Великобритания и гражданская война в США: Восприятие по обе стороны Атлантики в карикатурах
Карикатура всегда была мощным пропагандистским оружием. Используя юмор, сатиру, гротеск, она позволяла доходчивым образом представить сложные события не только внутренней, но и международной жизни. Юмор являлся оружием, направленным против врага. Одновременно он позволял снять напряжение, создаваемое сложными перипетиями международной жизни и испытаниями военного времени. Карикатура исправно служила в качестве наиболее массового и доходчивого канала пропагандистского воздействия на общественное мнение. Она была сатирическим комментарием злободневных событий благодаря массовым тиражам печатных изданий, достигавшим широких слоев населения. В силу своей образности она могла, опираясь на сложившиеся стереотипы, национальные символы и мифы, создавать новые, внедряя их в массовое сознание. Таким образом она способствовала не только конструированию образа «другого», но и созданию в обществе поддержки определенного внешнеполитического курса1.
Наиболее яркие карикатуры в XIX столетии появлялись на страницах американского еженедельного издания «Харперс Викли» и английского иллюстрированного издания «Панч». «Харперс Викли» начал издаваться в Нью-Йорке в 1857 г. Его создателем стал младший из четырех братьев-книгоиздателей Ф. Харпер. В составе редакции было несколько профессиональных художников: Твэйтс, Хоппин, Хичкок, Хомер и Фредерикс. Тираж издания вырос с 75 тыс. в мае 1857 г. до 99 тыс. в октябре 1859 г. В 1862 г. главным редактором стал Дж. Кэртис, а Т. Наст ведущим художником, что превратило журнал в основное республиканское издание2.
«Панч» — британский еженедельный сатирический журнал, издававшийся с 1841 г. Был основан Г. Мэйхью и Э. Ланделлсом. Первоначально журнал назывался «Лондонский Шаривари» в подражание французскому изданию, но затем решено было присвоить журналу имя сатирического кукольного персонажа Панча. В издании принимали участие художники М. Фостер, Дж. Тенниел и Э. Рид. Начав с 4 тыс. экз., в 1850-е г. «Панч» достиг тиража в 165 тыс.3
Карикатуристы обеих стран активно прибегали к таким ставшим общепринятыми символам, как Джон Буль и дядя Сэм, Британия и Колумбия, часто использовали национальную символику, связанную с флагами и гербами, геральдическими знаками.
Уже в начале сецессии 1860—1861 гг., предшествовавшей Гражданской войне Севера и Юга, стало очевидно, что Англия и Франция активно выступают в поддержку мятежных рабовладельцев. Английская аристократия, относившаяся с осуждением к американской демократии, купечество, судовладельцы, фабриканты, ориентированные на торговлю хлопком, основные поставки которого шли с американского Юга, благожелательно относились к сецессионистам и готовы были оказать им поддержку. Это ярко отразил Томас У. Стронг в карикатуре «Маленькая пастушка Бо и ее глупые овцы». На ней США были представлены в виде персонажа известной детской песенки пастушки Бо, одетой в платье цветов американского флага. За ее спиной орел (геральдический символ страны) наблюдает, как 7 овечек (отделившиеся штаты), преследуемые волками (символ Англии и Франции), удаляются в пальмовую рощу (символ Южной Каролины, которая стала инициатором сецессии). Волки заявляют: «Мы с удовольствием сгложем их кости» (намек на планы Англии и Франции подчинить себе отделившиеся штаты). Пастушка говорит собаке, изображающей действующего президента Бьюкенена: «Ищи их, Бак! И верни их! Жаль, нет старины Гикори (намек на Э. Джексона, в свое время не допустившего раскол Союза). Он бы их вернул»4.
Двенадцатого апреля 1861 г. мятежники атаковали и захватили федеральный форт Самтер, прикрывавший вход в бухту Чарлстона. Это событие стало началом долгой и кровопролитной Гражданской войны. Конгресс отделившихся штатов, собравшийся в Монтгомери, обратился с призывом к европейским державам организовать интервенцию в поддержку конфедератов. Южные сепаратисты приняли решение направить в европейские державы миссии с целью добиться дипломатического признания Конфедерации и получить военную и экономическую помощь. Правящие круги Великобритании не скрывали удовлетворения, наблюдая, как разваливается на части страна, которая ранее являлась британской колонией, как огромная часть этой страны готова стать ее аграрно-сырьевым придатком. Англию вполне устраивал развал американского государства, это было в ее геополитических интересах. В отчетах российских дипломатов подчеркивалось, что распад США нарушит сложившийся баланс сил в мире, а также, что выигрыш от этого получат Англия и Франция5.
Южане были убеждены, что европейские державы, особенно Англия, незамедлительно признают Конфедерацию и окажут ей всемерную помощь. Не сомневались в этом и в северных штатах, что отразилось в карикатуре, изображающей Англию в виде неразумного ребенка, вскармливающего золотыми монетами змею (символ Южной Конфедерации) с надписью «мятеж». Карикатура прямо указывала на финансовую помощь южанам со стороны Великобритании6.
Тринадцатого мая 1861 г. правительство Пальмерстона выступило с «Королевской прокламацией о нейтралитете». Великобритания фактически признавала Юг воюющей стороной, что являлось первым шагом на пути политического и дипломатического признания мятежной Конфедерации. Вслед за Англией в июне объявило о нейтралитете и французское правительство. Приняв декларацию о нейтралитете, английское правительство направило к берегам Америки военные корабли якобы для защиты британского судоходства. Дж. Рассел объявил в английском парламенте, что южные штаты будут признаваемы воюющей стороной, а их каперские действия на море — законными.
Американская карикатура, созданная Ньюменом, под названием «Нейтралитет Джона Буля — тонкое различие» высмеивала нейтралитет Англии, на самом деле активно поддерживавшей пиратские действия Конфедерации на море. На карикатуре представленный с головой быка, в цилиндре, Джон Буль размышляет: «Прекрасно, Семмс (намек на конфедератского капитана), жарь! Избавься от этих чертовых янки». В его глазах — символ фунта стерлингов, в руках бумажные деньги, под мышкой зажат меч. Подпись внизу, отражающая еще одну реплику Джона Буля, гласит: «Еще несколько пиратов на море, и я заполучу обратно всю морскую торговлю»7.
Задачей английских карикатуристов являлось доказать общественному мнению, что Великобритания тщательно придерживается нейтралитета в отношении Гражданской войны в США. Тенниел в карикатуре «Нейтралитет Джона Буля» стремится показать абсолютное равнодушие Англии к североамериканским делам, пока они не затронули непосредственно ее интересы. На карикатуре представлена следующая сцена. Мимо лавки Джона Буля проходят два персонажа, символизирующие Север и Юг, они абсолютно похожи, только в одежде Севера есть символика американского флага, а Юг выглядит более оборванным. Джон Буль приказывает им выбросить заготовленные ими камни. Он говорит: «Гляньте-ка сюда, парни! Мне плевать на весь ваш шум, не стоящий и двух пенсов. Но если вы разобьете мне окна, я вас поколочу обоих!»8.
Англия внимательно следила за тем, чтобы в результате объявленной Соединенными Штатами блокады Конфедерации не было нанесено ущерба английской торговле хлопком. Потребность Англии в этом товаре была велика, что отразилось в американских карикатурах. Карикатура «Дядя Сэм и Джон Буль» изображала страдающего от недостатка хлопка Джона Буля больным, с загипсованной ногой и костылем рядом, да вдобавок и пьяным. Бедняга говорит в адрес дяди Сэма: «Он не хочет, чтобы его старания пошли насмарку — он не хочет погибнуть — и не хочет отказаться от восстановления Союза, хотя я ему повторял снова и снова, что это бесполезно. Что за скоты, эти янки! Фу!» В руках он мнет газету «Геральд». Дядя Сэм в виде могучего кузнеца перековывает заново кольцо с надписью «Союз»9.
Другая американская карикатура высмеивала равнодушие Англии к проблеме рабства. Официально Великобритания осуждала рабство и активно вела борьбу против африканской работорговли. В условиях войны Севера и Юга, когда симпатии английских правящих кругов оказывались на стороне южан, проблема рабства отходила на второй план. Карикатура называлась «Логика Джона Буля, или Британское постоянство». На ней в умоляющей позе с цепями на руках изображен стоящий перед Джоном Булем коленопреклоненный негр-раб. Сзади него висит объявление об аукционе рабов, устраиваемом Дж. Булем и Дж. Дэвисом. Джон Буль говорит рабу: «То, что я говорил несколько лет назад, ничего не значит ни здесь, ни там. Неужели ты думаешь, что я был честен, когда говорил такому парню, как ты: “человек и брат мой”»10.
Совершенно по-разному отреагировали американские и английские карикатуристы на известный дипломатический инцидент с «Трентом». На этом английском торговом корабле были арестованы американскими федеральными военными властями эмиссары южан Мэсон и Слайделл. Английский министр иностранных дел Рассел потребовал выдачи эмиссаров Конфедерации в семидневный срок, угрожая разрывом дипломатических отношений. Английский флот был приведен в состояние боевой готовности, в Канаду были направлены дополнительные войска.
Американская карикатура Ховарда на инцидент с «Трентом» представляла ситуацию в виде ломбарда Наполеона III и Джона Буля. В него пришли эмиссары южан Мэсон и Слайделл. Они готовы сдать в заклад тюки с надписями «южная независимость» и «рыцарство», а также сапоги лидера Конфедерации Дэвиса в обмен на золото11.
Английская карикатура Тенниела на инцидент с «Трентом» обыгрывала одну из историй американца Дэйви Крокетта. В ней в самом смешном виде — в образе енота, сидящим на дереве изображен президент Линкольн. В этом образе обыгрывалась многозначность слова «енот» (coon) в английском языке, так как можно было применить и другие его значения: пройдоха, а также негр. Персонажи на карикатуре обменивались репликами. Енот: «Ты целишься в меня, полковник?» Джон Буль: «Да». Енот: «Не стреляй! Я спускаюсь». Карикатура высмеивала президента США за его готовность уступить требованиям Англии12.
Несмотря на явное давление Англии и Франции, их финансовую и материальную поддержку Конфедерации, Линкольн настойчиво продолжал свою политику войны до победы, до восстановления разрушенного Союза.
Американская карикатура «Дядя Сэм защищает свою собственность от посягательств кузена Джона» должна была показать, что Англия заинтересована в американском хлопке, но она его не получит, поскольку Линкольн объявил о блокаде южных портов. На карикатуре дядя Сэм в форме янки выпроваживает с хлопкового поля Джона Буля в форме конфедерата и говорит ему: «Джон, ты потерял принцип невмешательства, я тебе его верну». Джон Буль держит в одной руке куст хлопчатника, в другой — дубинку с надписью «невмешательство». На его ногах пушечные стволы, на которых написано «Армстронг» (намек на то, что на английских верфях строились суда для Южной Конфедерации). На заборе изображен петух, символизирующий Наполеона III. На заднем плане — огородное пугало с повешенными конфедератами: генералом Борегаром и Дж. Дэвисом13.
Английская карикатура на Гражданскую войну в США была призвана показать, что при невмешательстве Англии в американские дела у нее есть альтернатива — заменить американский хлопок на индийский. На карикатуре Тенниела Джон Буль говорит склонившемуся в поклоне индусу: «О! Если этим двоим нравится драться больше, чем их бизнес, я займусь своими делами в другой лавочке»14.
В Лондоне и Париже не спешили с прямым вмешательством в американские дела, следя за дальнейшим развитием событий и надеясь на успехи южан. В то же время Англия снабжала Конфедерацию военными материалами и финансами.
Важнейшим событием Гражданской войны в США было подписание Линкольном Прокламации об освобождении рабов 22 сентября 1862 г. Карикатуристы обеих стран не преминули откликнуться на это событие. Американская карикатура Т. Наста изображала Линкольна в виде дровосека, готового срубить дерево с надписью «Рабство», на верхушке которого в виде бродяги прячется Дж. Дэвис. Линкольн говорит ему: «Если ты немедленно не слезешь, я срублю это дерево вместе с тобой»15. Британцы отнеслись к линкольновской Прокламации об отмене рабства неоднозначно. Многие из них полагали, что она возбудит в южных рабах ненависть к их хозяевам и подвигнет их «на кровавые и разрушительные восстания». «Таймс» писала: «Не приведет ли царствование последнего президента к ужасным убийствам белых женщин и детей, которые неизбежно последуют после освобождения черной расы на Юге?
Имя Линкольна <…> будет заклеймено среди потомков в реестре чудовищных монстров, среди убийц и палачей подобного сорта»16.
Эту антилинкольновскую направленность официальной английской пропаганды отмечал Генри Адамс, секретарь своего отца, бывшего в то время послом в Англии: «По одному поводу в Лондоне особенно выходили из себя; там придумали себе некое чудище в образе Авраама Линкольна. Рядом с ним поместили другого дьявола, еще чернее, насколько это было возможно, и назвали его Сьюардом. В своем злобном отношении к этим двум лицам английское общество просто не знало меры: оно безумствовало»17.
Не случайно английские карикатуристы постоянно клеймили нарушение, по их мнению, демократии со стороны президента Линкольна, не принимая во внимание, что в стране шла жестокая Гражданская война. На английской карикатуре Тенниела Линкольн изображен в виде бармена за стойкой, смешивающим коктейли под названием «нью-йоркская пресса». Он переливает из шейкера с надписью «поражение» в другой, с надписью «победа», содержимое бутылок на стойке. Надписи на бутылках: «Болтовня», «Чепуха», «Хвастовство»18. Автор карикатуры имел в виду распоряжение американского президента о закрытии типографии «Нью-Йорк Уорлд» и «Нью-Йорк Джорнэл оф Коммерс» за публикацию ложной информации. Другая английская карикатура Тенниела под названием «Федеральный феникс» изображала президента Линкольна в виде мифической птицы, возникающей из огня. В огне горят поленья с надписью: «Коммерция», «Кредит», «Конституция США», «Свободная пресса», «Хабеас Корпус Акт», «Права штатов»19.
Американские карикатуристы проникались все большей симпатией к президенту Линкольну по мере завершения Гражданской войны. Заслуживает внимания последняя карикатура известного мастера Т. Наста. Она представляет последний визит Линкольна на фронт. На ней президент изображен в виде специального корреспондента газеты и пишет на барабане текст: «Кажется, у нас все хорошо». Когда вышел номер этой газеты, Линкольн был убит20.
На этот раз и британский «Панч» отдал дань уважения этому великому человеку. Рисунок «Британия симпатизирует Колумбии» отражал те чувства, которые испытывали не только в США, но и в Англии в связи с убийством Линкольна. На нем Британия увенчивала лавровым венком убитого Линкольна. У изголовья склонилась в слезах Колумбия, а рядом со смертным одром застыл в отчаянии негр21. Историческая правота Линкольна подтвердилась, когда война закончилась, и Союз был сохранен, а сам он вошел в историю страны как «великий освободитель» — человек, уничтоживший величайшее зло рабовладения.
Карикатура внесла свой весьма важный вклад в формирование отношения общественного мнения двух стран к кровопролитной Гражданской войне. Она была изобретательной, злободневной, доступной для понимания и разящей, как острый меч сатиры.
Примечания
- См.: Журавлева В.И. Понимание России в США: образы и мифы. 1881 — 1914. М., 2012. С. 46-47.
- Mott F.L. A History of American Magazines: In 5 vols. Vol. II. N.Y., 1938. P. 471.
- Rethinking Nineteenth-Century Liberalism: Richard Cobden Bicentenary Essays / Ed. by A. Howe, S. Morgan. L., 2006. P. 81.
- Smith К.М., Gross J.L. The Lines are Drawn: Political Cartoons of the Civil War. N.Y., 1999. P. 17-18.
- Архив внешней политики Российской империи. Ф. 137. Оп. 475. Д. 44. Л. 191—192.
- Harper’s Weekly. November 1, 1862.
- Punch. October 3, 1863.
- Harper’s Weekly. November 8, 1862.
- Vanity Fair. January 30, 1863.
- Harper’s Weekly. November 23, 1861.
- Punch. January 11, 1862.
- Punch. November 16, 1861.
- Harper’s Weekly. October 11, 1862.
- The Times. October 21, 1862.
- Адамс Г. Воспитание Генри Адамса. М., 1988. С. 158.
- Punch. July 26, 1862.
- Ibid. December 3, 1864.
- Harper’s Weekly. April 15, 1865.
- Punch. May 6, 1865.