Англо-американская война 1812–1815 годов в отражении американской карикатуры
В начале XIX столетия не было технических возможностей публикации рисунков в прессе, поэтому всякого рода иллюстрации, в том числе карикатуры печатались в виде литографий и продавались наряду с газетами. Карикатуры были понятны широкой публике и доходчивым образом в смешном виде представляли сложные политические события. Юмор являлся грозным оружием, направленным против врагов. Одновременно он позволял снять напряжение, создаваемое сложными перипетиями международной жизни и военным лихолетьем. Карикатура исправно служила в качестве наиболее массового и доходчивого канала пропагандистского воздействия на общественное мнение, используя наряду с визуальными вербальные средства. Она была сатирическим комментарием самых злободневных событий, благодаря массовым тиражам печатных изданий доходящим до широких слоев населения. Карикатуры являются важным источником для изучения состояния пропаганды в период англо-американской войны 1812–1815 гг.
Объявление войны Англии было встречено в американском обществе с разными чувствами, в зависимости от партийной принадлежности и региональных интересов. В карикатуре У. Чарльза изображены представители двух враждующих партий: федералист и республиканец, которые с силой тянут каждый на себя две из трех колонн с надписями «Федерализм, Республиканизм, Демократия», поддерживающих Союз. С суровым неодобрением смотрит на подрывающих единство страны федералиста и республиканца изображенный справа в окружении облаков первый президент страны Джордж Вашингтон1. Карикатура отражала чувства тех простых американцев, которые хотели сохранить единство страны перед грозной опасностью.
Большой популярностью у американцев пользовалась карикатура У Чарльза, немало способствовавшая поднятию патриотических чувств американцев, Она называлась «Георг III и Мэдисон на ринге. Боксерский матч или расквашенный нос Джона Буля»2. На карикатуре Мэдисон в образе братца Джонатана, символизирующего США, наносит удар английскому королю, у которого по этой причине ручьем льется кровь из носа. На заднем плане два корабля заняты артиллерийской дуэлью. В карикатуре содержался намек на то, что в морском бою у берегов Мэна американский корабль «Энтерпрайз» потопил британский «Боксер».
В еще одной карикатуре под названием «Колумбия дает новый урок Джону Булю» У. Чарльз изобразил США в виде девушки, олицетворявшей Свободу с копьем и фригийским колпаком на ней. У ее ног находятся щит с американскими «звездами и полосами», а также орел (намек на американский флаг и герб – Т.А.). Она гневно говорит толстяку Джону Булю: «Я говорю вам, Джонни! Вы должны выучиться говорить эти слова: «Уважение», «Свобода торговли», «Морские права»3.
В связи с морскими победами американцев появляется весьма выразительная карикатура неизвестного автора, обыгрывавшая названия американских кораблей «Оса» и «Шершень». Она называлась «”Оса” и “Шершень” закусали Джона Буля до полусмерти». На ней Англия была символически изображена в образе Джона Буля. Он – смешной, пузатый, коротконогий человек в красном военном мундире, размахивающий саблей, чтобы отогнать зловредных насекомых, готовых его изжалить до смерти. Джон Буль жалуется: «Ох, уж эти ваши осы и шершни. Они меня уже совсем закусали»4.
Победы на море американского капитана Перри вдохновили многих карикатуристов. Э. Дулитл нарисовал карикатуру «Братец Джонатан отдает сердечный салют Джону Булю». Здесь символом США выступает братец Джонатан, изображенный как обычный новоанглийский фермер. Он пытается из оловянной кружки с надписью «Перри» напоить британца, изображенного в офицерском мундире. Последний пытается из всех сил отказаться от такой чести. В карикатуре обыгрывается фамилия победителя в сражении на озере Эри коммодора Перри, которую можно перевести как «грушевый сидр». Джон Буль говорит: «О, не заставляй меня пить это, братец Джонатан! Дай мне голландского джина! Дай мне французского рома! Все лучше, чем этот чертов янки Перри. Он меня уже одурманил». Братец Джонатан отвечает: «Пей, Джонни! Пей, я говорю! Почему ты не можешь это выпить? Это позволит улучшить вашу мораль и ваши манеры тоже, друг Джонни. – Чума вас забери, вы должны проглотить это»5.
Не менее смешной была карикатура, представляющая британское королевское семейство, и названная: «Королева Шарлотта и Джонни Буль получают свою порцию Перри». На ней королева Шарлотта протягивает сидящему на троне королю Георгу III бутылку шипучки с надписью на ней «Перри», из которой во все стороны разлетаются брызги с названиями американских кораблей. Она говорит: «Джордж, почему бы тебе не выпить немного этого сидра?» Король отвечает: «О, этот Перри!!! Проклятье этому Перри! Одно несчастье за другим! Я даже еще не оправился от потери крови, когда мне в боксерском поединке расквасили нос» (намек на американский корабль «Боксер» – Т.А.)6.
Большой популярностью пользовалась в США карикатура по поводу российского предложения о посредничестве в примирении воюющих сторон, созданная У. Чарльзом. В центре явно дружелюбный медведь, названый Мишкой и символизирующий Россию, пытается соединить в дружеском рукопожатии Англию, символом которой является Джон Буль, и США, представленные в виде Колумбии. Любопытно, что символ Великобритании изображен стоящим на коленях небрежно одетым толстячком, да еще с бычьими рогами, на которых написано: «Указы в Совете» (намек на английский запрет американской торговли, ставший одной из причин войны – Т.А.). Его поза свидетельствует о явном намерении к примирению. Он нервно держится за руку русского медведя. Художник явно хотел представить Великобританию в смешном виде. США изображены в виде гордо стоящей девушки Колумбии, напоминающей античную статую. Она держит в левой руке национальный флаг и копье, увенчанное фригийском колпаком – символом свободы. Свою правую руку она не спешит подать медведю. Здесь тоже был намек, что США вовсе не так уж стремятся к окончанию войны. Это подтверждается и теми репликами, которыми обмениваются персонажи, так как в карикатурах XIX века изображенные лица, как правило, высказывали свою позицию. Данная карикатура не исключение. Джон Буль говорит медведю: «Умоляю, м-р Бруин, постарайтесь уменьшить разногласия между нами. Эти «Осы» и «Шершни» так искусали меня. Я думаю, что больше никогда не буду тревожить их гнезда». Медведь заявляет Колумбии: «Позвольте мне соединить ваши руки: Мадам и Джонни. Я настроен дружелюбно с тех пор, как установились наши отношения на море». Колумбия отвечает: «Я благодарю вас м-р Бруин, но я не могу верить Джону Булю. Пусть он пообещает удалить свои РОГА, и он должен обеспечить это, прежде чем я начну переговоры с ним»7. Разумеется, эти реплики в утрированном и даже гротескном виде представляли процесс поиска мира. Но, как известно, юмор поддерживает позитивное настроение, американцы в этом очень нуждались.
Карикатуры того времени размножались в виде дешевых литографий и способствовали росту патриотических чувств и антибританских настроений.
Примечания
- Present State of our Country // URL: Режим доступа: http://webapp1.dlib.indiana.edu/images/item.htm?id=http://purl.dlib.indiana.edu/iudl/lilly/VAC1755/VAC1755-03084. (12.02.2015).
- George III and Madison in the Ring. A Boxing Match, or Another Bloody Nose for John Bull // URL: Режим доступа: http://www.teachushistory.org/node/407. (12.02.2015).
- Columbia teaching John Bull his new lesson // URL: Режим доступа: http://www.loc.gov/pictures/resource/cph.3g05643. (2.02.2015).
- Dewey D. The Art of Ill Will. The Story of American Political Cartoons. – N.Y.: NYU Press, 2007. – р. 122
- Brother-johnathan-administering-salutary-cordial-john-bull // URL: Режим доступа: http://www.teachushistory.org/war-1812-hartford-convention/resources/brother-johnathan-administering-salutary-cordial-john-bull (2.02.2015).
- Dewey D. Op. cit. – Р. 123
- Россия и США: становление отношений. 1765-1815. – М.: Наука, 1980. – с. 588