Становление политики США в отношении индейцев (1776- 1814 гг.)

В. М. Калашников

К числу важнейших проблем Соединенных Штатов в период формирования внешней и внутренней политики этого буржуазного государства относится вопрос о политике американского правительства в отношении индейцев. Многие племена аборигенов Северной Америки были уничтожены или изгнаны с родной земли в XVI—XVIII вв. английскими, французскими и испанскими колонизаторами. Появление в 1776 г. нового государства, США, открыло в судьбах индейцев этап, связанный с окончательной потерей почти всех принадлежавших им земель. В освободившихся от колониальной зависимости США не нашлось места для индейцев, вынужденных в упорной борьбе против колонизаторов отстаивать землю предков.

К числу важнейших проблем Соединенных Штатов в период формирования внешней и внутренней политики этого буржуазного государства относится вопрос о политике американского правительства, выражавшего волю крупной буржуазии и плантаторов в отношении индейцев. Многие племена аборигенов Северной Америки были уничтожены или изгнаны с родной земли в XVI—XVIII вв. английскими, французскими и испанскими колонизаторами. Появление же в 1776 г. нового государства, США, открыло в судьбах индейцев этап, связанный с окончательной потерей почти всех принадлежавших им земель. В освободившихся от колониальной зависимости США не нашлось места для индейцев, вынужденных в упорной борьбе против колонизаторов отстаивать землю предков. Соединенные Штаты в своей политике по отношению к аборигенам руководствовались принципами, унаследованными от Британской колониальной империи. Ключ же к пониманию политики США содержится в высказывании В. И. Ленина о колониальной политике буржуазии: «Эта политика основана на прямом порабощении дикарей: буржуазия вводит фактически рабство, в колониях, подвергает туземцев неслыханным издевательствам и насилиям, «цивилизуя» их распространением водки и сифилиса».1

Данная статья посвящена анализу процесса становления политики американского буржуазного государства, в отношении индейцев в период образования США до разгрома движения Текумсе в 1814 г., после подавления которого стал возможным быстрое развитие американского капитализм «вширь» на отторгнутые у аборигенов земли.

Изучение истории политики США стало возможным благодаря анализу довольно широкого круга документальных нарративных источников, опубликованных американскими историками. Важнейшими документальными источниками являются государственные документы США: «Протоколы Континентального конгресса», «Анналы конгресса Соединенных Штатов», так называемые «Индейские дела» и сборники договоров американского правительства с различными индейскими племенами2. Особенно четко содержание политик: США в отношении аборигенов проявилось в «Индейских делах», где собраны донесения агентов правительства по дела; индейцев, отчеты командующих карательными экспедиция ми против аборигенов, инструкции правительства указанным лицам. Сведения о политике центрального правительства почерпнутые из публикации конгресса, дополняются ранее и использованными советскими историками архивами легислатур отдельных американских территорий и штатов3. Пере численные документы полны ханжеских излияний о высокой цивилизаторской миссии белого человека, но лицемерие правящих кругов США не может скрыть классовую суть колониальной политики буржуазного государства.

Нарративные источники по указанной проблеме еще не стали достоянием советской историографии. Эти источники условно могут быть объединены в три группы.

Первая группа — источники «индейского происхождения» к числу которых относятся рассказы аборигенов о борьбе против захватчиков родной земли и воспоминания лиц неиндейского происхождения, много лет живших среди коренных жителей Северной Америки. Среди них особенно выделяется рассказ вождя алгонкинского племени сак Черного Ястреба о своей жизни, до конца отданной борьбе против американках колонизаторов. Интереснейшие сведения содержатся и в переписке вождя конфедерации криков Александра Мак-Гилливрея с американскими властями.4 Богатые сведения содержатся в записках миссионеров Д. Цейсбергера и Д. Гекевелдера, которые в целом благожелательно относились к аборигенам, но осудили их стремление вооруженным путем защи ти ть свои земли от посягательств колонизаторов5.

Ко второй группе нарративных источников следует отнести мемуары и дневники путешественников-европейцев, наблюдавших жизнь, аборигенов. Характерной особенностью этих источников является ярко выраженное стремление авторов либо обелить индейскую политику США6 (в большинстве своем авторы подобных работ были связаны коммерческими интересами с американской буржуазией), либо осудить насилие над аборигенами с позиций буржуазного гуманизма 7.

К третьей группе нарративных источников относятся сочинения американцев-участников или современников карательных экспедиций против индейцев. Большинство из них — Д. Филсон, Г. Имлэй, Г. Бреккенридж, Р. Мак-Эфи8 — оправдывали насилия колонизаторов «естественным правом» более сильной нации, однако встречались и голоса в защит, индейцев 9.

Американская буржуазная историография индейской политики США уже освещалась в научной литературе 10. Что же касается американской марксистской и советской историографии изучаемого вопроса, то в ней общие проблемы индейской политики США нашли отражение в трудах У. Фостера, А. Рочестер, Г. Аптекера, переведенных на русский язык11, а так. же в исследованиях известных советских американистов и этнографов Ю. П. Аверкиевой, А. В. Ефимова, И. А. Золотаревской, Е. Э. Бломквист 12.

Основы политики американского буржуазного государства в отношении индейцев были заложены еще в тот период, когда североамериканские колонии Англии боролись за освобождение от колониального ига. К середине XVIII в. крупнейшие колониальные державы мира —Англия, Франция и Испания особенно активно стремились покорить индейские племена. Ареной борьбы Англии и Франции стала вся Северная Америка, населенная многочисленными индейскими племенами.

В 1749 г. английский король Георг III пожаловал земельный участок компании спекулянтов земли, называвшейся «Компанией Огайо», в числе пайщиков которой были два брата будущего, первого президента США — Д. Вашингтона. Указ короля обязал пайщиков «Компании Огайо» построить на земле, принадлежавшей делаварам и шауни, форт и поселить вокруг него 1000 человек. Этот форт положил начало Питтсбургу в теперешнем штате Пенсильвания. Французы также считали долину Огайо своей территорией и в ответ на активность англичан начали строить свои форты к югу от Великих озер. Колонизаторы, как английские, так и французские, совершенно не желали считаться с тем, что эти земли принадлежали алгонкинским племенам гуронам и ирокезам.

В 1754 г. между английскими и французскими колонизаторами произошло первое столкновение, а затем началась война, окончившаяся в 1759 г. Война в Северной Америке быта лишь эпизодом в Семилетней войне 1756—1763 гг., но она оказала огромное влияние на судьбу индейцев. В результате войны Франция лишилась почти всех своих владений в Америке: огромная территория от Аллеганских гор до Мексиканского залива стала собственностью Англии и Испании 13. Коронные земли были разделены Георгом III на две части: большую часть он присоединил к английской колонии в Канаде — Квебеку, меньшую же часть этих земель, прилегавшую к Новой Англии, Виргинии, Северной и Южной Каролинам и Джорджии, монарх объявил индейской резервацией. Король запрещал частным лицам и колониям приобретать земли и селиться в резервации. В октябре 1763 г. король подписал так называемую «Прокламацию короля Георга III», обращенную к индейцам14, в которой все земли аборигенов объявлялись неотъемлемой собственностью племен. Договоры о продаже индейской земли имели право заключать с племенами от имени короля лишь губернаторы колоний и главнокомандующие английскими войсками.

Запрет короля, вызвавший чрезвычайное раздражение колонистов, стремившихся захватить земли индейцев, стал, несомненно, одной из важнейших причин войны за независимость США. И все же американские колонисты, презрев королевский запрет, пересекли Аппалачские горы и проникли в долину Огайо, заселенную алгонкинами, криками и чироками. Растущий поток колонистов вызвал сопротивление аборигенов и до начала войны за независимость произошло два индейских восстания, подавленных совместно английскими и американскими колонистами: восстание Понтиака и «войн а лорда Данмора» 15.

Уже в тот период американская буржуазия выдвинул а план захвата и дележа земли индейцев, принадлежавший перу Т. Джефферсона, который в 1774 г. заявил, что на западных территориях в будущем должны возникнуть новые американские колонии16. По плану будущего президента США земли аборигенов следовало «осваивать» двумя способами. На территории к северо-западу от реки Огайо, принадлежавшей алгонкинским племенам и ирокезам, американские поселения следовало создавать по «английскому образцу» считал Джефферcон. Этот способ состоял в том, что на экспроприированной индейской земле предварительно отмежевывался участок земли для общины, а затем он разбивался на индивидуальные наделы за исключением трех участков: для содержания священника, церкви и школы. При такой системе каждый колонист мог увеличить свою собственность за счет лежащих рядом неосвоенных земель, а такими считались земли аборигенов. В случае претворения этой части плана Джефферсона в жизнь выгоды получило бы не только государство, но и частные лица: буржуазия Новой Англии и часть фермеров.

Несколько отличался план заселения земель индейских конфедераций юго-востока Северной Америки: криков, чироков, чоктавов и чикасавов. В южных рабовладельческих колониях издавна получил распространение другой тип поселений— разбросанный. Поселенцу, то есть плантатору с его рабами, предоставлялось право занять любую часть неосвоенной земли. Здесь решающим моментом являлось установление фактической монополии на землю.17 Именно эта часть плана Джефферсона впоследствии активно проводилась в жизнь плантаторами-рабовладельцами.

Поворотным пунктом в отношениях индейцев с американскими колонистами стала война за независимость, одна из тех великих, «действительно освободительных, действительно революционных войн, которых было так немного среди громадной массы грабительских войн» 18. Американская революция «перед лицом всего человечества» заявила, что колониальная зависимость находилась в противоречии с правами людей на жизнь, свободу и стремление к счастью. Однако это касалось только белых американцев, но не коренного населения Северной Америки.

В 1775 г. при Континентальном конгрессе был образован временный Комитет по делам индейцев, ставший постоянным учреждением уже в следующем году. Первоначально в составе Комитета, ведавшего всеми отношениями государства с аборигенами, было три департамента: северный, центральный к южный. Позднее произошла реорганизация и остались только северный и южный департаменты. Северный департамент Комитета ведал отношениями с индейскими племенами, жившими к северо-западу от Огайо. Поскольку на эту территорию претендовала буржуазия северных штатов, ее представители полностью контролировали северный департамент. Южный же департамент Комитета, занимавшийся делами криков, чироков, чоктавов и чикасавов, был вотчиной плантаторской верхушки Джорджии и обеих Каролин. Договоры с аборигенами должны были заключать специальные комиссары, подведомственные конгрессу, а текущими делами ведали агенты по индейским делам.

Континентальному конгрессу с самого начала пришлось вести борьбу с позицией отдельных американских штатов, претендовавших на безраздельное право купли или захвата индейской земли. Еще в 1775 г. глава делегации Виргинии в конгрессе Д. Мэдисон (в будущем — четвертый президент США) выступил за невмешательство конгресса в отношения Виргинии с ирокезскими и алгонкинскими племенами.19 Не менее активно требовала свободы действий в отношении чироков и криков делегация Северной Каролины20.

В 1777 г. Континентальный конгресс выработал конституцию США, утвержденную в 1781 г., в которой не были зафиксированы права государства на преимущественное ведение дел с аборигенами. Конгресс, однако, неоднократно выносил решения о том, что в будущем граница США должна была отодвигаться все дальше на запад по мере возникновения новых штатов 21. Однако четких формулировок о прерогативах государства в этом вопросе в конституции не было «Статьи конфедерации» только предполагали, что .государств во должно было урегулировать торговлю с индейцами. отметил индеец-чирок Уильям Мейер, написавший книгу по истории взаимоотношений индейцев и США, это была «единственная статья об отношении новой нации к нациям аборигенов»22. Согласно конституции отдельные штаты имели право объявлять войну, а это автоматически давало им возможность захватывать индейские земли.

Своим правом объявления войны прежде других штатов воспользовалась Виргиния, послав свое ополчение к английскому форту Винсенс, находившемуся на земле делаваров и иллинойсов. Американцы изгнали англичан и сумели навязать дел аварам договор об «уступке» ими территории вокруг форта. Этот договор стал прецедентом для навязывания дальнейших договоров о продаже земли индейцев 23.

Договор с делаварами был первой вехой в истории политики США, поскольку Кларк действовал не только от имени своего штата, но и представлял американский конгресс. Исследуя отношения аборигенов и США, буржуазный американский историк Б. Профи отметил, что договор в форте Винсенс открыл счет всем договорам США с индейскими племенами. Профи также заявил, что США признали, в отличие от Англии, «суверенные права племен и периодически заключали с ними договоры» 24. На деле же все без исключения договоры американских колонизаторов с индейцами означали потерю последними своей земли 25.

Окончание войны за независимость и признание Англией суверенитета США поставило сложные проблемы в отношениях нового государства с коренным населением. Особенно важны для США были отношения с алгонкинским военным союзом, в который входили майами, делавары, шауни, кикапу, оттава, оджибвеи, иллинойсы и ирокезоязычные виандоты. Этот вопрос был жизненно важен потому, что Англия щемилась использовать аборигенов против США. Англичанам удалось сохранить за собой восемь фортов, протянувших по индейской земле цепью от Ниагары на востоке до озера Дамплен на западе. Под прикрытием фортов Ниагара, Осуи Сотчи, Пойнт оф Эр, Эри, Осуиго, Датчменс-Пойнт, Детройт Инчилимаккинак англичане вели выгодную торговлю с алгонкинами, но главная их задача заключалась в том, чтобы Противодействовать стремлениям американцев распространить свое влияние на северо-запад от Огайо26.» С этой целью английские колониальные власти стремились превратить алгонкинский военный союз в буфер между США и колонией Англии — Канадой.

Осуществить открытый захват индейской земли сразу же после подписания Парижского мирного договора (1783 г.) с Англией американское правительство не могло не только из-за опасности открытого столкновения со своей бывшей метрополией, но и потому, что у США не было сильной армии, спорной разгромить алгонкинов. Однако отказаться от своих планов в отношении индейцев американская буржуазия не игла. Ее настроения четко выражены были Г. Гамильтоном, который писал в апреле 1785 г.: «Для западных индейских наций в течение нескольких ближайших лет восточной границей станет Миссисипи» 27.

Не менее важные проблемы стояли и перед южным департаментом Комитета по индейским делам, поскольку уже в 1783 г. рабовладельческие штаты Юга начали борьбу за земли индейцев, одновременно споря между собой по вопросу о том, кто имеет «больше прав» на земли криков, чироков, юктавов и чикасавов. Наибольшими аппетитами обладали мантаторы из Джорджии, добивавшиеся включения в состав штата земель криков и чироков. Против джорджийских рабовладельцев совместно выступили плантаторы из Северной и Южной Каролины, призвав «на помощь» Континентальный конгресс. Однако вмешаться в споры плантаторов конгресс не мог, поскольку опасался трений с Испанией по индейскому вопросу28.

Испания еще в 1779 г. отторгла у Англии, занятой войной, Флориду, право на владение которой было подтвержден Парижским мирным договором. Естественно, испанцам пришлось налаживать отношения с криками, чироками, чоктавами и чикасавами. Испанское правительство хорошо осознав а ло, что независимые индейские конфедерации могли прикры ть ее владения во Флориде со стороны рабовладельческих штатов США. Губернатор Флориды Мануэль Сеспедес доносил в Мадрид: «Если мы не будем внимательны к индейцам, они завяжут торговлю с американцами, которые прилагают величайшие усилия, чтобы привлечь их на свою сторону» 29.

Действительно, испанцам удалось наладить торговлю с аборигенами, заключив несколько договоров с криками, чоктавами и чикасавами. Особенно успешно испанские колониальные власти вели свои дела с криками, вождь которых Александр Мак-Гилливрей придерживался происпанской ориентации 30. 1 июня 1784 г. вождь криков подписал от имени конф е дерации договор с Испанией на довольно выгодных для индейцев условиях: испанцы обязались торговать с криками всем необходимым вплоть до оружия, нужного индейцам для защиты от; плантаторов-рабовладельцев 31.

Раздоры южных рабовладельческих штатов, их безуспешные попытки своими силами захватить индейские земли вы звали стремление части плантаторов, буржуазии и фермеров Юга к установлению в США сильной центральной власти поскольку продвижение на запад невозможно без эффективных средств борьбы против аборигенов. Таким средством могла стать только регулярная армия, подчинявшаяся центральному правительству. Кроме того южане были заинтересованы в том, чтобы правительство США договорилось с Испанией об использовании американскими гражданами Миссисипи для торговли, что особенно важно было из-за отсутствия сухопутных дорог. Конгресс, не обладавший на международной арене необходимым авторитетом, решить эти задачи не мог.32

Сильной центральной власти желала и буржуазия Севера стремившаяся захватить алгонкинские земли. В мае 1787 г Конвент представителей американских штатов начал обсуждение новой федеральной конституции. Среди 65 делегатов было 15 плантаторов и 14 спекулянтов землей, выступавших единым фронтом во всех вопросах, касавшихся увековечения св оей политической власти. Обе группировки рьяно требовали новых захватов и дележа земли индейцев.

После принятия федеральной конституции американское правительство поддерживало плантаторов в конфликтах с конфедерациями криков и чироков. Недаром К. Маркс следующим образом охарактеризовал союз плантаторов-рабовладельцев и правительства США: «Как во внутренней, так и во внешней политике Соединенных Штатов интересы рабовладельцев служили путеводной звездой»33.

В июне 1787 г. правительство направило на границу штата Джорджии с племенами криков полк пехоты, пять кавалерийских эскадронов и артиллерийское подразделение. Такие же отряды были выставлены на границе обеих Каролин с сроками34. Войска эти использовались не столько для охраны американской границы, сколько для захвата индейской земли.

Вслед за принятием новой конституции буржуазия северных американских штатов добилась принятия так называемого Северо-западного ордонанса, который впервые в истории США законодательно оформил широкие права американского правительства в отношениях с аборигенами. Буржуазное лицемерие заставило государственных мужей США вспомнить в ордонансе и об индейцах: «По отношению к индейцам всегда будут соблюдаться самые добрые намерения, а их земли и собственность никогда не будут изъяты без согласия на это». Сразу же вслед за этим следовало, однако, прямо противоположное по смыслу утверждение: «Их (индейцев — В. К.) собственность, права и свобода никогда не будут попраны или нарушены за исключением справедливых войн, санкционированных конгрессом»35.

Северо-западный ордонанс послужил основой для экспроприации земли индейцев, проводимой американскими колонизаторами под видом ее «купли». В октябре 1787 г. конгресс США, назначивший генерала А. Сент-Клера губернатором Северо-западной территории (включала земли между Огайо «Великими озерами — В. К.), следующим образом определил функции нового губернатора: «Тщательно исследуйте подлинные настроения индейских племен, обитающих в зоне северного департамента по индейским делам… Вы должны использовать любые возможности, дабы выявить влиятельных вождей и военачальников различных племен… Этих людей Вы при. влечете к Соединенным Штатам любыми доступными средствами»36.

Инструкцию конгресса Сент-Клер понял как приказ обеспечить интересы земельных спекулянтов. После ряда встреч с индейскими вождями ему удалось подкупить некоторых вождей делаваров, оттава, оджибвеев, потаватоми и ирокезов, которые 9 января 1789 г. подписали в форте Хармар договор. По его условиям американцы получили право на колонизацию нынешних штатов Огайо и Индиана 37.

В январе — феврале того же года Совет алгонкинского военного союза вынес решение о непризнании договора, поскольку племена, упоминаемые в нем, не посылали вождей, предателей в форт Хармар для встречи с Сент-Клером (только один из этих вождей — оджибвей Масас имел право говорить с колонизаторами от имени племени — В. К-) 38

Решение Совета алгонкинского союза позволило американскому правительству развязать американо-алгонкинскую войну 1790—1794 гг. Первоначально американские войска потерпели поражение: индейцы разгромили отряды генералов Хармара (1790) и Сент-Клера (1791). Под влиянием побед алгонкинов начали борьбу против колонизаторов крики и чироки, изгнавшие плантаторов со своих земель к осени 1792 г. Однако борьба плохо вооруженных и немногочисленных индейских воинов против армии капиталистического государства закончилась поражением аборигенов. В августе 1794 г. алгонкинские воины были разбиты генералом А. Уэйном в битве при Фоллен Тимберс (близ г. Толидо в штате Огайо — В. К.). Через год после этого аборигены подписали Гринвиллский мирный договор, позволивший США установить протекторат над огромной индейской территорией от Великих озер до Огайо39. Поражение алгонкинов заставило временно сложить оружие и криков и чироков.

В 1795 г. для США сложилась благоприятная обстановка в вопросе о западных землях, на которые ранее претендовали рани я и Англия. Последняя, занятая войной в Европе, на вр е мя отказалась от претензий на индейские земли, а ее бывш а я союзница Испания беспокоилась лишь о сохранении своей колонии — Флориды от посягательств США. Именно потому американские колонизаторы получили реальные возможности для продолжения территориальной экспансии на Запад40, но для этого следовало закрепиться на уже захватной индейской земле.

Лишившись поддержки, хотя и корыстной, английских и испанских колонизаторов, аборигены испытали сильнейший напор США, требовавших все новых и новых земельных «уступок». Подготовить условия для новых экспроприаций земель американское правительство смогло через своих агентов по делам индейцев и миссионеров. Конечно, американская буржуазия лелеяла мысль о том, что аборигены без борьбы уступят св ое достояние — землю. Однако для этого надо было «цивилизовать» аборигенов. Весьма популярным мнением среди ам ериканской буржуазии и плантаторов в конце XVIII в. было представление о том, что «дикари могут быть превращены в цивилизованных людей двумя способами: христианизацией… и внушением любви к собственности»41.

Тогда-то и выдвинул Т. Джефферсон план «цивилизования» аборигенов, теоретически зиждившийся на следующих принципах буржуазного гуманизма: защита прав индейцев а принадлежавшие им земли; контроль- за деятельностностных лиц среди индейцев; регулирование взаимовыгодной торговли с аборигенами; запрещение продажи индейцам алкоголя; равная мера наказания для белых и краснокожих и уголовные преступления; приобщение аборигенов к плоим цивилизации42.

В действительности индейская политика США полностью противоречила провозглашенным Джефферсоном принципам. Особенно явно колониальный характер отношения американского правительства к индейцам прослеживается в деятельности агентов по делам индейцев, подобный агент «должен стать «отцом» индейцев и представлять «Великого отца» — президента, находившегося в Вашингтоне» 43.

Т. Джефферсон уже будучи президентом США 27 февраля 1803 г. следующим образом проинструктировал губернатора территории Индиана У. Гаррисона, одновременно являвшегося суперинтендантом по делам индейцев северного департамента: «Нам следует ускорить создание торговых факторий дабы полезные и влиятельные лица (то есть вожди индейских племен — В. К.) влезали в долги торговцам… Когда их долги превзойдут все, что влиятельные лица смогут оплатить, они пожелают уменьшить их, отделавшись уступкой земли»44.

Именно неэквивалентная торговля с аборигенами стала действенным инструментом закабаления их американскими колонизаторами. На словах федеральное правительство стремилось к широкой и взаимовыгодной торговле с абориген ми, на деле же обманывало аборигенов, спаивая их. Любопытные данные о продаже алкоголя индейцам в правительственных факториях содержатся в дневнике фактора фор Уилкинсон Д. Холмстеда, торговавшего с криками. 6 апреля 1803 г. он отметил, что индейцы покупали в фактории спиртное 12 раз на сумму 11 дол. 5,5 центов. В другой записи, 22 июня 1805 г., отмечено, что в тот день индейцы купи, товаров на 16 дол. 37,5 центов, в том числе алкоголя на дол. 62,5 цента 45. Губернатор Индианы У. Гаррисон писал, что в 1805 г. 600 охотников-иллинойсов купили в правительственной фактории 6 000 галлонов спиртного 46.

Весьма полезной для целей американских колонизатор была деятельность миссионеров, способствовавших духовному порабощению аборигенов. В 1789 г. военный министр Г. Нокс писал президенту Вашингтону: «Этих людей (то ее миссионеров — В. К.) следовало бы сделать орудиями воздействия на аборигенов. Подарки индейским вождям должны проходить через их руки и вручаться по их рекомендация. Они ни в коей мере не должны быть заинтересованы в торговли с индейцами или купле земли, дабы не пробудить подозрительность индейцев, чьими друзьями и отцами должны стать миссионеры» 47. И хотя в первой поправке к американской конституции фактически зафиксировано отделение церкви от государства, миссионеры находились на государственном содержании и потому выполняли все распоряжения прави Т ельства48.

Особенно мизерных результатов американские колонизаторы добились в деле «приобщения» индейцев к частной собственности. Объективно стремление государства навязать снятие о частной собственности индейцам было тем троянским конем, который мог расколоть родовое общество. Появление среди примитивных охотников и земледельцев лиц, задающихся исключительно земледелием, продукция которого шла бы на рынок, означало бы появление разделения труда, которое, проникая в производственные процессы «коммунистических общин», по словам Ф. Энгельса, «подрывает коллективный характер производства и присвоения, оно делает пре обладающим правилом присвоение отдельными лицами и вместе с тем порождает обмен между ними»49. В. И. Ленин, говоря об условиях возникновения частной собственности, писал, что в основе ее «лежит зарождающаяся уже специализация общественного труда и отчуждение продуктов на рынке»50.

Конечно, еще до прихода европейцев в Северную Америку подавляющего большинства индейских племен началось разложение патриархальных родовых норм и переход к военной демократии. Социальное расслоение внутри племен юго-восточных индейских конфедераций Северной Америки зашло настолько далеко, что внутри их появились рабовладельцы: родо-племенная верхушка криков, чироков, чоктавов и тиикасавов уже в начале XVIII в. имела товарные рабовладельческие хозяйства51. Однако подавляющее большинство их соплеменников жило в условиях родового строя.

О том, что американские колонизаторы не смогли насильственно внушить индейцам «любовь» к частной собственности, говорится, например, в донесении правительственного переводчика языка виандотов Д. Висгера президенту Т. Джефферсону, посланном в Вашингтон из Детройта в 1809 г. Висгер сообщал, что благодаря деятельности агентов по индейским делам среди виандотов появилось 30 семей, которые по образу американских фермеров обрабатывали кукурузные поля и сбывали произведенную продукцию в Детройте. Однако далее сообщалось, что из этих семей 28 работали совместно,  и соплеменники, на небольшом участке площадью в 160 акров который к тому же не был чьей-то частной собственностью. Только две виандотские семьи отделились полностью от сородичей и самостоятельно обрабатывали свои «фермы» площадью по 6 акров52. Таким образом, капиталистическое государство не могло решить вопросы, связанные приобщением людей родового строя к капиталистически цивилизации.

В начале XIX в. завершился процесс формирования американского буржуазного государства, и президент Т. Джефферсон под давлением, плантаторов и буржуазии, заключивши союз в индейском вопросе, отказался полностью от декларированных им ранее принципов буржуазного гуманизма по отношению к аборигенам. Президент сознательно и преднамеренно выработал план, изложенный в конгрессе в 1803 г. выселить племена левобережья Миссисипи на правый берег этой великой реки и держать их там под наблюдением американской армии до тех пор, пока массы переселенцев не станут достаточно сильными, чтобы погнать аборигенов еще дальше на запад. Джефферсон провозгласил: «Вместо того чтобы приглашать индейцев селиться на наших землях, нашей целью должно быть принудить их эвакуироваться»53.

Этапом в проведении нового плана Джефферсона в жизнь стали договоры со всеми племенами левобережья Миссисипи, навязанные им федеральным правительством в 1803-1809 гг. Эти договоры лишили алгонкинов, криков, чироков, чикасавов большей части их земель и такого важного средства существования, как охота.

Экспансия американских колонизаторов вызвала мощное освободительное движение союза индейских племен различной этнической принадлежности, возглавленное выдающимся вождем из племени шауни Текумсе. Это движение не имело равных себе по размаху и организованности в истории освободительной борьбы индейских племен Северной Америки54, но и оно было жестоко подавлено американскими колонизаторами в 1814 г., ибо «производитель более совершенных орудий насилия побеждает производителя менее совершенных орудий»55. После разгрома движения Текумсе индейцы были н а сильно переселены за Миссисипи.

Политика США в отношении индейцев окончательно сформировалась, идеи буржуазного гуманизма под давлением американской буржуазии и плантаторов уступили место политике геноцида, осуществляемой в США в отношении индейцев по сей день.

Примечания

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 16, с. 68.
  •   Journals of the Continental Congress, 1774—1789, 34 vols Washington, 1904—1937; Annals of the Congress of the United States… 42 vols. Washington, 1834—1856; American State Papers, Class 11, Indian Affairs, Washington, 1832, v. 1; Карpier С (ed). Indian Affairs: Law and Treaties, vol, 2; Documents of United States Indian-Policy, ed by F. P. Prucha. Lincoln, 1975.
  •   The Blount Journal; 1790—1796. Nashville, 1955; Locke у J. В (ed) East Florida. A File of Documents Assembled and many of them translated Berkeley, 1949; Lefler H. T (ed). North Carolina. History told by contemporaries. Chapell Hill, 1956.
  • Black Hawk. Autobiography, ed. by D. Jackson. Urbana, 1964; Caughey J. W. McGillivrey of the Creeks. Norman, 1938.
  • Heсkewelder J. Histoire, moeurs et coutumes des nation Indiennes… Paris, 1822; A Narrative of the mission of the United Brethren among the Delaware and Mohegan Indians. Philadelphia, 1820; David Zeisberger’s History of the Northern American Indians, 1910.
  • Cooper T. Some information Respecting America. N. Y., 1969; Melish J. Geographical Description of the United States. Philad., 1816; Parckinson. A tour in America in 1798. L., 1805, v. 1—2.
  •   Weld I. Travels thorough the States of North America and the Provinces of Upper and Lower Canada during Years 1795, 1796 and 1797. N. Y., 1970; v. 1—2. Ashe T. Travels in America performed in 1808. Newburyport, 1808.
  •   Filson J. The discovery, Settlement and present state of Kentucky. Y., 1962; Imlay G. A Topographical Description of the Western territory of North America. N. Y., 1960; Breckenridge H. M. History of the late war between Great Britain and the United States. N. Y., 1968; McAfee R. B. History of the late war in the Western country. Ann Arbor, 1966.
  • Ramsey D. Ramsey’s History of South Carolina. Spartanburg 1959, v. 1.
  • Аверкиева Ю. П. К истории изучения индейцев в США. — В кн.: Основные проблемы истории США в американской историографии от колониального периода до гражданской войны 1861 —1865 гг. М., 1971; Калашников В. М. Критика американской буржуазной историографии движения Текумсе. — В кн.: Вопросы рабочего и национально-освободительного движения, Днепропетровск, 1975, вып. 2.
  • Фостер У. 3. Очерк политической истории Америки. М., 1955; Рочестер А. Американский капитализм, 1607—1800. М., 1950; Аптекер Г. История американского народа, М., 1961—1962, т. 1—2.
  • Аверкиева Ю. П. Индейцы и война за независимость. — В кн.: Война за независимость и образование США. М., 1976, Золотаревская И. А. Индейцы — коренное население США.— В, кн.: Национальные процессы в США. М., 1973; Ефимов А. В. США. Пути развития капитализма. М., 1969; Бломквист Е. Э., Золотаревская И. А. История колонизации Северной Америки. — В кн.: Индейцы Америки. Этнографический сборник. М., 1955.
  • Ефимов А. В. Указ соч., c. 23—25; Яковлев H. Вашингтон. М., 1973. — с. 38.
  • The American Indian and the United States. A Documentary History, ed. by W. Washburn. N. Y., 1973, vol. 3, p. 2135—2139.
  • Ефимов А. В. Указ. соч., с. 327—328; Калашников В. М. Сведения немецких миссионеров об освободительной борьбе индейских племен Северной Америки против американских колонизаторов. — В кн.: Вопросы германской истории и историографии. Днепропетровск, 1976, с. 118.
  • Ефимов А. В. Указ. соч., с. 73—74.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 48.
  • Harmon J. D. Sixty years of Indian affairs: Political, Economic, Diplomatic, 1789—1850. Chapell Hill, 1941, p. 2.
  •  Alden J. R. The South in the revolution, 1783—1789. Baton Rouge, 1959, p. 351.
  • Moore Ch. The Northwest under Three flags. N. Y„ 1900, p. 351.
  •  Мейер У. Коренные американцы. М., 1974, с. 27.
  • Debо A. A history of the Indians of the United States. Norman, 1971, p. 72.
  • One America. A history of contributions and present problems of our racial and national minorities. New York, 1946, p. 441.
  •  Бломквист Е. Э., Золотаревская И. А. Указ. соч., с. 41—42.
  • Очерки новой и новейшей истории США. М., 1960, т. 1, с. 127—128.
  • Stevens W. Е. The Northwest fur trade, 1763—1800. Urbana, 900, p. 109.
  • Alden J. R. Op. cit., p. 35l.
  • Lосkеу J. В. Op. cit., р. 278.
  • Золотаревская И. А. Индейцы — коренное население США, с. 121.
  •  Сaughеу J. W. Op. cit., р. 75—76.
  • Очерки новой и новейшей истории США, т. 1, с. 107.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 15, с. 342.
  • American states papers. Class 11. Indian Affairs, v. 1, p. 25.
  • Documents of American history, N. Y., 1962, v. 1, p. 131.
  • Harmon J. D. Op.cit., p. 28.
  • Кappler С. J. Op. cit., v. 11. p. 13—18.
  • Dоwnes R. S. Council Fireson the Upper Ohio. Pittsburg, 1940 p. 305.
  • Кappler C. J. Op. cit., v. 11. p. 30—34.
  • Очерки новой и новейшей истории США, т. 1, с. 128.
  • Dwight Т. Travels in New England and New York. Cambridge, Й9, v. 3, p. 18.
  •  Pruсha F. P. American indian policy in the formative years. Lincoln, >70, p. 1—2.
  • Dock E. Vanguards .of the frontier. A social history of the Northern lains and rockey mointains. N. Y., 1941, p. 105.
  • Havighurst W. Wilderness for sale. The story of the first La Rush. N. Y„ 1956, p. 29.
  • Peaeke О. B. A History of the United States Indian factory system. 1795—1822. Denver, 1954, p. 110.
  • Tuсker  G. Tecumseh. Vision of glory. N. Y., 1956, p. 87.
  • Beaver R. P. Church, state and american indian. Sent Louis, 19 p. 64.
  •  См.: Калашников В. М. Сведения немецких миссионеров.. 119—121.
  •  Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 174.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 152.
  • Золотаревская И. А. Указ. соч., с. 115—118.
  • Morse J. A Report to the secretary of war of the United States on indian affairs (1822), Appendix. N. Y„ 1970, p. 17—18.
  • Цит. по: Сeвостьянов Г. Н., Уткин А. С. Томас Джефферсон, М„ 1976, с. 307.
  • См.: Калашников В. М. Текумсе. — Вопросы истории, 1978, № 1.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 170.