Текумсе
Жизнь Текумсе1 — одна из ярких страниц истории борьбы индейских племен Северной Америки за свободу, родной очаг и землю предков. Среди индейских вождей, возглавлявших эту борьбу, особое место занял Текумсе, стремившийся к созданию союза племен, который смог бы бороться с европейскими захватчиками. В любом школьном американском учебнике и в большинстве буржуазных исследований по истории «индейских войн», как правило, отдается должное уму и воинскому таланту Текумсе, но одновременно проводится мысль о том, что вся его энергия была направлена на разрушение цивилизации, которая-де несла индейцам «благо». Вот что пишет, например, известный историк и этнограф Г. Скулкрафт: Текумсе «обладал энергией и храбростью остротой ума и силой духа, всем, чем прославлены наиболее выдающиеся вожди аборигенов. Одно его имя наводило ужас и держало в постоянной тревоге всю нашу северо-западную границу. Он проектировал каждое предприятие, которое дикари пред принимали против белых и принимал заметное участие в каждой резне, каждом убийстве и каждой осаде. Без сомнения он был более оратор, чем солдат, и благодаря убеждающей силе своего красноречия создал один из наиболее могущественных союзов, которые образовывались индейцами в течение последнего века. Его осторожный ум всегда был начеку, ненависть — недремлющей, и сам он был чужд усталости»2.
А таким ли он был? Текумсе родился в 1768 г. в «столице» шауни, поэтически называвшейся «Поселок, вырастающий из ясеней». Тогда в этом селении (близ современного Спрингфилда в штате Охайо) жили индейцы из различных алгонкинских племен, а также виандоты и ирокезы. С детства Текумсе узнал языки многих племен и их обычаи. Впоследствии он научился говорить и по-английски, но никогда не пользовался этим языком при переговорах с белыми. Незаживающей раной в сердце вождя осталась гибель отца и двух старших братьев, защищавших родную землю от колонизаторов3. Ненависть к захватчикам воспитали в Текумсе с детства вожди шауни Кукурузное Зерно и Серебряный Холм. Они были соратниками первого объединителя индейских племен Понтиака и донесли до Текумсе его идеи. Возмужавший Текумсе принял затем участие в отражении попыток колонизаторов захватить алгонкинские земли Сплотившиеся в союз шауни, майами, делавары и кикапу стали преградой на пути экспансионистов. которые еще в период войны британских колоний за независимость стремились овладеть территориями нынешних штатов Охайо и Индиана.
В 1790—1791 гг. американское правительство посылает против алгонкинов четыре военные экспедиции. Вторжение успешно отразили объединенные отряды индейцев, возглавленных Голубой Курткой из шауни и Малой Черепахой из майами. Особенно позорное поражение потерпел отряд губернатора Северо-Западной территории А. Сент-Клера, наголову разгромленный равным числом индейских воинов 4 ноября 1791 года4. Среди тех, кто первым прорвал оборонительные линии американских солдат, был Текумсе, показавший исключительную храбрость. После этого он стал вождем разведчиков. Когда индейцы узнали вскоре о новом походе на них, они пригласили на совет племен представителей ирокезов, виандотов, криков, чироков и чикасавов. Одержала верх линия Голубой Куртки, который призвал к сопротивлению.
В августе 1794 г. разведчики Текумсе донесли Голубой Куртке о том, что из форта Вашингтон вышел 3-тысячный отряд А. Уэйна. Бой индейцы решили дать на р. Мауми, впадающей в оз. Эри. 20 августа близ Фоллен Тимберс противники встретились. На каждого индейского воина приходилось два американских солдата. Отсутствие у аборигенов достаточного количества оружия тоже сыграло свою роль: алгонкины потерпели поражение5. Текумсе ушел с поля боя последним. Через год алгонкины вынуждены были подписать в форте Гринвилл договор грабительские условия которого означали, что белые получили право на обладание землями в нынешнем Охайо, а также установили контроль над территорией в Индиане. Текумсе не захотел подписывать Гоинвиллский договор. К нему прибыл Голубая Куртка и фактически передал ему эстафету руководителя индейского сопротивления. Уже в 1799 г. Текумсе выступил представителем шауни, майами и делаваров на встрече с администрацией Северо-Западной территории по вопросу об урегулировании пограничных конфликтов и потребовал соблюдения тех пунктов договора, в которых говорилось о неприкосновенности индейской земли. Его красноречие произвело сильное впечатление на белых. Один из них отмечал: «Его ораторское искусство более всего свидетельствует об одаренности»6.
В начале XIX в. американское правительство предприняло новое наступление на права индейцев, навязывая им договоры об «уступке» ими земель. Расхищение достояния индейцев связано с именем губернатора территории Индиана У. Гаррисона. Являясь одновременно правительственным суперинтендантом по индейским делам, Гаррисон обманом насилием и подкупом вынудил некоторых индейских вождей подписать в 1803—1805 гг. договоры о продаже ими племенной земли. Эти события дали новый толчок сопротивлению аборигенов, которое возглавил Текумсе. Идейной основой возродившегося сопротивления стало учение Тенскватавы, младшего брата Текумсе, призывавшее отказаться от пагубных плодов белой цивилизации. Проповеди Тенскватавы, начатые в 1805 г., вскоре привлекли к нему много сторонников, причем не все из них понимали, «что его учение может способствовать их объединению для достижения великой цели»7. Янки также не сразу разглядели, что Теискватава, обещавший индейцам возвращение милости Великого Духа в случае следования его советам, способствовал распространению объединительного движения. Характерно признание тогдашнего президента США Джефферсона: «Пророк стал известен, когда я находился у власти, и сразу же, разумеется, привлек мое внимание… Я сделал вывод, что он был фантазером, помешанным на индейской старине, тщетно старающимся повести своих собратьев назад, к фантастическим красотам золотого века… Поэтому мы позволили ему идти своим путем, ни в чем не досаждая»8. Президент покривил душой: как только янки узнали, что новое учение запрещает межплеменные войны и разрешает применение огнестрельного оружия против захватчиков, они начали хулить Тенскватаву.
В апреле 1806 г. Гаррисон направил индейцам послание, в котором насмехался над новоявленным пророком и предлагал, чтобы индейцы потребовали от него чудес, способных доказать, что он действительно является посланцем Великого Духа9. Но Гаррисон просчитался: «чудеса» произошли. 16 июня ожидалось солнечное затмение, Гарвардский университет послал для наблюдений три экспедиции. О затмении заранее узнал и Текумсе. По его настоянию Тенскватава в день затмения в присутствии многих своих последователей сначала «спрятал» солнце, а затем «вернул» его, что оказало сильнейшее влияние на очевидцев, уверовавших в магическую силу Тенскватавы, и с этого времени началось триумфальное распространение нового учения среди индейцев10.
В 1807 г. Текумсе пригласил представителей алгонкинских племен, виандотов и ирокезов на совет. Более 500 индейских вождей и воинов приняли решение о совместных действиях в вопросе о земле, даже если это касалось лишь одного племени. В 1809 г. Текумсе повелел Тенскватаве выстроить в устье р. Типпекану специальное селение как центр антиколонизаторского движения. Оттуда Текумсе отправился в поход, целью которого стало привлечение племен, живших на просторах, раскинувшихся вплоть до берега Мексиканского залива, в возглавленный им союз. Оттава, оджибвеи, потаватоми, саки, фоксы, оседжи, крики, чироки, чоктавы, чикасавы, семинолы услышали его призыв: «Где сегодня племя пекотов? Где наррагансеты, могикане, поканокеты и много других когда-то могущественных племен нашего народа? Они исчезли с лица земли под натиском жадных и жестоких белых людей, как исчезает снег под летним солнцем. Разве позволим мы теперь, чтобы уничтожили и нас? Разве отдадим без борьбы наши дома, нашу землю, которую завещал нам Великий Дух, могилы наших предков и все дорогое и святое для нас? Я знаю, что вы вскричите вместе со мной: — Нет, никогда!»11.
Деятельность Текумсе настолько встревожила Вашингтон, что президент Дж. Мэдисон настаивал на принятии любых мер, которые помогли бы внести раскол в индейское движение. Пока Текумсе находился вдали от Типпекану, Гаррисон вызвал в столицу Индианы Винсенс нескольких индейских вождей, которые уже были запятнаны связями с колонизаторами, и предложил им подписать новый договор об «уступке» земель. Вожди, среди которых ведущую роль играл Малая Черепаха, предавший своих соплеменников, согласились. Но с ними пришли до 1 тыс. индейских воинов, которые могли помешать сговору. Гаррисон решил вопрос просто, приказав выставить в индейском лагере бочонки с виски, и устроил массовую пьянку. Пока воины отравляли себя алкоголем, Гаррисон и вожди поспешно подписали 13 сентября 1809 г. договор, по условиям которого за сумму в 5200 долл. и обещание ежегодной выплаты индейцам еще 1700 долл. США получили 3 млн. акров земли в нынешнем штате Индиана12.
Текумсе, вернувшись, собрал новый совет союзных племен. Было решено, что впредь карой за предательство интересов индейских племен должна быть смерть. Совет решил также, что Текумсе должен отправиться на встречу с Гаррисоном и потребовать расторжения несправедливого договора. В августе 1810 г. Текумсе в сопровождении 30 воинов прибыл в Винсенс. Гаррисон, сидевший в кресле, сказал индейскому вождю: «Твой отец предлагает тебе сесть возле него». Тот ответил «Мой отец? Солнце — мой отец! Земля — моя мать! И на ее груди я умру»13. Далее Текумсе изложил историю взаимоотношений индейских племен с белыми и резко высказался против практики покупки земли через предателей: «Продать нашу землю? Почему бы не продать воздух и великое море так же. как и землю?» Он заявил, что все договоры, навязанные таким способом колонизаторами, неправомочны: «Те, кто продавал землю, не были ее владельцами. Я говорю от имени ее настоящих владельцев — всех индейцев. Вожди, продавшие землю, сделали на нее заявку, но племена которые со мной, на это не согласны»14.
Гаррисон, перечисливший «благодеяния», оказанные индейцам правительством США, заявил, что Текумсе лжет, поскольку договоры с индейцами были сполна оплачены. Текумсе закричал: «Это неправда!» Столкновение индейцев с американскими солдатами, окружавшими место переговоров, казалось неминуемым, но Гаррисон не решился отдать приказ о нападении, и индейская делегация ушла с переговоров. Губернатор приехал через несколько дней в индейский лагерь, чтобы наедине встретиться с Текумсе, и попытался подкупить его, но на его гнусные предложения в ответ услышал: «Я — шауни! Мои отцы были воинами. Я, их сын, тоже воин. От моего племени я получил жизнь, и без него я ничто»15.
Покинув Винсенс, Текумсе стал готовить восстание. Он отправился на Юго-Восток, чтобы выяснить, окажут ли ему помощь чироки, крики, чоктавы и чикасавы. Его идеи и учения Тенскватавы нашли горячий отклик в сердцах рядовых воинов16. Один янки, присутствовавший при встрече Текумсе с криками, так описал свои впечатления: «Глаза Текумсе сияли сверхъестественным светом, все его тело дрожало от возбуждения, его голос раздавался над толпой, то опускаясь до низкого музыкального шепота, то поднимаясь до высшего регистра… Я слышал много больших ораторов, но никогда не встречал кого-либо с таким мощным голосом, как у Текумсе, или с такой способностью управлять мускулами лица»17. Тогда же слушал Текумсе навсегда запомнивший этого великого индейского вождя совсем еще юный Оцеола, описанный Т. Майн Ридом в 1858 г. в романе «Оцеола, вождь семинолов».
В 1811 г. Текумсе вернулся в Типпекану, где увидел лишь развалины своей резиденции В его отсутствие Гаррисон спровоцировал конфликт на американо-индейской границе ставший поводом для похода против «Города Пророка», где оставался Тенскватава. Когда за месяц до приезда Текумсе к Типпекану подошли более 1 тыс. американских солдат и ополченцев, перед индейскими вождями, имевшими в распоряжении около 500 воинов, встал вопрос, проявить ли покорность или дать отпор? Убежденный в том, что Великий Дух поможет индейцам, Тенскватава решил сражаться. Индейцы пошли в бой, ободряемые словами «пророка». Один из участников сражения так описывал ход боя: «Индейцы предприняли четыре или пять атак на наши линии, вопя и визжа во время наступления, стреляя из ружей и луков в наши шеренги. Отбрасываемые назад после каждой атаки, они отступали подбирая своих мертвых и раненых»18. Когда индейцы ушли, их столица была сожжена. Именно эта победа открыла впоследствии Гаррисону дорогу к креслу президента: на выборах он выступал как «ветеран Типпекану».
Но уже в следующем году к руинам Типпекану стали возвращаться индейцы. Совет племен решил, что против колонизаторов должна вестись «священная война». Виандоты были выбраны «хранителями великого пояса союза и возжигателями огня совета племен»19. Индейцы не были единодушны лишь в одном: когда открыть военные действия? Но в июне 1812 г. началась англо-американская война, причиной которой было стремление «буржуазии и плантаторов США к захвату новых территорий, с одной стороны, и деятельность Англии, направленная на подрыв экономики и торговли США, — с другой»20. Индейцы приняли участие в войне на стороне англичан, решив использовать ее в своих интересах. Союз индейцев с англичанами мог быть только временным, и первые это понимали: «Взгляды аборигенов ясны — янки и англичане заодно против краснокожих»21. 12 июня американский генерал У. Халл вторгся в Канаду. Около 3 тыс. индейцев выступили на помощь англичанам. Кроме Текумсе, аборигенов возглавляли потаватоми Медвежьи Плечи и сак Черный Ястреб. Когда Халл осадил форт Мелден, индейцы стали тревожить набегами его солдат. Потом воины Текумсе перерезали пути снабжения. Войска Халла оказались в безвыходном положении и сдались англичанам. Деятельность Текумсе была высоко оценена английским командующим, называвшим шауни «выдающимся человеком» и «Вашингтоном индейцев». Текумсе и Черный Ястреб были якобы произведены в генералы английской армии (они получили из рук англичан соответствующую форму и гордо надели ее).
В конце 1812 г. Текумсе начал свой последний поход к индейцам Юго-Востока, надеясь, что весть о его победах заставит их выступить против янки вместе со своими северными братьями, и в августе 1813 г. конфедерация криков подняла восстание, возглавленное вождем Красным Орлом и пророком Джозия Фрэнсисон. Еще в апреле Текумсе вернулся в Мелден. Вместо энергичного И. Брока, погибшего в бою, англичанами командовал теперь презиравший индейцев Г. Проктер. Янки под командованием У. Гаррисона пробирались той порою из Кентукки к верховьям р. Мауми. Несмотря на отговорки Проктера, Текумсе двинулся навстречу врагу при содействии крохотного отряда англичан с пушками и осадил американцев в форте Мейгс. По обычаю индейцев их вожде послал Гаррисону вызов на поединок: «Со мной — 800 храбрецов. С тобой в убежище — равное число. Выходи с ними и прими бои. Ты говорил, как храбрец, когда мы встретились в Винсенсе, и я уважал тебя. Но сейчас ты спрятался за бревнами и землей, подобно земляной свинье. Дай мне ответ, Текумсе»22. Ответа он не дождался. Разведчики же донесли, что на помощь Гаррисону движутся 1100 волонтеров из Кентукки. Текумсе совершил быстрый марш в окрестности форта Детройт и в леcу близ р. Рейзн окружил янки. После блестяще осуществленного им маневра он более 500 врагов перебил, а 150 взял в плен. Индейцы доставили пленных к Проктеру. Тут английский генерал приказал напоить индейскую стражу, и она, подстрекаемая английскими офицерами, начала резню. Когда об этом узнал Текумсе, он успел принять энергичные меры и спас большую часть пленных. Разъяренный провокационным поведением Проктера, индейский вождь нас- стоял на встрече с ним. Генерал отвечал: «Твоих индейцев нельзя контролировать. Ими нельзя командовать». Тут Текумсе нанес Проктеру самое тяжкое по понятию индейцев оскорбление закричав: «Убирайся! Ты не годишься в командиры. Иди и надень женскую одежду. Я воюю ради освобождения, ты — ради убийств»23.
Дальнейшие взаимоотношения Текумсе с англичанами — цепь сплошного предательства ими интересов индейцев, особенно после того, как 13 сентября 1813 г. О. Перри разбил на оз. Эри английскую флотилию. Опасаясь попасть в окружение, Проктер вывел свои войска в Канаду. Текумсе, не желавший отступать с англичанами, требовал, чтобы ему оставили оружие и боеприпасы24, но тщетно. Безоружным индейцам тоже пришлось уйти в Канаду, а за ними последовали 3 тыс. американских солдат. В октябре 1 тыс. индейцев стала лагерем близ р. Темза. Неподалеку расположились бивуаком 600 англичан. С юга приближались янки. Индейский вождь появился перед своими воинами без ненавистного ему теперь английского мундира, в оленьей куртке. Его отличали только перья орла25. Его воины отразили несколько атак главных сил Гаррисона. Текумсе был ранен, изо рта его сочилась кровь, но он продолжал стрелять, пока не получил последнюю, смертельную рану. Тем временем на английском фланге шла легкая дуэль на расстоянии. Сразу же после боя возник рассказ о том, что янки «вырезали из спины Текумсе после его гибели несколько ремней для правки бритв»26. Среди участников сражений появилось множество «обладателей сувенира», и каждый из них потом хвастался, что это он покончил с 45-летним вождем, о котором даже Гаррисон сказал, что «если бы все это происходило не вблизи границ Соединенных Штатов, то Текумсе стал бы основателем империи, которая по славе могла бы сравняться с Мексикой или Перу»27.
Черный Ястреб позднее рассказывал: «Ночью мы похоронили наших мертвых собратьев и спасли тело Текумсе, хотя вплотную перед нами мелькали огни американского лагеря»28. Где-то вблизи места своей гибели Текумсе и был погребен.
Примечания
- Это имя с диалекта алгонкинского племени шауни лингвисты переводят по-разному: метеор, летящая стрела, выжидающая пантера.
- R. Schoolcraft. Travels through the Western Regions of the United States. Ann Arbor. 1966, p. 76.
- M. Стингл Индейцы без томагавков. М. 1971, стр. 289
- W. Е. Wilson. Indiana. A History. Вlооmington. 1966, p. 32
- R. L. Lockridge. The Story of Indiana. Oklahoma City. 1956, p. 128.
- S.G. Tucker. Tecumseh. Vision of Glory. N. Y. 1956, p. 82.
- Д. Теннер. Рассказы о похищении и приключениях Джона Теннера. М. 1963, стр. 198.
- G. Tucker. Op. cit. р. 104.
- В. Drake. Life of Tecumseh. N. Y. 1969. pp. 89—90.
- D. С. Сооkе. Fighting Indians of America M. Y. 1966, pp 100- 101.
- Д. Браун. Поховайте мое серце у Вундед-Hi «Bcecвiт», 1975, № 6, стор. 193.
- Рыночная стоимость этой земли составляла тогда 6 млн. долл. (G. Tucker. Op. cit. p. 150).
- F. Сleavs. Old Tiopecanoe. William Henry Harrison and His Time. N. Y. 1969, p. 73.
- G. Tucker. Op. cit., p. 163.
- V. I Armstrong. I Have Spoken. American History trough the Voices of the Indians. N. Y. 1972, p. 50.
- Н. S. Hallbert, Т. Н. Ball The Creek War of 1813 and 1814. Alabama. 1969. pp. 43— 53.
- G. Tucker. Op. cit., p. 210.
- «America’s Frontier Story A Documentary History of Westward Expansion». Ed. by M Ridge and R. A. Billington. N. Y. 1969, p. 261.
- М. Ch. Macleod. The American Indian Frontier. L. 1928, P. 432.
- А. В. Ефимов. США: пути развития капитализма. М 1969 стр. 446—447.
- С. Clink. Tecumseh. Fact and Fiction in Early Records N. Y. 1961, p. IV.
- G. Tucker. Op. cit, p. 288.
- Ibid., p. 294.
- R. В McAfee. History of the Late War in the Western Country. Ann Arbor. 1966. P. 373.
- M. Cтингл. Указ. cоч., стр. 29
- N. M. Luxon. Nile’s Weekly Register. Baton Rouge 1947. P. 168.
- L. P. Todd, M. Curtis. Rise of American Nation. N. Y. 1961, p. 240.
- F. Сleavs. Op. cit., p. 204.