Коррупция и борьба с ней в отражении политической карикатуры в конце 1860-х — начале 1870-х годов

Е. В. Илюхина
В статье рассматривается, как американская политическая карикатура реагировала на проблему коррупции. В центре внимания авторов - знаменитый коррупционный скандал, связанный с политической штаб-квартирой демократов - Таммани и ее лидером У.М. Твидом. Наибольший вклад в разоблачение коррупционной деятельности так называемого «кольца Твида» внес известный карикатурист Томас Наст. Итогом стало разоблачение коррупционеров и наказание их лидера.

Все время пребывания Улисса С. Гранта на посту президента страну сотрясали политические и коррупционные скандалы. Первый из нескольких скандалов, которыми было отмечено правление Гранта, произошел, когда нечистоплотные финансисты Джей Гульд и Джим Фиск, используя контакты в правительстве для тайного сохранения золота, взвинтили цены на него. Они распродали золото как раз незадолго до того, когда Грант понял, что происходит, и приказал продавать золото из федеральных запасов в «Черную пятницу» 24 сентября 1869 г. Сотни инвесторов понесли тяжелые убытки. Еще больший скандал сопровождал строительство Тихоокеанской железной дороги, когда в коррупции оказался замешанным даже вице президент. С 1868 по 1872 г. «Юнион Пасифик» израсходовала на взятки конгрессменам 400 тыс. долл., с 1875 г. ей приходилось тратить на эти же цели по 500 тыс. долл. ежегодно. «Палата представителей подобна залу аукциона, — писал конгрессмен из Огайо, — где ударом молотка спикера распределяются более ценные вознаграждения, чем где бы то ни было на земле»1.

Карикатура Д. Дефореста «Эри, или Смазанный маслом шест. Новая и забавная игра»2 была посвящена железнодорожным войнам. Владелец железной дороги Эри Джеймс Фиск соскользнул на землю после неудачной попытки взобраться на смазанный маслом столб. Монеты и купюра с надписью «Эри» выпадают из его карманов.

Среди людей, которые насмехаются над его затруднительным положением, Корнелиус Вандербильт, который на протяжении 1868 и 1869 гг. безуспешно пытался захватить контроль над Эри, покупая его акции. Карикатура поясняла, что биржевая игра чревата неожиданностями и что, будучи на верху положения, можно легко соскользнуть вниз.

Карикатура «Статуя открыта», опубликованная фирмой «Курьер и Айвз», была посвящена другому барону-разбойнику Корнелиусу Вандербильту.

The statue unveiled( Статуя открыта )

The statue unveiled

Источник: Currier & Ives, c1869.

В 1869 г. он безуспешно пытался взять под контроль железную дорогу Эри Джеймса Фиска, выкупив ее акции. Вот он стоит, как Колосс Родосский, на перекрестке Нью-Йоркской Центральной и Гудзонской железных дорог, которыми он владел. Он поливает железнодорожные пути водой из шланга, который прикреплен к гидранту. Он также держит кнут и поводья лошади. Пароход на заднем плане символизирует его коммерческие судоходные интересы. Слева миниатюрный Фиск поливает свою собственную линию, Эри, используя ведро и ручной насос, с завистью глядя на своего конкурента.

Еще одна карикатура, «Великая гонка за западными ставками»3, опубликованная той же фирмой, также была посвящена борьбе этих конкурентов. Карикатура изображает соперничество Корнелиуса Вандербильта и Джеймса Фиска в попытке взять контроль над транспортом Нью-Йорка. В течение 1868 и 1869 гг. эти два человека боролись за контроль над железной дорогой Эри.

Здесь Вандербильт оседлал свои две железные дороги, «Гудзон-Ривер» и «Нью-Йорк Сентрал», увещевая своего конкурента: «Ну, тогда, Джим, не шутите, вы знаете, что будет!» Карликовый Фиск, сидящий верхом на дороге Эри, отвечает пожеланием гибели конкурента: «Пусть они разорвут коммодора!»

Железнодорожная война в Нью-Йорке велась самыми агрессивными методами. Вандербильт не ограничился скупкой акций Эри (с целью получения контрольного пакета), он нанял для нападения на ее поезда отпетых негодяев. Однако Фиск и его компаньон Гульд не сдавались. Подкупив законодательные власти соседнего штата Нью-Джерси, они осуществили незаконную дополнительную эмиссию акций, на скупку которых у Вандербильта сил уже не хватило. А для защиты поездов и мостов Гульд не поскупился приобрести списанные армейские пушки и создать специальную боевую флотилию. Эта долгая война, которая вошла в историю американского бизнеса как «битва за Эри», закончилась компромиссом. Вандербильт потерял всего 1,5 млн долл., а Фиск и Гульд сохранили контроль над железной дорогой, поставленной на грань банкротства4.

В период бурного железнодорожного строительства, промышленной лихорадки, начавшейся по завершении Гражданской войны, путем разного рода сделок и махинаций создавались крупные состояния. Любителей половить рыбку в мутной воде было немало, так же как и нажиться на подвернувшейся конъюнктуре.

В 1871 г. «Нью-Йорк таймс» с помощью карикатуриста Томаса Наста разоблачает мошенническую группу политиков «Кольцо Твида», в которую входили самые влиятельные чиновники города и штата, включая губернатора и мэра. С 1858 г., а особенно во время Гражданской войны, Уильям Марси Твид (1823-1878) становится безраздельным лидером организации демократической партии штата Нью-Йорк (Таммани-холла), полновластным хозяином «политической машины» демократов5. С помощью своего окружения Твид не только непосредственно брал огромные взятки за подряды на строительство, выделение земли, «разводнение» акций и т.д. в Нью-Йорке, но и прямо воровал из федеральной казны и бюджета штата и города. Его члены, контролируя частную финансовую поддержку и мошенничая, диктовали свои условия как городу, так и всему штату Нью-Йорк с 1866 г. и растратили огромные суммы. По минимальным оценкам, «шайка Твида» с 1850-х по 1873 г. украла минимум 75 млн долл., по максимальным — 200 млн. Эта беспрецедентная коррупция вызвала волну общественного негодования. Карикатура неизвестного художника «Война ножей Джека»6 была опубликована фирмой «Курьер и Айвз».

The Jack Knife war( Война армейского ножа )

The Jack Knife war

Источник: Currier & Ives

Нью-Йоркская хартия 1870 г., написанная политическим боссом Таммани-Холла У. Твидом и его соратниками, дала им карт-бланш на разграбление городской казны. Эта карикатура высмеивает ту свободу действий, которую получил Твид. На карикатуре он изображен как индеец7. Он поднимает свой томагавк, чтобы обезглавить неизвестного человека, чья голова лежит на пне. На руке у него вытатуирована большая цифра «6»8. Три отрубленные головы уже свисают с пояса Твида. Рядом с ним стоит человек, над которым свисает веревочная петля. За трибуной на заднем плане стоит мэр Нью-Йорка А. Оуки-Холл, который заявляет: «Я монарх всех, кого я назначаю». Новый устав дал Холлу полномочия назначать всех городских чиновников. Губернатор Нью-Йорка Джон Т. Хоффман, рядом с Холлом, кричит: «Спасите меня от моих друзей».

Городской казначей Питер Суини держит ключ и сидит на сундуке, клянясь: «На этом уставе будем строить». Ричард Б. Конноли кладет руку на сумку «Нью-йоркская городская казна» и замечает: «Вновь Ричард стал самим собой»9.

Группа мужчин, включая нескольких нью-йоркских журналистов, стоят вместе слева, как потенциальные жертвы топора Твида. Каждый держит в руках экземпляр своей газеты и произносит комментарии. Джозеф Говард-младший из «Morning Star» (держа в руках бутылку «успокаивающего сиропа»): «Я чувствую… я чувствую себя утренней звездой». М. Марбл из «New York World»: «Я плачу, потому что больше нет мира, который можно потерять». Чарльз Андерсон Дана из «New York Sun»: «Солнце светит. Но, увы! — зря». Редактор «New York Tribune» Хорас Грили и нью-йоркский конгрессмен Джон Морриси обнимаются. Морриси: «Я дрался, играл в карты, но не могу запустить руку в казну». Грили: «Но это и означает бизнес». В течение следующих нескольких лет «команда Твида» уступила место более известному «кольцу Твида» или «шайке Твида», сплоченной группе единомышленников, занятых набиванием своих карманов самыми нечестными способами.

Our System of Feathering Nests Breeds Tweeds All Over the Land( Наша система взращивает Твидов для всей страны )

Our System of Feathering Nests Breeds Tweeds All Over the Land

Источник: Harper's Weekly, 1886


Томас Наст изображал самого Твида как огромную птицу-наседку, высиживавшую миллионы долларов, а его шайку как его птенцов10. Кто же входил в «кольцо Твида»? Его членами были мэр города А. Оуки-Холл («элегантный Оуки»)11, городской регистратор Джордж Барнард12, городской контролер Ричард Б. Конноли («скользкий Дик»)13, Питер Б. Суини («хитрый Суини», «паук Суини», «мозговитый Суини»)14, занимавший пост городского казначея и комиссара департамента парков; комиссаром департамента общественных работ был сам Твид15.

Как отмечает В.В. Согрин, сумма контрактов, получаемых Твидом ежемесячно, превышала 1 млн долл., а доходы его «кольца» превосходили прибыли К. Вандербильта16.

С избранием в 1868 г. на пост губернатора кандидата Таммани Джона Т. Хоффмана «кольцо Твида» стало всемогущим. Эти выборы губернатора, по свидетельству современников, были «обеспечены самым грубым и самым неприкрытым мошенничеством, когда-либо совершавшимся в городе, например незаконной натурализацией иностранцев, ложной регистрацией, двойным и даже тройным голосованием и несправедливым подсчетом голосов»17.

Не случайно на одной из карикатур Т. Наста более позднего периода под названием «Так что вы можете с этим поделать»18 босс Твид изображен в небрежной позе, облокотившись на избирательную урну с надписью «Сила в подсчете». Подпись к рисунку поясняет позицию Твида: «Пока я считаю голоса, что вы можете с этим поделать?»19.

Еще одна яркая карикатура «Проход через универсальное голосование» изображает очередь из голосующих под надзором полицейских.

Going Through the Form of Universal Suffrage( Проход через универсальное голосование )

Going Through the Form of Universal Suffrage

Источник: Harper's Weekly, November 11, 1871

За столом с корзиной вместо избирательной урны стоит улыбающийся Большой Босс вместе с друзьями. На стенах грозные надписи, предупреждающие, что голоса должны быть отданы за демократов. Подпись к рисунку гласит: «Вы имеете свободу голосовать за кого хотите, а мы имеем свободу подсчитать голоса за того, кого мы хотим»20.

Разумеется, у босса Твида было немало сторонников. Так, владелец продемократической газеты «The Sun» считал чрезвычайно важными его заслуги в плане благоустройства Нью-Йорка, не обращая внимания, что любые инициативы сопровождались мздоимством и откровенным грабежом городской казны. Он предложил поставить памятник Твиду. Приверженцы босса ухватились за эту идею, и для этой цели была создана Ассоциация Эдварда Дж. Шендли, полицейского судьи. Множество других известных людей в профессиональных, политических и общественных кругах, среди которых были не только горячие друзья Твида, но и те, кто раньше выступал против него, теперь пытались снискать его расположение. Начался сбор средств, за несколько дней было собрано 8 тыс. долл.21 Наст тут же откликнулся издевательской карикатурой, используя комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь».

The Rehearsal( Репетиция )

The Rehearsal

Источник: Harper's Weekly,

Он изображает Шендли и Твида, репетирующих эту пьесу, где Шендли играет роль Пака. При этом он пытается надеть на Твида ослиную голову. Шендли: «Позвольте мне увековечить вас, босс! » Твид, понимая свою роль: «Я решительно и бесповоротно возражаю против этого. У меня нет недостатка в здравом смысле»22. На стене призыв к сбору средств в фонд будущего памятника. Но Твид на самом деле отказался, заявив, что живым людям не ставят памятники.

Борьбу против коррупции в Нью-Йорке и «шайки Таммани» во главе с Твидом возглавила газета «New York Times», постоянно публикуя разоблачительные материалы. К ее постоянным откровениям были добавлены безжалостные карикатуры раздувшегося толстяка Твида, нарисованные Томасом Настом и опубликованные в еженедельнике Харпера. Карикатуры эти приводили Твида в бешенство: «Мои избиратели не умеют читать, — говорил он, — но они не могут не видеть эти проклятые изображения»23. Твид пытался подкупить редактора «Harper’s Weekly», прибегал к угрозам судебного преследования — ничего не помогало. Насту он предлагал вначале 100 тыс. долл., а затем довел эту сумму до полмиллиона. Но все эти предложения были отвергнуты. Затем последовали угрозы физической расправы, и художнику вместе с семьей пришлось на время перебраться в Морристаун (Нью-Джерси)24.

Карикатуры Наста носили острый юмористический характер, они обыгрывали смешные стороны внешности толстяка Твида, делая ее более выразительной и запоминающейся, и в то же время являлись острой политической сатирой. Его рисунки сразу привлекали внимание общественности и помогли вызвать общественное возмущение, повлияли на общественное мнение в отношении Твида и Таммани. Уильям Твид постоянно изображается непомерно толстым, раздувшимся от спеси и жадности, с мешками денег. А одна из них даже на место головы поместила именно денежный мешок с изображением доллара. И надпись была довольно злой и меткой: «Мозги» 25, как намек на то, что все мысли у Твида только о деньгах.

Особенно выразительна была карикатура, на которой большой палец босса Таммани придавил весь город Нью-Йорк, что называется, «прижал к ногтю». Чтобы у зрителя не было сомнений, чей это палец, на запонке имя — Уильям Твид. Рядом изображен процветающий штат Нью-Джерси26.

Карикатура «Тигр Таммани на свободе»27 изображала эту организацию как погубительницу Республики.

Tammany Tiger Loose( Тигр Таммани вырвался на свободу )

Tammany Tiger Loose

Источник: Harper's Weekly, November 11, 1871

Для остроты восприятия Наст обратился к истории Римской империи, когда на арене цирка дикие звери терзали первых христиан. На рисунке цирк за полнен  зрителями, на  арене  уже  лежат  растерзанные  жертвы,  символизирующие Правосудие и Коммерцию. На переднем плане Тигр (символ Таммани) терзает очередную жертву — молодую женщину, символизирующую Колумбию, лежащую бессильно на разорванном национальном флаге и обрывках текста Конституции. Отброшен ее шлем, сломан ее меч. Сама она гибнет под лапами ужасного, оскалившегося в злобном удовлетворении зверя.

На главной трибуне выделяется жирное тело Твида с императорскими регалиями, позади него штандарт с надписью «spoils»28. Он и его сподвижники с удовлетворением смотрят на кровавое зрелище. И карикатурист задает вопрос: «И что вы с этим будете делать?»

Выборы 1871 г. значительно ослабили «кольцо Твида», в результате голосования многие кандидаты Таммани оказались неизбранными, за исключением самого Твида, осыпавшего своих избирателей щедрыми подарками. Знаменательной в этом плане явилась карикатура «Победа над коррупцией!»29. На ней Дева Колумбия с торжеством показывает на избирательную урну, под которой оказался погребенным и раздавленным «большой босс» Таммани.

На заднем плане торжествующие избиратели смотрят на подсчет голосов, показывающий победу республиканцев. После выборов 1871 г. против Твида и его союзников было выдвинуто множество обвинений в мошенничестве, подделке документов и воровстве. Новая карикатура Наста «Над чем ты смеешься? Победителю достаются трофеи»30 изображала Твида в виде полководца Мария на развалинах побежденного города.

В руке его сломанный меч, одна нога перебинтована, на обнаженной груди медальон с изображением тигра. Здоровой рукой он опирается на пустой вскрытый сейф с надписью «Городская казна». Глаза Твида совершенно безумны, а на челе красуется терновый венец. Вокруг валяются сапоги и другая обувь, в спешке брошенная его командой. Позади на стене надпись: «Команда Таммани разбита».

Естественно, что члены «шайки Твида» готовы были свалить всею вина на Босса. Этому как раз посвящена еще одна забавная двойная карикатура Т. Наста31 . На первой из них читатель «New York Times» с газетой в руках спрашивает у Твида и его соратников по поводу одной из подставных компаний подрядчиков: «Кто глава компании Ингерсолла?». На что сам Интерсолл, давний друг Твида, указывает рукой на Босса, за спиной которого прячется огромное количество чиновников-коррупционеров, также нечистых на руку.

Two Great Questions( Два отличных вопроса )

Two Great Questions

Источник: Harper's Wekly, August 19, 1871

Нижняя карикатура еще более зло бичует «шайку Твида». Все они выстроились в кружок во главе с Боссом. И на вопрос: «Кто украл народные деньги?», каждый указывает пальцем на соседа32.

Постоянные разоблачения журналистов из «New York Times» грозили членам шайки Твида нешуточными неприятностями. Не случайно на следующей карикатуре Томас Наст изобразил их изрядно похудевшими, резко сбросившими жирок, с понурыми лицами, уверявшими, что они ни в чем невиновны, а «New York Times» в качестве передовой поместила еще одну карикатуру на крушение «кольца Твида»33.

Организация Таммани постоянно поддерживала демократическую партию, но даже среди ее членов росло негодование против ничем не прикрытой коррупции и мошенничества Таммани. Против Твида выступил его однопартиец, председатель Комитета демократов штата Нью-Йорк Сэмюэл Тилден, бывший вначале соратником Твида, но разочаровавшийся в нем34.

Активно боровшийся против коррупции в Таммани, он добился нового судебного разбирательства. Собственно с разоблачений махинаций У. Твида началась бурная политическая карьера Тилдена как непримиримого борца с коррупцией. 28 октября 1871 г. Твид был арестован, но освобожден под залог в 1 млн долл.35 В ноябре этого же года он был переизбран в сенат штата, но не смог занять там свое место, так как следовал новый суд. Кроме того, его лишили поста руководителя Таммани. 16 декабря был снова арестован по уголовному обвинению в мошенничестве, но был освобожден под залог, на этот раз в 5 млн долл.

Наст откликнулся на это карикатурой, в которой утверждал, что нет такой тюрьмы, в которую можно упрятать Твида36. Казалось, что Твид просто смеется над правосудием и доказывает всем, что и суд и полиция у него в руках, что вызвало настоящий гнев Наста, и тем более росло количество карикатур, обличающих Твида, как в карикатуре «Арест Твида. Еще одна шутка»37.

Довольно зло Наст изображал теперь Твида исключительно в арестантской одежде, чтобы доказать неизбежность кары. Второй суд приговорил Твида к 12 годам тюрьмы, но апелляционный суд сократил срок до одного года, и в 1875 г. Твид вышел из-за решетки, но тотчас был арестован снова: штат вчинил ему гражданский иск о возмещении убытков. Карикатуры Наста убеждали, что и на такого влиятельного политикана и коррупционера все же найдется управа.

Твид снова попал в тюрьму, однако ему удалось бежать из-под стражи. Он поступил матросом на торговое судно и уплыл на Кубу, а оттуда в Испанию. Однако в Испании он был опознан. Благодаря карикатурам Наста его внешний вид был хорошо известен. Твида задержали и выдали американским властям. Остаток жизни Твид провел в тюрьме.

Удар был сокрушительным не только для Твида, но и для всей его «шайки», а также для партийной организации Таммани, что отразилось в новой карикатуре Томаса Наста «Окончательный удар по Таммани»38.

Tammany Hall's Blow Over( Таммани-Холл взорван )

Tammany Hall’s Blow Over

Источник: Paine, Albert Bigelow Th. Nast: His Period and His Pictures (New York, NY: The Macmillan Company, 1904)

Взрыв общественного негодования разрушил здание Таммани, погребая отдельных коррупционеров под его руинами. Сам босс тяжело ранен и его приводят в чувство ирландец и демократ. Некоторые члены «шайки Твида» безуспешно пытаются удрать с награбленным.

Но, вопреки желаниям республиканцев, Таммани продолжила свою деятельность, пережив своего очередного «большого босса».

Политическая карикатура США внесла важный вклад в разоблачение коррупции и борьбу с ней, демонстрируя силу общественного мнения и могущество сатиры. Однако победить зло коррупции оказалось непростой задачей.

Erie or the greased pole. A new and amusing game( Эри, или Смазанный маслом шест. Новая и забавная игра )

Erie or the greased pole. A new and amusing game

Источник: Crichton & Co., Publishers, New York (1869)

The statue unveiled( Статуя открыта )

The statue unveiled

Источник: Currier & Ives, c1869.

The great race for the Western stakes( Великая гонка за западными ставками )

The great race for the Western stakes

Источник: Currier & Ives (1870)

The Jack Knife war( Война армейского ножа )

The Jack Knife war

Источник: Currier & Ives

Our System of Feathering Nests Breeds Tweeds All Over the Land( Наша система взращивает Твидов для всей страны )

Our System of Feathering Nests Breeds Tweeds All Over the Land

Источник: Harper's Weekly, 1886

What's the Matter?( Так в чём же дело? )

What’s the Matter?

Источник: Harper's Weekly, October 17, 1871

Going Through the Form of Universal Suffrage( Проход через универсальное голосование )

Going Through the Form of Universal Suffrage

Источник: Harper's Weekly, November 11, 1871

The 'BRAINS' that achieved the Tammany victory at the Rochester Democratic Convention( "МОЗГИ", которые обеспечили победу "Таммани" на съезде демократов в Рочестере )

The ‘BRAINS’ that achieved the Tammany victory at the Rochester Democratic Convention

Источник: Harper’s Weekly, October 12, 1871

Under The Thumb( Под ногтём )

Under The Thumb

Источник: Harper's Weekly, August 19, 1871

The Rehearsal( Репетиция )

The Rehearsal

Источник: Harper's Weekly,

The Victory Over Corruption( Победа над коррупцией )

The Victory Over Corruption

Источник: Harper’s Weekly, January 1, 1872

What are You Laughing at? To the Victor Belong the Spoils( Над чем ты смеешься? Победителю достаются трофеи )

What are You Laughing at? To the Victor Belong the Spoils

Источник: Harper’s Weekly, November 25, 1871

Two Great Questions( Два отличных вопроса )

Two Great Questions

Источник: Harper's Wekly, August 19, 1871

No prison is big enough for Boss William Tweed( Нет такой тюрьмы, в которую бы уместился Твид )

No prison is big enough for Boss William Tweed

Источник: Paine, Albert Bigelow Th. Nast: His Period and His Pictures (New York, NY: The Macmillan Company, 1904)

Arrest Of 'Boss' Tweed - Another Good Joke( Арест "Босса" Твида - Ещё одна хорошая шутка )

Arrest Of ‘Boss’ Tweed — Another Good Joke

Источник: Harper's Weekly. Nov. 18, 1871.

Примечания

  • Алентьева Т.В., Филимонова М.А. США в новое время: общество, государство и право. Часть 2. 1800-1877 гг. Курск, 2009. С. 173.
  • Erie or the greased pole. A new and amusing game. URL: http://www.loc.gov/pictures/collection/app/item/2008661709 (дата обращения: 21.01.2020).
  • The great race for the Western stakes 1870. URL:  http://www.loc.gov/pictures/collection/app/item/2003656591 (дата обращения: 23.01.2020).
  • Корнелиус Вандербильт. URL: http://latino-america.ru/central_america/honduras/cornelius_vanderbilt.html (дата обращения: 24.01.2020).
  • Алентьева Т.В. Борьба с коррупцией в Нью-Йорке // Новая и новейшая история. 2018. №6. С. 3-16.
  • Свое название Таммани получила от имени индейца Тамманенда.
  • Намек на номер пожарной компании «Америкус», или «Большая шестерка», которую Твид возглавлял в свое время.
  •  Эту фразу произносит Ричард III в адаптации шекспировской пьесы, сделанной в начале XVIII в. актером Колли Сиббером. Полностью фраза звучит так: «Вновь Ричард стал самим собой. Прочь, совесть!»
  • Dewey D. The Art of 1ll Will. The Story of American Political Cartoons. N.Y, 2007. P. 201.
  • Позднее Холл трижды привлекался к суду, но был оправдан.
  • В 1872 году он по суду импичмента был снят с должности судьи.
  • Был привлечен к суду в 1872 г., но бежал за границу и умер в Париже.
  • В 1872 г. выехал в Канаду. Затем, вернувшись в Нью-Йорк, внес в городскую казну 400 тыс. долл. как плату за прощение.
  •  Gallow A.B. Jr. The Tweed Ring. N.Y., 1965. P. 28-29.
  • Согрин В.В. Исторический опыт США. М., 2010. С. 291-292; Он же. Политическая история США. М., 2011. С. 171.
  • Baida P. The Corrupting of New York City // American Heritage. Dec. 1986. Vol. 38. Issue 1. URL: https://www.americanheritage.com/corrupting-new-york-city (дата обращения: 10.03.2020).
  •  That’s What’s the matter. URL: https://etc.usf.edu/clipart/67400/67414/67414_ball_box.htm (дата обращения: 15.02.2020).
  • Harper’s Weekly. Oct. 7, 1871.
  • Harper’s Weekly. Nov. 11, 1871; Adler J., Hill D. Doomed by Cartoon: How Cartoonist Thomas Nast and the New York Times Brought Down Boss Tweed and His Ring of Thieves. N.Y., 2008.
  • Myers G. History of Tammany Hall. N.Y., 1917. Р. 233.
  • URL: https://fcit.usf.edu/project/september-27-thomas-nast (дата обращения: 10.03.2020).
  • Halloran F.D. Halloran F.D. Thomas Nast: The Father of Modern Political Cartoons. Chapel Hill, 2012. P. 132.
  • Ibid. Р. 119.
  • Harper’s Weekly. Oct. 21, 1871.
  • Harper’s Weekly. Aug. 19, 1871.
  • Harper’s Weekly. Nov. 11, 1871; Dewey D. Op. cit. P. 203.
  • Намек на патронаж и коррупцию.
  • Harper’s Weekly. Jan. 1, 1872.
  • Harper’s Weekly. Nov. 25, 1871; Dewey D. Op. cit. P. 202.
  • Dewey D. Op. cit. P. 200.
  • Harper’s Weekly. Aug. 19, 1871.
  • Harper’s Weekly. Sept. 30, 1871; New York Times. Aug. 18, 1871.
  • New York Times. July 7, 1876.
  • New York Times. Oct. 28, 1871.
  • Boss Tweed is Too Big for Prison. URL: https://etc.usf.edu/clipart/67400/67436/67436_tweed_pris.htm (дата обращения: 3.03.2020).
  • Harper’s Weekly. Nov. 18, 1871.
  • Tammany Hall’s Blow Over. URL: https://etc.usf.edu/clipart/67400/67430/67430_tamm_hall.htm (дата обращения: 5.03.2020).