Первоначальное значение XIV поправки к Конституции США

Советский анализ XIV поправки к Конституции США (принята в 1868 году), даровавшей гражданство всем, рождённым на территории США, независимо от цвета кожи.

Вопрос о первоначальном значении XIV поправки к конституции США, которая в наши дни, при всей своей типичной буржуазной ограниченности и односторонности, подвергается ожесточенным нападкам со стороны фашиствующих элементов в США, так как в какой-то степени мешает им в осуществлении окончательной фашизации страны, несомненно, заслуживает внимания со стороны советских историков. История принятия этой поправки к конституции США тем более заслуживает внимания, что. не зная ее, нельзя понять как причины нападок на эту поправку к конституции со стороны современной американской реакции, так и причины и возможности использования XIV поправки в интересах реакции на предшествующих этапах истории США.

Как известно, значительная часть американской буржуазии, опьяненная радостью победы и недовольная тем, что в ходе гражданской войны в США ей пришлось уступить в 1865 году требованиям народных масс и перейти к ведению войны по-революционному, не прочь была как можно скорее и без всяких предварительных условий возвратить бывшие мятежные южные штаты в состав США. Она стремилась заключить соглашение со своим недавним противником, так как заранее хотела обеспечить себе надежного союзника для борьбы против назревающего революционного движения рабочих и фермеров. Благодаря этому правительство Джонсона, ставшего президентом США после смерти Линкольна, сумело в довольно широких масштабах проводить свою примиренческую политику реконструкции Юга, сводившуюся к быстрейшему возвращению бывших мятежных штатов в состав США при полном сохранений в этих штатах всех старых порядков, старой избирательной системы, гражданского и уголовного законодательства и т. п. От вновь созываемых законодательных собраний этих штатов требовалось лишь формальное признание отмены рабства негров, и благодаря этому бывшая рабовладельческая олигархия Юга, сохранившая после войны все свои земли и прочее имущество, за исключением рабов, снова захватила власть в южных штатах и даже попыталась восстановить в них рабство, введя осенью 1865 года так называемые «черные кодексы». Эти «черные кодексы» имели своей целью принудить только что освобожденных негров вернуться к своим прежним владельцам и работать на них в прежних или почти прежних, т. е. рабских, условиях. Основной мерой являлось при этом объявление всякого негра, не нашедшего до сих пор себе хозяина-плантатора, бродягой с последующей принудительной отдачей этого негра на принудительные работы к какому-нибудь плантатору, предпочтительно к бывшему владельцу этого негра. Эти «черные кодексы» лишали освобожденных негров не только гражданских, но даже и просто человеческих прав и ставили их в полную зависимость от плантаторов, которым разрешалось в некоторых штатах наказывать своих негров «умеренно, как отец сына», а в других — и без всяких указаний на умеренность.

Предпринятая окончательно обнаглевшими бывшими рабовладельцами попытка восстановления старых рабовладельческих порядков в южных штатах и явные претензии плантаторской олигархии на восстановление своего прежнего господства в федеральном правительстве укрепила позиции передовых представителей радикального крыла республиканской партии, которое отражало интересы прежде всего промышленной буржуазии, но считало в то же время необходимым прислушиваться к настроениям рабочих и фермеров. Под давлением со стороны народа к ним вынуждены были временно присоединиться и представители консервативного крыла республиканской партии, отражавшего прежде всего интересы финансовой буржуазии и той части промышленной буржуазии, которая была связана своими интересами с экономикой плантаторского Юга. Консервативные республиканцы стремились, однако, не к полному сокрушению политической власти плантаторской олигархии, как это было у радикальных республиканцев, по крайней мере в лице их наиболее передовых представителей, а к заключению такого соглашения с этой олигархией, которое, ввиду проявленного бывшими рабовладельцами упорства, не давало бы теперь твердой гарантии сохранения федерального правительства в руках буржуазии.

В этой сложной политической обстановке руководство радикального крыла республиканской партии в конгрессе США с начала декабря 1865 года стало принимать более решительные меры, чтобы обеспечить интересы своего класса и своей партии и, в то же время, откликнуться на требования народа, негодовавшего по поводу попыток восстановления рабства на Юге. Перед самым открытием очередной — декабрьской сессии конгресса виднейший руководитель радикальных республиканцев Тадеуш Стивенс созвал узкое совещание своих ближайших сторонников для обсуждения мер, необходимых для предотвращения допуска в конгресс представителей «реконструированных» правительством Джонсона южных штатов и для разработки основных положений политики республиканцев по отношению к бывшим мятежным штатам. На следующий день, 2 декабря 1865 года, было уже официально созвано совещание всех руководящих деятелей республиканской партии, на котором Стивене предложил следующий план действий: 1. Конгресс должен заявить, что реконструкция Юга является делом одной только законодательной власти, т. е. конгресса. 2. Конгресс должен объявить шаги, предпринятые до сих пор правительством президента Джонсона для реконструкции Юга, временными мероприятиями. 3. Каждая из палат конгресса должна пока отложить рассмотрение вопроса о допущении в нее представителей от южных штатов. 4. Сенат и палата представителей должны совместно назначить объединенный комитет из 15 человек для изучения положения дел в южных штатах.

Совещание согласилось, в основном, с предложениями Стивенса и решило внести в конгресс от имени республиканской партии законопроект о создании объединенной комиссии для обследования действительного положения дел в южных штатах. Эта комиссия должна была не только изучать положение дел на Юге, но и решать вопрос о принятии в состав США того или иного из отделившихся во время гражданской войны южных штатов. Все вопросы, связанные с возвращением в состав США бывших мятежных штатов, должны были прямо передаваться в эту комиссию, без предварительного обсуждения их в конгрессе. Следует отметить, что это решение было принято всеми республиканскими лидерами, как радикальными, так и консервативными.

В соответствии с, этим решением, когда 4 декабря 1865 года открылась очередная сессия конгресса 39-го созыва, представители бывших мятежных штатов не были допущены в конгресс. В тот же день упомянутый выше законопроект был принят палатой представителей конгресса, а 12 декабря — сенатом, как закон об образовании «Объединенного комитета по реконструкции» из 15 человек в составе 6 представителей от сената и 9 представителей от палаты представителей1. 14 декабря 1865 года палата представителей избрала своих делегатов в комитет по реконструкции, 21 декабря сенат избрал своих представителей. Общественное мнение на Севере и Западе одобрило создание этого комитета, а реакционеры как на Севере, так и на Юге тотчас открыли против него бешеную клеветническую кампанию.

Радикальные республиканцы в свою очередь нападали на своих противников в прессе, на митингах и т. п. Основной темой их выступлений, встречавших горячую поддержку в народе, было невыносимое положение негров в южных штатах и необходимость сокрушить попытки плантаторов восстановить рабство на Юге и после этого забрать в свои руки федеральное правительство. Негодование широких масс американского народа, вызванное гнусными попытками восстановления рабства на Юге, было, несомненно, искренним, но большинство радикальных республиканцев, за исключением Стивенса, Самнера, Вильсона, Уэйда и немногих их близких соратников, едва ли было столь же искренним, как это им хотелось показать. По крайней мере, когда один из левых радикальных республиканцев — сенатор Вильсон выступил 12 декабря 1865 года в сенате с речью, направленной против «черных кодексов» Юга, и предложил конкретные меры для их немедленной отмены, внесенный им законопроект был под разными благовидными предлогами сперва отложен, а затем и отвергнут, причем вместе с демократами против него выступили и сенаторы-республиканцы2.

Между тем прогрессивные меры, которые принимались в это время конгрессом США и имели своей целью запугать бывших рабовладельцев и побудить их к безоговорочному согласию на выдвигаемые республиканцами условия (в числе этих мер можно назвать законопроект о продлении полномочии специального бюро для помощи освобожденным неграм, закон о недопущении в состав США бывших мятежных штатов впредь до особого решения конгресса, законопроект, «имеющий целью защитить всех лиц в Соединенных Штатах в их гражданских правах» и т. д.), натолкнулись на ожесточенное сопротивление со стороны президента Джонсона, наложившего на большую часть этих законопроектов свое вето. Общественное негодование, вызванное этой открыто направленной в защиту интересов бывших рабовладельцев политикой президента, было настолько велико, что повлияло на настроения консервативных республиканцев, представленных в конгрессе, и вскоре позволило республиканцам собрать в обеих палатах конгресса требуемое конституцией для отмены вето президента большинство в две трети голосов членов конгресса.

Между тем, пока шли все эти события, в комитете по реконструкции велась в соответствии с решениями республиканских лидеров разработка основных положений нового плана реконструкции Юга. Специальный подкомитет, выделенный комитетом по реконструкции, разработал два проекта этого плана в виде двух проектов новой поправки к конституции США. Первый вариант поправки к конституции предусматривал определение нормы представительства в палате представителей конгресса США от каждого отдельного штата по полному числу граждан этого штата при запрещении проведения в данном штате какой бы то ни было дискриминации в политических и гражданских правах граждан данного штата; второй вариант, к которому с самого начала сочувственно относился Стивене, считавший, что его легче будет провести через конгресс, предусматривал определение нормы представительства в палате представителей конгресса от каждого отдельного штата пропорционально численности той части граждан, которая сохраняла свои политические и гражданские права после лишения законодательным собранием данного штата этих прав другой части граждан, принимавших бы без. этого решения участие в политической и гражданской жизни своего штата. Стивене предложил при обсуждении этих двух вариантов принять за основу второй вариант XIV поправки к конституции США. Предложение это было принято одиннадцатью голосами против трех при одном отсутствовавшем члене комитета по реконструкции3. Однако и второй вариант поправки предусматривал, что с 4 июля 1876 года, т. е. через 10 лет, не будет больше допускаться никакая дискриминация в области политических прав на основании расы, цвета кожи и т. д., что обеспечивало, хотя и не сразу, гражданские и политические права освобожденных негров.

Таким образом, первоначальные варианты XIV поправки к конституции США, выработанные передовыми представителями радикального крыла республиканской партии, должны были положить сразу или в течение десятилетнего срока конец попыткам реставрации рабовладения в южных штатах и должны были воспрепятствовать бывшим рабовладельцам вернуться к власти в масштабе всей страны.

Но против этого решительно выступили не желавшие даже и через десять лет предоставить неграм избирательное право консервативные республиканцы, причем особенно резко против этого выступали руководящие круги республиканской партии в штатах Нью-Йорк и Индиана. Тогда Стивенсу пришлось 28 апреля 1866 года внести в комитет по реконструкции предложение вычеркнуть соответствующие разделы второго варианта поправки к конституции, и это его предложение было принято подавляющим большинством голосов4. Таким образом, восторжествовала точка зрения консервативных республиканцев. и XIV поправка стала разрабатываться, как проект компромисса с плантаторами Юга.

Чтобы резче подчеркнуть особый характер XIV поправки к конституции, как проекта компромисса с бывшими рабовладельцами Юга, в тексте этой поправки очень долго, почти до ее окончательного принятия, фигурировал раздел, в котором прямо было сказано, что принятие данной поправки к конституции южными штатами является условием допущения этих штатов в состав США. В окончательном тексте поправки этот раздел был снят, так как слишком прямо указывал на ее действительный характер.

К началу июня 1866 года проект новой, XIV поправки к конституции США был окончательно разработан и получил одобрение конгресса. Ввиду весьма важного значения этого документа для правильного понимания истории реконструкции Юга в США представляется желательным привести здесь не только содержание, но и полный текст этой, 14-й по счету, поправки к конституции США.

Первый раздел этой поправки гласит следующее:

«Раздел 1. Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные их юрисдикции, являются гражданами Соединенных Штатов и того штата, где они проживают. Ни, один штат не должен издавать и вводить в действие такого закона, который урезывал бы права и привилегии граждан Соединенных Штатов; ни один штат не должен лишать какое бы то ни было лицо жизни, свободы или имущества иначе, как в установленном законом порядке, или отказывать какому бы то ни было лицу в пределах его юрисдикции в одинаковом со всеми покровительстве законов».

Легко видеть, что хотя негры, согласно тексту этого раздела XIV поправки к конституции, и объявлялись формально гражданами США, избирательных прав они не получали. Далее, в этом разделе идет речь о запрещении штатам в лице их законодательных собраний лишать отдельных лиц гражданских прав, но в нем ничего не говорится о запрещении отдельным лицам и целым организациям совершать те же преступления, т. е. лишать своими незаконными действиями кого бы то ни было жизни, свободы, имущества и т. д. Впоследствии именно на этом основании и было принято известное решение Верховного суда США о невмешательстве федеральных властей в целях прекращения насилий со стороны отдельных реакционно настроенных лиц и целых террористических организаций типа Ку-Клукс-Клана, Рыцарей белой камелии и т. п.

Не следует, однако, полагать, что авторы XIV поправки к конституции США думали только об уступках бывшим рабовладельцам и совершенно забыли о своих собственных интересах. Читая внимательно первый раздел этой поправки к конституции, нетрудно убедиться, что в нем гарантируется право федеральных властей и, в первую очередь. Верховного суда США отменять любые мероприятия и законы правительств отдельных штатов, направленные против интересов развития капитализма на Юге, да и вообще во всей стране.

Впоследствии даже выяснилось, что данная редакция первого раздела XIV поправки к конституции США была специально сформулирована таким образом, чтобы защищать интересы не пострадавших граждан, в том числе прежде всего освобожденных негров, а интересы крупных капиталистических предприятий и организаций. Оказалось, что два известных республиканских политических деятеля, члены комитета по реконструкции и участники составления окончательного текста поправки, так отредактировали ее первый раздел, что по господствующим в США юридическим взглядам оказалось возможным включить в понятие «каких бы то ни было лиц» железнодорожные, промышленные и иные капиталистические объединения. Эту неприглядную операцию провели в корыстных целях, по собственному своему признанию, два следующих члена комитета по реконструкции — Джок Бингэм, известный юрист, специализировавшийся по обслуживанию крупных железнодорожных компаний, и Роско Конклин, не менее известный юрисконсульт ряда крупнейших промышленных корпораций.

Верховный суд дал и по этому поводу свое разъяснение, на основании которого тот же суд с 1868 по 1912 год вынес в соответствии с первым разделом XIV поправки к конституции США 312 решений, касавшихся защиты интересов крупнейших капиталистических объединений, и за то же самое время разобрал всего лишь 28 жалоб по поводу нарушения гражданских прав негров, причем по 22-м из этих 28 жалоб вынес неблагоприятные для истцов решения. Эта деятельность Верховного суда США может послужить неплохим примером активной деятельности надстройки по отношению к своему базису.

Мошеннический поступок Бингэма и Конклина, являясь в политической жизни США совершенно обычным явлением, не привлек чьего бы то ни было внимания и, несмотря на то, что оба они публично признались в своем поступке и в его корыстных мотивах, за этим не последовало ни наказания, ни морального осуждения. Недаром в свое время Фридрих Энгельс писал видному деятелю американского рабочего движения Зорге:

«Впрочем, американцы с давних уже пор доказали европейскому миру, что буржуазная республика — это республика капиталистических дельцов, где политика такое же коммерческое предприятие, как и всякое другое»5.

Второй раздел XIV поправки к конституции США гласит следующее:

«Раздел 2. Представительство (в палате представителей конгресса — А. Б.) должно распределяться между отдельными штатами в соответствии c численностью их населения, принимая во внимание всех жителей каждого штата за исключением индейцев, не обложенных налогами. Но если в праве голоса на любых выборах выборщиков для избрания президента и вице-президента Соединенных Штатов, представителей в конгресс, исполнительных или судебных должностных лиц штата, или членов законодательных собраний упомянутых штатов, будет отказано кому бы то ни было из жителей мужского пола в таком штате, достигшему 21 года и гражданину Соединенных Штатов, или если это право голоса будет любым путем ограничено иначе как за участие в мятеже или за иное преступление, то базис представительства такого штата будет сокращен пропорционально отношению числа таких граждан мужского пола, достигших возраста 21 года в таком штате».

Этот второй раздел XIV поправки к конституции США говорит о самом существенном условии разработанного по настоянию консервативных республиканцев нового плана компромисса .между буржуазией и бывшими рабовладельцами Юга. Здесь говорится, что если какие-либо штаты на основании своих избирательных законов лишат часть своих граждан избирательных прав, то представительство таких штатов в палате представителей конгресса США будет уменьшено пропорционально уменьшению количества избирателей в данных штатах. Это означало, что бывшие рабовладельцы, отказавшись от претензий на руководящую роль в федеральном правительстве, т. е. уменьшив число своих представителей в конгрессе, число своих выборщиков на выборах президента и вице-президента США, могут зато обеспечить себе полное политическое господство в южных штатах, не давая там избирательных прав неграм и толкуя предоставление неграм гражданских прав в духе пресловутых «черных кодексов». Это означало также, что буржуазия Севера и Запада в предельно ясной и недвусмысленной форме предлагала бывшей рабовладельческой олигархии Юга свое согласие на новое закабаление только что освобожденных негров и на сохранение власти этой олигархии на Юге в обмен на предоставление буржуазии всей полноты власти в общегосударственном масштабе.

Три остальных раздела XIV поправки к конституции США являлись уже второстепенными и гласили следующее:

«Раздел 3. Не может быть сенатором или представителем в конгрессе, или выборщиком президента или вице-президента или занимать какую-либо должность — гражданскую или военную — в Соединенных Штатах тот, кто ранее принеся присягу в том, что как член конгресса или должностное лицо Соединенных Штатов, или как член законодательного собрания какого-либо штата, или как исполнительное или судебное должностное лицо в таком штате, будет поддерживать конституцию Соединенных Штатов, потом принял участие в мятеже и восстании против них и оказывал поддержку и помощь их врагам. Но конгресс двумя третями голосов каждой палаты может отменить такое ограничение прав».

«Раздел 4. Законность разрешаемого законом государственного долга Соединенных Штатов, включая долги, сделанные для уплаты пенсий и наград за заслуги при подавлении мятежа, не должна подвергаться сомнению. Но ни Соединенные Штаты, ни какой-либо из штатов в отдельности не должны признавать или уплачивать долгов или долговых обязательств, сделанных для оказания помощи восстанию против Соединенных Штатов, или для уплаты какого-либо вознаграждения за потери, понесенные при освобождении рабов; но все такие долги, обязательства и денежные претензии должны будут считаться незаконными и недействительными».

«Раздел 5. Конгрессу предоставляется право издавать законы для приведения в действие настоящей статьи».

Таким образом, три последних раздела XIV поправки к конституции США исключали из числа избирателей и гражданских и военных должностных лиц в США всех, активно участвовавших в мятеже против федерального правительства впредь до получения ими амнистии от конгресса, а также объявляли недействительными все долги правительства Конфедерации и подтверждали в то же время законность государственного долга США. Здесь следует обратить особое внимание на то, что в случае согласия плантаторов на этот компромисс им обещали вернуть специальным решением конгресса все отнятые у них ранее за участие в мятеже политические права.

Комитет по реконструкции внес в конгресс вместе с окончательным текстом XIV поправки к конституции США также н законопроект, по которому каждый из бывших мятежных штатов, ратифицировавший XIV поправку к конституции США и приведший в соответствие с ней свое законодательство, должен был бы быть принят обратно в состав США. Хотя этот законопроект и не стал законом по тем же причинам, почему соответствующая статья была вычеркнута из самого текста XIV поправки к конституции, о чем уже было сказано выше, однако допущение в состав США штата Теннесси после принятия этим штатом 19 июля 1866 года XIV поправки к конституции США говорило о том, что конгресс и без принятия специального закона будет следовать этому принципу.

Современники прекрасно понимали действительное значение XIV поправки к конституции США, как предложения рабовладельческому Югу нового компромисса, как нового плана реконструкции Юга. Например, известный политический деятель того времени республиканец Джулиан в своих воспоминаниях писал о XIV поправке к конституции: «Это было предложение мятежникам, что если они согласятся, чтобы негров не считали при определении базиса представительства от данного штата в конгрессе, мы передадим негров, без всяких условий, на нежное милосердие их старых господ»6. Другой, еще более известный, деятель республиканской партии Колфакс в своем предисловии к книге Барнеса «История 39-го конгресса Соединенных Штатов» прямо признал, что XIV поправка к конституции США была новым планом реконструкции Юга7. И т. д. и т. п.

Таким образом XIV поправка к конституции США, предложенная первоначально наиболее передовыми, но немногочисленными представителями радикальных республиканцев для того, чтобы окончательно сокрушить сопротивление плантаторов Юга и обеспечить политические права освобожденным неграм, оказалась переработанной в проект соглашения между буржуазией Севера и плантаторами Юга. Правда, в самом конце 1866 — начале 1867 года законодательные собрания южных штатов, отражая волю плантаторской олигархии, отвергли этот компромисс, отказавшись ратифицировать XIV поправку к конституции США, но так как большинство штатов приняло эту поправку (позднее, во время проводимого радикальными республиканцами нового, прогрессивного плана реконструкции Юга ее приняли также и южные штаты), то она вошла в силу, несмотря на сопротивление плантаторов, и стала неотъемлемой частью конституции США.

Сложное происхождение этой поправки к конституции США отразилось и на ее содержании. Вследствие этого XIV поправка, благодаря замыслам своих редакторов, как это было показано выше, долго и верно служила интересам крупного капитала. Однако в паши дни, благодаря сохранению в ней некоторых черт ее первоначальной редакции (предоставление гражданских прав неграм, зависимость числа представителей в конгрессе для данного штата от числа полноправных граждан в этом штате и т. п.), эта поправка к конституции используется демократическими силами США в их борьбе за сохранение гражданских прав американских негров и всех вообще прогрессивно настроенных американских граждан.

Примечания

  • 1 Journals of the Joint Committee on Reconstruction. Ed. B. Kendrick. London, 1914, p. 37-39
  • 2 Barnes W. H — History of the Thirty — Ninth Congress of the United States. New Haven, 1868, p. 96-99.
  • 3 Journals of the Joint Committee, указ. соч., стр. 50—51.
  • 4 Journals of the Joint Committee, указ. соч., стр. 101 и 302
  • 5 Письмо Ф. Энгельса Зорге от 31 декабря 1892 г. Маркс и Энгельс. Соч., т. 29, стр. 179.
  • 6 Julian G. W.- Political Recollections. 1810-1872. Chicago, 1884,p. 272 — 273.
  • 7 Barnes, указ. соч. стр. 11.