Томас Наст — некоронованный король карикатуры
Английский писатель Эдуард Бульвер-Литтон утверждал: «Перо могущественнее, чем меч». Судьба Томаса Наста доказала, что не только перо, но и карандаш художника-карикатуриста может стать не менее мощным оружием.
Томас Наст (27 сентября 1840 г. — 7 декабря 1902 г.) — знаменитый американский карикатурист немецкого происхождения, которого ряд биографов называют «отцом американской карикатуры»1. Это не означает, что до появления его работ в США отсутствовала собственная политическая карикатура, но она не была столь профессиональной. К тому же, не без оснований, Наста считают создателем целого ряда важнейших политических символов США: канонических образов дяди Сэма и девы Колумбии, республиканского Слона и демократического Осла, символа партийной машины демократов Нью-Йорка — тигра Таммани, традиционного изображения иммигранта-китайца, отображение инфляции в виде тряпичной куклы. По-настоящему культовым персонажем стал созданный художником популярный Санта-Клаус2.
Не все из этих символов были созданы фантазией художника, но он придал им тот законченный вид, по которому их узнают во всем мире. Образ Колумбии появился впервые еще в период Войны за независимость, а дяди Сэма во время англо-американской войны 1812—1815 гг., однако именно Наст придал этим фигурам тот законченный вид, который остался практически неизменным вплоть до современности. То же самое произошло и с символом демократов — Ослом, впервые появившимся в период «джексоновской демократии»3. С легкой руки Наста, наряду с республиканским Слоном, они стали постоянными образами партийной символики США.
Личность Т. Наста привлекала внимание американских историков в недостаточной степени. В 2018 г. была переиздана литературная биография Наста, написанная американским писателем А. Пэйном4. Впервые книга была издана в 1904 г., в ней автор поместил более 250 рисунков Наста. Книга Дж. Винсона5 является популярной биографией известного карикатуриста. В ней он рассмотрел основные политические кампании, в которых известный карикатурист активно участвовал.
Биографию Т. Наста написала также Ф. Халлоран6. В этой основательной и живо написанной книге автор фокусирует внимание не только на политических достижениях Наста, но и на противоречиях в его взглядах и просчетах в определении позиции. Еще одна работа Дж. Адлера и Д. Хилла специально посвящена борьбе Наста против У.М. Твида7. Однако очень важным является издание в книжном формате наиболее значительных работ художника8.
Наст родился в семье военного музыканта в баварском городке Ландау. Помимо Томаса, в семье было еще трое детей, из которых двое умерли в младенчестве. Его отец, недовольный политической реакцией в Баварии, решил эмигрировать. Вначале он отправил жену и детей в Нью-Йорк, а в 1850 г. после окончания своей службы на военных кораблях, куда он ранее завербовался, присоединился к ним9.
Страсть к рисованию развилась у Томаса еще в раннем детстве, и отец не препятствовал развитию художественного таланта у сына. Помимо посещения обычной нью-йоркской школы, Наст, в возрасте 14 лет, был зачислен на годичный курс обучения у известных художников А. Фредерикса и Т. Кауфмана, а затем в школу Национальной академии дизайна10. В 1856 г. он начал работать в «Frank Leslie’s Illustrated Newspaper». А затем перешел на работу в более престижное издание «Harper’s Weekly», с которым было связано почти 20 лет его творческой жизни. Его первый рисунок появился в этом издании 19 марта 1859 г.11, когда Томасу исполнилось 18 лет12.
Создателем еженедельника «Harper’s Weekly» стал младший из четырех братьев-книгоиздателей Ф. Харпер (1896—1877). Среди первых редакторов еженедельника были известные журналисты Т. Седжвик, Дж. Боннер и Дж. Кертис. Новое издание имело подзаголовок «журнал цивилизации» и предназначалось для «семейного чтения». Его ведущей чертой было огромное количество иллюстраций, которые даже вытеснили передовицы с первой страницы на вторую. В составе редакции было несколько профессиональных художников: Твэйтс, Хоппин, Хомер и Фредерикс. В еженедельнике содержались новости как политические, так коммерческие и финансовые. Однако большую часть издания занимали литературные произведения и юмор. Все это создало ему популярность у читателей, и тираж издания вырос с 75 тыс. в мае 1857 г. до 99 тыс. в октябре 1859 г., а в 1860 г. достиг огромной цифры в 200 тыс. экз.13 Еженедельник проявлял большую заинтересованность в политике и активно поддерживал демократов14. Анализируя в одном из первых выпусков итоги выборов 1856 г., «Harper’s Weekly» писал, что они стали славным «триумфом важных принципов Союза и компромисса, гармонии и уступок». Редакция заявляла: «Цель журнала в том, чтобы объединять, а не разъединять взгляды и чувства различных частей нашей общей страны»15. В период Гражданской войны (1861-1865) издание занимало половинчатые позиции, но все же склонялось к поддержке республиканцев.
Насту повезло, что начало его карьеры карикатуриста совпало с появлением среди периодических изданий «Harper’s Weekly», самого успешного из иллюстрированных изданий, имевшего общенациональную аудиторию. Фотография тогда только завоевывала свои позиции, карандаш художника и карикатуриста в газетах и журналах преобладал. В 1864 г. еженедельник «Harper’s Weekly» имел в своем штате 10 таких сотрудников. Первые самые известные работы Наста в этом издании: «Джон Морган ищет мира», «Злодеяния в пограничных штатах», «Санта-Клаус в военном лагере»16. Тем не менее постоянное сотрудничество Наста с «Harper’s Weekly» сложилось не сразу.
В феврале 1860 г. по заданию «New York Illustrated News» он отправился в Англию, чтобы изобразить одно из главных спортивных событий того времени — призовой бой между американцем Д. Хинаном и англичанином Т. Сэйерсом, спонсируемый Дж. Уилксом, издателем спортивного обозрения «The Spirit of the Times»17. Несколько месяцев спустя, в качестве художника для еженедельника «The Illustrated London News» он отправился в Италию, где присоединился к экспедиции «тысячи» Дж. Гарибальди, имевшей целью объединение страны. Рисунки Наста и статьи о военной кампании Гарибальди пользовались огромной популярностью в США.
В феврале 1861 г. Наст вернулся в Нью-Йорк. В сентябре того же года он женился на Саре Эдвардс, с которой познакомился двумя годами ранее, благодаря посредничеству писателя Дж. Партона. Брак был удачным. У семейной пары появилось пятеро детей.
Семейные дела несколько отдалили Томаса от проблем страны. В апреле 1861 г. началась кровопролитная Гражданская война, однако художник не имел вначале четкой позиции. Нью-Йорк был городом, где влияние республиканцев было довольно слабым, где сильны были позиции «медянок» — сторонников южан. В период сецессии Юга мэр Нью-Йорка Ф. Вуд даже предлагал этому городу отделиться от Союза и примкнуть к Южной Конфедерации18. Неслучайно именно в Нью- Йорке в 1863 г. произошел самый масштабный и драматичный бунт против призыва в армию, ярко запечатленный в XX в. в фильме М. Скорсезе «Банды Нью-Йорка».
Противоречивость позиции молодого художника проявилась в его отклике на вступление в должность республиканского президента А. Линкольна. Наст отправляется в Вашингтон и наблюдает за инаугурацией, остановившись в отеле «Виллард». У него самые мрачные предчувствия. Позже он писал:
«Мне казалось, что призраки смерти были повсюду. У меня были видения бесконечных мрачных похоронных процессий, сопровождаемых траурной музыкой. Как будто целый город вдруг стал моей судьбой, и я знал теперь, что это было правдой. Казалось, что любой единственный крик мог воспламенить толпу. Единственный выстрел мог положить начало конфликту»19.
Поскольку Линкольн не высказался прямо о подавлении мятежа южных штатов, Наст откликнулся на его речь довольно двусмысленной карикатурой под названием «Президентская инаугурация»20. На одной стороне Линкольн был представлен как богиня мира с лавровой ветвью в левой руке. За спиной у него написано слово «Мир». В правой руке он держит весы, на противоположных чашах которых — вооруженный пистолетом южанин и миролюбивый северянин в цилиндре. Надпись под этой стороной рисунка гласит: «Это путь, который предпочитает Север». На другой стороне карикатуры Линкольн изображен в виде бога войны Марса. В его руке окровавленный меч, а ногой и щитом он попирает поверженного конфедерата. За его спиной написано: «Война». Под этой стороной карикатуры надпись: «Это путь, который предпочитает Юг»21. На самом деле многие северяне были уверены, что Линкольн приложит все усилия, чтобы прекратить мятеж южных штатов.
В 1862 г. Наст стал штатным иллюстратором «Harper’s Weekly». Он получил известность сентиментальными патриотическими рисунками, обладающими особой эмоциональностью. Примером может служить «Сочельник» (1862), в котором рамка в виде венка обрамляет мирную сцену: солдатская жена склонилась в молитве над мирно спящими детьми. Вторая рамка обрамляет солдата, сидящего у костра и с тоской глядящего на фотографии своих близких22.
Уже в это время его искусство было не только ошеломляющим по визуальному воздействию, но и глубоким по своему политическому содержанию. Его работы трогали людей и влияли на их мысли, на их отношение к актуальным проблемам. Став стойким сторонником дела Союза, президента Линкольна, Наст своим творчеством способствовал созданию «образа врага» в лице Южной Конфедерации. Его работы изображали южан не просто врагами, а жестоким и варварским народом. Так, в рисунке «Южное рыцарство» он в центре изобразил солдат Конфедерации, обезглавливающих беззащитных пленных Союза. На боковых изображениях — сцены грабежей, убийств и других военных преступлений.
Насту принадлежит множество рисунков с полей сражений, которые должны были воодушевлять северян. В 1864 г. он активно содействовал переизбранию Линкольна на второй срок. Ставленник демократов Дж. Макклеллан позиционировал себя как «кандидат мира». «Harper’s Weekly» опубликовал очень жесткую карикатуру Наста «Компромисс с Югом», посвященную Чикагскому съезду демократов23. В ней критиковалась мирная платформа Макклеллана как капитуляция перед Югом. На рисунке слева стоит побежденный и лишившийся ноги солдат Союза, его оружие брошено на землю. Справа ему протягивает руку торжествующий победитель, поставивший свой сапог на могилу павшего юниониста. Они соединили руки над надгробием с надписью: «В память о героях, павших за Союз в бесполезной войне». На переднем плане рыдает Колумбия. На заднем плане военные сцены пожаров, разрушений, бедствий мирных жителей. Мастерски выполненный рисунок стал настоящей сенсацией. Были напечатаны миллионы копий, которые разошлись по всей стране.
Другая карикатура Наста также служила мобилизации избирателей — сторонников Линкольна. Она называлась «Как медянки получают свои голоса»24. Эта карикатура появилась 2 ноября, за неделю до президентских выборов 8 ноября. На рисунке изображено кладбище павших солдат Союза, на котором демократы под покровом ночи выписывают личные данные с могильных плит в списки своих избирателей. Возмущенный этим мошенничеством их пытается прогнать призрак солдата-янки. Сами выборы Наст представил как событие, призванное решить исход войны и судьбу страны25. На рисунке изображена Колумбия, охраняемая американским орлом. В одной руке у нее гербовый щит, другую она положила на избирательную урну. Слева внизу за Линкольна голосуют солдаты и добропорядочные граждане. Справа внизу — сюжет, как голосуют «медянки»: демократы и их электорат — невежественные ирландцы. Рисунок в центре должен был напомнить избирателям, какие кровавые жертвы приносятся солдатами ради Союза на полях сражений26.
Так, в критический период Наст сыграл важную роль в переизбрании Линкольна. Признавая заслуги карикатуриста, Линкольн называл его «нашим лучшим сержантом-вербовщиком»27. А генерал У. Грант подчеркивал, что Наст «сделал так много, как ни один другой человек в стране в деле сохранения Союза и для того, чтобы закончить войну миром»28.
Наст с симпатией относился к чернокожим. Впервые он стал изображать рабов как людей, а не как собственность. Рисунки Наста помогли сделать то, что не удалось аболиционистскому движению: они помогли американцам увидеть и оценить всю порочность рабства. Рисунок «Эмансипация», посвященный линкольновской Прокламации, отменявшей рабство в мятежных штатах, является прекрасным примером, как Наст умело переубеждал людей в их взглядах на рабов и рабство. В центре рисунка была изображена картина возможностей будущего, в то время как вставки, окружающие центральное изображение, показывали жестокие реалии прошлого. В центре Наст показывает черную семью в типичной сцене для белой семьи того времени. В окружении центральной мирной сцены изображены картины пыток, избиений, охоты с собаками на беглых. Особенно эмоционально изображение аукциона рабов. По его мнению, это проблема была конфликтом добра и зла, битвой за справедливость.
Для самого Наста война не закончилась с разгромом Конфедерации, и в период Реконструкции он со всей страстью противостоял попыткам реставрации на Юге довоенных порядков. В карикатурах на президента Э. Джонсона и его компромиссную по отношению к Югу политику, его творчество достигает подлинной зрелости. Осуждая действия президента, он высмеял его в серии резких карикатур.
Наст изображал Джонсона как императора Нерона, и как «короля Энди», и как злобного завистника Яго из известной шекспировской трагедии, и как злодея короля Ричарда III. Особенно острый и даже гротескный характер носила его карикатура: «Реконструкция, как она работает», опубликованная в «Harper’s Weekly»29. В карикатуре «Рабство умерло (?)»30 Наст ставит знак вопроса. На одной стороне карикатуры он изображает Колумбию, которая левой рукой поддерживает почтительно стоящего черного раба, получившего свободу. На другой — он изображает сцену в южных штатах, где плантатор бьет кнутом негра у ног статуи Правосудия.
Наст активно выступал против расовой сегрегации и осуждал насилие Ку-клукс-клана. В одной из его самых известных карикатур «Белая лига»31 фраза «Хуже, чем рабство» начертана на гербе, изображающем отчаявшуюся негритянскую семью с мертвым ребенком на руках. На заднем плане: сцена линчевания и горящего школьного здания. Ку-клукс-клановец и член Белой лиги символично пожимают друг другу руки32. Наст показал, что группы белых расистов, такие как Ку-клукс-клан и Белая лига, использовали все формы террора, насилия и запугивания, чтобы восстановить «правление белого человека» и вернуть «благородное проигранное дело»33.
Наст поддержал предоставление избирательных прав чернокожим. На его карикатуре «Мы принимаем ситуацию»34 негр-ветеран радостно демонстрирует бумагу с надписью «Голос» недовольному бывшему солдату Конфедерации. Бумага с правом голосования последнего лежит порванная на земле.
В своем творчестве художник часто использовал аналогии с античной историей. Такова его карикатура «Амфитеатр Джонсона». Она отображала расовые беспорядки в Новом Орлеане 30 июля 1866 г. На ней Джонсон показан как римский император, бесстрастно наблюдающий за мэром Джоном Монро (на лошади), возглавляющим действия полиции против протестовавших бывших рабов. На рисунке множество известных политиков, как сторонников Джонсона, так и его противников35.
Довольно часто художник высмеивал госсекретаря У. Сьюарда, особенно покупку Аляски у России36. Некоторые республиканские газеты, особенно «New York Tribune», потешались над «аляскинской покупкой», давая ей уничижительные и пренебрежительные названия, такие как «Безумие Сьюарда», «Сад белого медведя Джонсона», «Моржовая Россия» или «Русская сказочная страна». Большинство газет, однако, одобрили договор, как выгодный для США. Наст был на стороне тех, кто считал приобретение Аляски большой глупостью.
В карикатуре «Большое дело»37 Сьюард изображен в виде заботливой мамаши, смазывающей шишку на лбу президента, возникшую из-за его борьбы с Конгрессом США и угрозы импичмента. Он говорит: «Я вотру немного этой русской мази в больное место; это поможет немного успокоить его». На стене висит карта, на которой изображен дядя Сэм, бредущий в снегоступах по ледяной тундре, устанавливающий американские флаги на вершинах гор Аляски, а белые медведи и моржи наблюдают за ним.
В это время художник задумывает довольно смелый проект создания большой «карикатурамы». Одним из распространенных развлечений в это время были панорамы — серии картин, расположенных по кругу и объединенных какой-то общей идеей. Как правило, картины были изображением какого-то значительного события или городских и ландшафтных пейзажей. Для придания иллюзии присутствия зрителя на месте создавался натурный план с искусственным освещением, а сама демонстрация сопровождалась различными живописными, звуковыми или шумовыми эффектами. Первую комическую панораму в США задумал и создал писатель-юморист Артемус Уорд (Чарльз Фаррар Браун, 1834—1867)38.
В письме от 23 марта 1867 г. своему другу Д. Локку (1833—1888), писавшему сатирические произведения под псевдонимом Петролеум Везувиус Нэсби39, Наст излагал свой замысел, предлагая создать совместный коммерческий проект: «Такая панорама имела бы не только политическое значение для мужчин, но и радовала бы женщин и детей»40. Локк не согласился присоединиться к данному проекту сатирической «панорамы», но Наста вдохновил такой замысел.
Он взял творческий отпуск в «Harper’s Weekly» с июня 1867 по июнь 1868 г., во время которого создал свою грандиозную карикатураму, состоящую из 33 панелей, нарисованных темперой41. Она была «развернута перед зрителями» механизмом, сконструированным театральными механиками. Когда каждая панель появлялась на сцене, она сопровождалась музыкальным произведением из оперы или популярными песнями. Премьера карикатурамы Наста состоялась 4 декабря 1867 г. на Бродвее, в Нью-Йорке. Экспозиция продолжалась две недели42.
Грандиозная карикатурама Наста была представлена как мечта художника, повествующая о главных событиях в истории Соединенных Штатов посредством политической аллегории. Она состояла из 2 частей. Первая посвящалась истории страны до окончания Гражданской войны, она называлась «От Независимости через Гражданскую войну». В этой серии картин-карикатур он показывает, что главной проблемой предвоенной Америки было рабство чернокожих. Особенно запоминающимся был образ Джона Брауна, которого художник изобразил бесстрашным борцом за права угнетенной расы. Одиннадцать картин были связаны с Гражданской войной, и здесь довольно часто художник оставляет свой ироничный и юмористичный стиль. «Канун войны» представляет бурный морской пейзаж, являющийся визуальной метафорой сложной ситуации в форте Самтер, обстрел которого 12 апреля 1861 г. стал началом кровавой Гражданской войны. Самтер на картине Наста стоит неприступно, как скала, но в бурлящей воде появляются морские чудовища, а по небу летит демон с псами войны, виднеется скелетообразный лик Смерти.
Трагический характер имела картина — «Великан-людоед из Андерсонвилля». В ней Дж. Дэвис, президент Конфедеративных Штатов Америки (КША), обвинялся в страданиях и смерти военнопленных Союза в печально известном концлагере в Андерсонвилле (штат Джорджия). Дэвис предстает в виде гигантского людоеда с дьявольскими рогами и огромной дубиной, выглядывающим из-за частокола. Он указывает на призрачную фигуру смерти, а за ней — на виселицу, на которой висят два солдата Союза. Хотя лагерь действовал всего 14 месяцев, в Андерсонвилле находилось 45 тыс. военнослужащих Союза, из которых почти 13 тыс. человек умерли от болезней, вызванных недоеданием, нехваткой воды, перенаселенностью, антисанитарией, болезнями43. Ужасные условия в Андерсонвилле вызвали возмущение на Севере, сделав лагерь в глазах северян символом варварства Конфедерации. Одна из газет Нью-Йорка писала об этой картине: «Прошедшие годы смягчили чувства нашего народа, но исторический факт «Андерсонвилля» все еще остается в его памяти. Иллюстрируя эти темы карандашом художника и мыслью патриота, г-н Наст обнаруживает в себе не столько простого юмориста, сколько истинного сатирика, который хлещет плетьми пороки нашего времени, вместо того чтобы щекотать их соломинкой клоуна в цирке»44.
Последняя картина первой части называлась «Капитуляция Дж. Дэвиса» и обыгрывала в сатирическом плане сцену пленения президента Конфедерации. По распространенной на Севере версии Дэвис был арестован солдатами Союза, когда пытался скрыться в женском платье, изображая служанку, несущую ведро с водой. Но солдаты Союза разглядели торчащие из-под юбки сапоги со шпорами и заподозрили переодетого мужчину, которым и оказался бывший президент КША. Эту версию пленения Дэвиса охотно изображали все карикатуристы Севера45. Для придания комического эффекта при демонстрации картины использовалась ария Эльвиры из оперы Беллини «Пуритане» (1835): «Я дева грациозная в наряде подвенечном».
Вторая часть карикатурамы состояла из девяти картин и была посвящена критике президента Э. Джонсона за его политику проведения Реконструкции Юга. Так, в картине «Коронация Его Высочества» Наст высмеял властные притязания Джонсона в его борьбе с Конгрессом США, представив президента в качестве короля. На ней госсекретарь У. Сьюард возлагает на его голову огромную корону, увенчанную крокодилом. Остальные картины также едко высмеивали Джонсона и его политику. Две панели выбивались по своей тематике из общего направления критики президента. Одна из них высмеивала покупку Аляски у России, а другая — редактора «New York Tribune» Х. Грили за его помощь в освобождении из тюрьмы бывшего президента Конфедерации Дж. Дэвиса. Последняя панель представляла автопортрет довольного Наста.
Реакция публики и отклики прессы были самыми различными: от восторгов до негодования. Рецензия на первый сеанс появилась на следующий день в «New York Times»: «Зал не был переполнен, но аудитория горячо аплодировала, и нет никаких сомнений, что «развлечение» Наста, которое, безусловно, имеет чрезвычайно редкое достоинство быть новым, будет иметь своих собственных отзывчивых посетителей»46. Ряд газет похвалили узнаваемые карикатуры художника, его художественный талант и политический юмор47.
Резко отрицательные отзывы появились в демократических газетах. Так, «New York Evening Express», принадлежащая конгрессмену-демократу Дж. Бруксу, писала:
«Выставка открылась для публики впервые вчера вечером. Самое доброе, что мы можем пожелать мистеру Насту, — это чтобы она была последней… Тридцать три картины, призванные представить историю Америки <…> в действительности представляют не более как грубую и непристойную атаку на исполнительную власть… Мистер Наст обладает немалыми художественными способностями. Он, однако, проституировал эту способность <…> опускаясь до уровня третьесортного оратора <…> мы находим его блуждающим в бездорожной пустыне аболиционизма, собирающим старые обиды и сыплющим соль на зияющие раны, которые время почти исцелило. Хотя нельзя выразить ничего, кроме самого сурового порицания замыслу картин мистера Наста, их исполнение достойно самой высокой похвалы. Мы находим здесь смелость рисунка, свободу композиции и колорита <…> мы можем только сожалеть о том, что талант был использован для столь низменной цели»48.
Все же большинство отзывов было положительным, и Наст продолжил демонстрацию своей карикатурамы в Бостоне. Художник и его работы получили высокую оценку местных журналистов. Газета «The Worchester Daily Spy» отмечала:
«Одним из самых выдающихся людей нашей партии является неподражаемый Томас Наст, художник, чье красноречие превосходит любого оратора, чьи карандашные обращения достигают внимания миллионов. Мы хотели бы, чтобы Наст собрал все политические и другие карикатуры, которые он создал за последние четыре или пять лет и дал нам таким образом достойную память о нашем американском Хогарте»49.
Несмотря на значительный интерес публики и благожелательность прессы, начинание Наста не имело особого финансового успеха. Поэтому художник отказался от ее дальнейшей демонстрации и переключился на другие более важные внутриполитические проблемы.
«Harper’s Weekly» и Наст сыграли важную роль в избрании на пост президента У. Гранта в 1868 и 1872 гг. Зная, что генерал будет выдвигаться кандидатом в президенты на конвенте Республиканской партии 1868 г., Наст разрисовал огромный занавес, закрывающий сцену. На нем он изобразил вход в Белый дом, обрамленный двумя пьедесталами. На одном из них восседал Грант, как республиканский кандидат, а к другому — президентскому, еще не занятому, Колумбия протягивала руку со словами: «Под стать ему». Занавес был поднят в момент, когда объявили о выдвижении Гранта, и это произвело настоящую сенсацию50.
Художник посвятил серию работ демонизации образа кандидата от Демократической партии Х. Сеймура. Примечательна в этом плане карикатура «Не введи нас во искушение»51, где кандидат демократов изображен с всклокоченными волосами, напоминающими рога сатаны-искусителя. Карикатурист показал возможные перспективы результатов выборов: голосование за Гранта и республиканцев приводит к миру и процветанию, в то время как выбор Сеймура и демократов ведет лишь к войне и разрушению. В карикатуре «Демократическое дьявольское варево»52 он обращается к пьесе Шекспира «Макбет», используя сцену, в которой три ведьмы варят дьявольское зелье. Здесь кандидаты от Демократической партии Сеймур и Блэр вместе с У. Хэмптоном появляются как ведьмы, в их котле смешаны кровь освобожденных рабов, язык клятвопреступника Р. Ли, слезы беженцев, кандалы Ф. Дугласа.
Наст осуждает акты насилия, к которым прибегли демократы, чтобы запугать чернокожих избирателей — бывших рабов. Одной из самых выразительных его работ является рисунок «Одним голосом меньше»53, на которой изображен убитый негр, по всей видимости, лишившийся жизни в попытке воспользоваться своим правом голосования.
Признавая заслуги Наста в своем избрании президентом, У. Грант говорил, что своей победой он обязан «мечу Шеридана и карандашу Т. Наста»54. Художник гордился, что он стал близким другом президента, их действительно надолго связали теплые взаимоотношения55.
В президентской кампании 1872 г. насмешки Наста над кандидатурой Х. Грили были особенно беспощадны. В этой избирательной кампании ему противостоял маститый английский карикатурист М. Морган, специально приглашенный агитировать за Грили. Однако это не помогло. Можно сказать, что Наст не только сумел полностью дискредитировать соперника У. Гранта, но очень зло и жестоко высмеял его в карикатурах: «Что я знаю о фермерстве»56, «Что я знаю о Грили»57, «Что знает Грили о порке?»58, «Сомкнем руки над кровавой пропастью»59 и другие.
После победы Гранта в 1872 г. Марк Твен написал художнику письмо, в котором говорилось: «Наст, ты больше, чем кто-либо другой, помог одержать огромную победу для Гранта. Я имею в виду, скорее даже не столько для Гранта, сколько для цивилизации и прогресса»60.
Карикатура Наста «Паника третьего срока» появилась в связи со слухом о том, что президент Грант собирается переизбираться на третий срок. Сюжет был вдохновлен известным рассказом об осле в львиной шкуре. На карикатуре демократический Осел, он же «цезаризм», паникует среди других политических животных. Своим ревом он их пугает: жирафа («New York Tribune»), единорога («New York Times») и сову («New York World»). Страус, уткнувшийся головой в землю, олицетворяет движение за трезвость. Перед республиканским Слоном — яма с надписью «Южные претензии. Хаос. Ром». Лиса (Демократическая партия) держит свои передние лапы на доске «Реформы, Таммани, Ку-клукс-клан».
В 1872 г. Наст добивается международного признания, став первым американским карикатуристом, пять цветных карикатур которого были опубликованы в престижном английском издании «Vanity Fair».
Творчество Наста невозможно оценивать однозначно. Наряду с прогрессивными идеями, ему были свойственны националистические и религиозные предрассудки, которые касались Католической церкви и ирландских иммигрантов. Наст считал Католическую церковь угрозой американским ценностям61. Его карикатура 1871 г. «Американская река Ганг»62 изображает католических епископов, ведомых Римом, в образе крокодилов, нападающих на американских школьников, а ирландские политики препятствуют их спасению. Авторитарное папство в Риме, невежественные ирландские иммигранты и коррумпированные политики в Таммани-холл занимали видное место в его карикатурах. Наст отдавал предпочтение нерелигиозному общественному образованию, которое смягчало бы различия в религиозной и этнической принадлежности63.
В это время Наст разделяет антиммигрантские предубеждения тех белых американцев, которые уже получили права гражданства и не желали ухудшения своего положения в связи с массовой эмиграцией из Ирландии и других католических стран. Именно он создал стереотипный образ ирландского головореза, пьяницы и дебошира. Его антикатолические и антиирландские работы являются достаточно гротескными и жестокими. В карикатуре «Обычный ирландский способ заканчивать дела»64 он изобразил агрессивного, отвратительного, пьяного ирландца дегенеративного типа, сидящим на бочке с порохом.
В то же время в своих карикатурах он создал положительный образ американских индейцев и китайских иммигрантов. Его угнетала мысль о бесправном положении коренных жителей Америки, против которых велись бесконечные войны на Западе. На одной из карикатур Наста чернокожий полисмен с дубинкой прогоняет от избирательного участка индейца. На самом избирательном участке чернокожие и белые откровенно пьянствуют. Карикатура называлась «Вперед! Разве у коренных американцев нет прав, которые натурализованный американец обязан уважать?»65. Наст в ней подчеркивает, что коренные американцы не имели права голоса, поскольку они не считались гражданами Соединенных Штатов66. В другой карикатуре индеец обращается к китайцу: «Бледнолицые боятся, что вы вытесните их, как они вытеснили меня»67.
В отношении чернокожих американцев взгляды Наста эволюционировали вправо. В карикатуре «Цветное правление в реконструированном штате»68 он карикатурно изображал чернокожих законодателей, представив их некомпетентными шутами.
Одной из наиболее ярких страниц творческой биографии Наста была кампания против босса Таммани У.М. Твида. Вместе с газетой «New York Times» карикатурист разоблачил мошенническую группу политиков «кольцо Твида», в которую входили самые влиятельные чиновники города и штата, включая губернатора и мэра69. По минимальным оценкам, «шайка Твида» с 1850-х гг. по 1873 г. украла 75 млн долл., по максимальным — 200 млн долл. Эта беспрецедентная коррупция вызвала волну общественного негодования70. Одна из первых карикатур на Твида «Мозги», где вместо головы был нарисован мешок с деньгами, ясно показывала, благодаря чему боссу демократов Нью-Йорка удалось победить на выборах в законодательное собрание штата71. Томас Наст изображал самого Твида как огромную птицу-наседку, высиживавшую миллионы долларов, а его шайку как его птенцов72, как мошенников, связанных круговой порукой. Особенно выразительна была карикатура, на которой большой палец босса Таммани придавил весь город Нью-Йорк, что называется, «прижал к ногтю». Рядом изображен процветающий штат Нью-Джерси73. Карикатура «Тигр Таммани на свободе»74 обращал зрителей к временам Римской империи, к периоду преследования первых христиан. Художник изобразил как Тигр (символ Таммани) терзает на арене римского цирка свою жертву — молодую женщину, символизирующую Колумбию. На главной трибуне выделяется жирное тело Твида с императорскими регалиями, позади него штандарт с надписью «spoils»75. Твид и его сподвижники с удовлетворением смотрят на кровавое зрелище. И карикатурист задает вопрос: «И что вы с этим будете делать?»
Карикатуры приводили Твида в бешенство: «Прекратите эти чертовы рисунки. Мне все равно, что обо мне пишут в газетах. Мои избиратели не умеют читать. Но, черт возьми, они не могут не видеть эти проклятые изображения»76. Твид пытался подкупить редактора «Harper’s Weekly», прибегал к угрозам судебного преследования; ничего не помогало. Насту он предлагал вначале 100 тыс. долл., а затем довел эту сумму до 500 тыс. Но все эти предложения были отвергнуты. Затем последовали угрозы физической расправы, и художнику вместе с семьей пришлось перебраться в Морристаун (штат Нью-Джерси)77.
Карикатуры Наста убеждали, что и на такого влиятельного политикана и коррупционера все же найдется управа. Твиду удалось бежать из-под стражи и перебраться в Испанию. Однако там он был опознан. Благодаря карикатурам Наста его внешний вид был хорошо известен. Твида задержали и выдали американским властям. Остаток жизни он провел в тюрьме.
Карикатуры Наста были настолько сокрушительными не только для Твида и для всей его «шайки», но также для партийной организации Таммани, что вызвало недовольство демократической прессы. «Brooklyn Eagle» отмечала: «Ему требуется как стимул ненависть, чтобы проявить всю свою мощь. И когда его гнев обрушивается на одного из тех, кого он ненавидит, талант м-ра Наста достигает полной силы»78.
В период Реконструкции Наст свою стратегию вел вместе с республиканской предвыборной риторикой «размахивания кровавой рубашкой», что должно было увековечивать республиканские жертвы и ассоциировать демократов с конфедератами. Такую тактику он применил к противнику У. Гранта на выборах 1872 г. Х. Грили, связывая его с «кольцом Твида», северными «медянками», Ку-клукс-кланом. Эта жестокая и злая сатира вызвала негодование ряда газет. «Boston Gazette» заявляла, что Наст ведет настоящую войну против либеральных республиканцев, которую можно охарактеризовать «как нападение на собственность»79. А «Brooklyn Eagle» заявляла, что, публикуя столь грубые и злостные карикатуры Наста, еженедельник «Harper’s Weekly» «сам себя изгнал из домов цивилизованных американцев»80. «Atlantic Monthly» отмечал, что публика отвергает поток антигрилевских карикатур Наста. «Если бы Наст смог умереть, когда «кольцо Таммани» было низвергнуто, он закончил бы свою карьеру с репутацией несравненного карикатуриста. М-р Наст, однако, пережил «кольцо Твида» и в своем новом качестве как карикатуриста против оппозиционных политиков, кажется, разрушает ту репутацию, которую борьба с Таммани ему создала»81.
В 1873 г. Наст стал нападать на сенаторов, поддержавших так называемый «Инфляционный билль». Карикатура «Главный удар. Мертвые ослы пинают живого льва» изображала сенаторов-республиканцев Логана, Мортона, Карпентера и Камерона в виде лежащих на земле мертвецов со смешными ослиными ушами. Наст придумал прозвище для Финансового комитета, искажая его английское название — «Чудесный ослиный комитет» (Fine-Ass Committee)82. За своего сенатора вступилась «Indianapolis Daily Journal»: «»Harper’s Weekly» бесчестит себя, начав изображать негодяями сенатора Мортона и его коллег». Газета призвала к бойкоту «Harper’s Weekly»: «Такое жестокое обращение с достойными людьми представляется извращенной идеей остроумия и порядочности. Карикатура просто позорна и унизительна. Посмотрите, как бы издание, публикующее ее, само бы не пострадало за свою наглость и жестокость»83.
Нападки Наста на сенатора Самнера, осудившего внешнюю политику Гранта, вызвали резкое недовольство редакции «Harper’s Weekly». То, что Самнер умер в 1874 г., как до этого Грили в ноябре 1872 г., многие связывали с нападками на политиков со стороны Наста.
В 1873 г. Наст гастролировал по Соединенным Штатам в качестве лектора и художника эскизов84. В течение семи месяцев он ездил с лекциями по стране, выступления художника анонсировали как «принца карикатуристики» и «разрушителя Таммани». Его лекционная деятельность была успешной в финансовом отношении85.
Наст много лет был убежденным республиканцем. Он сыграл важную роль в поддержке на президентских выборах Р. Хейса в 1876 г. Он сумел полностью дискредитировать ставленника демократов, довольно популярного политика Тилдена, сыгравшего важную роль в борьбе с коррупцией в Нью-Йорке. Вопреки этому, Наст в своих карикатурах связал Тилдена с Таммани и коррупцией, а также с проблемой инфляции бумажных денег (мягкая тряпичная кукла) в таких карикатурах, как «Скользкий Сэм»86, «Демократический тигр повязан»87, «Под каблуком у Хендрикса»88, «Тяжелое лето для мягкого тряпичного ребенка»89. За две недели до выборов появляется его карикатура «Слон прогуливается»90. В ней Наст изобразил свои надежды на исход кампании — огромный республиканский Слон давит двухголового демократического тигра, причем на месте погонщика улыбающийся дядя Сэм. Избранный президентом Хейс отмечал, что Наст был «самой мощной помощью, которую я имел»91. Однако Наст быстро разочаровался в президенте Хейсе, чьей политике южного умиротворения он противостоял.
Благодарная Республиканская партия хотела и в дальнейшем рассчитывать на талант Наста и через агентство сенатора Чандлера его решили наградить суммой в 10 тыс. долл., однако художник отказался92. Наст сильно дорожил признанием со стороны публики и был очень тронут, когда ветераны Союза подарили ему армейскую серебряную фляжку в знак благодарности, как подчеркивалось, за «патриотическое использование своих редких способностей подлинно народного художника». В карикатуре «Дядя Сэм собирается на отдых»93Наст отразил свое желание отойти от политики.
Смерть издателя еженедельника Ф. Харпера в 1877 г. привела к изменению отношений между Настом и редактором Дж. Кертисом. Его карикатуры появлялись все реже, ему не давали свободы критиковать Хейса и его политику94. С конца 1860-х гг. Наст и Кертис стали часто расходиться во мнениях по политическим вопросам, в частности о роли карикатур в политическом дискурсе. Кертис считал, что мощное оружие карикатуры должно быть зарезервировано против демократов, и не одобрял карикатуры Наста, в которых тот нападал на республиканцев, таких как К. Шурц или Ч. Самнер, выступавших против политики администрации У. Гранта95. Наст сказал о Кертисе: «Когда он нападает на противника, кажется, что он извиняется за свой поступок. Я же стараюсь попасть врагу между глаз и сбить его с ног». Популярность Наста начала падать. В «Harper’s Weekly» пришли новые карикатуристы: Рейнхардт, Фрост, Роджерс96. Они привнесли новый стиль и новый дух.
Во время президентских выборов 1880 г. Наст чувствовал, что не может поддержать кандидата от республиканцев Дж. Гарфильда из-за его участия в коррупционном скандале с «Креди Мобилье» и не хотел нападать на кандидата от демократов У. Хэнкока, своего личного друга, чья честность вызывала его уважение. В результате, по словам Халлоран, «карикатурам Наста в кампании 1880 г. не хватало страсти»97. Тем не менее он сумел создать негативный образ противника Гарфильда в рядах Республиканской партии Блейна в карикатурах «Рыцарь с плюмажем»98 и «Магнитный Блейн»99. Несмотря на симпатии к Хэнкоку, он заклеймил его как ставленника южан, бывших конфедератов, в таких карикатурах, как «Хозяин и раб»100, «Хвост восхваляет голову»101, «Молчаливое демократическое большинство»102 и других.
В 1884 г. Кертис и Наст согласились, что они не могут поддержать республиканского кандидата Блейна, сторонника высоких тарифов и «системы порчи денег», которого они считали лично коррумпированным103. В многочисленных жестких и остроумных карикатурах Наст высмеивал кандидата в президенты от Республиканской партии: «Крикливый фарс»104, «Серьезные сожаления»105, «Много работы»106, «Рыцарь денежного мешка»107 и других. Наст и Кертис поддержали кандидата от Демократической партии Г. Кливленда, чье требование реформы государственной службы и борьбы с коррупцией было для них привлекательным. Карикатуры Наста, такие как «Реформа без кровопролития»108, «Конвент боссов»109, «Независимая победа»110, во многом помогли Кливленду стать первым демократом, избранным президентом с 1856 г. В этой своей последней национальной политической кампании Наст фактически стал «создателем президентом».
В 1886 г. он окончательно разрывает сотрудничество с «Harper’s Weekly», оно закончилось публикацией рождественской иллюстрации. Журналист Г. Уоттерсон сказал, что «уходя из «Harper’s Weekly», Наст потерял свой форум: потеряв его, «Harper’s Weekly» потерял свое политическое значение»111.
Наст публиковал карикатуры в различных изданиях, но не смог вернуть себе прежнюю популярность. Его техника карикатуры стала рассматриваться как устаревшая, в моду вошли работы Дж. Кепплера112. Проблемы со здоровьем, включая боль в руках, которая беспокоила его с 1870-х гг., повлияли на его работоспособность.
В 1892 г. он взял под свой контроль обанкротившийся журнал «New York Gazette» и переименовал его в «Nast’s Weekly». Теперь, вернувшись к поддержке республиканцев, Наст использовал свой еженедельник для публикации своих карикатур в поддержку Б. Гаррисона на пост президента. Журнал не имел большого влияния и прекратил публикацию через семь месяцев113.
Провал «Nast’s Weekly» оставил художника с немалыми финансовыми проблемами. Он получил несколько заказов на картины маслом и рисовал книжные иллюстрации. В 1902 г. сам Наст пытался получить консульскую должность в Западной Европе. Хотя вакантной должности не было, президент Т. Рузвельт, большой поклонник художника, предложил ему должность генерального консула в Гуаякиле114. Наст принял эту должность и отправился в Эквадор 1 июля 1902 г. Во время вспышки желтой лихорадки он остался на работе, помогая многочисленным дипломатическим миссиям избежать заражения. Наст заразился этой болезнью и умер 7 декабря того же года. Его тело было возвращено в Соединенные Штаты, где было захоронено на кладбище Вудлон в Бронксе (штат Нью-Йорк).
За свою долгую карьеру Томас Наст нарисовал более 3 тыс. карикатур и иллюстраций, в том числе более 2200 для «Harper’s Weekly», большинство из них появились в 1862—1886 гг. Своей активной поддержкой кандидатов-республиканцев на шести президентских выборах в период с 1864 по 1884 г., приведших к их победе, он заслужил прозвище «создатель президентов». Художник эффективно использовал тонкий юмор, гротеск, аллюзии, аллегории, символизм и стереотипизацию для создания ярких, запоминающихся образов, отражающих его взгляды на политику и общество. Он заложил основы нового стиля в американской карикатуристике.
Карикатуры Томаса Наста
Примечания
- Halloran F.D. Thomas Nast: The Father of Modern Political Cartoons. Chapel Hill (N.C.), 2012.
- Forbes B.D. Christmas: A Candid History. Oakland (Calif.), 2008. P. 89.
- Dewey D. The Art of 111 Will: The Story of American Political Cartoons. N.Y., 2007. P. 1418.
- Paine A.B. Thomas Nast: His Period and His Pictures. N.Y., 2018.
- Vinson J.C. Thomas Nast: Political Cartoonist. Athens (Ga.), 2014.
- Halloran F.D. Op. cit.
- Adler J., Hill D. Doomed by Cartoon: How Cartoonist Thomas Nast and the «New York Times» Brought Down Boss Tweed and His Ring of Thieves. N.Y., 2008.
- Nast T. Thomas Nast: Cartoons and Illustrations. N.Y., 1974; Idem. Thomas Nast’s Christmas Drawings. N.Y., 1978; Idem. Thomas Nast Cartoons: [Classic Anthology]. N.Y., 2010.
- Paine A.B. Op. cit. P. 12—13.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 3.
- Paine A.B. Op. cit. P. 29.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 26.
- Mott F.L. A History of American Magazines: in 5 vols. Cambridge, 1930—1968. Vol. II. P. 471.
- Алентьева Т.В. Американская журналистика в первой половине и середине XIX века. Курск, 2008. С. 73—74.
- Harper’s Weekly. 1858. April 24.
- Vinson J.C. Thomas Nast and the American Political Scene // American Quarterly. 1957. Vol. 9. No. 3. Autumn. P. 337.
- Paine A.B. Op. cit. P. 36.
- Ibid. P. 69.
- Цит. по: Ibid. P. 75.
- New York Illustrated News. 1861. March 23.
- Алентьева Т.В. Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века (1800—1877). СПб., 2020. Р. 239.
- Paine A.B. Op. cit. P. 84.
- Harper’s Weekly. 1864. September 3.
- Harper’s Weekly. 1864. November 2.
- Harper’s Weekly. 1864. November 12.
- Алентьева Т.В. Разящее оружие смеха… С. 317.
- Paine A.B. Op. cit. P. 69.
- Vinson J.C. Thomas Nast and the American Political Scene. P. 339.
- Harper’s Weekly. 1866. September 1.
- Harper’s Weekly. 1867. January 12.
- Harper’s Weekly. 1874. October 24.
- Harper’s Weekly. 1874. October 10.
- Так конфедераты позиционировали после войны свое участие в ней.
- Harper’s Weekly. 1867. April 13.
- Harper’s Weekly. 1867. March 30.
- Подробно проблема продажи Аляски освещена в книге: Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски, 1834—1867. М., 1990. С. 204—220.
- Harper’s Weekly. 1867. April 20.
- Засурский Я.Н. Печать и литература Соединенных Штатов Америки в годы гражданской войны // К столетию гражданской войны в США / Под ред. А.В. Ефимова, Л.И. Зубока; введ.: А.В. Ефимова. М., 1961. С. 493—496; Сатира времен Гражданской войны в США. М., 1966. С. 3—10.
- Засурский Я.Н. Указ. соч. С. 496—499.
- Pfueger L.Е. Thomas Nast: Political Сartoonist. N.Y., 2000. Р. 116; Pohl F.K. Framing America: A Social History of American Art. N.Y., 2008. P. 227.
- Brooklyn Daily Union. 1867. December 5; Spirit of the Times. 1867. December 16.
- Futch O. Prison Life at Andersonville // Civil War History. 1962. Vol. 8. No. 2. P. 121—135.
- New York Dispatch. 1868. January 5.
- Алентьева Т.В. Разящее оружие смеха… С. 324—325.
- New York Times. 1867. December 5.
- New York Citizen. 1867. December 7.
- New York Evening Express. 1867. December 5.
- The Worchester Daily Spy. 1868. October 16.
- Reaves W.W. Thomas Nast and the President // The American Art Journal. 1987. Vol. XIX. No. 1. Winter. P. 61.
- Harper’s Weekly. 1868. September 19.
- Harper’s Weekly. 1868. October 31.
- Harper’s Weekly. 1868. August 8.
- Vinson J.C. Op. cit. P. 339.
- Reaves W.W. Op. cit. P. 60.
- Harper’s Weekly. 1871. June 24.
- Harper’s Weekly. 1872. January 20.
- Harper’s Weekly. 1872. July 13.
- Harper’s Weekly. 1872. September 21.
- Reaves W.W.Op. cit. P. 65.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 33.
- Harper’s Weekly. 1871. September 30.
- Benjamin J. Thomas Nast and the Public School of the 1870s // History of Education Quarterly. 2005. Vol. 45. No. 2. P. 171—206.
- Harper’s Weekly. 1871. September 2.
- Harper’s Weekly. 1871. April 22.
- Права гражданства они получили только в 1924 г.
- Harper’s Weekly. 1874. March 14.
- Алентьева Т.В. Борьба с коррупцией в Нью-Йорке // Новая и новейшая история. 2018. № 6. С. 3—16.
- Согрин В.В. Исторический опыт США. М., 2010. С. 291—292.
- Harper’s Weekly. 1871. October 21.
- Dewey D. Op. cit. P. 201.
- Harper’s Weekly. 1871. August 19.
- Harper’s Weekly. 1871. November 11.
- Намек на патронаж и коррупцию.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 132.
- Ibid. Р. 119.
- Brooklyn Eagle. 1872. January 23.
- Boston Gazette. 1872. May 12.
- Brooklyn Eagle. 1872. May 11.
- Atlantic Monthly. 1872. May 29.
- Pond J.P. Eccentricities of Genius: Memories of Famous Men and Women on the Platform. N.Y., 1900. P. 189.
- Цит. по: Paine A.B. Op. cit. P. 254.
- Ibid. P. 283—285.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 188.
- Harper’s Weekly. 1876. August 12.
- Harper’s Weekly. 1876. July 22.
- Harper’s Weekly. 1876. August 5.
- Harper’s Weekly. 1876. August 26.
- Harper’s Weekly. 1876. October 28.
- Paine A.B. Op. cit. P. 349.
- Vinson J.C. Op. cit. Р. 29.
- Harper’s Weekly. 1877. April 7.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 228—229.
- Paine A.B. Op. cit. P. 216—218.
- Jarmen B. The Graphic Art of Thomas Nast: Politics and Propriety in Postbellum Publishing // American Periodical. 2010. Vol. 20. No. 2. P. 178.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 248.
- Harper’s Weekly. 1880. June 5.
- Harper’s Weekly. 1880. May 8.
- Harper’s Weekly. 1880. October 30.
- Harper’s Weekly. 1880. August 21.
- Harper’s Weekly. 1880. August 28.
- Jarmen B. Op. cit. P. 157—188.
- Harper’s Weekly. 1884. June 28.
- Harper’s Weekly. 1884. September 27.
- Harper’s Weekly. 1884. October 25.
- Harper’s Weekly. 1884. August 30.
- Harper’s Weekly. 1884. April 19.
- Harper’s Weekly. 1884. July 12.
- Harper’s Weekly. 1884. July 19.
- Murrell W.Nast, Gladiator of the Political Pencil // The American Scholar. 1936. Vol. 5. No. 4. Autumn. P. 485.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 272.
- Paine A.B. Op. cit. P. 540.
- Halloran F.D. Op. cit. P. 278.