейдов в Канаду с территории Североатлантической республики ирландских революционеров — фениев. Характер работы объединенной комиссии позволяет сделать вывод, что границы «уважения желаний Канады» Великобританией, о котором с таким пафосом писал Г. Смит13, определялись прагматическими соображениями Лондона, вызванными стремлением к разрешению всех споров с США.
Общественное негодование в Канаде по поводу Вашингтонского договора достигло высшей точки в момент возвращения Макдональда в Оттаву. Его вдохновителями были деловые круги доминиона, заинтересованные в американском рынке. Лишь предоставление Канаде Великобританией займа в 2,5 млн ф. с. обеспечило, по справедливой оценке современника, «покупку согласия Канады»14 одобрить Вашингтонский договор.
Неудивительно поэтому, что правительство доминиона предприняло еще одну попытку заменить статью XXIII договора, предусматривавшую создание арбитражной комиссии для определения размеров компенсации, выплачиваемой Соединенными Штатами в связи с компромиссом по вопросу о рыболовстве, новым договором взаимности.
Мировой экономический кризис 1873 г. резко сократил экспортные возможности Канады. Особенно сократился вывоз древесины и пшеницы, что усугублялось введением США высоких таможенных пошлин на ввоз этих товаров. Либеральное правительство доминиона во главе с Маккензи, сторонником концепции «континентальной экономики», стало готовить почву для соглашения о беспошлинной торговле между США и Канадой сельскохозяйственной продукцией, сырьем, чугуном, сталью, нефтью, сельскохозяйственными орудиями и некоторыми другими товарами.
Проект договора был согласован летом 1874 г., но сенат США в феврале 1875 г. отверг его15. Несмотря на сохранение в политических и деловых кругах Соединенных Штатов расхождений по вопросам торговли с доминионом16 и стремлением части из них к созданию таможенного Североамериканского союза как переходной ступени к единому политическому объединению17, в середине 70-х годов, так же, как в 60-е годы XIX в., доминирующими тенденциями остались протекционизм, англофобия, боязнь наплыва через Канаду дешевой английской промышленной продукции18.
Предприниматели Великобритании с облегчением восприняли срыв соглашения, так как, по их мнению, его реализация создавала бы преимущества американским промышленникам на канадском рынке в ущерб англичанам. Со страниц влиятельнейшего органа деловых кругов Англии, еженедельника «Экономист» , звучали настойчивые напоминания Канаде о том, что «…раз мы взяли на себя весь риск родственных отношений, мы имеем право претендовать на положение наиболее благоприятствуемой нации в торговле с доминионом»19.
Отказ США ратифицировать соглашение 1875 г. имел важные последствия. С одной стороны, он стал одной из причин перехода Канады, с возвращением консерваторов к власти в 1878 г., к протекционизму, ставшему важнейшим элементом «национальной политики». Эта политика Макдональда, особенно в ее таможенной части, была направлена, в первую очередь, против США: «Что касается США, я открыто признаю, что они заслуживают такого же эгоистического обращения, каким они удостаивают нас. Я устал от попыток умиротворения Соединенных Штатов торговыми уступками. Я, не колеблясь, одобряю дифференциальные пошлины против американских товаров»20.
С другой стороны, были активизированы усилия по созыву арбитража, предусмотренного ст. XXIII Вашингтонского договора. В 1877 г. в Галифаксе (Новая Шотландия) Э. Келлог от правительства США, А. Гольт — от Великобритании и М. Дельфоссе, бельгийский посланник в Вашингтоне, выступившие в качестве арбитров, постановили, что США должны выплатить Великобритании 5.5 млн дол. за пользование американскими гражданами правом рыбной ловли в канадских территориальных водах,
США выплатили названную сумму, но, будучи убежденными в несправедливости и незаконности приговора, в 1885 г. отказались выполнять в одностороннем порядке «канадские статьи» Вашингтонского договора, и эта не столько значительная, сколько болезненная проблема продолжала осложнять американо-английские отношения до конца XIX века.
Примечания
- Great Britain Parliament. Treaty Between Her Majesty and the U.S.A. Signed at Washington, May 8, 1871. London, 1871. (Далее — Treaty.)
- Smith G. The Treaty of Washington 1871. A sludy of Imperial History. Ithaca (N.Y.), 1941. Ch. 3.
- Brebner J. B. North. Atlantic Triangle. The Interplay of Canada, The U.S. and Great Britain. New Haven, 1945. Callakan J. M. American Foreign Policy in Canadian Relations. N.Y., 1967.
- U.S. Department of State. Papers Relating to the Foreign Relations of the U.S., 1865—1877. Wash., 1866—1878. 1870, P. 424.
- U.S. Congress. Congressional Globe, 1865—1873. Wash., 1865—1873. Congressional Globe., 41st Congress, 3rd session. P. 88.
- Smith G. Op. cit. P. 55.
- Treaty. P. 7.
- Ibidem.
- Ibidem. P. 8—11.
- Ibidem. P. 11.
- U.S. Department of State. Papers Relating to the Treaty of Washington. 6 vols. Vol. 5. Berlin Arbitration. Wash., 1873.
- Great Britain. Hansard’s Parliamentary Debates, 3rd series, 1865—1877, London, 1865—1877. Vol. CCXV. Col. 1427.
- Smith G. Op. cit. P. 92.
- Walpole S. The History of 25 years 1856—1880. 4 vols. Vol. 3. 1870—1875. London, 1908. P. 95.
- U. S. Congress. Congressional Record, 1873—1877. Wash., 1673—1877. Congressional Record, 48rd Congress, 2nd session, vol. 3, part 2, p. 929.
- U. S. Congress, Senate Executive Documents № 80, 62nd Congress, 1st session. Reciprocity with Canada. Conpilation of 1911. Prepared by the Senate Committee. 8 Parts. Wash., 1911. Part 2. PP. 1354—1860 (далее — Reciprocity with Canada).
- Ibidem. PP. 1360—1362.
- Ibidem. PP. 1385—1386.
- The Economist. Vol. 82. January 5, 1874. P. 1452.
- Reciprocity with Canada. Part 2, P. 1381.