Вторая американская революция через призму творчества Уинслоу Хомера

Творчество художника Уинслоу Хомера (1836-1910) тесно связано с событиями Второй американской революции. В своих произведениях он ярко отразил такие ее этапы, как события Гражданской войны Севера и Юга и период Реконструкции Юга.

Творчество художника Уинслоу Хомера (1836-1910) тесно связано с событиями Второй американской революции. В своих произведениях он ярко отразил такие ее этапы, как события Гражданской войны Севера и Юга и период Реконструкции Юга.

Хомер родился 24 февраля 1836 г. в городе Бостоне, богатом своими интеллектуальными традициями. Он появился на свет в семье среднего достатка, принадлежавшей к первым поселенцам Новой Англии. Талант художника проявился очень рано, большую роль в первоначальном обучении живописи сыграла его мать Генриетта Бенсон Хомер, талантливая художница.

Свой путь в искусстве Хомер начал в 19 лет, став подмастерьем в известной литографической компании Джона Баффорда в Бостоне. Овладев техникой литографии, Хомер, художник-самоучка, стал работать иллюстратором для журналов, поскольку это давало стабильный заработок. Рисовал главным образом сцены городской жизни1.

В 1859 г. Хомер переезжает в Нью-Йорк. Здесь Уинслоу поступил в вечернюю школу при Национальной академии художеств, считавшейся ведущим учебным заведением для американских художников. Он посещал ее в течение двух лет2.

В Нью-Йорке Хомер стал работать для известного по всей стране еженедельника «Harper’s Weekly» (1857-1916). Ведущей чертой этого издания было огромное количество иллюстраций, которые даже вытеснили передовицы на вторую полосу. В составе редакции было несколько профессиональных художников: Гренвилл Перкинс (1830-1895), Ливингстон Хопкинс (1846-1927), Теодор Дэвис (1840-1894), Томас Наст (1840-1902) и Уинслоу Хомер.

В еженедельнике печатались новости самого различного характера. Однако большую часть издания занимали литературные произведения и юмор. Все это создало ему популярность у читателей, и тираж издания быстро рос с 75 тыс. в мае 1857 г. до 200 тыс. в период войны. Вначале еженедельник поддерживал демократов, однако, начиная с победы Линкольна на выборах в 1860 г. и во время Гражданской войны, еженедельник твердо и последовательно выступал за дело Союза против южных сепаратистов3.

На первых порах работа Хомера в «Harper’s Weekly» заключалась в том, чтобы копировать фотографии, главным образом такого признанного мастера, как Мэтью Брэди (1822-1896). Дело в том, что в то время для переноса фотоснимка на газетные или журнальные страницы требовалось сначала превратить его в гравюру. Для этого фотография печаталась на пластине, литограф делал по ней рисунок, который затем переносился в зеркальном отображении на большой деревянный блок. И уже с гравюры изображения печатались в газете. Чаще всего эти гравюры публиковались даже без упоминания имени Хомера. В связи с этим не всегда возможно идентифицировать именно его работы.

Со временем редакция «Harper’s Weekly» расширила обязанности художника, его отправляют на разные мероприятия, где он делает зарисовки с натуры. Издание публикует несколько рисунков, сделанных Хомером на инаугурации Авраама Линкольна, но без подписи4. Хомер работал в еженедельнике вплоть до 1875 г., поскольку эта работа давала ему стабильный доход.

Во время инаугурации Линкольн, обращаясь к американскому народу, пытался протянуть южанам, уже создавшим свою независимую Конфедерацию, оливковую ветвь мира. Но война разразилась, долгая и кровавая. 12 апреля 1861 г. с обстрелом форта Самтер она стала неизбежной. Война потребовала мобилизации всех усилий северян ради достижения победы. Велика была роль прессы в сплочении населения северных штатов. И ежедневные газеты, и иллюстрированные еженедельники стремились не только информировать читателей о происходящих сражениях, но и представить зримый образ войны. Вербальная составляющая новостей должна была дополняться визуальной. Федеральной пропаганде надо было показать сплоченность северян перед врагом. Поэтому Хомер изображает бравых солдат и ополченцев, готовых сражаться за восстановление единства страны. Это ярко отразилось в таких его рисунках, как «79-й шотландский полк. Милиция штата Нью-Йорк» или «Песни Гражданской войны»5. Он рисует для еженедельника портреты лучших офицеров федеральной армии.

Но художника интересует не только армия, он реалистично изображает работу в тылу в рисунках «Арсенал Уотертауна», «Шитье формы для солдат» и «Роль женщин в войне»6. В последней он показывает женщин, занятых заготовкой перевязочных материалов и ухаживающих за ранеными в госпиталях.

С началом военных действий Уинслоу Хомер стал «специальным военным художником» издания «Harper’s Weekly». На страницах еженедельника за время войны появилось более 100 его рисунков, которые впоследствии становились основой для написания картин. Главный редактор Флетчер Харпер снабдил художника пропуском, позволявшим свободно передвигаться по линии фронта. Он получил доступ в расположение Потомакской армии под командованием генерала Джорджа Макклеллана.

Хомер создает серию рисунков, характеризующих действия этой армии, начиная с «Переправы через Потомак»7. Армия должна была переправиться на полуостров недалеко от столицы южной Конфедерации Ричмонда, она готовилась к долгожданному весеннему наступлению. Вместе с армией он переплыл на полуостров к форту Монро, наблюдал осаду Йорктауна. В течение двух месяцев, вооруженный бумагой и карандашом, Уинслоу делал зарисовки боевых действий и повседневной военной жизни.

Он показывает героизм солдат, идущих в атаку в таких динамичных рисунках, как «Штыковая атака» и «Атака кавалерии»8. Впоследствии сцены сражений отразились в его картинах, написанных маслом. Это «Брошенный вызов. Перед сражением за Петерсберг. 1864»9, где солдат-янки, взобравшись на бруствер, всей своей позой выражает презрение к врагам и бросает им вызов, который может окончиться внезапно одиночным выстрелом со стороны вражеских позиций.

Картина «Перестрелка в лесу. 1864»10 напоминает об одном из последних знаменитых сражений Гражданской войны — «Битва в глуши» 5-7 мая 1864 г., к западу от Фредериксберга, между солдатами Союза под командованием У. Гранта и конфедератами под командованием Роберта Ли. В этом сражении погибло около 30 тысяч солдат с обеих сторон.

В начале конфликта его участникам казалось, что война не затянется надолго. Поэтому в творчестве Уинслоу Хомера преобладали вначале сцены повседневной солдатской жизни. Впрочем, и в дальнейшем он, по-видимому, будет испытывать нежелание изображать сцены военных действий, страданий и горя. Действительно, изображения ожесточенности сражений у Хомера сравнительно редки.

Но очень выразителен рисунок «Работа хирурга после боя»11. На переднем плане изображены двое солдат в печальной позе, переживающих за судьбу своих раненых товарищей, а также группа раненых и санитаров. Под деревом хирург и его помощник заняты своим нелегким и благородным делом. На заднем плане — санитарная повозка. В отдалении видны еще двое санитаров, несущих на носилках раненого, явно не последнего. Их число будет расти, и у хирурга не будет времени для отдыха. Одним этим рисунком Хомер показал ожесточенность и суровость военных будней для многочисленных читателей «Harper’s Weekly», находящихся далеко в тылу.

В течение всей войны Хомер побывал в расположении разных частей. С максимальной достоверностью он изображал не только сражения, но и многочисленные сцены лагерной жизни. Характерен в этом плане его рисунок «Бивуачный костер. Потомакская армия»12. Солдаты у костра играют в карты, курят трубки, наслаждаются отдыхом и наблюдают за танцующим негром. Такие беглые негры считались «военной контрабандой», поскольку в первый период Гражданской войны рабство не было отменено и освобождение беглых рабов считалось незаконным.

Хомер первым из американских художников стал изображать негров в расположении войск Союза, как бы ставя вопрос ребром, что с рабством должно быть покончено и свободные чернокожие должны получить право сражаться в войсках Союза. Таковы его более поздние картины, созданные по военным рисункам: «Контрабанда»13, «На солнечной стороне»14, «Армейские сапоги»15.

Художник близко познакомился с солдатами 5-го Нью-Йоркского пехотного полка, известного как «Зуавы Дьюри». Они считались «лучшим и самым дисциплинированным полком в армии генерала Макклеллана». Форма у них была довольно экзотичной: ярко-красные панталоны, красные фески и темно-синие куртки. Мода на особое обмундирование зуавов пришла из Франции. Хомер сделал несколько зарисовок этих красочно одетых солдат, которые впоследствии стали основой для таких картин, как «Перекур. 1864»16 и «Метание колец. 1865»17.

Весьма выразительна и символична его первая картина маслом «Снайпер»18, написанная в 1863 году. Она была создана на основе рисунка «Армия Потомака. Снайпер на посту», опубликованного в «Harper’s Weekly» в 1862 г. Картина подчеркивала боеготовность федеральной армии, ее способность дать отпор южным сепаратистам.

Однако чаще всего Хомер рисовал армейские будни, простых солдат в моменты короткого отдыха или затишья перед боем, мечтающих вернуться в свои родные дома. Такова его картина «Дождливый день в лагере»19. Па ней он изобразил солдат 1-го корпуса 2-го дивизиона Потомакской армии во время осады Иорктауна в Виргинии в апреле-мае 1862 г.

Но, пожалуй, наиболее известна его картина «Дом, милый дом». На переднем плане два солдата, собравшиеся перекусить. Другие солдаты, расположившиеся в свободных позах, заслушались звуками музыки, которую играют военные музыканты. Довольно часто музыканты играли популярную песню «Дом, милый дом». Неслучайно художник изобразил солдат на переднем плане задумавшимися, забывшими о готовящейся еде. Они вспомнили свои дома, свои семьи, все, что любили и ценили и что оставили в мирной жизни.

Нередко бывало так, что лагеря противников располагались на разных берегах реки, напротив друг друга, и в минуты затишья военные ансамбли устраивали «состязания»: играли по очереди любимые мелодии своих солдат, а в конце все вместе исполняли «Дом, милый дом». После одного такого эпизода солдат-конфедерат записал в своем дневнике: «Я думаю, что если бы не разделявшая нас река, наши армии бы тут же встретились и договорились бы об окончании войны»20. Если внимательно вглядеться в задний план картины, то действительно можно увидеть реку, разделяющую враждебные стороны. И тогда братоубийственная война кажется бессмысленной.

Картина Хомера «Дом, милый дом» была выставлена в Национальной академии художеств. Картина получила признание не только критиков, но и публики и была быстро продана. Сам художник удостоился избрания в члены Национальной академии художеств в 1865 г.

В 1866 г. Хомер написал картину «Пленные с фронта»21.

Эта работа принесла ему большую популярность. Она сочетала документальную точность с яркой психологической характеристикой представителей обеих армий. В небольшой (всего 60 на 95 см), простой по композиции работе художник сумел очень ограниченными средствами, при минимальном количестве деталей, передать гордое чувство победы в красивой и благородной фигуре молодого офицера армии северян и снисходительную жалость к пленным, к тому разношерстному сброду, из которого вербовалась армия южан-мятежников22.

Любопытно то, что картина носит практически документальный характер и воспроизводит ряд рисунков самого художника, сделанных в июне 1864 г. в расположении федеральных войск около Петерсберга. Хомер был лично знаком с офицером-янки, изображенном па картине. Это бригадный генерал Фрэнсис Бэрлоу (1834-1896), несмотря на свой юношеский вид, отличившийся во многих сражениях и сам побывавший в плену у южан.

В своей картине «Пленные с фронта» Хомер тщательно характеризует каждую личность, показывает индивидуальные черты каждого персонажа. Ружья, лежащие на земле, говорят о сдаче, контрастируя с господствующей вертикалью картины — винтовкой в руках конвоира пленных. В центр полотна художник поместил группу пленных южан разного возраста в старых, поношенных мундирах, безоружных. Притягивает внимание уверенный в себе молодой конфедерат с длинными волосами, смело глядящий на своих врагов. Идет как бы поединок его взгляда с офицером-янки, и он показывает, что дух пленных южан не сломлен. Художник реалистично и правдиво отразил реалии гражданской войны, трагически разделившую единую нацию.

Философский характер носит его работа «Солдат, размышляющий возле могилы»23. Она не только показывает зрителю ветерана сражений, потерявшего немало боевых друзей, но и напоминает о той страшной цене, которую заплатила американская нация, чтобы вновь обрести единство и, по словам президента Линкольна, «узреть второе рождение свободы». Действительно, Гражданская война не только восстановила единство Союза, но и принесла освобождение от рабства миллионам негров.

Об этом — другая картина Хомера «Возле Андерсонвилля»24. В ней также заложен глубокий философский смысл. Па пороге своей хижины стоит теперь уже свободная афроамериканка, на заднем плане маршируют федеральные войска П. Германа. А само название напоминает зрителю о страшном лагере для военнопленных северян в Джорджии, ставшем настоящим лагерем смерти. В нем погибло от голода и болезней, по некоторым данным, 13 тысяч узников. Так что название картины еще раз подчеркивает, что цена Гражданской войны оказалась неимоверно тяжелой.

Неслучайно после окончания войны художник обращается к изображению сельских будней. Характерна его работа «Ветеран в поле. 1865»25. Художник подчеркивает, что американская нация стремится быстрее залечить раны войны, вернуться к мирным будням, простым радостям повседневного быта.

Картины Хомера о Гражданской войне решено было выставить на Всемирной выставке в Париже. Художник едет во Францию, где пробыл в течение года, знакомясь с достижениями французских художников.

В период Реконструкции, в 1874-1876 годах, Хомер побывал в штате Виргиния, здесь он создал серию акварелей и картин, посвященных жизни чернокожих. Его картина маслом «Визит старой хозяйки. 1876»26 показывает столкновение между группой из четырех освобожденных рабов и их бывшей хозяйки. Они теперь не обязаны приветствовать своих бывших владельцев, и один остается сидеть, что было невозможно до войны. В картине царит молчаливое напряжение стоящих фигур. Однако художник предполагает, что нация все же сумеет обрести единство в трудные годы Реконструкции.

Именно поэтому он рисует еще одну картину из жизни освобожденных негров «Наряд для Карнавала»27. В праздничный день 4 июля афроамериканская семья вышла на улицу, чтобы вместе с соседями отпраздновать День американской независимости — общий праздник и для Севера, и для Юга. Среди собравшихся выделяется особо принарядившаяся для карнавала афроамериканка в центре. Картину отличают яркие краски, передающие праздничное настроение.

Надежда на возрождение Юга к новой жизни видна и в картине «Воскресное утро в Виргинии. 1877»28. На ней изображены чернокожие дети, которые учатся читать.

В картине «Сборщицы хлопка. 1876»29 художник изобразил, что по-прежнему главным богатством Юга остается «король-хлопок».

На данном полотне зритель видит двух афроамериканок, возвращающихся домой после долгого рабочего дня. Молодые девушки представлены в картине высокими, стройными и гордыми. Чтобы придать им большую значительность, Хомер занижает линию горизонта, отчего фигуры начинают доминировать в композиции. Тонкая наблюдательность, внимание к деталям отличают художника. Хотя бывшие рабы и стали свободными людьми, их уделом остается тяжелый и изнурительный труд.

Большинство исследователей рассматривают Хомера как крупнейшую фигуру в американском искусстве XIX в., оказавшую влияние на все последующее развитие американской живописи. Его работы, посвященные Второй американской революции, правдиво раскрывают различные стороны ее событий. А его творчество является прекрасным примером репрезентации этого важнейшего события.

Художник умер в 1910 г. в своей студии в Праутс Пек в штате Мэн. В начале XXI в. Музей искусства Портленда выкупил дом-студию Хомера и открыл для посетителей.

Работы Уинслоу Хомера

The Inauguration of Abraham Lincoln as President of The United States of America, at the Capitol, Washington, March 4, 1861

The Inauguration of Abraham Lincoln as President of The United States of America, at the Capitol, Washington, March 4, 1861

Источник: Harper's Weekly. - 1861. - March 16

The Seventy-Ninth Regiment (Highlanders) New York State Militia (79-й шотландский полк. Милиция штата Нью-Йорк)

The Seventy-Ninth Regiment (Highlanders) New York State Militia

Источник: Harper's Weekly. - 1861. - May 25

The Long Bridge Over the Potomac (Переправа через Потомак)

The Long Bridge Over the Potomac

Источник: Harper's Weekly. - 1861. - June 6

The War — Making Havelocks For The Volunteers

The War — Making Havelocks For The Volunteers

Источник: Harper's Weekly. - 1861. - June 25

Filling Cartridges At The United States Arsenal, At Watertown, Massachusetts (Арсенал Уотертауна)

Filling Cartridges At The United States Arsenal, At Watertown, Massachusetts

Источник: Harper's Weekly. - 1861. - July 20

The Union Cavalry And Artillery Starting In Pursuit Of The Rebels Up The Yorktown Turnpike

The Union Cavalry And Artillery Starting In Pursuit Of The Rebels Up The Yorktown Turnpike

Источник: Harper's Weekly. - 1862. - May 17

The War for the Union, 1862 - A Bayonet Charge (Штыковая атака)

The War for the Union, 1862 — A Bayonet Charge

Источник: Harper's Weekly. - 1862. - July 12

The Surgeon At Work At The Rear During An Engagement (Работа хирурга в тылу во время боя)

The Surgeon At Work At The Rear During An Engagement

Источник: Harper's Weekly. - 1862. - July 12

Our Women and the War

Our Women and the War

Источник: Harper's Weekly. - 1862. - September 6

Defiance: Inviting a Shot Before Petersburg (Брошенный вызов)

Defiance: Inviting a Shot Before Petersburg

Источник: Артхив

Skirmish in the Wilderness (1864) (Перестрелка в чаще леса)

Skirmish in the Wilderness (1864)

Источник: Артхив

A Bivouac Fire on the Potomac (Бивуачный костер. Потомакская армия)

A Bivouac Fire on the Potomac

Источник: Harper's Weekly. - 1861. - December 21

North Meets South, Zouave Meets Boy: Contraband (Контрабанда)

North Meets South, Zouave Meets Boy: Contraband

Источник: Wikimedia Commons

The Bright Side (На солнечной стороне)

The Bright Side

Источник: Wikimedia Commons

Army Boots (Армейские сапоги)

Army Boots

Источник: Civil War @ Smithsonian

The Brierwood Pipe (Перекур)

The Brierwood Pipe

Источник: The Cleveland Museum of Art

Pitching Quoits (Бросание колец)

Pitching Quoits

Источник: Wikimedia Commons

Sharpshooter (Снайпер)

Sharpshooter

Источник: Wikimedia Commons

A Rainy Day in Camp (Дождливый день в лагере)

A Rainy Day in Camp

Источник: Wikimedia Commons

Home Sweet Home (Дом, милый дом)

Home Sweet Home

Источник: The National Gallery of Art

Prisoners from the Front 1866 (Пленные с фронта)

Prisoners from the Front 1866

Источник: Wikimedia Commons

Trooper meditating beside a grave (Солдат, размышляющий возле могилы)

Trooper meditating beside a grave

Источник: Joslyn Arts Museum

Near Andersonville (Возле Андерсонвилля)

Near Andersonville

Источник: Wikimedia Commons

The Veteran in a New Field (Ветеран в новом поле)

The Veteran in a New Field

Источник: Wikimedia Commons

A Visit from the Old Mistress (Визит старой хозяйки)

A Visit from the Old Mistress

Источник: Wikimedia Commons

Dressing for the Carnival (Наряд для Карнавала)

Dressing for the Carnival

Источник: The Metropolitan Museum of Art

Sunday Morning in Virginia (Воскресное утро в Виргинии)

Sunday Morning in Virginia

Источник: Wikimedia Commons

The Cotton Pickers (Сборщицы хлопка)

The Cotton Pickers

Источник: Wikimedia Commons

Примечания