Документы по истории Русской православной церкви в Северной Америке периода с 1793 по 1872 гг. в фондах РГИА и РГАВМФ

Ю. С. Егорова
В статье анализируется корпус документов православной духовной миссии в Русской Америке от начала освоения русскими северо-западного побережья Северной Америки до его уступки США в 1867 году

В Российском государственном историческом архиве (далее РГИА) и в Российском государственном архиве военно-морского флота (далее РГАВМФ) сосредоточен целый комплекс документов по истории Русской православной церкви в Северной Америке с 1793 по 1872 гг. (период, охватывающий время организации первой православной духовной миссии и направления ее в Северную Америку до событий, связанных с перенесением архиерейского центра из Ново-Архангельска в Сан-Франциско). Все привлеченные документы можно сгруппировать по отдельным проблемам. При изучении источников и раскрытии темы мы руководствовались методикой разработанной д.и.н. А.Ю. Петровым по изучению истории Русской Америки1.

  • Документы, связанные с организацией и направлением первой православной духовной миссии в Северную Америку (1793-1794 гг.);
  • Источники, освещающие особенности взаимоотношений миссионеров с компанией И.Л. Голикова и Г.И. Шелихова, а позднее и с Российско-американской компанией (РАК);
  • Источники, раскрывающие особенности служения в Северной Америке белых священников (с 1820-х гг.)
  • Документы, информирующие о состоянии православной церкви в Северной Америке после продажи Аляски США, а также о перенесении архиерейской кафедры из Ново-Архангельска в Сан-Франциско (1872 г.)

Следует отметить, что с архивным материалом по данной проблематике работали многие исследователи, однако в указанных архивохранилищах все еще остаются документы, которые практически не привлекали внимание исследователей.

Цель данной работы – охарактеризовать в целом выявленный документальный материал, хранящийся в РГИА и РГАВМФ по истории Русской православной церкви в Северной Америке в обозначенный период, и проанализировать документы, которые еще не достаточно полно введены в научный оборот.

В РГИА источники по данной проблематике в основном сосредоточены в фондах 796 (Канцелярия Синода) и 797 (Канцелярия обер-прокурора Синода). В фонде 796 имеется дело, в котором освещена история создания и направления первой православной миссии в Северную Америку. Среди документов данного дела имеются письма митрополита Новгородского Гавриила синодальному обер-прокурору А.И. Мусину-Пушкину за 1793 г., а также журналы заседания Св. Синода за 1793 – 1794 гг. В данных источниках освещены проблемы подбора кандидатов в миссию и другие организационные вопросы, связанные с формированием православной миссии. Следует отметить, что проблема организации и направления первой официальной православной миссии хорошо изучена в литературе на основе документального материала, хранящегося в данном архивохранилище1.

В РГАВМФ не удалось обнаружить каких-либо источников, посвященных истории создания первой православной миссии. Следует отметить, что специфика документального материала, хранящегося в РГАВМФ состоит в том, что сюжеты, связанные с распространением православия в Северной Америке освещают источники, в которых имеются свидетельства присутствия на русских кораблях флотского духовенства. Вместе с тем, данные документы представляют собой наиболее труднодоступную группу. Такие источники можно лишь случайно обнаружить в послужных и формулярных списках участников экспедиций, среди которых часто были и священнослужители. Проблема присутствия духовенства на русских кораблях являлась предметом исследования в ряде работ2. Следует отметить, что в РГАВМФ хранятся документы, освещающие период распространения православия в Северной Америке в 1790-1791 гг. В фонде 214 (Северо-восточная географическо-астрономическая экспедиция капитана И.И. Биллингса (1785-1794 гг.) имеется дело под названием «Географической астрономической морской секретной экспедиции нач. флота Господину капитану Первого ранга Иосифу Иосифовичу Биллингсу священника Василия Сивцова»3. (Священник находился на борту корабля «Слава России», ходившем в 1790-1791 гг. и сопровождал экспедицию Биллингса). В связи с тяжелым состоянием здоровья Сивцов попросил увольнения из экспедиции, указав, вместе с тем, что «нижнекамчатского города в семидесяти верстах имеется священник Григорий Колесов, находящийся при том городе священник Никифор Никифоров, священник алеут Логинов»4. В этом же фонде имеется «рапорт кап. Р. Галла об определении в матросы и крещении жителя Америки взятого толмачем с мыса Св, Илии»5. (Капитан Р. Галл – помощник Биллингса, выходец из Англии). Указанный фонд также содержит дело, в котором отражены сведения об обращении в православную веру жителей Северной Америки в указанный период6.

Проблема взаимоотношений православных миссионеров с Российско-американской компанией отражена в документах, хранящихся в РГИА. Прежде всего – это источники, затрагивающие финансовые проблемы, существовавшие между миссионерами и РАК. Фонд 796 (оп. 104) содержитотношение Министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына обер-прокурору Св. Синода по поводу денежного долга Российско-американской компании перед Синодом. Документы по этому вопросу находятся также в фонде 797, в деле, содержащем переписку с Министерством финансов о Кадьякской миссии «касательно забранных Американскою компаниею денег якобы в пользу»7. Следует отметить, что финансовые аспекты во взаимоотношениях между Российско-американской компанией и Св. Синодом изучены в литературе не достаточно подробно, а между тем, этот вопрос «вызвал длительное разбирательство между Синодом и компанией8. Отметим также и комплекс документов, в которых имеются свидетельства об отправлении на Аляску иеромонаха Гедеона, направленного туда с целью ознакомления с состоянием дел в миссии. В фонде 815 (Александро-Невская Лавра Синода) имеется дело «о назначении и отправлении в Американскую Миссию Соборного Александро-Невской Лавры иеромонаха Гедеона»9. В деле находится «послужной список Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонаха Гедеона»10 и другие документы, свидетельствующие о его деятельности на Аляске.

В 20-е годы XIX в. в Северную Америку начали прибывать белые священники. Значительная масса дел по истории Русской православной церкви в Северной Америке, связанная с просветительской деятельностью Иоанна Вениаминова находится в РГАВМФ в фонде 1375 (материалы по истории Российско-американской компании и российских владений в Северной Америке — коллекция микрофильмов из архива Конгресса США). Следует отметить, что часть материалов из этой коллекции опубликована и доступна широкому кругу исследователей11. В РГАВМФ нами были исследованы неопубликованные материалы из этого фонда. Прежде всего, это документы, освещающие проблемы прибытия на о. Уналашка священника Иоанна Вениаминова. Например, в письме «Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Муравьеву М.И. о необходимости улучшения положения церкви на Кадьяке», говорится, что на Уналашку «во священники приуготовлена уже в Иркутске особа, и будет нынешнею навигациею отправлена чрез Охотск, то теперь и к навигации будущаго года должно испросить мирского священника»12. В этом же фонде имеется и группа дел, в которой содержатся свидетельства и о других белых священниках, служивших в Северной Америке. Отметим, например, целый корпус документов данного фонда, связанных с личностью священника Фрументия Мордовского, который служил на Кадьяке до 1832 г.13. Фонд 213 (Послужные, формулярные и кондуитные списки и аттестаты участников экспедиции (1819-1822) гг.) содержит «письма управителя конторы Ивана Кускова и кап.-лейт. Шишмарева о совершении христианских обрядов крещения, бракосочетания над жителями русскими и алеутами»14. В деле есть поименные списки крестившихся лиц в июле 1820 г. на о. Уналашка.

Интересный документ удалось обнаружить в одном из дел фонда 213. В документе под названием «Экспедиция в Северный ледовитый океан кап.-лейт. Васильева М.Н. в 1819-1822 гг.» имеется «Послужной список команды 20 пушечного шлюпа Благонамеренного священника Михаила Иванова за 1822 год»15. Источник содержит сведения о национальной принадлежности Михаила Иванова, в частности, отмечается, что он происходил «из иностранной нации называемой башкиры»16. Происхождение священника Михаила Иванова при наличии определенной источниковой базы может стать предметом специального исследования. Следует отметить, что как только «судна “Благонамеренный” и “Открытие” под командованием Г.С. Шишмарева и М. Н. Васильева прибыли на о. Уналашка, к Г.С. Шишмареву обратился правитель Уналашкинского отдела И.В. Крюков с просьбой прислать на остров священника Михаила Иванова для того, чтобы тот крестил и венчал “находящихся здесь (в Уналашкинском отделе. — Л. Я.) россиян с прижитыми их от алеуток детьми”. В свою очередь, Г. С. Шишмарев попросил снабдить его “шестью алеутами, знающими язык народов, обитающих около Беренгова пролива, а также тремя трехлючными и одной однолючной байдарками”. К сожалению, переводчиков не нашлось. В то же время иерей Михаил Иванов “немедля приступил к священнодействиям”. Было крещено 175 русских алеутов и креолов, в том числе сыновья и дочери 56-летнего И.В. Крюкова. 24 августа 1820 г. священник Михаил Иванов уведомил начальника экспедиции М. Н. Васильева о том, что священные обряды с “жителями алеутской гряды Уналашки” исполнены»17.

Сведения, содержащиеся в «послужном списке» о священнике, позволяют дополнить его биографию. В частности, в документе говорится, что Михаил Иванов «в семинарии не обучался»18. Кроме того, имеются сведения о том, что он «вдов и имеет сына Захара Михайлова в Санкт-Петербурге в казенной части»19. Следует отметить, что указанные свидетельства не достаточно полно использовались исследователями, несмотря на то, что данные документы введены в научный оборот.

В РГИА также имеются источники, связанные с направлением белых священников в Северную Америку. Например, в фонде 796 имеется «донесение Главного Правления Российско-Американской компании от 17 февраля 1822 г.»20 о необходимости направления белого священника в российские колонии и «определение Св. Пр. Синода от 21 февраля 1822 г.»21 с предписанием иркутскому епископу Михаилу избрать для служения на Уналашке белого священника.

Документы, связанные с положением православного духовенства на территории бывших русских владений находятся в РГИА в фонде 1152 (Государственный Совет). К рассматриваемой теме имеют отношение два дела: «Об учреждении архиерейской кафедры в бывших русских владениях в Северной Америке»22 и «О порядке отпуска сумм причитающихся на содержание православного духовенства в Сев. Америке»23. После продажи Аляски США, с инспекцией о состоянии бывших русских колоний был направлен и капитан 2-го ранга А.А. Пещуров. В фонде 20 (Департамент торговли и мануфактур МФ) имеется дело, касающееся положения Русской православной церкви в Северной Америке после продажи Аляски США. Пещуров отмечал, что православное духовенство находится в крайне затруднительном положении. Несмотря на то, что он определил им денежное содержание, «размер сего содержания хотя гораздо выше тех окладов жалованья, которые тамошнее духовенство до сих пор получало, но не превосходит крайней необходимости, ибо прежнее штатное жалование колониального духовенства составляло меньшую долю их общаго содержания, так как духовенство сверх жалования получало от компании квартиры, отопление, освещение, прислугу и разные другие пособия и пользовалось доходом от прихожан, простиравшимся до 2 т.р. за безвозмездное отправление церковных треб, каковой доход, собираемый со служащих по подписке, за выбытием ныне большей их части прекратился. Ситхинское же духовенство не имеет никаких хозяйственных заведений»24.

Особый комплекс дел по истории православной церкви в Северной Америке во второй половине XIX в. составляют документы, освещающие вопросы о сборе пожертвований для строительства православных храмов в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Российское правительство поддержало кампанию для привлечения средств, принявшую широкий размах. В одном из дел фонда 1284 (Департамент общих дел МВД) имеется «Приглашение к пожертвованиям на постройку Православного храма в Нью-Йорке». В «Приглашении» отмечается, что «при первой вести в предположении устроить православный храм в Нью-Йорке, некоторые Американцы, не принадлежа к исповедуемой нами вере, пожелали принять непосредственное участие в этом богоугодном деле и пожертвовали на этот предмет до 2500 долларов»25.

Фонд 799 (Хозяйственное управление при Синоде) содержит дела, в которых имеются сведения о суммах, жертвуемых на постройку храма, а также о лицах, внесших пожертвования. Например, редакцией «Артиллерийского журнала» было пожертвовано 5 рублей 80 копеек серебром «на постройку православного храма в Нью-Йорке и два рубля на постройку храма в Сан-Франциско»26. В деле имеется также записка действительного статского советника Романа Осиповича (Суского), гласившая: «…спешу принесть мою посильную лепту прилагаемыми при сем двадцатью пятью рублями, которые приняв покорнейше прошу препроводить по назначению»27. В деле имеется большое количество других подобных записок о пожертвованиях от разных лиц. В фонде 472 (Канцелярия Министерства Императорского Двора) имеется дело «О поручении, по Высочайшему повелению, архитектору Гриму составления проекта на предполагаемую постройку Православного храма в Нью-Йорке»28. Фонд 478 (Императорская охота) содержит «рапорт об открытии среди служащих Егермейстерской конторы подписки для построения православного храма при русской миссии в Нью-Йорке»29. Комплекс документов подобного рода содержится и в РГАВМФ в фонде 410, Оп. 2, Д. 2809 «Письмо обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого от 5 июля №3478 с приложением Н.К. Крабе». (Н.К. Крабе – военно-морской деятель, управляющий Морским министерством с 1860 г.) Д.А. Толстой отмечал в своем письме, датированном 1865 г., что «по недавним известиям из Америки, православное население Сан-Франциско, довольно малочисленное и состоящее преимущественно из славян, весьма желало бы иметь у себя православный храм»30. Он также сообщает, что «кроме местных духовных интересов, с постройкой храма в Сан-Франциско связаны общие интересы православного христианства в будущем. В последние годы в Америке как и в Англии, в среде епископальной церкви, проявилось и с каждым годом усиливается стремление к соединению с православной церковью»31.

Фонд 797 (3 стол, 2 отделение) содержит целый пласт практически не изученных документов, посвященных попыткам сближения Епископальной (Англиканской) церкви в Америке с Русской православной церковью. Данная проблема еще не являлась предметом специального изучения, что открывает интересные исследовательские перспективы. В фонде хранится, в частности, дело «О желании североамериканских епископов войти в общение с Восточной церковью»32. В деле имеется «Копия донесения посланника Титова к графу Нессельроде от 22 декабря/3 января 1841/42 года», «Французский перевод с греческого послания Североамериканских епископов Англиканской церкви к Святейшему патриарху Константинопольскому» (1842 г.) и «Копия письма доктора Робертсона к Посланнику Титову от 25 марта 1842 г.».

Определенный интерес представляют документы, связанные с личностью священника Николая Биерринга – настоятеля Нью-Йоркского православного прихода. В деле фонда 797 имеется его рапорт со сведениями о положении Нью-Йоркской домовой церкви и другие документы, связанные с его деятельностью33. В другом деле данного фонда имеется выписка из определения Синода от 8/20 декабря 1871 г., в которой приводятся сведения Биерринга о том, что «два епископа Епископальной церкви в Соединенных Штатах Америки, именно: Юнг, епископ Флориды и Куинтард, епископ Теннеси присутствовали в нашей домовой православной церкви в Нью-Йорке при совершении в ней божественной литургии. Они явились в нашу церковь сразу после окончания съезда епископалов Епископальной церкви в Балтиморе, чтобы от лица Синода выразить свою радость по поводу учреждения здесь в Нью-Йорке православной церкви и свои надежды, что при посредстве ее дело соединения церквей достигнет желанной цели. Те же заявления выражены были Епископальными епископами Штатов Нового Орлеана и Небраски. Вообще симпатии здешней Епископальной Церкви к церкви православной и желание сочленов ея лично познакомиться с нашим богослужением настолько ревностно, что малая домовая церковь часто не может вмещать в себя и половины желающих присутствовать при богослужении»34.

Сближению церквей препятствовали серьезные расхождения, о которых в официальном издании РПЦ говорится: «Во всех начинаниях Англиканской Церкви, направленных на соединение с Православной Церковью, на первом плане стояла забота об установлении общения в молитвах и в таинствах без углубленного исследования догматических различий и без принятия соответствующих мер для их устранения. Это обстоятельство вызывало озабоченность русских богословов и иерархов, и поэтому, несмотря на взаимные симпатии, дело соединения Церквей по-прежнему не продвинулось вперед»35.

Особую группу документов составляют источники, отражающие проблемы строительства в Северной Америке учебных заведений. В фонде 802 (Духовно-учебное управление при Синоде) имеется дело «Об учреждении духовного училища в Ситке, по случаю учреждения Камчатской епархии»36. Главная цель организации училища видится в распространении «христианского образования вообще, и в особенности образования духовенства из туземцев»37. Подобные дела содержатся также и в фонде 797, например, «По отношению Министра Финансов касательно учреждения в Новоархангельске на о. Ситха, общаго колониальнаго училища»38.

Таким образом, документальный материал, хранящийся в РГИА и РГАВМФ по истории Русской православной церкви в Северной Америке периода с 1793 по 1872 гг. нуждается в дальнейшей разработке. Несмотря на то, что многие вопросы данного периода достаточно полно изучены в литературе, все же остаются проблемы, которые не становились предметом специального исследования. В целом, документальный материал, имеющийся в исследованных архивохранилищах в указанный хронологический период можно разделить по следующим основным проблемам: документы, освещающие вопрос организации и направления первой православной духовной миссии в Северную Америку. Данная группа документов довольно хорошо изучена в исторической литературе. Следующий корпус документов связан с проблемой взаимоотношения миссионеров с РАК. Отдельные сюжеты этого вопроса еще нуждаются в изучении. Период, освещающий историю Русской православной церкви после продажи Аляски имеет значительную источниковую базу, не достаточно полно привлекаемую исследователями. (Например, проблема строительства православных храмов в Нью-Йорке и Сан-Франциско). В РГАВМФ имеются документы, которые открывают определенные исследовательские перспективы для изучения присутствия флотского духовенства на кораблях, направляемых в Северную Америку.

Примечания

  • См., например, Митрополит Климент (Капалин) Русская православная Церковь на Аляске до 1917 года. – М., 2009.
  • См., например: Смирнов А. История флотского духовенства. – Петроград, 1914; Беляков А. История флотского духовенства//Сайт: Библиотека Я. Кротова. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/02_b/bel/yakov_1.htm. [21.11.2010]
  • РГАВМФ. – Ф.214. – Оп.I. — Д.28.
  • Там же. – Ф.214. – Оп.I. — Д.28. – Л.51-52.
  • Там же. – Ф.214. – Оп.I. — Д.43.
  • Там же. – Ф.214. – Оп. 1 — Д.60.
  • РГИА. — Ф. 797. — Оп. 2. — Д. 5447.
  • Митрополит Климент (Капалин) Указ. соч. – С. 69.
  • РГИА. — Ф. 815. – Оп. 15. — Д. 17.
  • Там же. — Ф. 815. – Оп. 15. — Д.17
  • См: Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1815-1841 / отв. ред. Н.Н. Болховитинов. – М., 2005.
  • РГАВМФ. – Ф.1375. – Оп.I. — Д.3 . – Л.225.
  • Там же. – Ф.1375. – Оп.I. – Д.4, 5, 6, 8.
  • Там же. – Ф. 213. — Оп I. – Д.35.
  • Там же. — Ф 213. — Оп 1. — Д.20.
  • Там же. — Ф 213. — Оп 1. — Д. 20 – Л.47.
  • История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т. II. Деятельность Российско-американской компании (1799-1825). – М., 1999. — С.349.
  • РГАВМФ. — Ф 213. — Оп 1. — Д. 20 – Л.47.
  • Там же. — Ф 213. — Оп 1. — Д. 20 – Л.47.
  • РГИА. – Ф.796. — Оп.90. – Д.273. – Л.326 – 326 об.
  • Там же. — Ф.796. – Оп. 90. – Д.273. – Л.328-328 об.
  • Там же. – Ф. 1152. – Оп.8. – Д. 15.
  • Там же. – Ф. 1152. – Оп..8. – Д. 167.
  • Там же. – Ф.20. – Оп.4. – Д.4386. – Л.4 об.
  • Там же. – Ф. 1284. – Оп. 55. – Д. 16. – Л. 3-3об.
  • Там же. – Ф. 799. – Оп. 4. – Д. 196. – Л. 52.
  • РГИА. – Ф. 799. – Оп. 4. – Д. 196. – Л. 37.
  • Там же. – Ф. 472. – Оп. 5. – Д. 260.
  • Там же. – Ф. 478. – Оп. 5. – Д. 294.
  • РГАВМФ – Ф.410. – Оп.2 – Д.2809. – Л. 1.
  • Там же. – Ф.410. – Оп.2. – Д. 2809. – Л.2.
  • РГИА — Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 66.
  • Там же. – Ф. 797. – Оп. 43. – Д. 18.
  • РГИА. – Ф. 797. — Оп.43 – Д. 237.
  • Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I — XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1. // Сайт: Седмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» Режим доступа:http://www.sedmitza.ru/text/436411.html. [20.11.2010].
  • РГИА. – Ф.802. — Оп.2. — Д.1428.
  • Там же. – Ф.802. — Оп.2. — Д.1428. – Л.2.
  • Там же. — Ф.797. – Оп. 28. — Д.41.